8 октября 2014
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Тройной концерт для
скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра, соч.75 (1988)
Самый масштабный концерт Ефрема Подгайца, Тройной, написан для традиционного состава инструментов – скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра. Интересно, что первоначально композитор мыслил партию виолончели как саксофонную.
Идея написания концерта именно для такого инструментального состава, по словам автора, «пришла сама собой». «Уже существовали сольные концерты, двойной скрипичный концерт… Захотелось попробовать написать концерт для трех инструментов», – говорил Е. И. Подгайц. Несмотря на то, что композитор, как правило, пишет довольно быстро, Тройной концерт создавался в течение двух лет с длительными перерывами. «Остановился после первой страницы и очень долго не мог дальше сочинять, – вспоминал он. – Но потом как-то дело пошло – без черновиков все написал».
Премьера Концерта состоялась в 1989 году в рамках фестиваля «Московская осень».
Сочинение имеет автобиографические черты. Е. Подгайц считает Тройной концерт одним из самых важных для себя произведений, итогом определенного жизненного этапа. Несмотря на небольшой порядковый номер в общем списке опусов композитора, его можно назвать центральным сочинением Подгайца в жанре концерта. С одной стороны, здесь аккумулируются многие художественные находки прошлых лет. С другой – именно от Тройного концерта тянутся нити к будущим концертам композитора. Иными словами, в этой музыке в концентрированном виде представлены основные стилевые константы творчества композитора.
С точки зрения композиционного строения Тройной концерт представляет собой пятичастный цикл. Первая и заключительная части Концерта образуют огромную арку. Если первая часть является источником тематизма сочинения, то заключительную часть концерта можно рассматривать как, по сути, коду всего сочинения в целом: это становится возможным благодаря возвращению в первоначальном виде тем предыдущих частей, установлению органного пункта и некоторым другим приемам. Вторая и четвертая части делят между собой функции Скерцо, тогда как центральная третья часть, представляя собой каденцию трех солистов, играет роль медленной части цикла.
Интересно тематическое наполнение Концерта. Наряду с авторским материалом, здесь присутствуют заимствованные мелодии. Это песни Money, Money из репертуара группы ABBA, «Скованные одной цепью» российского коллектива «Наутилус Помпилиус». Две другие песни имеют фольклорные корни – вариант русской народной песни «Ой, там на горе» (ее композитор записал в одной из фольклорных экспедиций в Брянской области, еще будучи студентом консерватории) и еврейская застольная песня «Ломир але».
Главная тема Концерта появляется в самом начале первой части у виолончели и заимствована автором из собственного рок-романса на стихи А. Блока «Предчувствую тебя» (ор. 32, 1982). Правда, этот романс никогда не исполнялся публично. В сочинении есть еще несколько авторских «самоцитат». Во второй части концерта, также в партии виолончели, звучит тема из музыки к спектаклю «По зеленым волнам океана». Тема «Колыбельной» на стихи Р. М. Рильке (ор. 16, 1978) появляется в Концерте лишь однажды – в четвертой части – но она является одной из самых ярких среди кантиленных тем, и звучит параллельно с темой «Скованные одной цепью».
Тройной концерт – во многом знаковое сочинение и с точки зрения его значения в общем контексте творчества композитора, и с точки зрения обилия заимствованных тем – «знаков времени». Поэтому произведение может считаться неким подведением итогов предыдущих лет, и, своего рода, вершиной и источником для последующих творческих событий.
«Формулы»,
концерт для симфонического оркестра, соч. 156 (2000)
Мировая премьера оркестрового концерта «Формулы» состоялась в 2000 году на фестивале «Московская осень».
Это одночастное сочинение является своеобразным подведением итогов, творческих размышлений и поисков автора. Здесь скреплены в нечто единое формулы различных эмоциональных состояний – радостного возбуждения и грусти, безмятежности и драматизма, печали и безудержного веселья. Но главное в Концерте – движение. Оно начинается с главной темы (рефрена), которая представляет собой метроритмическую формулу: 5+5+5+4 восьмых, дающую энергетический импульс всему происходящему в дальнейшем.
