Юбилейный авторский концерт. Композитор Ефрем Подгайц : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Юбилейный авторский концерт.
    Композитор Ефрем Подгайц

    8 октября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Академический симфонический оркестр
    Московской филармонии
    Дирижёр – Евгений Бушков
    Анна Аглатова (сопрано)
    Марк Бушков (скрипка), лауреат XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского
    Александр Бузлов (виолончель)
    Святослав Липс (фортепиано)
    Детский хор «Весна» имени А. С. Пономарёва
    В программе:
    Подгайц
    Тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра

    «Формулы» – концерт для симфонического оркестра

    «Как нарисовать птицу» – кантата для сопрано, детского хора и симфонического оркестра на стихи Жака Превера

    12+

    Тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра, соч.75 (1988)

    Самый масштабный концерт Ефрема Подгайца, Тройной, написан для традиционного состава инструментов – скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра. Интересно, что первоначально композитор мыслил партию виолончели как саксофонную.

    Идея написания концерта именно для такого инструментального состава, по словам автора, «пришла сама собой». «Уже существовали сольные концерты, двойной скрипичный концерт… Захотелось попробовать написать концерт для трех инструментов», – говорил Е. И. Подгайц. Несмотря на то, что композитор, как правило, пишет довольно быстро, Тройной концерт создавался в течение двух лет с длительными перерывами. «Остановился после первой страницы и очень долго не мог дальше сочинять, – вспоминал он. – Но потом как-то дело пошло – без черновиков все написал».

    Премьера Концерта состоялась в 1989 году в рамках фестиваля «Московская осень».

    Сочинение имеет автобиографические черты. Е. Подгайц считает Тройной концерт одним из самых важных для себя произведений, итогом определенного жизненного этапа. Несмотря на небольшой порядковый номер в общем списке опусов композитора, его можно назвать центральным сочинением Подгайца в жанре концерта. С одной стороны, здесь аккумулируются многие художественные находки прошлых лет. С другой – именно от Тройного концерта тянутся нити к будущим концертам композитора. Иными словами, в этой музыке в концентрированном виде представлены основные стилевые константы творчества композитора.

    С точки зрения композиционного строения Тройной концерт представляет собой пятичастный цикл. Первая и заключительная части Концерта образуют огромную арку. Если первая часть является источником тематизма сочинения, то заключительную часть концерта можно рассматривать как, по сути, коду всего сочинения в целом: это становится возможным благодаря возвращению в первоначальном виде тем предыдущих частей, установлению органного пункта и некоторым другим приемам. Вторая и четвертая части делят между собой функции Скерцо, тогда как центральная третья часть, представляя собой каденцию трех солистов, играет роль медленной части цикла.

    Интересно тематическое наполнение Концерта. Наряду с авторским материалом, здесь присутствуют заимствованные мелодии. Это песни Money, Money из репертуара группы ABBA, «Скованные одной цепью» российского коллектива «Наутилус Помпилиус». Две другие песни имеют фольклорные корни – вариант русской народной песни «Ой, там на горе» (ее композитор записал в одной из фольклорных экспедиций в Брянской области, еще будучи студентом консерватории) и еврейская застольная песня «Ломир але».

    Главная тема Концерта появляется в самом начале первой части у виолончели и заимствована автором из собственного рок-романса на стихи А. Блока «Предчувствую тебя» (ор. 32, 1982). Правда, этот романс никогда не исполнялся публично. В сочинении есть еще несколько авторских «самоцитат». Во второй части концерта, также в партии виолончели, звучит тема из музыки к спектаклю «По зеленым волнам океана». Тема «Колыбельной» на стихи Р. М. Рильке (ор. 16, 1978) появляется в Концерте лишь однажды – в четвертой части – но она является одной из самых ярких среди кантиленных тем, и звучит параллельно с темой «Скованные одной цепью».

    Тройной концерт – во многом знаковое сочинение и с точки зрения его значения в общем контексте творчества композитора, и с точки зрения обилия заимствованных тем – «знаков времени». Поэтому произведение может считаться неким подведением итогов предыдущих лет, и, своего рода, вершиной и источником для последующих творческих событий.

