Виктория Терешкина, Кимин Ким, Роман Беляков в балете Л. Минкуса «Дон Кихот» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Виктория Терешкина, Кимин Ким, Роман Беляков в балете Л. Минкуса «Дон Кихот»

    26 марта 2023

    «Филармония-2». Виртуальный зал

    схема проезда

    Либретто Мариуса Петипа на сюжет романа Мигеля де Сервантеса Сааведры

    Дирижёр – Арсений Шупляков

    Балетная труппа и оркестр Мариинского театра 

    Хореография Александра Горского (1902) по мотивам спектакля Мариуса Петипа

    Постановка цыганского и восточного танцев Нины Анисимовой, постановка фанданго Федора Лопухова

    Декорации Александра Головина и Константина Коровина

    Костюмы Константина Коровина

    Реставрация декораций Михаила Шишлянникова 

    В главных партиях:
    Китри –  Виктория Терешкина
    Базиль – Кимин Ким, 
    Эспада – Роман Беляков, 
    Мерседес – Ольга Белик 

    Запись спектакля, 2021 год

    Продолжительность: 1 час 55 минут без антракта

    12+

    Доставшийся нам в наследство от золотого века классического балета «Дон Кихот» – яркий образец балетной Испании с зажигательными ансамблевыми танцами, кастаньетами, веерами, юбками в горох, розами и гребнями в женских прическах.

    Несмотря на название, это не интерпретация романа Сервантеса. Основой сюжета и поводом для танцев стал лишь один эпизод из многочисленных приключений хитроумного идальго – история о несостоявшейся свадьбе богача Камачо (в балете – Гамаш) с красавицей Китерией (Китри), возлюбленной деревенского юноши Басилио (Базиль). И Дон Кихот в спектакле – далеко не главный герой по балетным меркам, его роль – пантомимно-пешеходная, а все танцевальные свершения отданы другим персонажам.

    Праздничный, увлекающий темпераментом и виртуозностью спектакль был поставлен в 1900 году (а в 1902-м перенесен из московского Большого в Мариинский театр) Александром Горским по мотивам одноимённого балета Мариуса Петипа, украшавшего петербургскую афишу с 1871 года. Молодой и пылкий хореограф Горский на заре ХХ века был очарован идеями Станиславского (только что открывшего Московский художественный театр) и во имя «жизненной правды» в балете превратил симметричный кордебалет, привычный для постановок своего старшего коллеги Петипа, в играющую, переживающую, веселящуюся толпу. Первые зрители спектакля вспоминали: «На площади эта живая страстная толпа заставляет верить до полнейшей иллюзии в солнце, под которым так хочется влюбляться, дразнить друг друга, гоняться за убегающей, прячущейся за веером красавицей...»

    Сохранив в своей версии контуры либретто, написанную Минкусом для Петипа музыку и многие хореографические куски, Горский пересмотрел некоторые сцены существовавшего спектакля. Современный «Дон Кихот»  – пожалуй, чемпион балетного репертуара по танцевальной разноголосице: он хранит голоса Мариуса Петипа, Александра Горского, Федора Лопухова, в 1923-м сочинившего «в духе фольклора» испанское фанданго, и Нины Анисимовой, в 1946-м добавившей свой цыганский танец. Да и многие танцовщики-исполнители партии Базиля вполне могут считаться соавторами хореографии главного персонажа – не раз индивидуальные придумки и трюки, призванные во всем блеске раскрыть возможности артиста, закреплялись в тексте вариаций. Для солистов «Дон Кихот» – это не только планка виртуозности, это и возможность окунуться в стихию игры, где даже небольшая роль способна расцвести целым букетом юмористических красок. А зрителей этот спектакль, в котором на равных соседствуют жанрово-бытовые сценки, характерная хореография и чистая классика, неизменно очаровывает щедрой танцевальностью и атмосферой беззаботной праздничности.

    Ольга Макарова (с) Мариинский театр