Российский национальный молодежный симфонический оркестр
Программа
Российский национальный
молодёжный симфонический оркестр,
Иван Никифорчин, Николай Луганский
Жанры: Симфоническая музыка, Инструментальные концерты
Иван Никифорчин, дирижёр
Николай Луганский (фортепиано)
23 сентября, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Российский национальный
молодёжный симфонический оркестр,
Денис Мацуев, Дмитрий Юровский
Жанры: Симфоническая музыка, Инструментальные концерты
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Дмитрий Юровский, дирижёр
15 октября, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Константин Емельянов, Александр Лазарев.
К 150-летию со дня рождения Гнесиной
Жанры: Симфоническая музыка, Инструментальные концерты
Александр Лазарев, дирижёр
Константин Емельянов (фортепиано)
Сотрудничество Александра Лазарева и Российского национального молодежного симфонического оркестра – пример чуткого взаимопонимания и дружбы, сложившейся с первых концертов в 2019 году и продолжающейся с тех самых пор. Под управлением маэстро оркестр представлял музыку Прокофьева и Шостаковича, Хачатуряна и Тертеряна, Брамса и Респиги, отмечал юбилей Рахманинова, а теперь исполнит сочинения Моцарта и Рихарда Штрауса.
Александр Лазарев – не только выдающийся дирижер, но и незаурядный рассказчик. Жаль, что он берет в руки микрофон так редко – его вступительные слова блестящи и неподражаемы, будь то об истории «Адажио Альбинони», об отношениях Чайковского и Брамса или о Штраусе и его домашних. День из жизни своего семейства Штраус изобразил в «Домашней симфонии»; представляя ее несколько лет назад за пультом одного из московских коллективов, Лазарев начал с рассказа, где демонстрировал, как именно инструменты оркестра говорят голосами членов семьи Штрауса. На этот раз их роли возьмут на себя преданные дирижеру солисты РНМСО: «безусловная любовь, настоящий Человек, Мастер, Музыкант» – так говорят о Лазареве оркестранты, подводя итоги первого пятилетия жизни коллектива.
В программе также – Концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор Моцарта в исполнении Константина Емельянова, лауреата XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Вечер посвящен 150-летию со дня рождения Е. Ф. Гнесиной, выдающегося педагога, внесшего значительный вклад в создание отечественной системы музыкального образования, развитие культуры и искусства в России.
21 октября, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Верди – Реквием. Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Алексей Рубин
Жанры: Симфоническая музыка, Хоровая музыка
Алексей Рубин, дирижёр
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Наталья Мурадымова (сопрано)
Полина Шамаева (меццо-сопрано)
Владимир Дмитрук (тенор)
Николай Диденко (бас)
Концерт в одном отделении
Музыкальная журналистка Ляля Кандаурова рассказывает о Реквиеме Джузеппе Верди
27 октября, начало в 19:00
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
Весь Стравинский. Второй год цикла.
Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев.
Российский национальный молодежный симфонический оркестр,
Филипп Чижевский
Жанры: Симфоническая музыка, Просветительские концерты
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Филипп Чижевский, дирижёр
Ольга Козлова (сопрано)
Мария Баракова (меццо-сопрано)
Юлия Никанорова (контральто)
Алексей Татаринцев (тенор)
Валентин Хмелев (тенор)
Андрей Аверьянов (тенор)
Игорь Подоплелов (баритон)
Константин Сучков (баритон)
Константин Федотов (бас)
Алексей Репин (бас)
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
В разных странах есть свои культовые композиторы ХХ
века, но только один из них стал любимцем всей планеты и кумиром для как
минимум пяти поколений музыкантов – Игорь Стравинский.
Он создал ключевую партитуру ХХ века («Весна священная») – и еще сто сочинений, многие из которых открывали двери в новые звуковые пространства. Едва ли не каждый, кто писал музыку во время Стравинского и после него, не удержался от соблазна заглянуть в какую-либо из этих дверей. Его коллеги и сегодня признают Стравинского самым влиятельным композитором после Баха. Его имя можно встретить в названиях улиц и площадей, концертных залов и фонтанов, и даже в космосе: запись «Весны священной» была доставлена туда «Вояджерами» в надежде, что инопланетяне ее тоже полюбят.