    «Формулы», концерт для симфонического оркестра, соч. 156 (2000)

    Мировая премьера оркестрового концерта «Формулы» состоялась в 2000 году на фестивале «Московская осень».

    Это одночастное сочинение является своеобразным подведением итогов, творческих размышлений и поисков автора. Здесь скреплены в нечто единое формулы различных эмоциональных состояний – радостного возбуждения и грусти, безмятежности и драматизма, печали и безудержного веселья. Но главное в Концерте – движение. Оно начинается с главной темы (рефрена), которая представляет собой метроритмическую формулу: 5+5+5+4 восьмых, дающую энергетический импульс всему происходящему в дальнейшем.

    В произведении использованы темы («формулы») из других сочинений Ефрема Подгайца: Miserere из «Весенней мессы», «Лебедь» из вокального цикла «Образы Рильке», русская народная песня «А муж невдолюга», записанная  и расшифрованная автором в Брянской области, и «Пляшущая формула» из кантаты «Несмотря ни на что».

    «Как нарисовать птицу», кантата для сопрано, детского хора и симфонического оркестра на стихи Жака Превера (перевод Владимира Орла), соч. 27 (1980)

    Кантата «Как нарисовать птицу» была написана в 1980 году. Впервые сочинение прозвучало в 1981 году на фестивале «Московская осень» – премьера сопровождалась огромным успехом и имела большой общественный резонанс.

    Произведение Ефрема Подгайца открыло новые возможности жанра кантаты. Его музыка создает ощущение стремительного, радостного свободного полета. Сочинение наполнено яркой возвышенной образностью. Здесь и «Урок живописи», где японский цветок, распускающийся на блюдце, «поет» завораживающую мелодию голосом саксофона, и «Урок арифметики», на котором мальчик играет с Жар-Птицей, и оживающий снеговик, и паровоз, везущий весну и море, но останавливающийся, чтобы уберечь Красоту.

    Основатель, художественный руководитель и главный дирижер детского хора «Весна» Александр Пономарев писал, что «с именем Подгайца в творческую жизнь наших детей вошел новый мир образов и переживаний, связанных с возвышенной мечтой, поэтической фантазией, любовью к природе и окружающему миру». В свою очередь маэстро Саулюс Сондецкис говорил, что музыка Кантаты похожа на светскую литургию.

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром выступали практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Артуро Бенедетти Микеланджели, Мстислав Ростропович, Артур Рубинштейн, Маурицио Поллини, Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Ирина Архипова и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармонии-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Концертном зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижера и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Барри Дуглас, Джон Лилл, Марк-Андре Амлен, Александр Романовский, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Сергей Крылов, Юлиан Рахлин, Борис Белкин, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк, Суми Чо; дирижеры Марис Янсонс, Александр Лазарев, Семён Бычков, Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Лучано Акочелла, Леонард Слаткин, Михаэль Гюттлер и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 («Лирическая») Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

    В сезоне 2018/19 оркестр выступает в различных залах Москвы, а также в Ярославле, Вологде, Череповце, Самаре, Саранске, Ульяновске и в городах Южной Кореи, участвует в XIX Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик», аккомпанирует выступлениям скрипачей на III туре XVI Международного конкурса имени Чайковского.

    Евгений Бушков

    Заслуженный артист России Евгений Бушков родился в семье знаменитых музыкантов-скрипачей Зариус Шихмурзаевой и Роберта Бушкова. Получил образование как скрипач в Центральной музыкальной школе и Московской государственной консерватории. Его педагогами были Зинаида Гилельс, Леонид Коган, Александр Винницкий, Дмитрий Шебалин и другие известные музыканты. 

    В годы учебы в консерватории стал лауреатом крупнейших международных конкурсов: имени Венявского в Познани (1986, I премия), имени Королевы Елизаветы в Брюсселе (1989, III премия), имени Чайковского в Москве (1990, II премия) и имени Шеринга в Монте-Карло (1992, I премия).

