Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга
исторически является наследником первого русского государственного симфонического оркестра, основанного в 1882 году и имевшего название Придворный музыкантский хор (хор – старинное название, применявшееся к военным или духовым оркестрам). 16 июля 1882 года были утверждены временное положение и штат Придворного музыкантского хора.
Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга исторически является наследником первого русского государственного симфонического оркестра, основанного в 1882 году и имевшего название Придворный музыкантский хор (хор – старинное название, применявшееся к военным или духовым оркестрам). 16 июля 1882 года были утверждены временное положение и штат Придворного музыкантского хора.
Первым капельмейстером оркестра был австрийский подданный Мартин Франк, прослуживший в нём до 1888 года. Одновременно с ним, в 1882 году в должности капельмейстера утверждается немец Герман Флиге, который прослужил в Придворном оркестре 25 лет. Под его управлением 25 декабря 1882 года в Гатчинском дворце состоялся первый симфонический концерт.
Важную роль в становлении и профессиональном развитии оркестра сыграл Иоганн-Христиан Варлих, в 1907 году утверждённый в должности старшего капельмейстера и прослуживший в оркестре до 1918 года, а также Константин Штальберг, утверждённый заведующим Придворным музыкантским хором в 1882 году и проработавший в этой должности 35 лет.
Кадровый состав оркестра формировался во многом из учеников оркестровых классов Придворной певческой капеллы, выпускавшей превосходно образованных музыкантов. Высокий уровень обучения и воспитания молодых музыкантов в Певческой капелле был обусловлен умелым руководством двух выдающихся русских композиторов – М. А. Балакирева, с 1883 года являвшегося управляющим Придворной капеллой, и Н. А. Римского-Корсакова, назначенного помощником управляющего.
В первые годы, деятельность оркестра была связана исключительно с жизнью Императорского двора: застольная музыка, игра на балах, концерты в Зимнем, Аничковом и других дворцах, Царском селе, Петергофе, при приёме иностранных гостей и т. д. В то же время, наряду с танцевально-развлекательной и салонной музыкой, оркестр исполнял сочинения русских и западноевропейских композиторов: Глинки, Даргомыжского, Серова, Направника, Рубинштейна, Чайковского, Бетховена, Берлиоза, Бизе, Дворжака, Вагнера, Вебера, Делиба, Листа.
При дворе оркестр играл по воскресеньям, но на генеральные репетиции, которые проходили в репетиционном зале Придворного оркестра, допускалась публика из высшего петербургского общества. Начавшиеся в 1893 году, эти генеральные репетиции вызывали громадный интерес и по существу стали открытыми концертами с участием первоклассных артистов. Вскоре зал уже не мог вместить всех желающих. В рецензиях того времени отмечалось превосходное качество игры оркестра на этих концертах.
С 1902 года в концертном зале Капеллы оркестр начал регулярно проводить просветительские концерты, получившие название «Оркестровых собраний музыкальных новостей», где, наряду с забытыми произведениями, исполнялась музыка современных русских и иностранных авторов. Здесь впервые были сыграны «Жизнь героя» и «Так говорил Заратустра» Р. Штрауса, Первая симфония и сюита «Фавн и пастушка» Стравинского, Первая симфония Малера, Девятая симфония Брукнера. В эти годы за дирижёрским пультом оркестра стояли Рихард Штраус, Густав Малер, Артур Никиш, Александр Глазунов (посвятивший оркестру свою «Торжественную увертюру»), Николай Черепнин.
С 1906 года заметно расширилась концертная деятельность оркестра. Появились программы монографических концертов, связанных с юбилейными и памятными датами Моцарта, Аренского, Шумана, Бородина, Львова, Римского-Корсакова, Гайдна, Листа, Брамса и др. В сезоне 1912–1913 годов впервые были проведены абонементные циклы из западноевропейской музыки для учащейся молодёжи, которые сопровождались лекциями или вступительным словом о композиторе. В сезоне 1913–1914 годов для учащейся молодёжи были составлены абонементы, посвящённые истории русской оркестровой музыки.
После революции 1917 года бывший Придворный оркестр (получивший статус государственного) продолжил активную концертную деятельность. В 1921 году на базе бывших Придворных хора и оркестра была образована Филармония, куда перешла нотная библиотека и всё имущество оркестра, являющегося ныне Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии.
В этот период во главе оркестра находились крупные дирижеры: Эмиль Купер, Николай Малько, Александр Гаук. В репертуаре оркестра – мировая классика и современные авторы. В 1934 году оркестр Филармонии возглавил Фриц Штидри, а с 1938 года началась эпоха Евгения Мравинского.
1 ноября 1991 года в Певческой капелле был воссоздан симфонический оркестр, который, несмотря на 70-летнюю историческую паузу, генетически наследует традиции Придворного оркестра, оркестра Ленинградской-Петербургской филармонии. Он состоит из воспитанников петербургской музыкальной школы, обучающихся у профессоров первой русской консерватории, большинство из которых, в свою очередь, являются ведущими солистами филармонического оркестра. Новый оркестр Капеллы молод, но уже имеет ярких солистов, отмеченных наградами на различных российских и международных конкурсах.
Всё в оркестре неотделимо от биографии первого русского симфонического оркестра. Его главный дирижёр, народный артист России Александр Чернушенко, возглавляющий оркестр со дня его второго рождения, – воспитанник Хорового училища им. М. И. Глинки, выпускник Ленинградской консерватории, наследующий через своих наставников живую традицию бывшей Императорской капеллы.
Несмотря на историческую паузу в биографии коллектива, можно говорить: Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга не начал, а продолжает свою деятельность. Как в былые времена, оркестр пользуется признанием и симпатией широких слушательских кругов Германии, Швейцарии, Франции, Греции, Голландии, Бельгии, Испании, Финляндии и других стран.
С коллективом сотрудничают выдающиеся дирижёры и исполнители нашего времени. Более 50 компакт-дисков, в создании которых принимал участие оркестр Капеллы, изданы в разных странах мира. Наиболее примечательным проектом стала запись оркестром и хором Капеллы сочинений Микиса Теодоракиса, а также запись произведений для крупнейших звукозаписывающих концернов Chandos и Naxos.
Своей основной задачей Симфонический оркестр Капеллы считает исполнение русской музыки, в частности – незаслуженно забытых произведений.
Сегодня оркестр Капеллы и его дирижёр способны ставить перед собой все более серьёзные задачи. Это не только исполнение сложных и редко исполняемых произведений, но и успешные эксперименты за рамками классической музыки. Оркестр стал одним из ведущих коллективов России, имеющим большое количество предложений от исполнителей и композиторов.
Информация предоставлена пресс-службой Государственного академического русского хора имени А.В.Свешникова