Успешная карьера Николая Борчева началась, когда певец едва
перешагнул порог
20-летия. Уроженец г. Пинска в Белоруссии, он окончил вокальный факультет
музыкального училища при Московской консерватории (класс проф. П.Г. Лисициана),
был солистом вокального ансамбля «Ave Maria». С 2000 г. обучался в Высшей школе
музыки Ганса Эйслера в Берлине под руководством Хайнца Реха, Юлии Варади и
Вольфрама Ригера. Лауреат многих вокальных конкурсов, в т. ч. Bellavoce в Москве, Bel canto имени Сильвии Гести в Испании.
С середины 2000-х гг. Николай Борчев постоянно выступает в Венской
опере, театре Ковент-Гарден, Баварской опере, Берлинской государственной опере,
«Дойче Опер» и других театрах Германии, парижской «Опера Комик», «Ла Моннэ» в
Брюсселе, венском театре Ан дер Вин, Рижской опере, театрах Швейцарии, Франции, Испании. Его регулярно
приглашают на фестивали в Зальцбурге, Глайндборне, Веймаре, Баден-Бадене,
Шветцингене, Рейнгау и многие другие. На фестивале в Мекленбурге-Померании Борчев был специальным гостем
цикла «Портрет артиста». Певец с успехом выступал в амстердамском Концертгебау,
Дворце изящных искусств в Брюсселе, дортмундском
Концертхаузе и других престижных залах мира.
В репертуаре Борчева — партии в операх Монтеверди («Орфей»,
«Возвращение Улисса»), Перселла («Дидона и Эней»), Генделя («Ариодант»),
Моцарта («Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта, «Так поступают все», «Мнимая
садовница»), Крауса («Прозерпина»), Россини («Севильский цирюльник», «Золушка»,
«Турок в Италии», «Итальянка в Алжире»), Доницетти («Дон Паскуале», «Любовный
напиток»), Мейербера («Африканка»), Берлиоза («Беатриче и Бенедикт»), Вагнера
(«Феи»), Бизе («Кармен»), Массне («Вертер»), Пуччини («Богема»), Р. Штрауса
(«Ариадна на Наксосе»), Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама»),
Хумпердинка («Королевские дети»), Равеля («Дитя и волшебство»). Он нередко поет
в операх композиторов ХХ века и наших современников («Билли Бадд» Б. Бриттена,
«Император Атлантиды» В. Ульмана, «Святой Франциск Ассизский» О. Мессиана, «Солярис» Д. Гланерта, «Весеннее пробуждение» Б. Мернье), в оперетте («Летучая
мышь» И. Штрауса, «Веселая вдова» Легара). Впечатляет концертный и камерный
репертуар артиста, включающий произведения от эпохи барокко до наших дней.
Николай Борчев сотрудничает с такими коллективами, как оркестр
Баварского радио, Немецкий симфонический оркестр, Гамбургский симфонический
оркестр, филармонический оркестр Халле, оркестр филармонии Роберта Шумана в
Хемнице, симфонические оркестры радио Берлина, Нидерландов, Саара, Фрайбургский
барочный оркестр, камерный оркестр Мюнхена, Museumsorchester Франкфурта, Balthasar-NeumannEnsemble, «Академия старинной музыки» (Берлин), ансамбль
LondonMozartPlayers, Мюнхенский баховский хор, CapellaAugustina и др.
В числе дирижеров, с которыми он выступал, — сэр Колин Дэвис,
Уильям Кристи, Кристиан Тилеманн, Рене Якобс, Энрике Маццола, Эммануэль Аим,
Себастьян Вайгле, Томас Хенгельброк, Хансйорг Альбрехт, Мартин Браббинс,
Кристоф Эшенбах…
Многие произведения из репертуара Николая Борчева записаны им на CD и DVD.
В планах певца — дебюты в
венском Музикферайне в «Пеллеасе и Мелизанде» Дебюсси и в Карнеги-холл в
«Аполлоне и Дафне» Генделя; участие в исполнении опер «Молчаливая женщина» Р. Штрауса и «Турок
в Италии» Россини в Баварской опере,
«Солярис» Гланерта и «Бенвенуто Челлини» Берлиоза в Кельнской опере,
«Феи» Вагнера в опере Лейпцига, «Эмма и Эгинхард» Телемана в Берлинской опере,
«Евгений Онегин» Чайковского в Штутгартской опере; концертные выступления на
фестивале в Дрездене, в Центре изящных
искусств BOZAR
в Брюсселе, в Варшавской филармонии и в Обществе камерной музыки Линкольн-центра
в Нью-Йорке.