    В 1990-х годах вел активную концертную деятельность как солист, выступал в России, Германии, Австрии, Франции, Италии, Великобритании, Норвегии, Финляндии, Чехии, Турции, США, Мексике, Перу, Аргентине и других странах мира, на фестивалях в Монте-Карло, Кольмаре, Мадриде, Кройте, Филлахе, Эль-Пасо и других. 

    С 1999 года Евгений Бушков полностью посвятил себя дирижированию. Его наставниками стали Дмитрий Китаенко и Виктор Ямпольский. В 2002–2009 годах был дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Башмет). Вдохновитель многих проектов коллектива, среди которых «Солисты оркестра – наша гордость», а также концертов для детей «Классика – это классно!». С 2015 года авторские программы Евгения Бушкова для детей проходят в Московском международном Доме музыки (абонемент «”Виртуозы Москвы” – детям»). 

    С 2009 года возглавляет Государственный камерный оркестр Республики Беларусь, с которым гастролировал в России, США, Италии, Франции, Австрии, Норвегии, Литве, Словении, Азербайджане. В 2018 году оркестр с успехом выступил на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве. В том же году ему присвоено звание Заслуженного коллектива Республики Беларусь. 

    В 2012–2014 годах Бушков – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке. С 2017 года – дирижер в резиденции Симфонического оркестра Индии (Мумбаи). С осени 2018 года – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Сицилии (Палермо). Много выступает как приглашенный дирижер. Сотрудничал с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и другими коллективами. География выступлений Бушкова охватывает страны Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. 

    С оркестрами под управлением Бушкова выступали Зураб Соткилава, Дебора Войт, Мария Гулегина, Дмитрий Алексеев, Пауль Бадура-Шкода, Элисо Вирсаладзе, Барри Дуглас, Константин Лифшиц, Алексей Любимов, Денис Мацуев, Леонид Горохов, Наталия Гутман, Никита Борисоглебский, Сергей Накаряков, Фридрих Липс и другие известные солисты. 

    Дирижер активно сотрудничает с современными композиторами. За последние 10 лет он осуществил мировые и российские премьеры сочинений: «Гарольд в России» Александра Чайковского (оркестр «Новая Россия», солист – Юрий Башмет), Симфонии № 1 Джона Корильяно (Новосибирский академический симфонический оркестр), Реквиема Алемдара Караманова («Новая Россия»), Симфонии № 2 Андрея Семёнова (Симфонический оркестр Белгородской филармонии), Симфонии № 15 Дмитрия Смольского (Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь), Концерта для альта с оркестром Ефрема Подгайца («Новая Россия», солист – Михаил Березницкий), Populus meus для виолончели с оркестром Джона Тавенера (Государственный академический 

    камерный оркестр России, солист – Сергей Антонов), «Белорусского концерта» Михаила Броннера (Государственный камерный оркестр Республики Беларусь), сочинений белорусских композиторов. В октябре 2014 года дирижировал оркестром Московской филармонии на юбилейном концерте Ефрема Подгайца. «Евгения Бушкова отличает искренность, музыкальность, совершенное чувство формы… словом все, что присуще настоящему мастеру. Для меня и для моих коллег-композиторов очень важно, что он предельно основательно, профессионально и доброжелательно относится к новым сочинениям, обладая при этом блестящей дирижерской техникой…» (Ефрем Подгайц). Под управлением Евгения Бушкова произведения Караманова впервые прозвучали в Португалии, ЮАР и Турции. Он дирижировал премьерами детской музыки ряда российских авторов; впервые на отечественной сцене под его руководством были исполнены оперы для детей «Мальчик, который слишком быстро рос» Менотти, «Городок Жур-Жур» Кривицкого и «Последний музыкант» Подгайца. 

    В сентябре 2018 года впервые за последние 18 лет Евгений Бушков выступил как скрипач: на открытии концертного сезона в Минске он исполнил партию сольной скрипки в новом произведении белорусского композитора Галины Гореловой «Страдивари», написанном к 50-летию дирижера. В начале 2019 года дирижировал Лиссабонским оркестром на новогодних концертах в городах Португалии.