Но главное – Стравинский написал около 35 часов гениальной музыки. Далеко не вся она известна в равной степени: несколько шедевров исполняются чуть ли не ежедневно, другие сочинения – почти нигде и никогда. Теперь впервые в истории абсолютно вся музыка Стравинского звучит в одном концертном цикле, и просходит это на его родине. Автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев выступает проводником в мир Стравинского, а первоклассные солисты, хоры и оркестры исполняют наряду с хрестоматийными вещами раритеты, которые были дороги автору и, возможно, станут дороги слушателям.
Во втором сезоне цикла «Весь Стравинский» слушатели
проследят путь композитора от «Весны священной» (1913), скандальная премьера
которой стала символическим началом ХХ века в музыке, до «Пульчинеллы» (1920),
ознаменовавшего поворот Стравинского к неоклассицизму. В окружении шести
концертных композиций для разных составов прозвучат пять крупных театральных
опусов: помимо балетов «Весна священная» и «Пульчинелла» – опера «Соловей»,
«Сказка о солдате» и «Байка про Лису...». Программы представляют дирижеры
Александр Рудин, Филипп Чижевский, Алексей Рубин.
18 ноября, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Российский национальный
молодёжный симфонический оркестр,
Денис Мацуев, Клеман Нонсьё
Жанры: Инструментальные концерты
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Клеман Нонсьё, дирижёр
Денис Мацуев о работе с Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром
10 декабря, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Вадим Репин, Дмитрий Синьковский,
Российский национальный
молодёжный симфонический оркестр
Жанры: Симфоническая музыка, Инструментальные концерты
Дмитрий Синьковский, дирижёр
Вадим Репин (скрипка)
Анастасия Джилас (сопрано)
11 января, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр,
Сергей Давыдченко, Филипп Чижевский
Жанры: Симфоническая музыка
Филипп Чижевский, дирижёр
Сергей Давыдченко (фортепиано)
Энергия молодости, скоротечность времени и трагедия человеческой судьбы: программу, осмысляющую вечные темы жизни и смерти, представляет Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Филиппа Чижевского. Солист – Сергей Давыдченко, лауреат XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Первый фортепианный концерт Прокофьева – автопортрет начинающего композитора, поражающего публику своими дерзкими сочинениями. 21-летний Сережа сыграл концерт на выпускном экзамене в Петербургской консерватории, рассчитывая выделиться среди сверстников не столько безукоризненной техникой, сколько новизной репертуара. Уловка сработала: молодой пианист получил премию имени Антона Рубинштейна. В сюите из балета «Золушка», создававшегося в годы Великой Отечественной войны, можно услышать голос многомудрого автора, не теряющего веру в чудеса даже в такую тяжелую пору. «Моя музыка вне времени и пространства», – говорил Прокофьев, в чьем характере современники ценили неугасаемую волю к жизни.
Контрастом к творчеству Прокофьева станет Шестая симфония Чайковского – музыкальное завещание и исповедь человека, вероятно, предчувствовавшего скорый уход из жизни. Чайковский задумывал симфонию как итог всей своей карьеры: «Надеюсь не умереть, не исполнивши этого намерения», – писал он. Премьера сочинения прошла под управлением автора за девять дней до его кончины.
Сергей Давыдченко исполняет Концерт №2 Сергея Прокофьева на сцене Зала Чайковского
3 февраля, начало в 19:00
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
Российский национальный
молодёжный симфонический оркестр,
Квартет имени Бородина,
Филипп Чижевский
Жанры: Симфоническая музыка, Инструментальные концерты
Филипп Чижевский, дирижёр
Государственный квартет имени Бородина
Российский национальный молодежный симфонический оркестр завершает филармонический абонемент, приуроченный к пятилетию коллектива. По этому случаю дирижер Филипп Чижевский готовит с РНМСО неординарную программу, где нет ни симфонических шлягеров, ни виртуозных концертов для солиста с оркестром. Правда, солисты на сцену все же выйдут – участники легендарного Квартета имени Бородина. Прозвучат сочинения Арнольда Шёнберга, лидера Новой венской школы, и Густава Малера, ее предшественника.
