Оратория Генделя прозвучит под управлением Дмитрия Синьковского
29 марта оркестр, хор и солисты Нижегородского театра оперы и балета вновь выступают в Зале Чайковского. В минувшем сезоне музыканты представили в Нижнем Новгороде премьеру сценической постановки оратории «Триумф Времени и Разочарования» Генделя. В премьерном составе участвовали ведущие солисты театра Диляра Идрисова, Яна Дьякова, Андрей Немзер, Сергей Годин, с их участием пройдет и нынешнее исполнение оратории.За пультом оркестра La voce strumentale – Дмитрий Синьковский, главный дирижер театра.
Оратория «Триумф Времени и Разочарования» – первое произведение подобного жанра в творчестве Генделя. Инициатором создания этой оратории и автором либретто стал один из его римских покровителей – кардинал Бенедетто Памфили. В сюжете оратории действуют четыре аллегорических персонажа – Красота, Наслаждение, Время, Разочарование. Беззаботная Красота любуется на свое отражение в зеркале и предвкушает удовольствия, которые ей сулит сладкоголосое, но лживое Наслаждение. Однако беспощадные Время и Разочарование убеждают Красоту, что все мирские прелести рано или поздно превращаются в тлен. В финале Красота встает на путь покаяния и выбирает небесную благодать взамен земных утех.
«Общепринятый русский перевод названия задает не совсем верный тон, – рассказывает искусствовед Сергей Ходнев. – Да, "разочарование" – это точная калька с итальянского слова disinganno, но сейчас в слове "разочарование" мы слышим прежде всего оттенок недовольства. Однако кардинал Бенедетто Памфили не имел в виду ничего подобного. Его Disinganno – не столько разочарование, сколько отвержение иллюзий, трезвое и рассудительное понимание правдивой сути вещей. Эрудит и человек несомненного таланта, Памфили насытил текст оратории таким количеством подтекстов, какое мы едва ли обнаружим в среднем оперном либретто того же времени... И все же нужен был гений Генделя, чтобы все эти отвлеченные богословско-поэтические условности обрели плоть и кровь, чтобы эмблемы, образы и ситуации "Триумфа" стали живой и внятной художественной реальностью, которая притягивает нас и сегодня».
В Московской филармонии оратория будет исполняться всего во второй раз: в 2021 году ее представили знаменитый ансамбль Les Accents под руководством Тибо Ноалли, а в партии Наслаждения блистала звезда мировой оперной сцены Юлия Лежнева (ее партнерами по сцене выступили сопрано Ана Мария Лабин, контратенор Карло Вистоли и тенор Эмильяно Гонсалес Торо).