Встречи при свечах Звучат подлинные рояли XIX века : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Встречи при свечах
    Звучат подлинные рояли XIX века

    21 декабря 2018

    «Филармония-2». Малый зал

    схема проезда
    Алексей Любимов (фортепиано)
    Яна Иванилова (сопрано)
    Марина Катаржнова (скрипка)
    Сергей Полтавский (альт)
    Петр Кондрашин (виолончель)
    Григорий Кротенко (контрабас)
    В программе:
    Шуберт
    Пять песен: «В путь» из Вокального цикла «Прекрасная мельничиха», D 795
    «Форель», D 550
    «Серенада» из Вокального цикла «Лебединая песня», D 957
    «Ночь и грёзы», D 827 № 2
    «Баркарола», D 774
    Глинка
    Ноктюрн «Разлука»
    Три романса: Свадебная песня «Дивный терем стоит», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок»
    Шуберт
    Квинтет для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса ля мажор («Форель»), D 667

    Дусик
    Квинтет для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса фа минор, соч. 41


    Обращаем ваше внимание, что в Малом зале состоится лекция Ляли Кандауровой «Комнатная музыка». Вход свободный при наличии билета на концерт, просьба предварительно зарегистрироваться

    Начало лекции в 18:00.

    12+

    Абонемент №120:

    Встречи при свечах. Звучат подлинные рояли XIX века

    Алексей Любимов

    Пианист, клавесинист, органист, педагог, профессор Московской консерватории, один из самых неординарных и разносторонних музыкантов современности. Родился в Москве в 1944 году. Учился у Анны Артоболевской в Центральной музыкальной школе, Генриха Нейгауза и Льва Наумова в Московской консерватории. Огромное влияние на формирование взглядов Любимова оказала Мария Юдина. В 16 лет стал победителем Всероссийского конкурса пианистов в Москве. Будучи студентом Консерватории, в 1965 году завоевал I премию и золотую медаль IV Международного конкурса в Рио-де-Жанейро, в 1968 – стал лауреатом Международного конкурса в Монреале.

    С 1968 года Алексей Любимов начал интенсивно концертировать в СССР и за рубежом. В 1975 году стал солистом Московской филармонии. Творчество музыканта впечатляет широчайшим диапазоном: от опусов английских верджиналистов, исполняемых на старинном клавесине, до смелых экспериментов Кейджа, Штокхаузена и Булеза. Убежденный сторонник аутентичного исполнения музыки XVII-XIX веков, Любимов сотрудничает с крупнейшими коллективами и музыкантами, практикующими исполнение старинной музыки на оригинальных инструментах различных эпох. Первым в нашей стране начал играть на исторических клавесинах и фортепиано, являлся одним из создателей ансамблей «Московский барочный квартет» (1975) и «Академия старинной музыки» (1982). 

    Другой приоритет артиста – музыка ХХ-XXI веков. Он был основателем и руководителем ансамбля «Музыка – ХХ век» (1969-1974), впервые в СССР исполнившего ряд сочинений Булеза, Штокхаузена, Кейджа, Райли. Благодаря Любимову обрели концертную жизнь многие произведения Сильвестрова, Пярта, Волконского, Шнитке, Денисова, Мартынова, Уствольской, Пелециса, Немтина, Рабиновича, Карманова, Кнайфеля, Суслина, Мансуряна. Участвовал в организации ряда фестивалей авангардной музыки в Риге и Таллине (1976-1978). Инициатор и художественный руководитель (до 1992 года) Международного фестиваля авангардной и экспериментальной музыки «Альтернатива», регулярно проводящегося в Москве с 1988 года, а также I Фестиваля Арнольда Шёнберга в Московской консерватории (1999). 

    В числе оркестров, с которыми выступал пианист, – Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, коллективы Санкт-Петербургской и Московской филармоний, Израильский, Мюнхенский, Лос-Анджелесский филармонические оркестры, Лондонский Королевский филармонический оркестр, филармонический оркестр Радио Франс, симфонические оркестры Токио, Торонто, Берлина, Лейпцига, Хельсинки, камерный оркестр Нидерландов, Оркестр Века Просвещения, «Венская академия», Collegium Vocale Gent и многие другие. Среди дирижеров, с которыми выступал Любимов, – Кирилл Кондрашин, Давид Ойстрах, Натан Рахлин, Геннадий Рождественский, Михаил Плетнев, Владимир Ашкенази, Франс Брюгген, Марек Яновский, Роджер Норрингтон, Эса-Пекка Салонен, Кристофер Хогвуд, Чарлз Маккеррас, Неэме Ярви, Кент Нагано, Андрес Мустонен, Юкка-Пекка Сарасте. Партнерами артиста по камерному ансамблю были Наталия Гутман, Олег Каган, Виктор Третьяков, Петер Шрайер, Татьяна Гринденко, Марк Пекарский, Александр Рудин, Иван Монигетти, Генрих Шифф, Андреас Штайер, Кристиан Тецлафф, Виктория Иванова, Светлана Савенко, Лидия Давыдова и другие выдающиеся музыканты. 