    Анна Аглатова

    Анна Аглатова – солистка Государственного академического Большого театра России.

    Профессиональное образование певица получила в Российской академии музыки имени Гнесиных в классе профессора Рузанны Лисициан (2004–2009). В самом начале творческого пути, еще будучи студенткой музыкального училища, стала стипендиатом Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова (2001). Во время обучения в академии победила в конкурсе молодых оперных певцов «Новые голоса» (Neue Stimmen, Германия, 2006).

    Обладая замечательными вокальными данными и незаурядным актерским талантом, еще студенткой академии Анна Аглатова дебютировала в Большом театре в опере «Фальстаф» Дж. Верди (партия Нанетты), а также приняла участие в постановке оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (партия Памины). На сцене прославленного российского театра А. Аглатова исполняет ведущие партии сопранового репертуара, среди которых Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Сюзанна («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Мюзетта и Лю («Богема» и «Турандот» Дж. Пуччини), Лиза («Сомнамбула» В. Беллини), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Манон («Манон» Ж. Массне), Адель («Летучая мышь» И. Штрауса), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Франческа («Франческа да Римини» С. Рахманинова) и другие.

    Анна Аглатова обладает обширным кантатно-ораториальным репертуаром, выступая на лучших сценах мира – в нью-йоркском Линкольн-центре, парижском Плейеле, Сеульском центре искусств, афинском Мегароне.

    Певица сотрудничает с известными дирижерами – Михаилом Плетневым, Владимиром Спиваковым, Теодором Курентзисом, Александром Ведерниковым, Тито Чеккерини, Энрике Маццолой, Эммануэлем Жоэль-Орнаком, Стюартом Бэдфордом; режиссерами – Грэмом Виком, Энтони Макдональдом, Валерием Фокиным, Пьером-Луиджи Пицци. Она выступала в концерте со знаменитым исполнителем на армянском дудуке Дживаном Гаспаряном.

    Анна Аглатова награждена Премией Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры за вклад в развитие отечественного музыкального искусства (2014).

    Марк Бушков

    Марк Бушков родился в Монпелье (Франция) в 1991 году в семье музыкантов. Его отец – скрипач и дирижер Евгений Бушков, мать – скрипачка Алиса Вайтснер. Дед, скрипач Роберт Бушков, более 20 лет играл в Госоркестре СССР под управлением Е. Ф. Светланова, затем был артистом и директором оркестра «Виртуозы Москвы», директором БСО имени П. И. Чайковского, МГАСО под управлением П. Когана, ГСО «Новая Россия» под управлением Ю. Башмета. Бабушка – лауреат международных конкурсов, профессор РАМ имени Гнесиных скрипачка Зоря Шихмурзаева.

    Обучаться на скрипке Марк начал в возрасте 5 лет у своего деда по линии матери, также известного скрипача и педагога Матиса Вайтснера, а годом позже дебютировал на сцене. В 2001 г. поступил в Высшую школу музыки в Лионе, в класс Клер Бернар.

    В 2007 г. Марк получил стипендию от Филармонической ассоциации Лиона и в том же году поступил в Высшую школу музыки и танца в Париже, в класс Бориса Гарлицкого, который до сих пор является одним из его наставников. В последующие годы участвовал в мастер-классах и фестивалях в Мулен д’Анде, Труа, Бордо (Франция), Витербо (Италия) и Нью-Гемпшире (США). В 2010 году Марк единодушно получил высший балл по специальности и был особо отмечен комиссией на выпускном экзамене в Парижской консерватории. Продолжив заниматься с Б. Гарлицким в Гамбурге, в 2011 он выиграл престижный грант Ebel-Prize. Марк Бушков – лауреат первой премии скрипичных конкурсов им. Генри Коха в Льеже (2008) и «Молодые концертирующие артисты» в Лейпциге (2010), финалист конкурса имени Королевы Елизаветы в Брюсселе (2012). В 2013 г. он завоевал Гран-при на Международном конкурсе в Монреале.