В произведении использованы темы («формулы») из других сочинений Ефрема Подгайца: Miserere из «Весенней мессы», «Лебедь» из вокального цикла «Образы Рильке», русская народная песня «А муж невдолюга», записанная и расшифрованная автором в Брянской области, и «Пляшущая формула» из кантаты «Несмотря ни на что».
«Как нарисовать птицу», кантата для
сопрано, детского хора и симфонического оркестра на стихи Жака Превера (перевод Владимира
Орла), соч. 27 (1980)
Кантата «Как нарисовать птицу» была написана в 1980 году. Впервые сочинение прозвучало в 1981 году на фестивале «Московская осень» – премьера сопровождалась огромным успехом и имела большой общественный резонанс.
Произведение Ефрема Подгайца открыло новые возможности жанра кантаты. Его музыка создает ощущение стремительного, радостного свободного полета. Сочинение наполнено яркой возвышенной образностью. Здесь и «Урок живописи», где японский цветок, распускающийся на блюдце, «поет» завораживающую мелодию голосом саксофона, и «Урок арифметики», на котором мальчик играет с Жар-Птицей, и оживающий снеговик, и паровоз, везущий весну и море, но останавливающийся, чтобы уберечь Красоту.
Основатель, художественный руководитель и главный дирижер детского хора «Весна» Александр Пономарев писал, что «с именем Подгайца в творческую жизнь наших детей вошел новый мир образов и переживаний, связанных с возвышенной мечтой, поэтической фантазией, любовью к природе и окружающему миру». В свою очередь маэстро Саулюс Сондецкис говорил, что музыка Кантаты похожа на светскую литургию.
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Заслуженный артист России Евгений Бушков родился в семье знаменитых музыкантов-скрипачей Зариус Шихмурзаевой и Роберта Бушкова. Получил образование как скрипач в Центральной музыкальной школе и Московской государственной консерватории. Его педагогами были Зинаида Гилельс, Леонид Коган, Александр Винницкий, Дмитрий Шебалин и другие известные музыканты.
В годы учебы в консерватории стал лауреатом крупнейших международных конкурсов: имени Венявского в Познани (1986, I премия), имени Королевы Елизаветы в Брюсселе (1989, III премия), имени Чайковского в Москве (1990, II премия) и имени Шеринга в Монте-Карло (1992, I премия).
В 1990-х годах вел активную концертную деятельность как солист, выступал в России, Германии, Австрии, Франции, Италии, Великобритании, Норвегии, Финляндии, Чехии, Турции, США, Мексике, Перу, Аргентине и других странах мира, на фестивалях в Монте-Карло, Кольмаре, Мадриде, Кройте, Филлахе, Эль-Пасо и других.
С 1999 года Евгений Бушков полностью посвятил себя дирижированию. Его наставниками стали Дмитрий Китаенко и Виктор Ямпольский. В 2002–2009 годах был дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Башмет). Вдохновитель многих проектов коллектива, среди которых «Солисты оркестра – наша гордость», а также концертов для детей «Классика – это классно!». С 2015 года авторские программы Евгения Бушкова для детей проходят в Московском международном Доме музыки (абонемент «”Виртуозы Москвы” – детям»).
С 2009 года возглавляет Государственный камерный оркестр Республики Беларусь, с которым гастролировал в России, США, Италии, Франции, Австрии, Норвегии, Литве, Словении, Азербайджане. В 2018 году оркестр с успехом выступил на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве. В том же году ему присвоено звание Заслуженного коллектива Республики Беларусь.
В 2012–2014 годах Бушков – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке. С 2017 года – дирижер в резиденции Симфонического оркестра Индии (Мумбаи). С осени 2018 года – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Сицилии (Палермо). Много выступает как приглашенный дирижер. Сотрудничал с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и другими коллективами. География выступлений Бушкова охватывает страны Европы, Азии, Латинской Америки, Африки.
С оркестрами под управлением Бушкова выступали Зураб Соткилава, Дебора Войт, Мария Гулегина, Дмитрий Алексеев, Пауль Бадура-Шкода, Элисо Вирсаладзе, Барри Дуглас, Константин Лифшиц, Алексей Любимов, Денис Мацуев, Леонид Горохов, Наталия Гутман, Никита Борисоглебский, Сергей Накаряков, Фридрих Липс и другие известные солисты.
