Юбилейный концерт. 25 лет возрождения храма «Большое Вознесение» у Никитских ворот : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Юбилейный концерт.
    25 лет возрождения храма
    «Большое Вознесение» у Никитских ворот

    13 сентября 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Государственный академический
    ансамбль народного танца
    имени Игоря Моисеева
    Хор Академии хорового искусства
    имени В. С. Попова
    Маквала Касрашвили (сопрано)
    Олег Кулько (тенор)
    Евгений Князев (художественное слово)
    Анатолий Лошак (баритон)
    Юлия Мазурова (меццо-сопрано)
    Анна Аглатова (сопрано)

    Анна Антоничева (прима-балерина)

    Наталья Крапивина (прима-балерина)

    Андрей Иков (труба)

    Ансамбль русской песни

    12+

    Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева

    Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева – первый в мире профессиональный хореографический коллектив, созданный в 1937 году великим хореографом ХХ века Игорем Моисеевым. Уникальная хореографическая труппа, в чьем репертуаре бережно сохраняются сценические шедевры великого Мастера.

    Игорь Моисеев, соединив грамоту классического танца с фольклором, создал новый жанр, до этого не входивший в перечень видов хореографического искусства – жанр народно-сценического танца. Моисеев называл его пластическим портретом народа, немой поэзией и зримой песней. Ансамбль Игоря Моисеева внес выдающийся вклад в дело сближения народов, в дело мира.

    Рядом с названием «Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева» вот уже 86 лет журналисты и репортеры повторяют слово «первый», что абсолютно оправдано. Балет Игоря Моисеева первым выстроил культурные мосты между СССР, странами Европы, Азии, Африки, северной и южной Америки, Австралии. Ансамбль называют дипломатом от культуры: он говорит на международном языке, понятном каждому, – языке танца. Ансамбль первым среди коллективов народного танца удостоен звания академического (1967), первым награжден Орденом Дружбы народов (1987). В 2011 году ГААНТ имени Игоря Моисеева удостоен Медали ЮНЕСКО «Пять континентов». В 2015 году Указом Президента Российской Федерации ансамбль отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. 

    «Сегодня шедевры Игоря Моисеева, признанные во всем мире, танцует уже седьмое поколение моисеевцев, сохраняя и продолжая все традиции, заложенные Мастером! Всё вокруг вроде бы устаревает, требует обновления, а у Игоря Моисеева – вневременное, уникальное восприятие мира, сложившееся в палитру, какой не найти ни у одного хореографа», – говорит художественный руководитель-директор ГААНТ имени Игоря Моисеева, народная артистка России Елена Щербакова.

    Хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова

    Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства, Академия хорового искусства, создана в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова по инициативе и благодаря настойчивым усилиям профессора В. С. Попова. С самого начала работы Академии хорового искусства руководимый В.С. Поповым смешанный хор вуза определился как многофункциональный певческий коллектив, выступающий с обширными сольными программами, а также участвующий вместе с оркестрами в исполнении крупных вокально-симфонических произведений.

    Сводный хор Академии (около 250 певцов) включает в себя хор мальчиков (7-14 лет), хор юношей (16-18 лет), студенческие вокально-хоровые ансамбли (юноши и девушки 18-25 лет) и мужской хор. Отличная музыкальная подготовка, высокая профессиональная компетентность и полнота разновозрастных групп хоров Академии позволяют выполнить художественные задачи любой сложности, включая исполнение многохорных партитур, требующих участия грандиозных певческих составов. Так, хор Академии исполнил треххорную ораторию К.Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» на московской премьере сочинения в Московском международном Доме музыки (декабрь 2003). Выдающимся событием в мире музыки стало исполнение в Москве при участии Большого хора Академии монументальной оратории Ф. Листа «Христос» под управлением Е. Светланова в Большом зале консерватории (апрель 2000).

    Хоры Академии регулярно выступают с концертами в России и за ее пределами - в странах Европы, Азии (Япония, Тайвань), США и Канаде. В числе несомненных достижений коллектива - многократное участие в ряде престижных музыкальных фестивалей: в Брегенце (Австрия, 1996, 1997), Кольмаре (Франция, 1997-2009), Рейнгау (Германия, 1995-2010) и, конечно, в Москве («Московская осень», «Московский Пасхальный фестиваль», «Черешневый лес», «Моцариана»).