    К 25 годам музыкант сделал успешную артистическую карьеру. Он выступал с сольными концертами в Гамбурге и Монреале, на фестивалях в Монпелье, «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге, в Париже в Théâtre de la Ville. На фестивале в Сантандере (Испания) играл в трио с И. Монигетти, в квартете с Э. Вирсаладзе. На летнем фестивале на остове Эльба в Италии он был награжден специальным призом, который дал ему возможность сыграть с ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Ю. Башмета.

    Скрипач активно сотрудничает с оркестрами Бельгии (Брюссельский филармонический, Бельгийский национальный оркестр, Королевский филармонический оркестр Льежа), выступал с оркестрами Московской филармонии, «Новая Россия», Лодзинской филармонии, Государственным оркестром Рейнской филармонии в г. Кобленце (Германия), Гамбургским симфоническим, симфоническим оркестром Hacettepe в Анкаре, оркестром Impromptu в Париже, оркестром Высшей школы музыки и театра в Гамбурге.

    В сезоне 2014/15 гг. Марк Бушков дебютировал с оркестром Северо-немецкого радио в Гамбурге. В том же сезоне он исполнил скрипичный Концерт Брамса с Дюссельдорфским симфоническим оркестром, сопровождая спектакль балетной труппы Deutsche Oper am Rhein. В декабре 2014 г., по приглашению Мариса Янсонса, Бушков выступил на открытии серии концертов “Essentials” оркестра амстердамского Консертгебау. «Он – виртуоз, который не нуждается ни во внешних эффектах, ни в нарциссическом глянце. Он соединяет музыкальную страсть и энергию с выразительностью и серьезностью, что ведет к невероятной интенсивности его интерпретации. Он играет свободно и уверенно, с безудержным драйвом, призывает оркестр следовать за собой и побуждает музыкантов к достижению новых высот», – писал рецензент газеты “Rhein Main Presse” после концерта скрипача с Государственным филармоническим оркестром Майнца в ноябре 2015 года.

    Как камерный музыкант Марк Бушков дебютировал в сезоне 2015/16 гг. с виолончелистом Кианом Солтани и альтистом Адриеном Буассо в Кёльнской филармонии, Beethovenhaus в Бонне и Auditorium du Louvre. Среди ангажементов артиста в прошлом сезоне – концерты в цюрихском Тонхалле, на фестивале «Шубертиада» в Шварценберге (Австрия) и Весеннем фестивале в Гейдельберге.

    В 2016 году Марк был удостоен приза фестиваля в Рейнгау. В решении жюри говорится: «Когда слышишь в исполнении Марка Бушкова какой-либо из величайших романтических скрипичных концертов, вспоминаешь «золотую эру» виртуозов скрипки, традиции Яши Хейфеца, Леонида Когана и Давида Ойстраха». Жюри премии также отметило «чарующее чувство звука в сочетании с безупречной техникой» и назвало его «современным и универсальным исполнителем с яркой артистической индивидуальностью».

    С 2014 г. Марк Бушков обучается в Академии в Кронберге по программе «Молодые солисты» у Михаэлы Мартин.

    Музыкант играет на скрипке Ж. Б. Вильома (1865), которую получил в аренду от своего продюсера Б. Фелдман.

    Александр Бузлов

    Александр Бузлов — один из наиболее ярких виолончелистов своего поколения, унаследовавший опыт прославленных учителей и, вместе с тем, свободно развивающийся в русле собственной исполнительской манеры. 

    Александр Бузлов родился в Москве в 1983 году. Обучался в Московской консерватории у Наталии Гутман и в Кёльнской высшей школе музыки у Франса Хельмерсона. В рамках мастер-классов занимался с выдающимися виолончелистами: Мстиславом Ростроповичем, Даниилом Шафраном, Бернардом Гринхаусом. Сегодня Александр преподает в Московской консерватории и занимается сольной карьерой.

    Бузлов — обладатель целого ряда престижных наград, в том числе Гран-при в номинациях «Виолончель» и «Камерный ансамбль» Всероссийского открытого конкурса «Новые имена» в Москве, Второй премии Конкурса ARD в Мюнхене, Второй премии Международного конкурса виолончелистов в Женеве, Гран-при и Приза зрительских симпатий Международного конкурса виолончелистов имени Э. Фойермана в Берлине. Александр Бузлов дважды участвовал в Международном конкурсе имени П. И. Чайковского: в 2007 году он завоевал Серебряную медаль, Премию за лучшее исполнение произведения Чайковского, а также Специальный приз Фонда Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, а в 2015 году получил Третью премию в своей номинации. 

    Музыкант играет в лучших российских и зарубежных залах, в том числе в Берлинской филармонии, мюнхенском Геркулес-холле, на сценах римской Академии «Санта-Чечилия», миланского Ла Скала, парижского Театра Елисейских Полей, в нью-йоркских Карнеги-холле и Линкольн-центре. 

    Виолончелист исполняет сольные партии в сопровождении ведущих оркестров, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», оркестры Мариинского театра и Санкт-Петербургской филармонии, Камерный ансамбль «Солисты Москвы», Оркестр радио и телевидения Саарбрюккена, Симфонический оркестр Баварского радио, Штутгартский камерный оркестр, Камерный ансамбль Мюнхена, Камерный оркестр Святого Луки в Нью-Йорке и другие коллективы. 

    Музыкант сотрудничает со знаменитыми дирижерами, среди которых Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Томас Зандерлинг, Кристоф Поппен, Леонард Слаткин, Владимир Спиваков, Юрий Темирканов, Владимир Федосеев, Пааво Ярви. 

    Александр Бузлов активно выступает в камерных ансамблях — вместе с Мартой Аргерих, Юрием Башметом, Наталией Гутман, Леонидасом Кавакасом, Юлианом Рахлиным, Вадимом Репиным, Дмитрием Ситковецким и другими известными исполнителями. 

    В числе фестивалей, в которых Александр принимал участие, — фестивали в Кольмаре, Монпелье, Ментоне (Франция), Пьетрасанте (Италия), Вербье (Швейцария), в Людвигсбурге, Узедомский фестиваль и фестиваль земли Мекленбург-Передняя Померания (Германия), «Крещендо», «Звезды белых ночей», «Площадь искусств», «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыкальный Олимп», «Кремль музыкальный», «Московская осень», фестивали памяти Олега Кагана в Москве и Кройте. 

    Святослав Липс


    Святослав Липс родился в 1974 году в семье выдающегося музыканта, баяниста Фридриха Липса. Музыкальные способности проявились у него в раннем детстве: первые занятия проходили с отцом, а с пяти лет – с замечательным детским педагогом А. Д. Артоболевской, у которой Святослав впоследствии учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. С четвертого класса с ним стал заниматься профессор Московской консерватории Л. Н. Наумов. В 1992 году Святослав Липс продолжил занятия с этим выдающимся педагогом в стенах Московской консерватории, в дальнейшем став его ассистентом-стажером (1998–2000). Лев Николаевич говорил о своем воспитаннике: «Святослав Липс – очень талантливый музыкант-пианист. Его выступления всегда радуют публику яркой образностью, своим особым «почерком» и интересными замыслами. Нет нужды говорить, что это очень профессиональный (в самом лучшем, высоком смысле слова) современный исполнитель, все время ищущий. Творческий потенциал его велик».

    Еще во время обучения в музыкальной школе, Святослав победил на международном конкурсе молодых пианистов в итальянском городе Стреза, завоевав помимо Гран-при специальный приз европейского фонда “Teresa Maria Dragan”. В 1994 году Святослав был удостоен I премии и Золотой медали на одном из самых престижных конкурсов мира – Международном конкурсе пианистов имени Марии Канальс в Барселоне, где приняло участие 120 пианистов.

    Святослав Липс гастролировал более чем в 70 городах России, его выступления проходили в Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Швеции, Латвии, Эстонии, Японии.

    Музыкант играл в крупнейших залах мира: во Дворце каталонской музыки в Барселоне, «Зале Моцарта» в Сарагосе, Театре Виктории-Евгении в Сан-Себастьяне (Испания); зале имени Рудольфа Эткера в Билефельде, «Тонхалле» в Дюссельдорфе (Германия); «Нюброкаен» в Стокгольме (Швеция), Токийском международном форуме в Токио, Концертном зале префектуры Канагава в Иокогаме (Япония); в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Светлановском зале Московского международного Дома музыки, Кремлевском Дворце съездов (Россия).

    Партнерами Святослава Липса по ансамблевому музицированию были скрипачи Гидон Кремер, Владислав Иголинский, Аркадий Гутников, Елена Ревич; баянисты Фридрих Липс, Матти Рантанен (Финляндия); виолончелисты Кирилл Родин, Владимир Тонха, Александр Бузлов; альтист Михаил Березницкий; саксофонист Алексей Волков; фаготист Валерий Попов; ударник Марк Пекарский; певицы Татьяна Куинджи, Айлиш Керриган (Ирландия) и другие музыканты. Святослав Липс неоднократно выступал с оркестрами под управлением Виктора Барсова, Андрея Борейко, Евгения Бушкова, Сергея Кондрашева, Дмитрия Лисса, Валерия Полянского, Владимира Понькина, Михаила Щербакова, Урса Шнайдера (Швейцария), Франца Пауля Деккера (Канада) и других маэстро.

    Святослав Липс принимал участие в международных музыкальных фестивалях «Салют, Америка!» в Самаре (1991), фестивалях камерной музыки в Локенхаузе (Австрия, 1995) и в Костомукше (2001), III Международном фестивале современной музыки в Москве (1996), «Камчатская музыкальная весна» в Петропавловске-Камчатском (1996), «А. Н. Черепнин» (Япония, 2000), ArsLonga в Москве (2002), VI фестивале «Дворянские сезоны» в Москве (2008), фестивале Софии Губайдулиной «Софии – с любовью» в Москве (2011), является постоянным участником фестиваля «Московская осень» (1991, 1999–2004, 2006–2011).

    Большая часть репертуара пианиста – произведения современных композиторов. Для Святослава Липса писали музыку Сергей Беринский, Ефрем Подгайц, Михаил Броннер, Александр Розенблат, Татьяна Сергеева, Екатерина Анисимова и другие авторы. Пианист представил 24 премьеры новых сочинений – помимо уже названных композиторов, это музыка Александра Розенблата и Александра Бертрама. В числе премьер – восемь произведений Ефрема Подгайца. Композитор говорит о таланте молодого пианиста: «Главным отличием Святослава Липса, делающим его фигуру просто уникальной среди многочисленных коллег-пианистов, является его отношение к современной музыке. Пожалуй, после Святослава Рихтера и Алексея Любимова, именно С. Липс становится одним из ведущих исполнителей новой фортепианной музыки. Не случайно, что уже стали появляться сочинения, написанные специально для него». Композитор Кирилл Волков отмечает: «Святослпав Липс – молодой виртуоз, соединяющий в своем творчестве и техническое совершенство, и, главное, глубокое осмысление и умение передать слушателю замысел автора (к какому бы столетию и стилю это произведение не относилось). На мой взгляд, Святослав Липс является наиболее перспективным и разносторонне одаренным пианистом молодого поколения».

    Совместно с аккордеонисткой Марией Власовой Святослав Липс является автором идеи и художественным руководителем Международного фестиваля классической и современной музыки «Рандеву».

    Музыкант имеет многочисленные записи на компакт-дисках, которые выходили на лейблах Nonesuch Records(США), Triton (Япония), «Грамзапись» (Россия). Ряд эксклюзивных дисков с записями современных композиторов был выпущен независимыми издателями.

    Детский хор «Весна» имени А. С. Пономарёва

    Знаменитый хор и хоровая школа «Весна» начинали свою историю с любительского кружка, организованного в январе 1965 года Александром Пономарёвым. 31 марта состоялось первое выступление коллектива на конкурсе «Музыкальная весна», где хор занял первое место. Этот день считается днём рождения хора «Весна», тогда же появилось и его название. Детский хор «Весна» – победитель международных конкурсов, обладатель высшей европейской хоровой награды «Гран-при Европы» (2000). Среди последних достижений коллектива – Гран-при Международного конкурса современной музыки имени Бартока (Венгрия) и Гран-при XII Международного хорового фестиваля Silver Bells (Латвия). 1 ноября 2017 года хор вновь одержал победу в конкурсе «Гран-при Европы», став единственным детским хором и единственным хором из России, получившим награду дважды.

    Хор «Весна» выступал более чем в 50 городах России и почти во всех странах Европы, а также в Японии, Китае и Канаде. Ежегодно концерты коллектива проходят в Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории, Светлановском зале Московского международного Дома музыки. «Весна» сотрудничает с известными оркестрами, дирижёрами и солистами, в числе которых Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Минин, Владимир Овчинников, Александр Бузлов. Репертуар хора насчитывает сотни произведений разных эпох, стилей и жанров. Хоровая музыка Моцарта, Шуберта, Генделя, Пуленка, Чайковского, Глинки, Рахманинова, Свиридова, Чеснокова и других – золотой фонд репертуара «Весны». Особое внимание уделяется произведениям крупной формы, среди которых исполненные хором в разные годы Gloria Вивальди, Heiligmesse Гайдна, A ceremony of Сarols Бриттена и другие. 

    Многолетнее сотрудничество связывает коллектив с московскими композиторами Ефремом Подгайцем и Владимиром Рубиным, многие сочинения которых созданы специально для хора «Весна». В 2015 году коллектив отметил 50-летие. На протяжении более чем сорока лет художественным руководителем хора «Весна» был его основатель, заслуженный артист России Александр Пономарёв (1938–2012). С 2012 года хором и школой руководит его ученица, почётный деятель искусств Москвы, лауреат международных конкурсов Надежда Аверина.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    80-летие Родиона Щедрина. Симфонический оркестр Мариинского театра, Валерий Гергиев

    24.12.2012

    В программе:
    Щедрин
    Музыка для струнных, гобоев, валторн и челесты
    «Клеопатра и змея», драматическая сцена для женского голоса и симфонического оркестра на текст заключительной сцены трагедии У.Шекспира «Антоний и Клеопатра» в переводе Б.Пастернака (Российская премьера)
    Parabola concertante (концертная притча для виолончели, струнных и литавр)
    Концерт для гобоя с оркестром (Российская премьера)
    Сюита из балета «Конёк-Горбунок»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    X юбилейный Большой фестиваль РНО
    Закрытие фестиваля

    Режиссерская версия

    04.10.2018

    В программе:
    Подгайц
    «Двойное зеркало» – концерт для баяна и виолончели с оркестром (Мировая премьера)
    Глюк
    Танец фурий из оперы «Орфей и Эвридика»
    Пьяццолла
    Танго «Смерть ангела»
    Плетнёв
    Татарская фантазия для баяна с оркестром
    Цыганков
    Вариации на темы двух русских народных песен для домры и балалайки с оркестром

    Камерный зал Филармонии

    Играем XXI век

    21.01.2015

    В программе:
    Губайдулина
    Чакона (версия для аккордеона соло)
    Броннер
    «Адам и Ева» для скрипки и аккордеона
    Подгайц
    Концерт для маримбы. «Ироническое па-де-де» для аккордеона и маримбы

    Камерный зал Филармонии

    Ефрем Подгайц

    13.03.2018

    В программе:
    Подгайц
    «Рулетка» для фортепиано
    Соната для виолончели и фортепиано
    Фрагмент из музыки балета «Мойдодыр»
    «Сад музыки» - сюита для скрипки и виолончели (Мировая премьера)
    Фрагмент из оперы «Ангел и психотерапевт»
    Трио-сюита для скрипки, виолончели и фортепиано