Прямая трансляция из Большого театра России Модест Мусоргский «Хованщина» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    Прямая трансляция
    из Большого театра России
    Модест Мусоргский «Хованщина»

    26 ноября 2024

    «Филармония-2». Виртуальный зал

    схема проезда

    Дирижёр – Валерий Гергиев

    Оркестровка – Дмитрий Шостакович

    Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев

    Режиссёр-постановщик – Леонид Баратов

    Художник-постановщик – Фёдор Федоровский

    Новая сценическая версия (2000) – Юрий Александров

    Художник по свету – Владимир Лукасевич

    Режиссёр – Юрий Лаптев

    Декорации и костюмы предоставлены Мариинским театром

    Действующие лица и исполнители:

    Князь Иван Хованский, начальник стрельцов – Михаил Петренко

    Князь Андрей Хованский, его сын – Сергей Скороходов

    Князь Василий Голицын – Евгений Акимов

    Боярин Шакловитый – Владислав Сулимский

    Досифей, глава раскольников – Владислав Попов

    Марфа – Юлия Маточкина

    Сусанна – Елена Зеленская

    Подъячий – Игорь Янулайтис

    Эмма, девушка из немецкой слободы – Анна Шаповалова

    Продолжительность: 4 часа 45 минут с двумя антрактами


    12+

    «Хованщина», несмотря на репутацию чрезвычайно сложного и протяженного сочинения с дробной композицией, к тому же неоконченного Мусоргским, имеет счастливую сценическую судьбу и привлекает звёздных исполнителей. За пультом Симфонического оркестра Большого театра – маэстро Валерий Гергиев.

    Сам композитор определил жанр своего грандиозного исторического произведения как народную музыкальную драму. Красной нитью в опере проходит тема «злосчастной Руси страдалицы»: в эпоху смуты и перемен русский народ оказывается раздираем необходимостью выбора своего пути, спором о старом и новом, и любой исход оказывается роковым.

    Премьера постановки в Мариинском театре состоялась 13 июля 1952 года.

    Возобновление – 1 мая 2000 года.

    Действие оперы Мусоргского начинается на следующий день после кровавого погрома. Под звуки идиллической картины рассвета над Москвой из сумерек постепенно проступают детали ошеломляюще красивого города: кресты на церквах, позолоченные купола, украшенные разноцветным орнаментом порталы храмов. Наконец, взгляд зрителей останавливается на каменном столбе посередине Красной площади, по четырем сторонам которого укреплены медные доски с какими-то гравированными надписями. Публика пока не знает, что это перечень имен «врагов государства», казненных в предыдущие три дня. Напомним, стрельцами были убиты те семейства, которые служили надежной опорой юного Петра.

    Мусоргский хорошо знал и чувствовал русскую старину, более того – он словно бы жил в ней. В отличие от других бытописателей он не только обращался к историческим сюжетам, но и задавался кардинальными проблемами историзма: народ и власть, религиозный фанатизм и деспотический царский суд, лицемерные речи и тайные расправы, кровавые жертвы «во имя общего блага». Оттого опера «Хованщина» сильна драматургически и вечно актуальна в этическом отношении.

    «Хованщина» Модеста Мусоргского – одна из величайших опер «золотого фонда» русского репертуара. При всем уважении к современным художникам театра, ищущим и рискующим, «Хованщина» – слишком московская, русская опера, чтобы менять историческую постановку. Ее нужно показывать, в том числе, молодёжи, которая должна видеть, как наши предшественники представляли себе оперный театр. «Хованщина», как и «Псковитянка», «Садко», «Руслан и Людмила» – это, прежде всего, работы великих русских художников, в первую очередь, Федора Федоровского и Константина Коровина. Постановка Мариинского театра, бережно хранимая с 1950-х годов на нашей сцене, не теряет значимости, актуальности и ощущения какого-то особого, трепетного подхода к каждому исполнению. «Хованщина» всегда была визитной карточкой Мариинского театра. В нашем спектакле мы ушли от ответа на вопрос «чья редакция лучше – Шостаковича или Римского-Корсакова». Шостакович сделал невероятную работу, при этом для меня было важно совершить максимум возможного для того, чтобы не выйти за рамки тех музыкальных идей, которые принадлежат самому Мусоргскому. Поэтому в конце в укрупнении повторяется главный мотив сожжения. Мне этот финал кажется достаточно убедительным. Оркестр – один из главных героев спектакля. Для меня звучание оркестра в финальной сцене гораздо важнее, чем страсти на сцене. Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит. Мне кажется, здесь должен «гореть» оркестр.

    Валерий Гергиев

    Дорогие слушатели!
    Доступна новая версия сайта Московской филармонии.
    В ближайшие месяцы вы сможете пользоваться любой из версий, в следующем году мы полностью перейдем на новый дизайн.