    Участвовал в международных фестивалях «Посвящение» в Государственной Третьяковской галерее и «Посвящение Олегу Кагану» (Москва), фестивалях Иегуди Менухина в Гштаде, Гидона Кремера в Локенхаусе, Зальцбургском фестивале, «Каринтийское лето», Berliner Festwochen, Holland Festival, Mostly Mozart в Нью-Йорке и многих других. С 1991 года Любимов – художественный руководитель Музыкального фестиваля в Санкт-Галлене (Австрия). Член художественного совета фестиваля «Декабрьские вечера» и молодежного фестиваля Ars Longa.

    В 1968-1975 годах Любимов преподавал в Московской консерватории (класс камерного ансамбля). В 1995 вернулся в Консерваторию, а в 1997 стал одним из инициаторов создания и возглавил Факультет исторического и современного исполнительского искусства, на котором впервые в России были введены программы обучения на старинных инструментах. С 1998 года Любимов был также профессором университета Моцартеум в Зальцбурге. Член жюри многих международных конкурсов.

    В последние годы Любимов с учениками и коллегами каждый сезон предлагает слушателям изысканные программы на клавишных инструментах разных эпох, среди которых клавикорд, клавесин, тангентенфлюгель, орган-позитив, молоточковое фортепиано (Hammerklavier), тафель-клавир, рояль «Эрар» середины XIX века, современные рояли. Дискография Любимова насчитывает свыше 50 CD, записанных на лейблах Erato, Sony Classical, Teldec, BIS, EСM, Decca, Megadisc и других. Лауреат Премии города Москвы (2001). Народный артист России (2003).

    Яна Иванилова

    Яна Иванилова родилась в Москве. В 1987 году окончила теоретическое отделение училища имени Октябрьской революции (ныне МГИМ имени А. Г. Шнитке), в 1994 г. – РАМ имени Гнесиных (класс профессора Валетины Левко), затем аспирантуру Московской консерватории у профессора Нины Дорлиак. Стажировалась у Ингеборг Вамзер (сольное пение) и П. Берне (музыкальная стилистика) в Вене и у Мари Девалюи в Монреале.

    Лауреат международного конкурса имени Шнайдера-Трнавского (Словакия, 1999) и обладательница специального приза за исполнение партии Виолетты («Травиата» Верди) на конкурсе в Кошице (Словакия, 1999). 

    Яна Иванилова была солисткой Московского театра «Новая опера», где пела ведущие партии (Мария Стюарт в одноименной опере Доницетти, Лукреция в «Двое Фоскари» Верди и др.), сотрудничала с ансамблями старинной музыки «Мадригал», «Академия старинной музыки» и «Орфарион». В 2008 году в Большом театре исполнила партию сопрано в балете «Русские сезоны», поставленном на музыку сочинения Л. Десятникова для скрипки, сопрано и струнного оркестра. В 2010 году гастролировала с этим спектаклем в Королевском театре «Ковент-Гарден» в Лондоне. С того же года является приглашенной солисткой ГАБТа. 

    Яна Иванилова работала с выдающимися музыкантами, среди которых дирижеры Евгений Светланов, Евгений Колобов, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Андрей Борейко, Павел Коган, Владимир Спиваков, Владимир Минин, Дмитрий Лисс, Саулюс Сондецкис, Александр Рудин, Кент Нагано, Рене Клеменчич, Ричард Бонинг; пианисты Алексей Любимов, Борис Березовский, Андрей Коробейников, Важа Чачава; скрипач и дирижер Сергей Стадлер. 

    Певица выступала на сценах Большого зала Московской консерватории, Московского международного Дома музыки, зала ЮНЕСКО в Париже, Виктория-холл в Женеве, Вестминстерского аббатства в Лондоне, театра «Миллениум» в Нью-Йорке, «Студии Глена Гульда» в Торонто. Участвовала в европейских музыкальных фестивалях, много концертирует по России. 

