Андрей Петренко — воспитанник и яркий представитель знаменитой
Ленинградской — Санкт-Петербургской дирижерской школы. Окончив
Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова
по специальностям хоровое и оперно-симфоническое дирижирование, он с
1981 года работал в Ленинградском государственном театре музыкальной
комедии в качестве дирижера-постановщика, затем руководил хором
Смольного cобора и являлся приглашенным дирижером Конгресс-оркестра
Петербурга. Работал с другими театральными, симфоническими и хоровыми
коллективами города на Неве.
Дипломант II конкурса дирижеров России (1988), лауреат Международного конкурса в Хайнувке, Польша (1993, I премия).
В 1989 – 2000 гг. Андрей Петренко преподавал в Санкт-Петербургской
государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова хоровое и
симфоническое дирижирование, а также проводил международные
мастер-классы с иностранными студентами. С хоровыми коллективами,
балетными труппами и симфоническими оркестрами Санкт-Петербурга Андрей
Петренко гастролировал более чем в 20 странах мира. Осуществил оперные
постановки в Финляндии («Фауст» Гуно, г. Пори) и Эстонии («Севильский
цирюльник» Паизиелло, Таллинн).
В 2000 году начался новый этап в
карьере дирижера: по приглашению Валерия Гергиева Андрей Петренко занял
должность главного хормейстера Мариинского театра. Среди наиболее ярких
постановок театра последних лет, в которых он участвовал в качестве
хормейстера — «Троянцы», «Бенвенуто Челлини», «Аттила», «Бал-маскарад»,
«Нос», «Война и мир», «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Любовь к трем
апельсинам», «Жизнь за царя», «Золотой петушок», «Ночь перед
Рождеством», «Богема», «Парсифаль», «Мадам Баттерфлай», «Тоска», «Гибель
богов», «Летучий голландец», «Енуфа», «Игрок», «Набукко», «Отелло»,
«Чародейка», «Турандот», «Братья Карамазовы», «Очарованный странник»,
«Мертвые души», «Тристан и Изольда», «Мистерия апостола Павла» и многие
другие.
Дирижировал операми «Аида», «Травиата», «Любовный
напиток», «Самсон и Далила», «Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане»,
Дон Паскуале», «Свадьба Фигаро», «Севильский цирюльник», «Война и мир»,
«Садко», «Аптекарь» Гайдна, «Близнецы» Шуберта, «Король Рогер»
Шимановского; балетами «Лебединое озеро», «Спящая красавица»,
«Щелкунчик», «Жизель», «Дон Кихот», «Шопениана», «Кармен-сюита»,
«Приключения Чипполино» К. Хачатуряна, «Питер Пэн» Рогалева; опереттами
«Летучая мышь», «Веселая вдова», «Королева чардаша», «Фиалка Монмартра»,
«Прекрасная Елена», «Марица».
Репертуар Андрея Петренко включает
«Страсти по Иоанну» Баха, «Мессию» Генделя, Реквиемы Верди (в
сценической версии), Моцарта и Берлиоза, «Немецкий реквием» Брамса,
Stabat Mater Россини, «Свадебку» и «Симфонию псалмов» Стравинского,
«Перезвоны» Гаврилина, симфоническую поэму «Куллерво» Сибелиуса, кантату
«Весна» и «Колокола» Рахманинова, «Курские песни» Свиридова, Реквием
Кокконена, а также многочисленные программы с участием солистов оперы,
хора и симфонического оркестра Мариинского театра.
Хор
Мариинского театра под руководством Петренко выступал с программами
а'cappella в залах России, Литвы, Финляндии, Голландии, Бельгии,
Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Великобритании, Израиля. Коллектив
— постоянный участник хоровой и симфонической программ Московского
Пасхального фестиваля. В 2005 году в рамках IV Московского Пасхального
фестиваля на сцене Московского Дома музыки с участием хора состоялась
мировая премьера оперы Владимира Мартынова «Новая жизнь».
С 2008 года Андрей Петренко — приглашенный дирижер хора Французского радио.
Заслуженный деятель искусств России (2008).