Дирижер активно сотрудничает с современными композиторами. За последние 10 лет он осуществил мировые и российские премьеры сочинений: «Гарольд в России» Александра Чайковского (оркестр «Новая Россия», солист – Юрий Башмет), Симфонии № 1 Джона Корильяно (Новосибирский академический симфонический оркестр), Реквиема Алемдара Караманова («Новая Россия»), Симфонии № 2 Андрея Семёнова (Симфонический оркестр Белгородской филармонии), Симфонии № 15 Дмитрия Смольского (Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь), Концерта для альта с оркестром Ефрема Подгайца («Новая Россия», солист – Михаил Березницкий), Populus meus для виолончели с оркестром Джона Тавенера (Государственный академический камерный оркестр России, солист – Сергей Антонов), «Белорусского концерта» Михаила Броннера (Государственный камерный оркестр Республики Беларусь), сочинений белорусских композиторов. В октябре 2014 года дирижировал оркестром Московской филармонии на юбилейном концерте Ефрема Подгайца. «Евгения Бушкова отличает искренность, музыкальность, совершенное чувство формы… словом все, что присуще настоящему мастеру. Для меня и для моих коллег-композиторов очень важно, что он предельно основательно, профессионально и доброжелательно относится к новым сочинениям, обладая при этом блестящей дирижерской техникой…» (Ефрем Подгайц). Под управлением Евгения Бушкова произведения Караманова впервые прозвучали в Португалии, ЮАР и Турции. Он дирижировал премьерами детской музыки ряда российских авторов; впервые на отечественной сцене под его руководством были исполнены оперы для детей «Мальчик, который слишком быстро рос» Менотти, «Городок Жур-Жур» Кривицкого и «Последний музыкант» Подгайца.
В сентябре 2018 года впервые за последние 18 лет Евгений Бушков выступил как скрипач: на открытии концертного сезона в Минске он исполнил партию сольной скрипки в новом произведении белорусского композитора Галины Гореловой «Страдивари», написанном к 50-летию дирижера. В начале 2019 года дирижировал Лиссабонским оркестром на новогодних концертах в городах Португалии.
Анна Аглатова родилась в Кисловодске. Окончила Государственное музыкальное училище и Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Рузанны Лисициан). В 2000 году стала стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Лауреат Всероссийского конкурса вокалистов Bella voce (I премия, 2003), Международного конкурса «Новые голоса» (Neue Stimmen) в Германии (III премия, 2005), Всероссийского фестиваля-конкурса молодых вокалистов имени Н. А. Обуховой в Липецке (I премия, 2008).
В 2005 году дебютировала в Большом театре (в настоящее время – солистка оперной труппы) в партии Наннетты («Фальстаф» Верди). Трижды номинировалась на премию «Золотая маска» в спектаклях Большого театра – за роли Памины («Волшебная флейта» Моцарта, 2007), Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта, 2015) и Морганы («Альцина» Генделя, 2019). В 2009 году была удостоена молодежной премии «Триумф», в 2014 году – Премии Президента Российской Федерации молодым деятелям культуры.
Выступала на таких концертных площадках, как Линкольн-центр в Нью-Йорке, концертный зал Плейель в Париже, Музикферайн в Вене, Сеульский центр искусств, зал Мегарон в Афинах, Национальный Дворец культуры в Софии. Гастролировала в Германии, Бельгии, Швейцарии, Нидерландах, Италии, Латвии, Эстонии, Греции. Постоянно сотрудничает с выдающимися дирижерами и режиссерами, среди которых Владимир Спиваков, Эвелино Пидо, Владимир Федосеев, Теодор Курентзис, Грэм Вик, Валерий Фокин, Пьер-Луиджи Пицци, Энрике Маццола и др. Выступала с Дмитрием Хворостовским, Хосе Каррерасом, Рене Папе, Карло Лепоре, Дэвидом Хансеном.
Принимала участие в Рождественском фестивале в Дюссельдорфе, музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре, фестивалях «Владимир Спиваков приглашает» в Москве (сольный концерт с «Виртуозами Москвы» на Х юбилейном фестивале, 2019) и в регионах России, Рождественском фестивале духовной музыки в ММДМ, а также в премьере оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. В ноябре 2017 года с успехом дебютировала в Венской государственной опере в партии Норины («Дон Паскуале» Доницетти). В 2018 году выступила на фестивале в Вербье и дебютировала в Базеле в партии Аминты («Олимпиада» Вивальди). В 2019 году исполнила эту партию на сцене зала Консертгебау в Амстердаме, а также выступила в роли Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта) в Театре Елисейских Полей в Париже.
В репертуаре певицы: Наннетта («Фальстаф» Верди), Памина, Папагена («Волшебная флейта» Моцарта), Ксения («Борис Годунов» Мусоргского), Лю («Турандот» Пуччини), Нинетта («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Таня («Дети Розенталя» Леонида Десятникова), Сирин («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова), Мюзетта («Богема» Пуччини), Микаэла («Кармен» Бизе), Адель («Летучая мышь» Штрауса), Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова), Лиза («Сомнамбула» Беллини), Сюзанна («Свадьба Фигаро» Моцарта), Норина («Дон Паскуале» Доницетти), Деспина («Так поступают все женщины» Моцарта), Моргана, Альцина («Альцина» Генделя), Клеопатра («Юлий Цезарь в Египте» Генделя), Адина («Любовный напиток» Доницетти), Донна Анна («Дон Жуан» Моцарта), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Маргарита («Фауст» Гуно), Эльвира («Пуритане» Беллини), Виолетта («Травиата» Верди), Манон («Манон» Массне) и другие партии.
Марк Бушков родился в 1991 году в Монпелье (Франция) в семье музыкантов. Обучаться на скрипке начал с пяти лет у своего деда Матиса Вайтснера. В 2001 году поступил в Высшую школу музыки в Лионе (класс Клэр Бернар), в 2007 году – в Парижскую Высшую национальную консерваторию музыки и танца (класс Бориса Гарлицкого), которую окончил в 2010 году с отличием. Занятия с Борисом Гарлицким продолжил в Гамбурге. В 2014–2017 гг. обучался в аспирантуре Академии Кронберга у Михаэлы Мартин, с 2018 года совершенствуется под руководством профессора Эдуарда Вулфсона. С 2017 года преподает в Королевской консерватории Льежа и занимает должность художественного ассистента в Академии Кронберга.
Лауреат первых премий международных конкурсов имени Генри Коха в Льеже (2008) и «Молодые концертирующие артисты» в Лейпциге (2010), финалист конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе (2012). В 2013 году завоевал Гран-при Международного конкурса в Монреале, в 2019 году – II премию и Серебряную медаль Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2016 году удостоен премии London Music Masters.
Сотрудничал с дирижерами Андреем Борейко, Кристофом Эшенбахом, Ховардом Гриффитсом, Станиславом Кочановским, Марисом Янсонсом; выступал с ведущими коллективами Бельгии (Брюссельским филармоническим, Льежским филармоническим, Национальным оркестром Бельгии), Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), АСО Московской филармонии, ГСО «Новая Россия», оркестрами Франкфуртского радио, Итальянского радио и телевидения RAI, Северогерманского радио, Ставангера, Дюссельдорфа, Рейнской филармонии в Кобленце, Университета Хаджеттепе в Анкаре и др.
Исполнял камерную музыку с Алексеем Стадлером, Георгием Дубко, Бехзодом Абдураимовым, Кристофером Парком, Кианом Солтани, Иваном Монигетти, Элисо Вирсаладзе и др. Выступал на фестивалях в Вербье, Сантандере, Рейнгау, Давосе, Монпелье, Санкт-Петербурге («Музыкальный Олимп»), на о. Эльба, Шварценберге («Шубертиада»), «Гейдельбергская весна»; давал концерты в Монреале, Париже (Театр де ла Вилль, Аудиториум Лувра), Гамбурге (Филармония на Эльбе), Кёльне, Бонне, Цюрихе (Тонхалле). В 2016 году дебютировал в лондонском Уигмор-холле.
В 2017 году вышел дебютный альбом Марка Бушкова с музыкой Изаи, Шоссона (в дуэте с Георгием Дубко) и собственными сочинениями для скрипки соло (Harmonia Mundi). Диск получил премию журнала Diapason в категории «Открытие» и номинировался на премию ICMA (International Classical Music Awards).
Среди ангажементов музыканта на сезон 2019/20 – выступления с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, сотрудничество с Гамбургским балетом, запись Концерта для скрипки и фортепиано с оркестром Мендельсона (с Базельским камерным оркестром под управлением Ховарда Гриффитса и Клэр Хуанчи), а также концерты в Цюрихе, Бонне и на фестивале «Шубертиада» в Хоэнемсе (Австрия).
Играет на скрипке работы Антонио Страдивари (1721), принадлежащей Эдуарду Вулфсону.
Александр Бузлов — один из наиболее ярких виолончелистов своего поколения, унаследовавший опыт прославленных учителей и, вместе с тем, свободно развивающийся в русле собственной исполнительской манеры.
Александр Бузлов родился в Москве в 1983 году. Обучался в Московской консерватории у Наталии Гутман и в Кёльнской высшей школе музыки у Франса Хельмерсона. В рамках мастер-классов занимался с выдающимися виолончелистами: Мстиславом Ростроповичем, Даниилом Шафраном, Бернардом Гринхаусом. Сегодня Александр преподает в Московской консерватории и занимается сольной карьерой.
Бузлов — обладатель целого ряда престижных наград, в том числе Гран-при в номинациях «Виолончель» и «Камерный ансамбль» Всероссийского открытого конкурса «Новые имена» в Москве, Второй премии Конкурса ARD в Мюнхене, Второй премии Международного конкурса виолончелистов в Женеве, Гран-при и Приза зрительских симпатий Международного конкурса виолончелистов имени Э. Фойермана в Берлине. Александр Бузлов дважды участвовал в Международном конкурсе имени П. И. Чайковского: в 2007 году он завоевал Серебряную медаль, Премию за лучшее исполнение произведения Чайковского, а также Специальный приз Фонда Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, а в 2015 году получил Третью премию в своей номинации.
Музыкант играет в лучших российских и зарубежных залах, в том числе в Берлинской филармонии, мюнхенском Геркулес-холле, на сценах римской Академии «Санта-Чечилия», миланского Ла Скала, парижского Театра Елисейских Полей, в нью-йоркских Карнеги-холле и Линкольн-центре.
Виолончелист исполняет сольные партии в сопровождении ведущих оркестров, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», оркестры Мариинского театра и Санкт-Петербургской филармонии, Камерный ансамбль «Солисты Москвы», Оркестр радио и телевидения Саарбрюккена, Симфонический оркестр Баварского радио, Штутгартский камерный оркестр, Камерный ансамбль Мюнхена, Камерный оркестр Святого Луки в Нью-Йорке и другие коллективы.
Музыкант сотрудничает со знаменитыми дирижерами, среди которых Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Томас Зандерлинг, Кристоф Поппен, Леонард Слаткин, Владимир Спиваков, Юрий Темирканов, Владимир Федосеев, Пааво Ярви.
Александр Бузлов активно выступает в камерных ансамблях — вместе с Мартой Аргерих, Юрием Башметом, Наталией Гутман, Леонидасом Кавакасом, Юлианом Рахлиным, Вадимом Репиным, Дмитрием Ситковецким и другими известными исполнителями.
В числе фестивалей, в которых Александр принимал участие, — фестивали в Кольмаре, Монпелье, Ментоне (Франция), Пьетрасанте (Италия), Вербье (Швейцария), в Людвигсбурге, Узедомский фестиваль и фестиваль земли Мекленбург-Передняя Померания (Германия), «Крещендо», «Звезды белых ночей», «Площадь искусств», «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыкальный Олимп», «Кремль музыкальный», «Московская осень», фестивали памяти Олега Кагана в Москве и Кройте.
Святослав Липс родился в 1974 году в семье баяниста Фридриха Липса. Учился в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Анны Артоболевской), затем окончил консерваторию (1997) и ассистентуру-стажировку МГК (2000, класс профессора Льва Наумова). Победитель международных конкурсов в Стрезе (Италия, 1991) и имени Марии Канальс в Барселоне (Испания, 1994).
Выступал в городах России, Австрии, Германии, Италии, Швейцарии, Испании, Швеции, Латвии, Эстонии, Японии. Сотрудничал с оркестрами под управлением Андрея Борейко, Евгения Бушкова, Сергея Кондрашева, Дмитрия Лисса, Валерия Полянского, Владимира Понькина, Михаила Щербакова, Урса Шнайдера, Франца-Пауля Деккера и др. Среди партнеров пианиста по камерному ансамблю – Гидон Кремер, Владислав Иголинский, Аркадий Гутников, Елена Ревич, Фридрих Липс, Матти Рантанен, Кирилл Родин, Владимир Тонха, Александр Бузлов, Михаил Березницкий, Валерий Попов, Марк Пекарский, Татьяна Куинджи и другие.
Значительная часть репертуара пианиста – произведения современных композиторов. Святославу Липсу посвящали сочинения Сергей Беринский, Ефрем Подгайц, Михаил Броннер, Александр Розенблат, Татьяна Сергеева, Елена Анисимова. Записи музыканта выходили под лейблами Nonesuch Records (США), Triton (Япония), «Грамзапись» (Россия) и другими.
В 2008–2015 гг. совместно с Марией Власовой возглавлял Международный фестиваль классической и современной музыки «Рандеву» (Москва). Участник фестивалей камерной музыки в Локенхаусе и Костомукше, «Камчатская музыкальная весна» в Петропавловске-Камчатском, «А. Н. Черепнин» в Японии, III Международного фестиваля современной музыки, ArsLonga, «Дворянские сезоны», «Софии – с любовью», «Московская осень» в Москве.
С 2019 года преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных. Проводит мастер-классы в России и за рубежом. Приглашенный педагог летней творческой школы фонда «Новые имена» в Суздале.
Знаменитый хор и хоровая школа «Весна» начинали свою историю с любительского кружка, организованного в январе 1965 года Александром Пономарёвым. 31 марта состоялось первое выступление коллектива на конкурсе «Музыкальная весна», где хор занял первое место. Этот день считается днём рождения хора «Весна», тогда же появилось и его название. Детский хор «Весна» – победитель международных конкурсов, обладатель высшей европейской хоровой награды «Гран-при Европы» (2000). Среди последних достижений коллектива – Гран-при Международного конкурса современной музыки имени Бартока (Венгрия) и Гран-при XII Международного хорового фестиваля Silver Bells (Латвия). 1 ноября 2017 года хор вновь одержал победу в конкурсе «Гран-при Европы», став единственным детским хором и единственным хором из России, получившим награду дважды.
Хор «Весна» выступал более чем в 50 городах России и почти во всех странах Европы, а также в Японии, Китае и Канаде. Ежегодно концерты коллектива проходят в Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории, Светлановском зале Московского международного Дома музыки. «Весна» сотрудничает с известными оркестрами, дирижёрами и солистами, в числе которых Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Минин, Владимир Овчинников, Александр Бузлов. Репертуар хора насчитывает сотни произведений разных эпох, стилей и жанров. Хоровая музыка Моцарта, Шуберта, Генделя, Пуленка, Чайковского, Глинки, Рахманинова, Свиридова, Чеснокова и других – золотой фонд репертуара «Весны». Особое внимание уделяется произведениям крупной формы, среди которых исполненные хором в разные годы Gloria Вивальди, Heiligmesse Гайдна, A ceremony of Сarols Бриттена и другие.
Многолетнее сотрудничество связывает коллектив с московскими композиторами Ефремом Подгайцем и Владимиром Рубиным, многие сочинения которых созданы специально для хора «Весна». В 2015 году коллектив отметил 50-летие. На протяжении более чем сорока лет художественным руководителем хора «Весна» был его основатель, заслуженный артист России Александр Пономарёв (1938–2012). С 2012 года хором и школой руководит его ученица, почётный деятель искусств Москвы, лауреат международных конкурсов Надежда Аверина.