Концерт для струнного квартета с оркестром – огромная редкость, а сочинение Арнольда Шёнберга в этом жанре – раритет из раритетов. Но публике, ждущей от Шёнберга атональности или додекафонии, не стоит волноваться: его Концерт для квартета с оркестром представляет собой «свободное переложение» одного из Concerto grosso Генделя. Поэтому слух следует настроить на стилистику барокко, хотя и подготовиться к сюрпризам.
Центральное сочинение вечера – Седьмая симфония Малера, также звучащая сравнительно редко; в отличие, например, от партитуры Второй здесь не требуются солисты и хор. Однако ее меньшая популярность, возможно, объясняется нетипичной структурой: до сих пор знатоки задаются вопросом, почему между крайними частями Седьмой симфонии помещена словно еще одна, составленная из двух таинственных Ноктюрнов и центрального загадочного Скерцо. Вместе с тем Седьмая – настоящий праздник музыки, никого не оставляющий равнодушным.
17 февраля, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Мой первый Чайковский
Жанры: Симфоническая музыка, Детские концерты, Художественное слово, Просветительские концерты
Московский государственный академический симфонический оркестр
Алексей Рубин, дирижёр
Филипп Копачевский (фортепиано)
Леонид Железный (скрипка)
Рекомендуем для детей от 5 лет
Продолжительность 1 час 15 минут без антракта
3 марта, начало в 13:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Другое пространство. Continuo
Жанры: Современная музыка
Филипп Чижевский, дирижёр
Даниил Коган (скрипка)
Ярослав Тимофеев (ведущий)
Ансамбль Questa Musica
Концерт проходит при поддержке Министерства культуры России и Союза композиторов России
В программах абонемента «Другое пространство. Continuo» преобладают московские, российские и мировые премьеры; в нынешнем концерте их три. Открывает вечер сочинение «Остановилось время!» нашего выдающегося современника Юрия Каспарова – московского композитора и педагога. Звуковая фреска, как называет ее автор, на стихи Зинаиды Гиппиус посвящена дирижеру Филиппу Чижевскому и ансамблю Questa Musica,которые и представят ее впервые.
«Мотив застывшего времени является одним из основных в творчестве Гиппиус, – рассказывает композитор. – Остановившееся (или круговое) время в античные времена воспринималось как знак гармонии и стабильности мира, но в XX веке оно стало символом безысходности, безнадежности, вечности и смерти... Как утверждал Стравинский, "феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во всё существующее, включая сюда, прежде всего, отношения между человеком и временем". Безусловно, эти отношения неизменно определяются неосознанным, интуитивным ощущением физического закона и восприятием социума. И именно это в первую очередь отличает современную музыку от несовременной, пусть даже и написанной сегодня».
Остальные произведения прозвучат в исполнении Российского национального молодежного симфонического оркестра; за исключением «Ритуала» Шнитке, посвященного памяти погибших во Второй мировой войне, это российские премьеры. Даниил Коган выступит солистом в Скрипичном концерте Бернда Алоиса Циммермана, чья музыка звучала на открытии «Другого пространства» в 2020 году. Концерт интересен как одно из ранних крупных сочинений будущего автора знаменитой оперы «Солдаты», первым применившего метод полистилистики; хотя здесь до нее еще далеко, в сочинении встречаются элементы додекафонии, черты неоклассицизма, отзвуки джаза и барокко.
