Рецензии на концерты Королевского оркестра Консертгебау в России
Гастроли голландского Королевского оркестра Консертгебау в Санкт-Петербурге и Москве, прошедшие в рамках Перекрестного Года России-Голландии, имели большой резонанс. Все ведущие СМИ признали эти концерты значительным событием: впервые почти за 40 лет оркестр, названный британским журналом «Граммофон» лучшим в мире, посетил Россию. Накануне визита главный дирижер оркестра Марис Янсонс (по мнению «Известий» – «лучшая фигура для олицетворения российско-голландской дружбы») в интервью «Независимой газете» отметил такие характерные черты артистов Консертгебау: «…оркестр рафинированный, тонкий, с очень красивым звуком. (…) они в хорошем смысле люди гордые, может быть, даже честолюбивые. Они всегда думают о качестве как о самой главной своей задаче. Не во всех оркестрах есть такое ответственное отношение и понимание того, что от качества игры зависит положение в музыкальном мире, ведь конкуренция невероятная, и каждая маленькая удача или неудача, пусть и случайная, тут же становится известной».
В программах концертов звучала музыка Густава Малера (Вторая симфония), Рихарда Штрауса («Жизнь героя») и Людвига ван Бетховена (Третий фортепианный концерт, солист – Ефим Бронфман). COLTA.RU отмечает, что «вопреки новейшим тенденциям» в репертуаре, привезенном в Россию, «нет ни одного не то что нового, свеженаписанного опуса, но и просто сочинения моложе ста лет; несмотря на вполне молодые лица оркестрантов, сохранность старого стиля кажется здесь главным комплиментом. И в этой королевской стабильности, дополненной визитом самых настоящих нидерландских короля с королевой, сидящих в шестом ряду консерваторского партера, есть та ускользающая ценность, которую так сложно найти в нынешнем мировом оркестровом супермаркете. (…) неброское, но безукоризненное качество, любование каждой фразой и мастерство длинного и вкусного романного вчитывания.»
Игра знаменитого пианиста Ефима Бронфмана оценена газетой «Ведомости» как «безупречная». Ей вторит и «Российская газета»: «Это было рафинированное, созерцательное исполнение сочинения, значительная часть которого предусматривает патетику и драматизм страстей. Но красота звука у Бронфмана, прозрачность пассажей, аккуратность, тщательная отточенность фразировки, деликатная динамика, удержавшая звук на границе меццофорте (а Марис Янсонс соответственно - баланс оркестра на тихих и плотных звучностях, "подменявших" громкость), создали "поздний" образ бетховенского концерта, словно в другом измерении приоткрывающий суть не героического, а вечного».
Самое сильное впечатление на музыкальных критиков произвела Вторая симфония Густава Малера. «Марис Янсонс с присущими ему тактом и интеллигентностью (…) оставил оркестр один на один с, пожалуй что, главным в его истории композитором. Своей родословной Concertgebouw не посрамил: трудно сказать, сможет ли кто-то еще сыграть сегодня вторую часть Второй столь обаятельно, как амстердамские струнники с их фирменным бархатным саундом, и найдется ли во всей Европе более нежный хор медных духовых, в четвертой части звучавший, казалось, не из-за сцены, а точь-в-точь как предписано самим композитором — прямиком с небес.» («Коммерсант»). «В этом исполнении поразила не только ясная трактовка Янсонса Второй симфонии в духе Екклезиаста, его идеальное чувство формы, тонкое понимание пропорций в соединении разных смыслов в целое, но и совершенно особенный, неповторимый, светящийся "золотом" звук оркестра, словно окутывающий, обволакивающий зал.» («Российская газета»). «Лицом Concertgebouw оказалась завидная способность выстраивать драматургию монументального симфонического полотна (…) не бросаясь сразу на лакомые кульминации, а копя силы для финального очищения, не размениваясь на броские эффекты, а аккумулируя минута за минутой энергию единого целого.» («Известия»).
А COLTA.RU резюмировала: «Янсонс — прекрасный рассказчик, для которого нарративность в музыке совсем не является устаревшим прошлым. А если у него в руках идеально вымуштрованные, породистые струнные, роскошные духовые (…), пара внимательных солисток (Вероника Джиоева и Анна Ларссон) и с каких-то небес звучащий хор «Латвия» (он на самом деле был спрятан позади оркестра), то действительно можно ничего нового и не предпринимать. Счастье вам гарантировано».