    С хорами Училища и Академии сотрудничали прославленные российские и зарубежные дирижеры: Г. Абендрот, Р. Баршай, А. Гаук, Т. Зандерлинг, Д. Кахидзе, Д. Китаенко, К. Кондрашин, И. Маркевич, Е. Мравинский, М. Плетнев, Х. Риллинг, А. Рудин, Г. Рождественский, С. Самосуд, Е. Светланов, В. Спиваков, Ю. Темирканов, В. Федосеев. Многие современные композиторы доверяют исполнителям премьеры своих сочинений. Хоры Академии подготовили к исполнению и записали более 40 компакт-дисков.

    Отдельные хоры Академии, периодически объединяемые в Большой хор, представляют собой уникальный по своим исполнительским возможностям и тембровой палитре певческий коллектив, которому под силу яркие, полноценные художественные интерпретации всей классической и современной хоровой литературы. Полнокровная творческая жизнь – отличительная черта Академии хорового искусства, занявшей сегодня достойное место на мировой концертной сцене.

    С 2008 года сводным хором Академии руководит воспитанник Училища и Академии, ученик В. Попова, Лауреат первой премии Первого московского конкурса хоровых дирижеров – Алексей Петров.

    Маквала Касрашвили

    Народная артистка России. Солистка Государственного академического Большого театра России. Управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра

    Родилась в Грузии, в Кутаиси. В 1966 окончила Тбилисскую государственную консерваторию (класс Веры Давыдовой). В том же году дебютировала в Большом театре. В ее репертуаре в Большом театре следующие партии: Микаэла (Ж. Бизе «Кармен»), Графиня Розина (В. Моцарт «Свадьба Фигаро»), Татьяна, Ларина (П. Чайковский «Евгений Онегин»), Маргарита (Ш. Гуно «Фауст»), Наташа Ростова (С. Прокофьев «Война и мир»), Флория Тоска (Дж. Пуччини «Тоска»), Леонора (Дж. Верди «Трубадур»), Иоланта (П. Чайковский «Иоланта»), Донна Анна (А. Даргомыжский «Каменный гость»), Дездемона (Дж. Верди «Отелло»), Лиза (П. Чайковский «Пиковая дама»), Амелия (Дж. Верди «Бал-маскарад»), Сантуцца (П. Масканьи «Сельская честь»), Аида, Амнерис (Дж. Верди «Аида»), Турандот (Дж. Пуччини «Турандот») и др. Имеет обширный концертный репертуар, включающий романсы П. Чайковского, М. Мусоргского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, С. Рахманинова, М. де Фальи, русскую и западноевропейскую духовную музыку, Маленькую торжественную мессу Дж. Россини, Реквием Дж. Верди, Te Deum А. Брукнера, «Военный реквием» Б. Бриттена, Четырнадцатую симфонию Д. Шостаковича. С триумфального дебюта в 1979 на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера (партия Татьяны в опере «Евгений Онегин») началась международная карьера певицы. Как приглашенная звезда Маквала Касрашвили выступала на лучших оперных сценах мира: в Ковент Гарден, в Гамбургской государственной опере, Пражской национальной опере, Баварской государственной опере, Венской государственной опере, Лирической опере Чикаго, Финской национальной опере, Опере Сиэтла, Вашингтонской национальной опере, Национальной академии Санта Чечилия, Венгерском оперном театре, варшавском Большом театре, Государственном академическом Мариинском театре. Сотрудничала с такими выдающимися дирижерами, как Колин Дэвис, Нелло Санти, Джузеппе Патане, Даниэль Орен, Шарль Дютуа, Неэме Ярви, Геннадий Рождественский, Майкл Тилсон Томас, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, и др.

    Ее партнерами были знаменитые певцы Руджеро Раймонди, Николай Гяуров, Николай Гедда, Кири Те Канава, Долорес Заджик, Томас Аллен и др. В 2000 была назначена управляющей творческими коллективами оперной труппы Большого театра.