    Репертуар Яны Иваниловой охватывает почти всю историю музыки. Это ведущие партии в операх Моцарта, Глюка, Пёрселла, Россини, Верди, Доницетти, Гретри, Пашкевича, Соколовского, Люлли, Рамо, Монтеверди, Гайдна, а также партии сопрано в «Военном реквиеме» Бриттена, Восьмой симфонии Малера, «Колоколах» Рахманинова, Торжественной мессе Бетховена, Stabat Mater Дворжака, «Страстях по Матфею» Баха, «Сотворении мира» Гайдна и многих других сочинениях кантатно-ораториального жанра. 

    Певица принимала участие в премьерах ряда сочинений Л. Десятникова; в мировых премьерах опер «Король-пастух» Галуппи, «Эней в Лацио» Сарти и «Лунная ночь» Алябьева; российской премьере оперы Траэтты «Антигона». В рамках фестиваля исторических театров участвовала в премьере восстановленной оперы Моцарта «Каирский гусь» в Останкинском театре. Ежегодно принимает участие в абонементе Московской филармонии «Камерные оперы в Камерном зале», в рамках которого проходят уникальные премьеры ранее не исполнявшихся сочинений Генделя, Вивальди, Лео, Алессандро Скарлатти и других композиторов барокко в сопровождении ансамбля La voce strumentale (художественный руководитель Дмитрий Синьковский). 

    Особое место в творчестве Яны Иваниловой занимает камерное музицирование, в том числе монографические программы, посвященные вокальной музыке русских композиторов – Чайковского, Рахманинова, Метнера, Танеева, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Катуара, Аренского, Балакирева, Римского-Корсакова, Черепнина, Ляпунова, Алябьева, Гурилёва, Козловского, Голованова, Шостаковича, Бориса Чайковского, Гаврилина, Сильвестрова и других, а также мировой классике – произведениям Шуберта, Шумана, Моцарта, Гайдна, Вольфа, Брамса, Рихарда Штрауса, Дебюсси, Форе, Дюпарка, Де Фальи, Беллини, Россини, Доницетти Сибелиуса, Грига. 

    В числе записей певицы – романсы Метнера на студиях Mirare (Бельгия) с пианистом Борисом Березовским и Vista Vera с Хэмишем Милном и Екатериной Державиной; вокальный цикл «Ступени» Сильвестрова с Алексеем Любимовым (фирма Меgadisk, Бельгия), «Музыкальный салон Екатерины Великой» (фирма Орus 111) и произведения Осипа Козловского (Vista Vera) с ансамблем «Орфарион» под управлением Олега Худякова, опера Сарти «Эней в Лацио» (Воngiovanni, Италия), Восьмая симфония Малера («Русские сезоны», дирижер Евгений Светланов), кантата «Знаки Зодиака» Бориса Чайковского (Naxos дирижер Тимур Мынбаев), первая запись романсов Григория Катуара с пианисткой Анной Засимовой (Antes edition, Германия) и других. 

    Французским телеканалом Mezzo на фестивале La Folle Journee сделаны записи романсов Рахманинова соч. 38 с Андреем Коробейниковым и кантаты «Колокола» Рахманинова с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса. 

    В сезоне 2018/2019 к 145-летию со дня рождения С. В. Рахманинова Яна Иванилова вместе с Андреем Коробейниковым осуществила проект «Все романсы Рахманинова» в Камерном зале ММДМ. 

    Певица удостоена звания заслуженной артистки России, награждена медалью «За вклад в развитие музыкального искусства».

    Сергей Полтавский

    Сергей Полтавский (альт) – один из ярких и востребованных альтистов и исполнителей на виоль д' амур. Родился в 1983 году в Костроме. Обучение на альте начал в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории у Л. Н. Гущиной. В 2006 году окончил Московскую консерваторию по классу альта (педагог – Роман Балашов), в 2009 году – аспирантуру. Лауреат международного конкурса исполнителей на струнных инструментах в Тольятти и конкурса Юрия Башмета в Москве, где также получил специальные призы от Татьяны Друбич и Валентина Берлинского.

    Принимал участие в фестивалях «Декабрьские вечера», «Возвращение», Viva Cello, Арт-ноябрь, фестивале Владимира Мартынова (Москва), «Дягилевские сезоны» (Пермь), «Дни музыки» (Черногория), «Новосадское музыкальное лето» (Сербия), музыкальном фестивале на о. Кюресааре (Эстония).

    Круг интересов музыканта очень широк: от барочной музыки, исполняемой на виоль д’амур, до сочинений современных авторов – Владимира Мартынова, Георгия Пелециса, Сергея Загния, Павла Карманова, Дмитрия Курляндского и Бориса Филановского, представленных совместно с «Академией старинной музыки», «Opus Posth» и Ансамблем

    современной музыки (АСМ). В ноябре 2011 года он принял участие в фестивале Софьи Губайдулиной и исполнил российскую премьеру сочинения Two Paths в Большом зале Московской консерватории.

