В программе:
Пьяццолла
В программе:
Пьяццолла
Золотой век
аргентинского танго и Tango Nuevo
Танго – легендарный танец ХХ века, не теряющий свою актуальность и поныне, зародился в Аргентине на исходе XIX века, когда в страну хлынул поток иммигрантов из Европы. Новоприбывшие скапливались на окраинах портовых городов – Буэнос-Айреса и Монтевидео, постепенно сливаясь с местными жителями. Именно здесь произошло сближение разнонациональных музыкальных и танцевальных форм, из которых возникло аргентинское танго. Хорхе Луис Борхес в книге «Язык аргентинцев» пишет: «Танго принадлежит к Ла-Плата и является “сыном” уругвайской милонги и “внуком” хабанеры». (Милонгой называется как южноамериканский танец, так и танцевальный вечер, на котором танцуют танго и милонгу.)
В первое время танго не выходило за пределы окраин Буэнос-Айреса, но постепенно проникло в многочисленные кафе аргентинской столицы, которые посещала «приличная» публика. Основой танцевального сюжета, как правильно, была «дуэль»: состязание между претендентами на благосклонность дамы. В сопровождающем ансамбле присутствовали скрипка, флейта, арфа (которую вскоре заменила гитара) и бандонеон. Во время Первой мировой войны аргентинское танго увидели и услышали в Париже. Увлечение новым танцем подобно эпидемии прокатилось по Европе, и танго возвратилось на родину победителем, превратившись в национальный музыкальный символ.
«Золотым веком» танго стал период 1930–1950-х годов, когда в многочисленных ансамблях творили выдающиеся композиторы и исполнители танго – классики стиля: Аннибал Тройло, Освальдо Пульезе, Астор Пьяццолла и многие другие.
К концу сороковых годов существовали три основных музыкальных традиции исполнения танго. Первая, наиболее влиятельная, получила название «школа де Каро» (по имени одного из выдающихся исполнителей – Хулио де Каро) и во многом была связана с исполнительскими приемами джазового биг-бэнда. Этой музыке свойственна импровизационность, определенные «джазовые» приемы в формировании структуры пьесы (тема – импровизация – тема – каденция). Помимо Хулио Де Каро, яркими представителями данного направления были Педро Лауренц, Анибаль Тройло, Освальдо Пульезе, Альфредо Гобби. Именно школа де Каро с ее импровизационной природой, открытая любым стилевым экспериментам, создавала благодатную почву для появления «Нового танго», или «Танго нуэво». Танго постепенно становилось музыкой для слушания, а не для танца. Вернуть его на танцполы удалось Освальдо Пульезе, популярность которого была немыслимой и могла конкурировать лишь со славой его антагониста – Асторя Пьяццоллы. Впрочем, эволюционная природа «школы де Каро» впоследствии сблизила этих музыкантов, приведя их в 1989 году на одну сцену.
Две других исполнительских традиции танго противоположны друг другу по эстетике, но имеют общее отличие от «школы де Каро» – в них нет эволюционного элемента. Это «эстрадное» направление, пользующаяся успехом в высшем обществе, – красивая музыка без импровизационного элемента, рассчитанная на концертные залы (порой скрипок бывает в несколько раз больше, чем в традиционном танго-оркестре, зато бандонеона нет вообще). И, наконец, третья, чисто танцевальная традиция, где музыка выполняет исключительно аккомпанирующую роль и отличается четким ритмом и подчиненностью ему всех остальных музыкальных средств.
«Танго нуэво» начало развиваться в 80-е годы ХХ века и было связано с желанием танцоров найти свой неповторимый стиль, придумывая оригинальные вращения со сплетением и вымещением ног, изысканные позы и поддержки. «Новое танго» требовало для исполнения много места, поэтому его часто танцевали в шоу и никогда на милонгах.
Самым известным композитором нового направления стал Астор Пьяццолла с его аргентинскими корнями и великолепной европейской академической школой. Именно Пьяццолле удалось ввести аргентинский танец в обиход классической музыки (как в свое время сделал с вальсом Иоганн Штраус). Он произвел революцию в стиле танго за счет внедрения новых инструментов, таких как саксофон и электрогитара, а так же открыл новые формы гармонических и мелодических структур в традиционном танго.
Возрождение танго в 80-е годы
ХХ века связано с именами величайших танцоров Аргентины Хуана Карлоса Копеса и
Марии Ньевес – звезд аргентинского танго. Ренессанс танго начался с
грандиозного успеха в 1983 году мюзикла «Танго Аргентино» сначала в Париже, а
затем на Бродвее. Копес и Ньевес были главными участниками масштабного действа,
которое вновь пробудило интерес к танцу во всем мире. С конца 1980-х годов в
Буэнос-Айресе одна за другой появляются спецшколы, а в 1990 году учреждается
Национальная академия танго. В 1996 году принимается Национальный закон о
танго, объявляющий танец национальным достоянием, а продвижение танго у себя и
за рубежом, соответственно, – государственным интересом. С 1999 года в
Буэнос-Айресе под патронатом городских властей проходит Фестиваль танго.
В 2009 году эксперты ЮНЕСКО включили танго в список Всемирного культурного наследия.