    Олег Кулько

    Олег Кулько – Народный артист России, солист Большого театра России. Окончил Киевскую государственную консерваторию имени П. И.Чайковского (класс Константина Огневого). С 1987 г. – солист оперной труппы Киевского государственного академического театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. С 1988 г. – солист оперной труппы Большого театра. Дебютировал в партии Яромира в премьерном показе оперы-балета «Млада» Н. Римского-Корсакова.

    Певец – лауреат I премии Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки (1987), IV премии Международного конкурса имени Розы Понсель (США, 1988), III премии Международного конкурса имени П. И.Чайковского (1990).

    Олег Кулько много гастролирует за рубежом – в Германии, Италии, Франции, Голландии, Польше, Швеции, США, Китае. Выступал в Карнеги-холл с Оперным оркестром Нью-Йорка. Пел Радамеса в театре де Ла Монне в Брюсселе, в театрах Кёльна и Лиссабона. Сотрудничал с Варшавской оперой, где исполнил главные партии в «Тоске», «Богеме» и «Мадам Баттерфляй», а также с другими крупнейшими оперными театрами мира: Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Ла Скала (Милан), Национальный театр в Праге, Оперный театр в Кальяри (Италия). Артист принимал участие в международных фестивалях, среди которых: Международный музыкальный фестиваль в Макао (Китай, 2006, Фестиваль имени Яна Кепуры в Польше, Оперный фестиваль имени Б. Сметаны (Литомышль, Чехия).

    Дискография певца включает в себя записи опер «Млада» Н. А. Римского-Корсакова и «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (NVC arts), «Франческа да Римини» (RAI) и «Алеко» С. В. Рахманинова (Verdi Classics).

    Евгений Князев

    Евгений Князев родился в 1955 году в Тульской области. В 1982 году окончил Театральное училище имени Бориса Щукина (курс Людмилы Ставской) и был принят в Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова. 

    На сцене театра сыграл более 30 ролей в спектаклях «Роза и крест» (Гаэтан), «Три возраста Казановы» (Молодой Казанова), «Маленькие трагедии» (Дон Гуан), «Зойкина квартира» (Обольянинов), «Дело» (Шило), «Без вины виноватые» (Григорий Незнамов, спектакль отмечен Государственной премией РФ), «Пиковая дама» (Германн), «Воскрешение, или Чудо святого Антония» (Ашиль), «Посвящение Еве» (Эрик Ларсен), «Маскарад» (Арбенин), «Пристань» (Доменико Сориано в пьесе «Филумена Мартурано»), «Улыбнись нам, Господи» (Шмуле-Сендер), «Царь Эдип» (Тиресий), «Война и мир» (князь Николай Болконский), «Анна Каренина», хореографический спектакль на музыку Шнитке, Чайковского, Малера и Форе (Алексей Каренин), «Обыкновенное чудо» (Трактирщик) и др.

    Играл в антрепризах, участвовал в постановках театров, среди которых Государственный театр наций, «Школа современной пьесы», «Независимый театральный проект». 

    В фильмографии артиста – более 60 ролей в фильмах и сериалах «Пятый ангел» (Григорий Плоткин), «Девять жизней Нестора Махно» (Лев Троцкий), «Путешествие с домашними животными» (священник), «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» (популярный писатель), «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» (заглавная роль), «Однажды в Ростове» (Алексей Львович Калюжный), «Страсти по Чапаю» (Лев Троцкий), «Сын отца народов» (Вольф Мессинг), «Зеркала» (Борис Пастернак), «Орлова и Александров» (Иосиф Сталин), «Мастер и Маргарита» (Берлиоз) и др.

    С 1994 года преподает в Театральном институте имени Щукина (с 2003 года – ректор). В качестве художественного руководителя выпустил два актерских курса (1998, 2004 гг.). Руководит целевым курсом для Московского театра оперетты. 

    Член Правления Центрального дома работников искусств. Член общественного совета Российского еврейского конгресса.

    Народный артист РФ, Республики Северная Осетия – Алания, Республики Абхазия, лауреат Государственной премии РФ. Награжден орденами Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почетной грамотой Президента РФ. Удостоен множества других наград и званий, общественных, театральных и кинематографических регалий.

    Анатолий Лошак

    Солист Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Народный артист РФ.

    В 1979 окончил вокальный факультет Московской государственной консерватории (педагог – профессор А.И. Батурин). В 1986 стажировался в театре «Ла Скала» (Милан) у Карло Бергонци. С 1978– стажер, с 1980 – солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Начиная с 1980, один из ведущих солистов труппы. Среди исполненных партий: Онегин (П. Чайковский «Евгений Онегин»), Роберт и Эбн-Хакия (П. Чайковский «Иоланта»), Елецкий (П. Чайковский «Пиковая дама»), Светлейший (П. Чайковский «Черевички»), Леандр (С. Прокофьев «Любовь к трем апельсинам»), Листрат (Т. Хренников «В бурю»), Остап Бендер (Т. Хренников «Золотой теленок»), Валентин (Ш. Гуно «Фауст»), Марсель (Дж. Пуччини «Богема»), Энрико (Г. Доницетти «Колокольчик») и др. Участвовал в постановках «Бориса Годунова» М. Мусоргского в Болонье (Италия), «Евгения Онегина» П. Чайковского в Палермо (Сицилия) и во Вроцлавском оперном театре (Польша), «Корсара» Дж. Верди в Парме (Италия), «Макбета» Дж. Верди и «Сельской чести» П. Масканьи в Дублине (Ирландия), в спектаклях Вексфордского фестиваля (Ирландия): «Черевички» П. Чайковского, «Демон» А. Рубинштейна, «Шарка» З. Фибиха, «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова, «Пламя» О. Респиги, «Фоска» К. Гомеса. Гастролировал в Италии, Германии, Бельгии, Венгрии, Польше, Югославии, Бразилии. В настоящее время участвует в спектаклях: «Война и мир» С. Прокофьева (Наполеон), «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини (Шарплес), «Майская ночь или Утопленница» Н. Римского-Корсакова (Каленик), «Пиковая дама» П. Чайковского (Елецкий), «Сила судьбы» Дж. Верди (Фра Мелитоне).

    Юлия Мазурова

    Юлия Мазурова окончила вокальное отделение Казанского музыкального колледжа имени И. В. Аухадеева (2008, класс Эммы Груниной) и вокальный факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (2013, класс Владимира Ванеева). 

    Дипломант Дельфийских игр в Ярославле, лауреат I конкурса вокалистов имени Назиба Жиганова в Казани, дипломант и обладательница специального приза «Надежда» Международного конкурса вокалистов в Санкт-Петербурге, лауреат фестиваля-конкурса исполнительского мастерства «Играем Слонимского» и Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской в Москве.

    Выступала на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории («Евгений Онегин» Чайковского, партия Лариной), залах Санкт-Петербургской филармонии, участвовала в авторских концертах Сергея Слонимского. 

    В 2012 году стала артисткой Молодежной оперной программы Большого театра, в 2014 году – солисткой оперной труппы. На сцене театра дебютировала в 2013 году – в главной партии в опере «Дитя и волшебство» Равеля (дирижер Александр Соловьёв, режиссер Энтони Макдональд). В дальнейшем исполняла партии в операх «Кармен» Бизе (заглавная роль), «Так поступают все женщины» (Дорабелла) и «Свадьба Фигаро» Моцарта (Керубино, номинация на российскую национальную премию «Золотая маска»), «Евгений Онегин» (Ольга), «Пиковая дама» (Полина, Миловзор), «Иоланта» (Лаура) Чайковского, «Каменный гость» Даргомыжского (Лаура), «Идиот» Вайнберга (Аглая), «Борис Годунов» Мусоргского (Фёдор), «История Кая и Герды» Баневича (Снежная королева), «Дидона и Эней» Пёрселла (Дидона), «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (Линетта) и другие. 

    Принимала участие в гастролях Большого театра в Финляндии (2017), Омане (2019). В июле 2020 года выступала с труппой театра на фестивале оперы и балета в Херсонесе. 

    В 2016 году принимала участие в благотворительных концертах «Хворостовский и друзья». В 2018 году дебютировала в роли Полины в опере «Пиковая дама» Чайковского на международном оперном фестивале в Савонлинне (Финляндия) и исполнила партию меццо-сопрано в Реквиеме Верди в Берлине с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Лиора Шамбадала. В 2019 году выступила в партии Кармен в одноименной опере Бизе в Аспендосе, Турция (постановка Винченцо Гризостоми Травальини). В 2020 году исполнила партию графа Орловского в оперетте Штрауса «Летучая мышь» на Транссибирском Арт-Фестивале Вадима Репина. В том же году исполнила в Уфе вокальные циклы Малера «Песни об умерших детях» и «Песни странствующего подмастерья» с Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан под управлением Дмитрия Крюкова. 

    В концертных программах и спектаклях сотрудничала с известными дирижерами, в числе которых Туган Сохиев, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Геннадий Рождественский, Михаил Юровский, Александр Сладковский, Кристофер Мулдс, Александр Ведерников, Стефано Монтанари, Уильям Лейси, Джакомо Сагрипанти и другие.

    Анна Аглатова

    Анна Аглатова родилась в Кисловодске. Окончила Государственное музыкальное училище и Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Рузанны Лисициан). В 2000 году стала стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Лауреат Всероссийского конкурса вокалистов Bella voce (I премия, 2003), Международного конкурса «Новые голоса» (Neue Stimmen) в Германии (III премия, 2005), Всероссийского фестиваля-конкурса молодых вокалистов имени Н. А. Обуховой в Липецке (I премия, 2008).

    В 2005 году дебютировала в Большом театре (в настоящее время – солистка оперной труппы) в партии Наннетты («Фальстаф» Верди). Трижды номинировалась на премию «Золотая маска» в спектаклях Большого театра – за роли Памины («Волшебная флейта» Моцарта, 2007), Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта, 2015) и Морганы («Альцина» Генделя, 2019). В 2009 году была удостоена молодежной премии «Триумф», в 2014 году – Премии Президента Российской Федерации молодым деятелям культуры. 

    Выступала на таких концертных площадках, как Линкольн-центр в Нью-Йорке, концертный зал Плейель в Париже, Музикферайн в Вене, Сеульский центр искусств, зал Мегарон в Афинах, Национальный Дворец культуры в Софии. Гастролировала в Германии, Бельгии, Швейцарии, Нидерландах, Италии, Латвии, Эстонии, Греции. Постоянно сотрудничает с выдающимися дирижерами и режиссерами, среди которых Владимир Спиваков, Эвелино Пидо, Владимир Федосеев, Теодор Курентзис, Грэм Вик, Валерий Фокин, Пьер-Луиджи Пицци, Энрике Маццола и др. Выступала с Дмитрием Хворостовским, Хосе Каррерасом, Рене Папе, Карло Лепоре, Дэвидом Хансеном. 

    Принимала участие в Рождественском фестивале в Дюссельдорфе, музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре, фестивалях «Владимир Спиваков приглашает» в Москве (сольный концерт с «Виртуозами Москвы» на Х юбилейном фестивале, 2019) и в регионах России, Рождественском фестивале духовной музыки в ММДМ, а также в премьере оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. В ноябре 2017 года с успехом дебютировала в Венской государственной опере в партии Норины («Дон Паскуале» Доницетти). В 2018 году выступила на фестивале в Вербье и дебютировала в Базеле в партии Аминты («Олимпиада» Вивальди). В 2019 году исполнила эту партию на сцене зала Консертгебау в Амстердаме, а также выступила в роли Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта) в Театре Елисейских Полей в Париже. 

    В репертуаре певицы: Наннетта («Фальстаф» Верди), Памина, Папагена («Волшебная флейта» Моцарта), Ксения («Борис Годунов» Мусоргского), Лю («Турандот» Пуччини), Нинетта («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Таня («Дети Розенталя» Леонида Десятникова), Сирин («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова), Мюзетта («Богема» Пуччини), Микаэла («Кармен» Бизе), Адель («Летучая мышь» Штрауса), Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова), Лиза («Сомнамбула» Беллини), Сюзанна («Свадьба Фигаро» Моцарта), Норина («Дон Паскуале» Доницетти), Деспина («Так поступают все женщины» Моцарта), Моргана, Альцина («Альцина» Генделя), Клеопатра («Юлий Цезарь в Египте» Генделя), Адина («Любовный напиток» Доницетти), Донна Анна («Дон Жуан» Моцарта), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Маргарита («Фауст» Гуно), Эльвира («Пуритане» Беллини), Виолетта («Травиата» Верди), Манон («Манон» Массне) и другие партии.