Владимир Тарнопольский – одна из знаковых фигур современного
музыкального мира, мэтр современной отечественной композиторской школы,
неутомимый просветитель. Его сочинения представлены в афишах крупнейших концертных
залов России и зарубежья, привлекая слушателей утонченной
театральностью и особой философской глубиной. На сцене Камерного зала Филармонии
Владимир Тарнопольский расскажет публике о своём творчестве и о произведениях, которые
вошли в программу концерта. «Я
остановился на аскетичной программе, состоящей из сольных и камерных сочинений,
написанных в самое последнее время, тем более что некоторые из них в России еще
не исполнялись, – объясняет композитор. – Естественно, умонастроения сегодняшнего дня, веяния времени не могли не
отразиться в этой музыке».
Программу представит
ансамбль «Студия новой музыки», основанный
по инициативе Тарнопольского в 1993 году. Состав исполнителей – всего шесть
музыкантов – отвечает замыслу концерта и его символическому названию. «Я предложил название Sotto voce (с итальянского –
«вполголоса»), потому что пространство искусства, на мой взгляд, – это именно
личностный, внутренний мир человека, полностью противоположный миру крика, деклараций
и громких слов, окружающего нас сегодня», – отметил Владимир Тарнопольский.
В большинстве
сочинений, выбранных для концерта, отразились размышления композитора об
актуальных реалиях, в том числе о пандемии и ее последствиях для человечества.
Это касается и обработки знаменитого лютеранского хорала Es ist genug («Довольно») для
фагота соло, и сольной пьесы «Сто лет одиночества» для альта. А сочинение Study of Breath для виолончели соло, которое прозвучит в России впервые,
посвящено памяти друзей композитора, погибших от коронавируса. При этом мотив
дыхания, помимо буквального толкования, обретет в его звуковой ткани и более
глобальный смысл. «Образ дыхания, как и
другая важная для меня идея – спиралеобразного времени, присутствуют во многих
моих работах, в том числе в опере "Когда время выходит из берегов", видеофрагменты
которой будут показаны на концерте», – рассказал композитор.
Также в
программе вечера – первое российское исполнение Judea et Jerusalem, оригинальной обработки
средневекового хорала для саксофона соло, написанной в технике мелизматического
органума эпохи Ars antiqua. А завершит концерт
трио «Отзвуки ушедшего дня» для кларнета, виолончели и фортепиано, вдохновленное
мотивами романа Джеймса Джойса «Улисс»: его сюрреалистически-карнавальный
звуковой мир объединит солистов концерта в театрализованный ансамбль.