Весь Стравинский : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Весь Стравинский

    26 марта 2024

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Ярослав Тимофеев (автор цикла, ведущий)
    Государственный академический
    симфонический оркестр России
    имени Е. Ф. Светланова
    Фёдор Безносиков, дирижёр
    Юлия Хлынина (художественное слово)
    Евгений Цыганов (художественное слово)
    Виктор Рыжаков (режиссер, художественное слово)

    В видеооформлении используются кадры из фильма-сказки «Садко» (режиссер А. Птушко, «Мосфильм», 1952 год)

    В программе:
    Стравинский
    «Песня волжских бурлаков», обработка русской народной песни «Эй, ухнем» для духовых и ударных инструментов (1917)
    Регтайм для 11 инструментов (1918)
    «Песня соловья» – симфоническая поэма (1917)
    «Сказка о беглом солдате и чёрте, читаемая, играемая и танцуемая» (либретто Шарля Фердинанда Рамю, перевод Михаила Савченко, 1918)

    12+

    Абонемент №8:

    Весь Стравинский.
    Автор и ведущий цикла – Ярослав Тимофеев.
    Второй год цикла

    В разных странах есть свои культовые композиторы ХХ века, но только один из них стал любимцем всей планеты и кумиром для как минимум пяти поколений музыкантов – Игорь Стравинский.

    Он создал ключевую партитуру ХХ века («Весна священная») – и еще сто сочинений, многие из которых открывали двери в новые звуковые пространства. Едва ли не каждый, кто писал музыку во время Стравинского и после него, не удержался от соблазна заглянуть в какую-либо из этих дверей. Его коллеги и сегодня признают Стравинского самым влиятельным композитором после Баха. Его имя можно встретить в названиях улиц и площадей, концертных залов и фонтанов, и даже в космосе: запись «Весны священной» была доставлена туда «Вояджерами» в надежде, что инопланетяне ее тоже полюбят.

    Но главное – Стравинский написал около 35 часов гениальной музыки. Далеко не вся она известна в равной степени: несколько шедевров исполняются чуть ли не ежедневно, другие сочинения – почти нигде и никогда. Теперь впервые в истории абсолютно вся музыка Стравинского звучит в одном концертном цикле, и просходит это на его родине. Автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев выступает проводником в мир Стравинского, а первоклассные солисты, хоры и оркестры исполняют наряду с хрестоматийными вещами раритеты, которые были дороги автору и, возможно, станут дороги слушателям.

    Во втором сезоне цикла «Весь Стравинский» слушатели проследят путь композитора от «Весны священной» (1913), скандальная премьера которой стала символическим началом ХХ века в музыке, до «Пульчинеллы» (1920), ознаменовавшего поворот Стравинского к неоклассицизму. В окружении шести концертных композиций для разных составов прозвучат пять крупных театральных опусов: помимо балетов «Весна священная» и «Пульчинелла» – опера «Соловей», «Сказка о солдате» и «Байка про Лису...». Программы представляют дирижеры Александр Рудин, Филипп Чижевский, Фёдор Безносиков.

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Фёдор Безносиков

    Фёдор Безносиков родился в 1993 году. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК (класс скрипки профессора Владимира Иванова, класс камерного ансамбля профессора Александра Бондурянского). Принимал участие в мастер-классах Захара Брона, Шломо Минца, Вольфганга Редика. В настоящее время обучается на факультете оперно-симфонического дирижирования МГК (класс доцента Феликса Коробова).

    Лауреат многих международных и всероссийских конкурсов, в том числе международных конкурсов скрипачей Владимира Спивакова в Уфе, имени Юрия Янкелевича в Омске (вторые премии) и Фестиваля романтической музыки в Москве (I премия). В составе фортепианного трио стал победителем Международного конкурса имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге, лауреатом Всероссийского музыкального конкурса (II премия в категории «камерные ансамбли») и Международного конкурса камерных ансамблей имени Николая Рубинштейна в Москве (III премия). Был стипендиатом фондов «Новые имена» и Владимира Спивакова. Удостоен премий Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи (2006, 2008).

    В 2016–2020 гг. – артист Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Ведет активную концертную деятельность как солист и участник камерных ансамблей. В качестве солиста выступал с «Виртуозами Москвы», камерными оркестрами Московской консерватории и Центра Павла Слободкина, Омским академическим симфоническим оркестром и другими коллективами. 

