Году российского кино – 2016 «Все грани музыки». Исаак Шварц : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Году российского кино – 2016
    «Все грани музыки».
    Исаак Шварц

    25 октября 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    Российский национальный оркестр
    Художественный руководитель
    и главный дирижёр — Михаил Плетнёв

    Дирижер  Павел Герштейн

    Солист Большого театра России
    Роман Шулаков (тенор)

    Солисты Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана
    Майя Барковская (сопрано)
    Лидия Светозарова (сопрано)
    Дмитрий Янковский (баритон)

    Победитель всероссийского телевизионного конкурса юных талантов «Синяя птица»
    Полина Чиркина (вокал)

    Лауреат ХV Международного конкурса имени П.И.Чайковского
    Даниил Харитонов (фортепиано)

    Святослав Легостаев (дискант)

    Специальные гости — звёзды киноэкрана

    Продюсер — Мила Шварц

    Концерт ведёт Сергей Ганин

    В программе:
    Шварц
    Симфоническая музыка кино

    Романсы и песни из любимых кинофильмов: «Белое солнце пустыни», «Мелодии белой ночи», «Братья Карамазовы», «Звезда пленительного счастья», «Соломенная шляпка» и другие

    Организатор  проекта «АрбатРадио»


    6+

    Тексты предоставлены организатором концерта  – «АрбатРадио»


    Исаак Иосифович Шварц (1923-2009) – Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), Народный артист России, лауреат Государственной премии России.

    Родился 13 мая 1923 года в городе Ромны Черниговской области (Украина).

    В 1930 году семья Шварца переехала в Ленинград, где он начал заниматься в Доме художественного воспитания детей по классу рояля у преподавателя А.С. Замкова.

    В 1935 году 12-летний Исаак Шварц принял участие в концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии – в сопровождении оркестра филармонии он блестяще исполнил I часть Первого фортепианного концерта Ф. Шопена. Юного пианиста заметил выдающийся музыкант и педагог, профессор Л.В. Николаев. Шварц начал брать у него уроки, не оставляя занятий у Замкова.

    После ареста отца в 1936 году мать будущего композитора с детьми выслали из Ленинграда в Киргизию, в город Фрунзе. В 1938 году Исаак Шварц начал брать уроки композиции у замечательного педагога В.Г. Фере. В последующие годы ссылки он приобрел профессионально ценные навыки, работая концертмейстером в Киргизском государственном театре. Во время Великой Отечественной войны он руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа.

    Во Фрунзе Шварц познакомился с сестрой Д.Д. Шостаковича Марией Дмитриевной, пианисткой, сосланной по аналогичному поводу. После окончания ссылки, в 1945 году, молодого композитора приняли в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1951 году (классы композиции проф. Б. Арапова и О. Евлахова). Со дня поступления он постоянно посещал класс Дмитрия Шостаковича, чьим учеником себя всегда считал.

    В 1954 году Шварц написал свое первое крупное произведение – Симфонию №1 f-moll, лирико-эпическое повествование в четырех частях. Симфония принесла подающему надежды композитору первый заметный успех. Премьера состоялась 6 ноября 1954 года, с тех пор произведение много раз звучало в Большом зале Ленинградской филармонии. В 1955 году симфония была исполнена на VIII Всесоюзном пленуме правления Союза композиторов СССР, на котором Шварц был принят в его ряды.

    В конце 1950-х годов им была написана музыка к знаменитым постановкам Георгия Товстоногова «Идиот» Ф.М. Достоевского и «Горе от ума» А.С. Грибоедова в Ленинградском академическом Большом драматическом театре им. Горького. В разное время композитор сотрудничал также с другими театрами Ленинграда и Москвы. Он – автор музыки к спектаклям «Доходное место» А.Н. Островского (Ленинградский театр имени А.С. Пушкина, режиссёр Р. Суслович), «Лес» А.Н. Островского (Центральный театр советского актера, режиссёр В. Мотыль), «Молва» Афанасия Салынского (Московский театр имени В.В. Маяковского, режиссёр А. Гончаров) и многим другим. В театре в полной мере раскрылось яркое лирическое дарование И. Шварца, присущий ему тонкий психологизм, незаурядное чутье музыканта-драматурга.