Кульминацией вечера станут «Проблески потустороннего» Оливье Мессиана, творческое завещание композитора: грандиозное полотно, написанное по заказу Нью-йоркского филармонического оркестра и впервые прозвучавшее через полгода после смерти автора. Состав огромен даже по меркам Мессиана – 128 оркестрантов, в том числе 10 исполнителей на ударных, 17 медных духовых и 28 деревянных, включая 10 кларнетов и 10 флейт; каждая из 11 частей отличается своим уникальным саундом. «Я представил себе, будто нахожусь перед занавесом, в темноте, пытаясь постичь то, что лежит по ту сторону: Воскресение, вечность, новая жизнь, – говорил композитор незадолго до смерти. – То, что нас ждет, я пытаюсь выразить в "Проблесках" – речь, конечно, о Христе, чьим светом будут сиять те, кто воскреснет».
29 марта, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Язык музыки.
XIX век
Жанры: Симфоническая музыка, Детские концерты, Художественное слово, Молодёжные проекты, Просветительские концерты
Ярослав Тимофеев
Мария Холкина
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Алексей Рубин, дирижёр
Мария Лобанова (сопрано)
Айсылу Назырова (сопрано)
Игорь Морозов (тенор)
Михаил Усов (скрипка)
Рекомендуем для зрителей старше 12 лет
Продолжительность 1 час 20 минут без антракта
После знакомства с фонетикой и
грамматикой музыкального языка пришло время погрузиться в этимологию: финальный
сезон проекта посвящён трем ключевым столетиям в истории классической музыки.
Любой язык непрерывно обновляется, поэтому два русскоязычных ребёнка, родившихся в 1700 и 2000 году, едва ли поняли бы друг друга. Язык музыки и в этом отношении оказывается самым универсальным: современный человек может воспринять смысл, эмоциональный рельеф и звуковые краски произведений трёхсотлетней давности — для этого необходимо лишь немного узнать о культуре того времени и внимательно прислушаться. Этим мы и займемся на трех «исторических» концертах «Языка музыки».
За полтора часа аудитория будет проходить путь длиной в сто лет, попутно наслаждаясь шедеврами, написанными в течение века. Хаотичные знания о композиторах и сочинениях выстроятся в представление о едином и закономерном процессе, который музыка прошла вместе с человечеством с 1701 года до наших дней. Погрузиться в атмосферу разных эпох помогут первоклассные солисты и коллективы, бессменные ведущие проекта и, конечно, фирменные интерактивы с участием добровольцев из зала.
XIX век
Эпоха романтизма превратила музыку из ремесла в религию. Ей поклонялись поэты и философы, короли и студенты, а счастливые обладатели музыкального гения становились властителями дум. До сих пор наследие XIX века остаётся мейнстримом академической музыки — и, вероятно, останется навсегда. Мы узнаем, как классик Бетховен вопреки законам возрастной психологии со временем превратился в романтика, как Шуберт сочинял гениальные песни в режиме нон-стоп, как в голове Шумана боролись два противоположных человека, как Мусоргский гениально нарушал законы музыки благодаря их незнанию и как Вагнер довёл романтизм до высшей точки, в которой любовь и смерть стали одним целым.
7 апреля, начало в 13:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Российский национальный
молодёжный симфонический оркестр,
Александр Лазарев, Вадим Руденко
Жанры: Симфоническая музыка, Инструментальные концерты
Вадим Руденко (фортепиано)
Александр Лазарев, дирижёр
Александр Лазарев и Российский национальный молодёжный симфонический оркестр исполняют фрагмент Симфонии № 10 Шостаковича
Иоганнес Брамс – великий романтик-интроверт, полностью посвятивший себя музыке. Значительную часть его творческой жизни составлял диалог с партитурами прошлого и настоящего – недаром Брамс считал главными событиями своей биографии объединение Германии и завершение издания сочинений Баха.
Абонемент № 17 приглашает к продолжению этого диалога: в его программе музыка Брамса «смотрится в зеркала» партитур двух других интровертов и крупнейших симфонистов – Антона Брукнера и Дмитрия Шостаковича.
Творчество самого Брамса представлено двумя фортепианными концертами, в которых рояль – alter ego Брамса – ведет интенсивный диалог с оркестром. На сцене Зала Чайковского этот разговор интерпретируют пианисты Вадим Руденко, Алексей Мельников, дирижеры Александр Лазарев и Филипп Чижевский.
