Онлайн-трансляция

Композитор и эпоха: музыкальные иллюстрации
Александр Бородин. Творческая лаборатория: опыт вдохновения

Мария Модеме сопрано
Вадим Зубков баритон
Александр Полторацкий скрипка
Анастасия Деханова скрипка
Анна Ченчикова альт
Игорь Зимин виолончель
Полина Назарчук виолончель
Вадим Шапыгин фортепиано
Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Новости

Две российских премьеры и одна мировая: «Другое пространство» завершат сочинения Булеза, Ксенакиса, Шаррино и Раннева

Две российских премьеры и одна мировая: «Другое пространство» завершат сочинения Булеза, Ксенакиса, Шаррино и Раннева




10 апреля в Зале Чайковского – финальный концерт абонемента «Другое пространство», каждую программу которого в этом сезоне украшает мировая премьера: впервые прозвучит сочинение «Дальше – тишина» Владимира Раннева. Еще две российские премьеры – «Смерть Борромини» Сальваторе Шаррино и «Импровизация II по Малларме» Пьера Булеза (к 100-летию со дня рождения); в программе также сочинение Dox-Orkh Яниса ..

10 апреля в Зале Чайковского – финальный концерт абонемента «Другое пространство», каждую программу которого в этом сезоне украшает мировая премьера: впервые прозвучит сочинение «Дальше – тишина» Владимира Раннева. Еще две российские премьеры – «Смерть Борромини» Сальваторе Шаррино и «Импровизация II по Малларме» Пьера Булеза (к 100-летию со дня рождения); в программе также сочинение Dox-Orkh Яниса Ксенакиса. Российским национальным молодежным симфоническим оркестром дирижирует Филипп Чижевский, солисты – Татьяна Гринденко (скрипка) и Варвара Гансгорье (сопрано).

26 марта исполнилось 100 лет со дня рождения Пьера Булеза; программу открывает его «Импровизация II по Малларме» для сопрано, арфы, фортепиано и ударных. Кратко перечислить заслуги и достижения Булеза невозможно, тем более что помимо ролей композитора, дирижера, теоретика, организатора он нередко выступал в роли возмутителя спокойствия. Булез возглавлял крупнейшие симфонические оркестры Старого и Нового света, создал IRCAM – Институт музыкальных и акустических исследований – и Ensemble intercontemporain – первый в мире ансамбль новой музыки с постоянным составом. Как дирижер активно выступал на протяжении более чем 50 лет, хотя считал себя в первую очередь композитором. Среди наиболее значительных его сочинений – цикл Pli selon pli («Складка за складкой»), близкий к вокальной симфонии. В окончательном виде произведение складывалось на протяжении нескольких лет, когда три новые части добавились к двум созданным ранее «Импровизациям по Малларме» для сопрано, арфы и ударных. Они и сегодня регулярно исполняются в качестве отдельных номеров.

Другая важнейшая фигура европейского послевоенного авангарда – Янис Ксенакис, один из самых радикальных его представителей. Известность Ксенакису принесла пьеса для оркестра Metastaseis, где была впервые применена концепция т. н. «стохастической музыки», выстроенной с применением теории вероятности. Сочинение Dox-Orkh для скрипки с оркестром создано в 1991 году, когда у Ксенакиса возник интерес к жанру инструментального концерта: почти одновременно была написана партитура Troorkh для тромбона с оркестром. Произведение Dox-Orkh исполнялось в Москве в 1994 году в присутствии автора, солисткой выступила Татьяна Гринденко.

Сальваторе Шаррино – в числе наиболее известных и исполняемых итальянских композиторов нашего времени. Произведения Шаррино заказывают крупнейшие европейские оркестры, фестивали, оперные театры. Сочинение «Смерть Борромини» для оркестра и чтеца повествует о последних часах жизни знаменитого итальянского архитектора, выдающегося представителя римского барокко. Находясь в угнетенном состоянии, Борромини уничтожил ряд своих работ и покончил с собой, однако умер не сразу и успел продиктовать завещание, текст которого использован в произведении.

Завершает программу мировая премьера сочинения «Дальше – тишина» российского композитора Владимира Раннева. «Исходным музыкальным материалом в данной пьесе являются заключительные ноты оркестровых сочинений европейской классико-романтической музыки, – рассказывает автор. – При всем тяготении этой музыки к уникальному авторскому почерку, завершается она всегда одинаково – тоническим трезвучием или унисоном, а редчайшие исключения лишь подтверждают это правило. Итог, конечный пункт движения здесь всегда один, и на этом месте композиторские воля и фантазия уступают место установившейся предопределенности, которая сближает и уравнивает все музыки в момент их завершения».

Другие новости

Торжественная месса Бетховена прозвучит под управлением Филиппа Чижевского




В день католического Рождества дирижер Филипп Чижевский, Камерный оркестр России и ансамбль Questa Musica представят Торжественную мессу Бетховена – сочинение, которое композитор считал своим ..

Новогодний концерт Ильдара Абдразакова, Александра Сладковского и РНО




В преддверии Нового года прославленный бас, звезда мировой оперной сцены Ильдар Абдразаков и блистательный харизматичный дирижер, глава Госоркестра Татарстана Александр Сладковский преподнесут ..

К 255-летию Бетховена «Героическая симфония» прозвучит в редакции Малера




Российский национальный молодежный симфонический оркестр даст два концерта к 255-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена. 14 декабря в Зале Чайковского за пульт коллектива встанет Александр Сладковский, ..