    В 1958 году И.И. Шварц дебютировал в кинематографе, став автором музыки к картинам «Неоплаченный долг», «Наш корреспондент» и «Балтийское небо». Он успешно сотрудничал с такими крупнейшими кинорежиссёрами страны, как И. Пырьев, М. Ромм, И. Хейфиц, С. Микаэлян, В. Венгеров, М. Швейцер, Ю. Карасик, В. Мотыль, С. Соловьев, Н. Губенко, Г. Аронов, А. Бобровский, А. Герман, П. Тодоровский, Р. Нахапетов, С. Бодров, П. Лунгин, В. Бортко, Е. Татарский, А.Куросава.

    Исаак Шварц написал музыку более чем к 110 фильмам, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа: «Братья Карамазовы», «Живой труп», «Дикая собака Динго», «Семейное счастье», «Карусель», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Соломенная шляпка», «Дерсу Узала», «Из жизни отдыхающих», «Избранные», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Обрыв», «Нас венчали не в церкви», «Блондинка за углом», «Проверка на дорогах», «Каникулы Кроша», «Необычайное пари», «Не стреляйте в белых лебедей», «Последняя жертва» и др.

    Особо следует отметить период плодотворного сотрудничества с Народным артистом России, кинорежиссером Сергеем Соловьевым. И. Шварц и С. Соловьёв познакомились во время работы над киноновеллой «От нечего делать» (это была дипломная работа С. Соловьева, снятая на «Мосфильме»), и с тех пор долгие годы их связывала крепкая дружба. За этой картиной последовал еще целый ряд блистательных совместных работ.

    Вот как пишет о Шварце Сергей Соловьев в своих воспоминаниях: «Наша с Исааком Иосифовичем дружба основана исключительно на музыке. Мое доверие к нему определено, прежде всего, тем качеством музыки, которую он для меня пишет. Это идеальное сочленение тайных стихий фильма или спектакля с тонкими градациями и переливами душевных отношений героев».

    Особую роль в жизни композитора сыграли многолетняя дружба и плодотворное сотрудничество с поэтом Булатом Окуджавой, на стихи которого он написал 32 песни и романса. Окуджава очень высоко ценил редкостный дар Шварца «извлекать музыку из самого стихотворения, ту самую, единственную, которая только и существует для каждой строки».

    Большим событием в жизни Шварца сала встреча с гениальным японским кинорежиссером Акирой Куросавой, задумавшим снимать фильм «Дерсу Узала» на «Мосфильме». В одном из интервью Куросава рассказывал: «Мы очень долго выбирали композитора. Я просмотрел много фильмов, чтобы познакомиться с работой тех, кого мне рекомендовали, пока, наконец, не увидел «Станционного смотрителя» С. Соловьева, экранизацию Пушкина. Там была замечательная музыка. Мы попросили ее автора, Исаака Шварца, стать композитором нашей картины».

    Широкое признание получили также балеты («Накануне» и «Страна чудес»), симфонии, кантаты, инструментальные произведения, а также песни и романсы, созданные И. Шварцем на стихи А. Пушкина, А. Фета, И. Бунина, А. Блока, Б. Окуджавы. В 2000 году ему была присуждена Царскосельская художественная премия «За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIX-XX веков».

    Замысел Концерта для оркестра «Желтые звезды» (2000), состоящего из семи частей, возник после знакомства с документальным материалом – записками узницы Каунасского гетто, чудом оставшейся в живых. Картина ужасов войны и человеческого горя потрясла воображение Мастера. Композитор передает страшную трагедию лирическими средствами. В финале огромной композиции напряжение нарастает в долгом, перехватывающем дыхание crescendo, появляются реминисценции трагической первой части малеровской Пятой симфонии и Концерт заканчивается могучим forte всего оркестра. После нашумевшей премьеры Концерта в Санкт-Петербурге критика отметила, что «…в Филармонии давно не звучала новая музыка такой пронзительной искренности и красоты».

    Московская премьера Концерта «Желтые звезды состоялась 29 сентября 2000 г. в Концертном зале им. П.И. Чайковского в исполнении ГАСО п/у Светланова  (дирижер – П. Сорокин).

    В 2008 году дирижер Павел Герштейн удостоился официального разрешения композитора и получил право на исполнение Концерта для оркестра «Желтые звезды». Под его управлением сочинение исполняли Костромской симфонический оркестр (2008), Государственный оркестр республики Беларусь (2008), Ярославский симфонический оркестр (2009), Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (2011).


    Даниил Харитонов, фортепиано

    Один из самых перспективных юных пианистов России, Даниил Харитонов родился в 1998 году в Южно-Сахалинске. Очень рано проявил феноменальные способности и огромный интерес к музыке. В возрасте пяти лет он был принят в Новосибирскую специальную музыкальную школу (колледж) в класс Я. М. Турич, а спустя год поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В настоящее время обучается в классе профессора В. В. Пясецкого.

    В семь лет впервые выступил с оркестром в Московском театрально-концертном центре Павла Слободкина. В этом же возрасте стал обладателем Гран-при Международного конкурса «Моцарт-вундеркинд» в Вене. Даниил Харитонов – лауреат ряда международных конкурсов, том числе телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», который принес ему приз «Золотой Щелкунчик» и специальный приз от телеканала «Культура» (2010).

    В одиннадцать лет юный музыкант исполнил в сопровождении оркестра «Новая Россия» Первый фортепианный концерт Рахманинова и получил почетный диплом лауреата премии оркестра.

    С двенадцати лет регулярно выступает с государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова и является стипендиатом Фонда Владимира Спивакова.

    Также пианист выступал с Национальным филармоническим оркестром России (дирижер Владимир Спиваков), оркестром Musica Viva (дирижер Александр Рудин), Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского (дирижер Саулюс Сондецкис), Национальным симфоническим оркестром Украины (дирижер Владимир Сиренко), Симфоническим оркестром Московской филармонии (дирижер Фабио Мастранжело), Симфоническим оркестром Мариинского театра (дирижер Валерий Гергиев).

    Даниил Харитонов играл в лучших залах Москвы: Концертном зале им. П. И. Чайковского, Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Светлановском, Малом и Театральном залах Московского дома музыки, Оружейной палате Московского Кремля, Колонном зале Дома Союзов. Он выступает также на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга, Омска, Перми, Новосибирска, Нижнего Новгорода и других городов России.

    В октябре 2013 года пианист дал сольный концерт в Рахманиновском зале Московской консерватории.

    Участвовал в фестивалях «Новые имена», «Москва встречает друзей», «Владимир Спиваков приглашает…», «Звезды на Байкале», «Музыкальный Олимп», «Лики современного пианизма», «Звезды белых ночей», «В гостях у Ларисы Гергиевой», Crescendo, международных фестивалях в Кольмаре и Анси, Пасхальном фестивале.

    С успехом гастролировал во многих странах мира: США (Нью-Йорк), Германии, Испании, Франции (Париж, Кольмар, Анси), Словении, Литве (Вильнюс), Эстонии (Таллин), Латвии (Рига), Болгарии (София), Беларуси (Минск, Могилев), Азербайджане (Баку), Молдавии (Кишинев), Турции, Бельгии (Брюссель), Швейцарии (Цюрих, Базель), Исландии (Рейкьявик), Украине (Киев, Одесса), Италии (Римини, Равенна), Китае (Пекин, Гуанчжоу), Японии (Токио, Иокогама, Мацумото, Осака, Нагоя, Фукуока, Сага, Хамамацу).

    В марте 2013 года состоялось успешное выступление Харитонова в знаменитом Карнеги-холле в Нью-Йорке. Американские критики высоко оценили выступление юного музыканта.

    Даниил Харитонов является номинантом премии «Национальная гордость России». В октябре 2013 года он участвовал в торжественной встрече олимпийского огня в Кремле.

    Среди ангажементов пианиста на прошлый сезон – сольные концерты в Рахманиновском зале Московской консерватории, Концертном зале Мариинского театра и Национальном государственном театре оперы и балета Владикавказа.

    В 2015 году 16-летний Даниил Харитонов стал обладателем Гран-при Международного конкурса В. Крайнева и лауреатом III премии XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

    С 2016 года пианиста представляет международное агентство HarrisonParrott.


    Дмитрий Янковский, баритон

    Дмитрий Янковский – оперный и эстрадный певец, солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», артист мюзиклов, актер, создатель проекта "Neo Classic".

    Родился в Санкт-Петербурге в 1986 году. В 2002 году окончил музыкальную школу при училище имени Н. Римского-Корсакова по классу ударных инструментов. В качестве ударника участвовал в концертах и гастролях оркестра «Музыкальный серпантин».

    Окончив школу экстерном в возрасте 16 лет, в 2003 году, поступил в Санкт-Петербургскую государственную театральную академию по специальности «актёр музыкального театра» (мастерская А. В. Петрова).

    В 2008 году в Москве был принят в качестве дублёра главных мужских ролей в мюзикл «Красавица и Чудовище». 11 октября 2008 года сыграл премьерный спектакль в роли Чудовища. В течение двух сезонов исполнял роли Чудовища, Гастона, Люмьера, Мориса, Месье Мрака. Компанией «Stage Entertainment» был выдвинут кандидатом в «Книгу рекордов Гиннеса» как человек, исполняющий 5 главных ролей в одном спектакле.

    В 2012-2013 гг. принимал участие в мюзикле «Mamma Mia», исполняя главные мужские роли (Сэм, Билл, Гарри).

    Дмитрий Янковский – лауреат Международного конкурса «Поющая маска» (Санкт-Петербург, 2007). Обладатель гран-при Фестиваля патриотической песни «Россия молодая» (2007). Награждён дипломом XVI Фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям» (2007) за роли Пионера Пети в спектакле «Петя и волк» и Отца в спектакле «Рикки-Тикки-Тави», победитель IV Международного музыкального турнира "Terem Crossover".

    С 2009 года солист театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана. Дебютировал в опере «Лулу» А. Берга (Атлет) на фестивале Bartok+ (Венгрия). В репертуаре артиста – партии в операх «Кармен» Дж. Бизе (Моралес), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (Фигаро и Фиорелло), «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева (Леандр), «Пиковая дама» П.И. Чайковского (Томский), «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова (Сальери), «Садко» Н.А. Римского-Корсакова (Дуда), «Средство Макропулоса» Л. Яначека (Прус), «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка (Комиссар) и другие.

    Дмитрий Янковский – участник музыкального проекта «Новые голоса». Певец много гастролирует в России, Франции, Италии, Германии, США, Финляндии и др.

    Автор и создатель Музыкального проекта Дмитрия Янковского "NeoClassic", работающий в направлении classicalcrossover. Задуманный как эксперимент в области смешения жанров, стилей и манеры исполнения, проект ставит одной из своих главных задач популяризацию классики, пробуждение интереса к академическому исполнению.


    Майя Барковская, сопрано

    Родилась в Краснодаре. В 2006 году окончила обучение по специальности «актёрское искусство» в Российской академии театрального искусства (РАТИ – ГИТИС), где занималась на факультете музыкального театра под руководством народного артиста Российской Федерации, профессора Дмитрия Бертмана. 

    Ещё в студенческие годы талантливая молодая актриса была приглашена во вспомогательный состав Московского музыкального театра «Геликон-опера», что во многом предопределило её значительный профессиональный рост и в немалой степени способствовало ярким творческим свершениям будущей ведущей солистки этого театра. Так в 2004 году в рамках Московского оперного фестиваля она блистательно выступила на геликоновской сцене, исполнив партию Микаэлы в опере Ж. Бизе «Кармен» и была по достоинству отмечена дипломом фестиваля «За лучший дебют». А в 2005 году она стала лауреатом Всероссийского конкурса «Студенческая весна», завоевав I-ю премию за исполнение партии Марии в геликоновском спектакле – опере П. Чайковского «Мазепа».

    С 2008 года Майя Барковская – ведущая солистка театра «Геликон-опера». В настоящее время в её репертуаре более 25 разнообразных по стилям и жанрам оперных партий, преимущественно, первого положения. Это прекрасно исполненные партии классического репертуара (Сюзанна – в «Свадьбе Фигаро» В.А. Моцарта и Екатерина – в «Петре Великом» А. Гретри), романтические партии (Микаэла – в «Кармен» Ж. Бизе и Мариана – в «Запрете на любовь» Р. Вагнера), партии из современных опер (Княгиня Екатерина – в «Царице» Д. Тухманова) и ведущие партии последних премьерных спектаклей (Серпетта – в «Мнимой садовнице» В.А. Моцарта и Кухарочка – в «Соловье» И. Стравинского).

    Исполнительские достоинства певицы и актрисы яркой творческой индивидуальности – бархатный тембр, свободно льющийся голос, вокальное и актёрское мастерство, сценическое обаяние – высоко оцениваются слушателями и зрителями геликоновских спектаклей, как на московских, так и на многих других сценических площадках российских городов – от Санкт-Петербурга до Красноярска, от Краснодара до Калининграда – и зарубежных стран, где, как всегда с большим успехом гастролировал театр «Геликон-опера».


    Лидия Светозарова, сопрано

    Родилась во Владимирской области. Завершив обучение во Владимирском областном музыкальном училище по специальности «хоровое дирижирование», в 2006 году поступила в Российскую академию театрального искусства (РАТИ-ГИТИС). В 2011 году с отличием её закончила (руководитель курса профессор Дмитрий Бертман) с присуждением квалификации «актёр музыкального театра».

    В 2010 году под руководством педагога по вокалу А. Малиновского успешно выступила на Международном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки, завоевав специальный приз «За лучшее исполнение современного произведения, написанного не ранее 1975 года».

    С января 2011 года стажировалась по специальности в Московском музыкальном театре «Геликон-опера», исполнив ряд ответственных партий в спектаклях театра (Вампуки во II-м акте одноимённой оперы В. Эренберга, Николетты в «Любви к трём апельсинам» С. Прокофьева, солистки в «Гершвин-гала» Дж. Гершвина), ярко проявив свой творческий потенциал. По завершению стажировки Лидия Светозарова в 2012 году становится солисткой труппы «Геликон-оперы», интенсивно пополняет свой репертуар оперными партиями первого положения, среди которых партия Микаэлы в «Кармен» Ж. Бизе и партия Оскара в опере «Бал-маскарад» Дж. Верди, исполненной молодой актрисой с завидным мастерством и шармом.

    Творческая биография певицы неразрывно связана и с концертной эстрадой. В её репертуаре камерные вокальные сочинения, романсы, сцены и арии из опер отечественных композиторов – М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова, западных и современных авторов – Ф. Шуберта, Р. Шумана, М. Равеля, других.

    Своё вокальное и драматическое искусство Лидия Светозарова не раз демонстрировала на гастролях (с театром и индивидуальных), как в России, так и за рубежом.


    Роман Шулаков, тенор

    Роман Шулаков окончил Российскую Академию музыки имени Гнесиных (класс профессора К.П. Лисовского). По окончании аспирантуры в 2003 году был принят в труппу Московского театра «Новая опера». Исполнитель является лауреатом Всероссийского открытого конкурса молодых певцов Bella voce, лауреатом третьей премии Международного конкурса вокалистов «Бельведер» имени Ханса Габора (Вена, 2007), обладателем Гран-при и Приза зрительских симпатий Второго международного конкурса вокалистов Страсбургского музыкального фестиваля-2008.

    В его репертуаре – партии Ленского («Евгений Онегин»), Альфреда («Травиата»), Тамино («Волшебная флейта»), Самозванца («Борис Годунов»), Неморино («Любовный напиток»), партии тенора в спектаклях «Мария Каллас» и «Bravissimo!», кантате «Кармина Бурана» Орфа. Также в репертуаре артиста – теноровая партия в Реквиеме Верди, вокальные циклы «Любовь поэта», «Крун песен» Шумана, «Прощание с Петербургом» Глинки.

    Роман Шулаков сотрудничает с Академическим оркестром русских народных инструментов имени Н.Н. Некрасова. Принимал участие в Международном фестивале OperaperBarrias в Севилье (Испания) и фестивале «Преображение» имени Евгения Колобова в Ярославле. В 2007 году в Дании участвовал в исполнении кантаты «Колокола» Сергея Рахманинова с Датским национальным симфоническим оркестром радио (дирижер – Александр Ведерников). В 2008 году спел партию Ленского в премьерных спектаклях оперы «Евгений Онегин» в Штутгартском государственно театре, исполнил партию Альфреда в Гронингене (Нидерланды), а также участвовал в концерте, посвященном Лучано Паваротти в Линкольн-центре в Нью-Йорке.

    В сезоне 2005/2006 дебютировал на сцене Большого театра России в партии Тамино в опере «Волшебная флейта» Моцарта. В ГАБТе также исполняет партии Панга («Турандот»), Нигилиста («Леди Макбет Мценского уезда»), Ленского («Евгений Онегин»), Владимира Игоревича («Князь Игорь»), Ивана Лыкова («Царская невеста»).

    Роман Шулаков не в первый раз сотрудничает с Российским национальным оркестром. В апреле 2016 года он принял участие в исполнении оратории «Рай и пери» Шумана в Большом зале Московской консерватории под управлением Михаила Плетнева.


    Павел Герштейн, дирижер

    Павел Яковлевич Герштейн – лауреат Костромской муниципальной премии за достижения в области развития культуры и искусства им. академика Д.С. Лихачева (2009), художественный руководитель Международных музыкальных фестивалей «Кострома симфоническая» и «Музыка – дорога в жизнь» с участием юных музыкантов со всех континентов.

    Родился 7 ноября 1968 года в Перми в семье музыкантов. В 1987 году окончил Пермское музыкальное училище. В 1994 году – Нижегородскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки (класс профессора В.А. Куржавского). В 1998 году – аспирантуру Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Художественного руководителя и главного дирижера Новосибирского академического симфонического оркестра, Народного артиста СССР, профессора А.М. Каца). Обучался в Нижегородской консерватории по специальности «оперное пение» (класс Заслуженного артиста России В.А. Бусыгина, профессора А.М. Седова). С 1994 года работал преподавателем, а с 1998 года – старшим преподавателем кафедры оркестрового и хорового дирижирования Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки.

    В 1999 году Павел Герштейн был приглашен в качестве художественного руководителя и главного дирижера в Костромской симфонический оркестр. С этого времени коллектив получил статус профессионального оркестра, стал вести регулярную концертную деятельность, обрел признание как в Костроме, так и за ее пределами.

    В качестве приглашенного дирижера Павел Герштейн выступал с такими коллективами, как камерный оркестр Хабаровской филармонии, оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», Государственный оркестр Республики Беларусь, оркестр Государственного Академического Большого театра России, Государственный Симфонический оркестр «Новая Россия», Ростовский академический симфонический оркестр, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Екатеринбургский «Бах–оркестр»; симфонические оркестры Академических филармоний: Новосибирской, на Кавказских минеральных водах (г. Кисловодск); Красноярский, Волгоградский и Ярославский Академические симфонические оркестры, Центральный симфонический оркестр Министерства обороны Российской Федерации, Национальный симфонический оркестр Армении, симфонический оркестр студентов Бернской консерватории (Швейцария), Боннский филармонический камерный оркестр, симфонический оркестр «Junge Philharmonie Köln» (Германия), Симфонический оркестр Корейской Телерадиовещательной Корпорации (KBS) (Южная Корея, Сеул) и др.

    Павел Яковлевич Герштейн награжден Почетной грамотой Администрации Костромской области. Имя Павла Герштейна занесено в энциклопедию «Лучшие люди России».


    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году Народным артистом России Михаилом Плетнёвым. Коллектив быстро обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира.

    Оркестр сотрудничал с ведущими мировыми исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступают лучшие дирижеры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. Один из самых выдающихся дирижеров наших дней, маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: "У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре".

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    Оркестр регулярно выступает в лучших концертных залах мира как под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва, так и с приглашенными дирижерами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице.

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, получившим самую престижную музыкальную награду – премию Grammy. Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы "Колокола" Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine "одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи". А запись музыки к балету "Спящая красавица", осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвертой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapasond'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми—2016» в категории «Лучший альбом с объемным звучанием».

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков, на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011). В сезоне 2015/2016 Российский национальный оркестр отметил 25-летие серией юбилейных концертов и гастролей.