    Сергей Полтавский играл в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», Государственного академического камерного оркестра России, MusicAeterna камерных коллективов «Времена года», «Солисты Москвы» и других.

    В составе ансамблей выступал с Татьяной Гринденко, Владимиром Спиваковым, Алексеем Любимовым, Александром Рудиным, Вадимом Холоденко, Алексеем Гориболем, Полиной Осетинской, Максимом Рысановым, Юлианом Рахлиным, Аленой Баевой, Еленой Ревич, Александром Тростянским, Романом Минцем, Борисом Андриановым, Александром Бузловым, Андреем Коробейниковым, Валентином Урюпиным, Никитой Борисоглебским, Александром Ситковецким.

    Петр Кондрашин

    Петр Кондрашин водился в 1979 году в Москве, в семье выдающегося дирижера Кирилла Кондрашина. Первоначальное образование получил в МССМШ имени Гнесиных по классу виолончели у Татьяны Ивановны Прохоровой. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по специальности у Дмитрия Миллера, по камерному ансамблю у Александра Рудина. В составе дуэта с пианистом Александром Кобриным завоевал II премию на Международном конкурсе камерных ансамблей в Кальтанисетте (Италия). С 2000 по 2003 г. работал в ансамбле солистов «Эрмитаж» под руководством Алексея Уткина. В 2002 — 2011 — артист (с 2004 года концертмейстер)  Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского под руководством Владимира Федосеева. В 2012 году стал первым концертмейстером оркестра Большого театра России.

    Как солист Петр Кондрашин выступает с оркестрами многих российских городов — Воронежа, Нижнего Новгорода, Самары, Ижевска, Ярославля, Кисловодска. Сотрудничал  с такими известными дирижерами, как Василий Синайский, Владимир Федосеев, Александр Дмитриев, Владимир Спиваков, Лео Крамер, Владимир Зива, Александр Скульский, Конрад ван Альфен,  Владимир Соловьев, Туган Сохиев.

    В области камерной музыки его партнерами были ведущие российские музыканты — Елена Ревич, Вадим Холоденко, Петр Айду, Григорий Кротенко, Павел Домбровский, Сергей Кудряков, Мария Федотова,  Алексей Гориболь, Михаил Цинман и многие другие.

    С 2003 по 2008 гг. он — постоянный участник фестиваля The Holland Music Sessions. На одном из фестивалей Петр Кондрашин и виолончелист Олегом Бугаев образовали  виолончельный дуэт, который с успехом гастролирует по России и за рубежом, в частности, в 2006 году состоялся концерт в камерном зале амстердамского «Консертгебау».

    В декабре 2007 года вместе с пианисткой Ферузой Хайдаровой Петр Кондрашин получил II премию на Международном конкурсе камерно-ансамблевого исполнительства имени Т. А. Гайдамович. В течение нескольких лет он был членом джазовой группы "26hz", а также является участником ансамбля Дениса Калинского "RockoCo".

    Петр Кондрашин играет на инструменте работы мастера Ж. Б. Вильома, предоставленнoм Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов.

    Григорий Кротенко

    Григорий Кротенко родился в 1983 году в Москве. Учиться музыке начал в 5 лет, на контрабасе играет с 11 лет. Окончил Академическое музыкальное училище при консерватории по классу заслуженного артиста России А. Мещеринова, Московскую консерваторию (2007) и аспирантуру МГК (2010) по классу профессора Е. А. Колосова. С 2010 года преподает в Московской консерватории им. Чайковского. Победитель III Международного конкурса контрабасистов имени Сергея Кусевицкого (I премия).

    Регулярно выступает как солист и в составе камерных ансамблей с ведущими отечественными и зарубежными исполнителями. Участник ансамбля «The Pocket Symphony» Назара Кожухаря, играет на исторических разновидностях басовых струнных инструментов - violone, viola da gamba, венский бас. Сотрудничает с европейскими ансамблями исторически ориентированного исполнительства: The Orchestra of the Age of Enlightenment, Le Concert Olimpique. В 2011 году был приглашён сэром Джоном Элиотом Гардинером в качестве концертмейстера контрабасов в коллектив Le Orchestre Revolutionnaire et Romantique. Является одним из организаторов и активных участников проекта «Персимфанс» музыкальной лаборатории театра «Школа драматического искусства», реконструирующего музыкальную среду 20-х годов ХХ века в СССР, в том числе симфонический оркестр без дирижера.

    Другие концерты этого абонемента
    «Филармония-2». Малый зал
    25 октября в 19:00
    «Филармония-2». Малый зал
    23 ноября в 19:00