20 апреля, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Дмитрий Маслеев, Дмитрий Юровский, Российский национальный
молодёжный симфонический оркестр
Жанры: Симфоническая музыка, Инструментальные концерты
Дмитрий Юровский, дирижёр
Дмитрий Маслеев (фортепиано)
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – уникальный коллектив, недавно отметивший пятилетие, – представит программу из музыки композиторов, которые любили джаз и в той или иной мере воплощали его черты в своем творчестве.
Под управлением Дмитрия Юровского молодые музыканты с драйвом исполнят «Симфонические танцы» из знаменитого мюзикла Бернстайна «Вестсайдская история», Сюиту для эстрадного оркестра Шостаковича (составленную композитором и дирижером Левоном Атовмьяном во второй половине 1950-х годов из фрагментов сочинений Шостаковича разных лет и всесторонне отражающую его универсальный талант) и два сочинения для фортепиано с оркестром. Это «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина и Джазовая сюита Цфасмана – композитора, имя которого в афише РНМСО появляется впервые.
Александр Цфасман – уникальная фигура в отечественной истории музыки, первый в нашей стране джазмен с консерваторским образованием, страстный поклонник Гершвина. В 1945 году Цфасман впервые в СССР исполнил «Рапсодию в стиле блюз» и вскоре написал свою Джазовую сюиту. Сольную партию в обоих произведениях исполнит победитель XV Международного конкурса имени Чайковского Дмитрий Маслеев, который не раз признавался в любви к джазу, а в 2019-м записал для фирмы «Мелодия» диск с сочинениями Шостаковича, Цфасмана и Капустина, сочетающими в себе традиционные черты академической музыки с элементами джаза и танцевальных жанров.
26 апреля, начало в 19:00
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
Язык музыки.
XX век
Жанры: Симфоническая музыка, Детские концерты, Художественное слово, Молодёжные проекты, Просветительские концерты
Ярослав Тимофеев
Мария Холкина
Московский государственный академический симфонический оркестр
Джереми Уолкер, дирижёр
Татьяна Иващенко (сопрано)
Полина Панина (меццо-сопрано)
Мария Биорк (сопрано)
Специальный гость:
Владимир Мартынов (фортепиано)
Рекомендуем для зрителей старше 12 лет
Продолжительность 1 час 20 минут без антракта
После знакомства с фонетикой и
грамматикой музыкального языка пришло время погрузиться в этимологию: финальный
сезон проекта посвящён трем ключевым столетиям в истории классической музыки.
Любой язык непрерывно обновляется, поэтому два русскоязычных ребёнка, родившихся в 1700 и 2000 году, едва ли поняли бы друг друга. Язык музыки и в этом отношении оказывается самым универсальным: современный человек может воспринять смысл, эмоциональный рельеф и звуковые краски произведений трёхсотлетней давности — для этого необходимо лишь немного узнать о культуре того времени и внимательно прислушаться. Этим мы и займемся на трех «исторических» концертах «Языка музыки».
За полтора часа аудитория будет проходить путь длиной в сто лет, попутно наслаждаясь шедеврами, написанными в течение века. Хаотичные знания о композиторах и сочинениях выстроятся в представление о едином и закономерном процессе, который музыка прошла вместе с человечеством с 1701 года до наших дней. Погрузиться в атмосферу разных эпох помогут первоклассные солисты и коллективы, бессменные ведущие проекта и, конечно, фирменные интерактивы с участием добровольцев из зала.
XX век
ХХ век в музыке начался в темпе Presto. Это была эпоха революций, манифестов, изобретений и новых течений, которые сменяли друг друга быстрее, чем когда-либо. В полёте навстречу будущему композиторы открыли прекрасные звуковые миры, но растеряли публику, которая окончательно перестала поспевать за творцами. Чем это кончилось и что будет с классической музыкой дальше? Попробуем выяснить на последнем концерте проекта «Язык музыки». А заодно поучаствуем в исполнении легендарных экспериментальных опусов ХХ столетия и научимся слышать красоту там, где «неподготовленные» уши слышат только хаос.
19 мая, начало в 13:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского