Юрий Башмет открывает сезон

    20 сентября 2009

    Большой зал Консерватории

    схема проезда

    12+

    Абонемент №58:

    «Три вечера с Юрием Башметом». Камерный ансамбль «Солисты Москвы»

    Открытие сезона

    Исполнители:

    Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
    Художественный руководитель, дирижер и солист – Юрий Башмет (альт)

    Солист –Максим Пастер (тенор)

    В программе:

    Б. Бриттен
    Простая симфония

    Дж. Уолрич
    Возвращение Улисса (фантазия на темы Монтеверди) для альта и струнных

    Б. Бриттен
    Озарения, вокальный цикл для тенора и струнных на стихи А. Рембо

    А. Шнитке (К 75-летию со дня рождения)
    Монолог для альта и струнных (Посвящается Юрию Башмету)

    Й. Гайдн
    Симфония № 104 (Лондонская)

    20 сентября Юрий БАШМЕТ (альт) и камерный ансамбль «СОЛИСТЫ МОСКВЫ» открывают новый сезон Московской филармонии в Большом зале консерватории и свой собственный московский сезон. В концерте принимает участие солист Большого театра России – тенор Максим ПАСТЕР.

    «Три вечера с Юрием Башметом» откроет респектабельная британская программа, в которую включены два сочинения Бенджамина Бриттена – «Простая симфония» и вокальный цикл «Озарения» на стихи Артюра Рембо и Фантазия на темы Монтеверди «Пробуждение Улисса» современного английского композитора Джона Уолрича (1998).

    Если о музыке Бриттена российская публика может судить не понаслышке (два года назад «Озарения» привозил в Москву знаменитый британский тенор Йен Бостридж), то об Уолриче этого сказать нельзя, хотя на самом деле Джон Уолрич – знаковая фигура в британской музыкальной жизни и кроме того принадлежит к числу наиболее часто исполняемых композиторов мира. К настоящему моменту только «Пробуждение Улисса» насчитывает 150 исполнений в 17-ти странах, включая Египет, Ливан, Румынию и Австралию. «Пробуждение Улисса» вошло в постоянный репертуар многих альтистов благодаря красотам музыки Монтеверди и искусной обработке их Уолричем. По словам автора, «есть две большие арии в самом начале оперы Монтеверди «Возвращение Улисса на родину»: одну исполняет Пенелопа, другую – Улисс, пробудившийся от сна на берегу родного острова. В моем пересказе виола поет партию Улисса».

    Юрий Башмет в этот вечер солирует также в посвященном ему Монологе для альта с оркестром Альфреда Шнитке: исполнение этого сочинения посвящено 75-летию композитора, которое отмечается 24 ноября 2009 года. Для любителей проверенной веками классики в программу включена Симфония № 104 Йозефа Гайдна («Лондонская»).

    Максим Пастер

    Максим Пастер родился в 1975 году в Харькове, где окончил дирижерско-хоровое отделение музыкального училища и вокальный факультет Государственного института искусств (класс профессора Л. Цуран).

    Лауреат международных конкурсов: имени П. И. Чайковского (Москва, 2007), имени А. Дворжака (Карловы Вары, Чехия, 2000), «Янтарный соловей» (Калининград, 2002), имени А. Соловьяненко «Соловьиная ярмарка» (Донецк, 2002) и имени Б. Гмыри (Киев, 2004).

    В 2002–2003 годах Максим Пастер был солистом Харьковского государственного театра оперы и балета. В 2003 году дебютировал в Национальной опере Украины имени Т. Шевченко (Киев) в Реквиеме Верди, а также в Большом театре России в партии Баяна на премьере оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки. С начала сезона 2004/05 годов — солист Большого театра.

    Уже в первые годы работы Максим Пастер участвовал в знаковых для Театра проектах: российской премьере первой редакции оперы «Летучий голландец» Р. Вагнера (партия Рулевого) и мировой премьере написанной по заказу Большого театра оперы «Дети Розенталя» Л. Десятникова (партия Чайковского). Позднее в его репертуар в Большом театре вошли многие ведущие партии: Пинкертон и Рудольф в операх «Мадам Баттерфляй» и «Богема» Дж. Пуччини, Макдуф в «Макбете» Дж. Верди, Андрей в «Мазепе» П. Чайковского, Царь Берендей в «Снегурочке» и Лыков в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Шуйский в  «Борисе Годунове» М. Мусоргского, Мефистофель в «Огненном ангеле» С. Прокофьева, Труффальдино в «Любви к трем апельсинам» С. Прокофьева, Зиновий Борисович в «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, Капитан в «Воццеке» А. Берга и другие.

    По приглашению Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель — Валерий Полянский) Максим Пастер участвовал  в концертных исполнениях оперы-оратории И. Стравинского «Царь Эдип» (партия Эдипа), опер «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (Гофман), «Травиата» Дж. Верди (Альфред), «Русалка» А. Дворжака (Принц) и в других проектах.

    В репертуаре певца также партии: Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского), Моцарт («Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова), Герцог («Риголетто» Дж. Верди), Неморино («Любовный напиток» Г. Доницетти), Паолино («Тайный брак» Д. Чимарозы), Дон Оттавио («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Люченцио («Укрощение строптивой» В. Шебалина).

    В концертном репертуаре М. Пастера — теноровые партии в Мессе си минор и «Страстях по Матфею» И. С. Баха, Реквиеме и «Коронационной мессе» В. А. Моцарта, Реквиемах  Дж. Верди, А. Сальери, А. Дворжака, Э. Ллойд-Уэббера, мессах Й. Гайдна, Ф. Шуберта, «Торжественной мессе» Л. ван Бетховена, «Маленькой торжественной мессе» и Stabat Mater Дж. Россини, Stabat Mater А. Дворжака, «Колоколах» С. Рахманинова, «Свадебке» и «Пульчинелле» И. Стравинского, кантатно-ораториальных сочинениях Г. Берлиоза, А. Брукнера, Г. Доницетти, Ф. Мендельсона, Ж. Бизе, Л. Яначека, С. Прокофьева, Б. Бриттена. 

    Как оперный и концертный певец Максим Пастер выступал в театрах Сан-Карло в Неаполе, Комунале в Болонье, имени Верди в Триесте, театрах Кальяри и Тулузы, дрезденской Земпер-опере, лейпцигском Гевандхаузе, театрах Веймара, Гётеборга и Сантьяго. В составе оперной труппы Большого театра и как приглашенный солист гастролировал в Великобритании, Германии, Греции, Швеции, Испании, Франции, Словении, Финляндии, Латвии, Китае, США, Канаде.

    Является приглашенным солистом Московского музыкального театра «Геликон-опера», на сцене которого дебютировал в сентябре 2013 года, блестяще исполнив партию Ричарда в опере Дж. Верди «Бал-маскарад». Поет также в опере «Борис Годунов» Мусоргского (партия Шуйского).

    Участник проекта «Парад теноров» («ТенорА XXI века»), в рамках которого выступает во многих городах России и за рубежом.

    Максим Пастер принимал участие в фестивалях «Ирина Архипова представляет…»,  «Славянский базар», фестивалях Юрия Башмета в Сочи и Минске.

    Сотрудничал с дирижерами В. Федосеевым, Ю. Башметом, А. Ведерниковым, Ф. Коробовым, В. Мининым, В. Полянским, Г. Рождественским, В. Понькиным, Т. Сохиевым, П. Сорокиным, И. Белоглавеком, Я. Латам-Кёнигом, Ф. Луизи, Д. Гатти, Г. Хербигом, Дж. Джаддом, Х. Хенхеном, М. Пани, З. Пешко, режиссерами Э. Някрошюсом, Р. Стуруа, Т. Чхеидзе, Ф. Замбелло, П. Конвичным, Р. Уилсоном, Д. Черняковым, Т. Сервилло, А. Сокуровым, Д. Паунтни, П. Муссбахом.

    Максим Пастер был дважды номинирован на премию «Золотая маска»: за партии Шуйского в «Борисе Годунове» М. Мусоргского и Капитана в «Воццеке» А. Берга. Лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой (2005). Награжден золотой медалью «Национальное достояние» (2007), имеет Благодарность Министра культуры РФ «За заслуги в области культуры» (2011), является лауреатом Премии города Москвы в области литературы и искусства (2013).

    Участвовал в записях спектаклей Большого театра, концертов Московского камерного хора, а также дисков Фонда Ирины Архиповой.