Владимир Васильев – один из
величайших танцовщиков ХХ века, прославивший русское балетное искусство в
мире, хореограф, режиссер, педагог и не только. Безграничность,
неисчерпаемость художественного дара Васильева поражает. Как танцовщик
он некогда создал свой уникальный мир, а создав его – изменил мир, в
котором мы живем. Он сделал его лучше, чище, совершеннее, заставив
многих прислушаться к важному: что есть Человек, что есть Душа, в чем
смысл и назначение искусства. Революцию, совершенную Васильевым в
мужском танце второй половины прошлого века, единоличным актом не
назовешь. Но именно Васильев записан в истории балета как первый и
главный новатор. От роли к роли, от балета к балету Васильев создавал
образ танцовщика мира, который ни повторить, ни пересоздать после его
ухода со сцены еще долго никому не удастся. Он предъявлял на сцене
правду, что оказывалась выше временных и национальных границ. Не
поверить переживаниям его героев было невозможно. Как невозможно
представить Васильева без Максимовой, Володю без Кати. Тайну гениального
дуэта разгадывать бессмысленно, просто – невозможно.
Васильев
жил на сцене по каким-то неписаным законам, совершая головокружительное
восхождение к пику славы: звездные роли (ни одной проходной!) и поток
признаний – нет в балетном мире наград, которые им не завоеваны. Те, кто
видели, как происходил сам процесс рождения его ролей: от Меджнуна в
«Лейли и Меджнун» Баласаняна – Голейзовского, «Нарцисса» Черепнина –
Голейзовского, Базиля в «Дон Кихоте» Минкуса – Горского через «Спартака»
Хачатуряна – Григоровича к работам Бежара, Пети, Мясина и поставленным
самим Васильевым «Анюте» Гаврилина – Чехова и фильму «Фуете», не могли
предполагать, а тем более верить в то, что «цепочка дней» (так назвал
свой поэтический сборник Владимир Васильев) прервется после его ухода со
сцены: сильный человек и сильный художник всегда находит импульсы к
созиданию, к продолжению своего дела. Для самого артиста уход со сцены
никак не повлиял на интенсивность творческой жизни. «Я продолжаю жизни
бег…» – так сказал о себе названием одной из выставок своих
многочисленных живописных работ. Человек ренессансного склада Васильев
ставит балетные спектакли по всему миру (их немало – «Икар» и «Макбет»,
«Эти чарующие звуки» и «Я хочу танцевать», «Фрагменты одной биографии» и
«Ромео и Джульетта», «Золушка» и «Балда», «Красный мак», а еще – версии
классических балетов, хореографические миниатюры и фильмы-балеты). Как и
прежде, ему рукоплещут зрители лучших залов мира, среди которых
Метрополитен Опера, Ла Скала, Опера ди Рома, Штаатс Опера, Сан Карло,
Арена ди Верона, Колон, Токио Бунка Кайкан, Барбикан Центр. В родном
Большом театре сделаны восемь его балетов, а также опера «Травиата».
Он
преподает, возглавляет жюри международных конкурсов и фестивалей,
выступает как драматический актер, сочиняет стихи, создает живописные
полотна, записывает радиоспектакли. Гениальный танцовщик, он творит
мощно и стихийно. Возглавляет Фонд Галины Улановой и готовит
вечера-юбилеи памяти легендарной балерины. Он легок на подъем и для него
не проблема перелететь в далекую Бразилию, где его усилиями была
открыта балетная школа Большого театра – единственная за рубежом.
По-молодому задорно Васильев чувствует, что пришли иное время и другие
ритмы, а потому мечтает о новом искусстве, где в едином действии
соединились бы его разные виды. Васильев искренне верит в добро и
вверенное ему великими его учителями наследие – ему нет дела до
обстоятельств, в силу которых можно утратить безусловные идеалы. Его
национальной идеей всегда была культура, если понимать ее как историю
цивилизации. А история – это будущее. Которое пишется на наших глазах.