Золотой фонд Мариинского театра Ильдар Абдразаков в опере Дж. Верди «Аттила» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Золотой фонд Мариинского театра
    Ильдар Абдразаков в опере
    Дж. Верди «Аттила»

    4 декабря 2021

    «Филармония-2». Виртуальный зал

    схема проезда

    Золотой фонд Мариинского театра
    Ильдар Абдразаков в опере Джузеппе Верди «Аттила»

    Либретто Темистокле Солеры 
    по трагедии «Аттила, царь гуннов»
    Фридриха Людвига Захариаса Вернера,
    переработанное Франческо Марией Пьяве

    Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
    Режиссер – Артуро Гама
    Художник-постановщик – Франк Филипп Шлоссманн

    Действующие лица и исполнители:
    Аттила, король гуннов – Ильдар Абдразаков
    Ульдино, бретонец, раб Аттилы – Михаил Макаров
    Одабелла, дочь наместника Аквилеи – Анна Маркарова
    Эцио, римский военачальник – Владислав Сулимский
    Форесто, аквилейский воин – Сергей Скороходов
    Леоне, римский епископ – Тимур Абдикеев

    Хор и оркестр Мариинского театра
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Запись спектакля, 2012

    Продолжительность: 1 час 46 минут

    12+

    Музыкальная драма Джузеппе Верди «Аттила» – настоящий исторический блокбастер, сравнимый с грандиозными кинолентами ХХ века. Действие происходит в 453 году, на сцене показана схватка варварских орд и латинской цивилизации. Гуннам и остготам противостоят герои во главе с неустрашимой римлянкой Одабеллой (по легенде, изложенной в «Старшей Эдде», Аттила был убит во сне одной из жен). Либреттист Темистокле Солера бросил недописанную оперу на полпути и уехал в Мадрид с женой-певицей Терезой Розмини. Этого ему Верди так и не простил. Либретто «Аттилы» закончил Франческо Мария Пьяве, и 17 марта 1846 года опера была впервые поставлена в Венеции на сцене театра Ла Фениче. В 1865 году для Парижской оперы Верди создал французскую редакцию, с балетными сценами.

    Кошмарные сны, призраки, пророчества и предзнаменования в равной степени преследуют воина Аттилу и деву-воительницу Одабеллу. И разве может романтическая опера обходиться без ужасных бурь, яда, заговора и любовных терзаний? Но «Аттила» отнюдь не принадлежит к беспросветно мрачным произведениям. История нашествия гуннов на Италию трактована с патриотическим пафосом и спроецирована на современность. Ключевое слово либретто – «patria», «родина», и гибель варвара-завоевателя от руки героини имеет целью внушить современникам Верди надежды на скорое освобождение родины.

    Если логика поступков в опере временами хромает (следствие работы двух либреттистов!), это с лихвой искупается накалом романтических страстей и широким дыханием. Верди написал оперу в масштабных, почти ораториальных формах. В большинстве номеров доминирует яркий героический стиль, в очертаниях мелодий угадывается изгиб лука, в оркестре слышен звон оружия. Страсть и пафос сделали вокальные партии «Аттилы» столь сложными, что в этом отношении опера не уступает «Набукко». На первом плане – четверо главных героев (сопрано, тенор, баритон и бас), по вокальной доблести – скорее супергероев. Все четверо сходятся в финальном квартете, помимо этого каждый исполняет большую героическую арию, которая включает речитатив, каватину и кабалетту с участием других персонажей и хора. Некоторые из таких арий занимают по целой картине оперы – вот она, нечеловеческая музыка! Сопрано и тенор сверх того наделены трогательными романсами.

    В XIX веке в Петербурге пристально следили за творчеством Верди. Превосходная итальянская труппа и не уступающая ей русская «по горячим следам» исполняли его новые оперы. В 1840-е в Петербурге услышали «Ломбардцев», «Эрнани» и «Двоих Фоскари», между 1850-м и 1861-м – «Набукко», «Трубадура», «Травиату», «Сицилийскую вечерню», «Луизу Миллер» и «Риголетто». Любовь отечественных меломанов к Верди закономерно увенчалась заказом маэстро оперы «Сила судьбы», премьера которой состоялась в 1862 году. В эпоху Направника в репертуар Мариинского театра вошли «Аида» и «Отелло», в ХХ веке – «Дон Карлос», «Макбет», «Фальстаф»… Как ни странно, «Аттила» впервые прозвучал в России на одесской сцене (еще в 1849 году), а в Петербурге был поставлен впервые лишь в 2010 году, став десятой вердиевской оперой в репертуаре Валерия Гергиева.

    Анна Булычева (с) Мариинский театр