    Участвует в концертных программах Московской филармонии и Санкт-Петербургского Дома музыки. Неоднократно представлял премьеры произведений российских и зарубежных композиторов.

    Гастролировал в Германии, Австрии, Испании, Франции, Италии, Эстонии, Китае, США; выступал на многих известных сценах, среди которых Большой зал консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Карнеги-холл (Нью-Йорк), Симфони-центр (Чикаго), Музикферайн (Вена), Моцартеум (Зальцбург) и Берлинская филармония. 

    С 2023 года – дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; дирижер-постановщик балетов «Снежная королева» на музыку Чайковского и «Последний сеанс» на музыку Настасьи Хрущёвой. 

    Сотрудничает с Московским театром «Новая опера» имени Е. В. Колобова. Участвовал в постановке оперы «Летучий голландец» Вагнера, дважды выступал на Крещенском фестивале, представил российскую премьеру оратории Франца Шмидта «Книга за семью печатями» (2024). В театре «Геликон-опера» участвовал в постановке балета «Амок» Александра Симоненко.

    Дирижировал Камерным оркестром Московской консерватории (фестиваль «Музыка Дягилевских сезонов»), Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова (абонемент Московской филармонии «Весь Стравинский»), Государственным академическим камерным оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», оркестрами Самарской и Саратовской филармоний и другими коллективами. С 2024 года – дирижер Российского национального оркестра.

    Преподает в Московской консерватории (ассистент в классе скрипки профессора Владимира Иванова). В сезоне 2023/24 журнал «Музыкальная жизнь» назвал Фёдора Безносикова «Открытием года».

    Юлия Хлынина

    Родилась в Москве. Окончила  Школу-студию МХАТ (курс Народного артиста России Константина Райкина). С первого курса участвовала в спектаклях театра «Сатирикон». За роль Джульетты в спектакле «Ромео и Джульетта» удостоена диплома театральной премии им. М.Царева. По окончании вуза была принята в труппу театра Моссовета, где прослужила 10 лет. Также участвовала в спектаклях Российского театра драмы им. Ф.Волкова (Ярославль), Театра на Малой Броннной и Театра Наций. Лауреат театральной премии «МК» за роль в спектакле «Великолепный рогоносец». Номинант на театральную премию «Золотая Маска» за роль Нины Заречной в спектакле «Чайка. Эскиз».

    В кино дебютировала в 2013 в фильме «Уик-энд» Станислава Говорухина. Лауреат премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения за роль в сериале «Таинственная страсть» и кинопремии «Золотой Орел» за роль Елизаветы в сериале «Елизавета». Сыграла  более 30 ролей в фильмах и сериалах: «Дуэлянт» (2016), «Легенда о Коловрате», «Селфи», «Купи меня» (2017), «Звоните ДиКаприо!», «Только не они» (2018), «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» (2019), «Лед 2», «Колл-центр», «Метод 2» (2020), «Полет», «Угрюм-река» (2021), «Этерна: Часть первая», «Елизавета» (2022) и др.

    Евгений Цыганов

    Евгений Цыганов родился в Москве в 1979 году. В 2001 году окончил режиссерский факультет Российской академии театрального искусства и был принят в труппу Московского театра «Мастерская Петра Фоменко», где играл в спектаклях «Безумная из Шайо» (Жан-Ипполит), «Бесприданница» (Карандышев), «Одна абсолютно счастливая деревня» (Михеев), «После занавеса» (Смирнов), «…Души» (Собакевич), «Чайка» (Тригорин), «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» (Режиссер). 

    Сотрудничал с Независимым театральным проектом, МХТ имени А. П. Чехова, театром «На Литейном», театральной компанией «Свободная сцена». В 2014 году впервые выступил в качестве театрального режиссера, поставив в «Мастерской Петра Фоменко» спектакль «Олимпия» по пьесе Ольги Мухиной.

    Кинодебют артиста состоялся в 2001 году в фильме Юрия Грымова «Коллекционер». На сегодняшний день в фильмографии актера более 80 работ, в числе которых «Займемся любовью» (Постников), «Прогулка» (Петя), «Дети Арбата» (Саша Панкратов), «Космос как предчувствие» (Герман), «Ветка сирени» (Сергей Рахманинов), «Русалка» (Саша), «Брестская крепость» (лейтенант Почерников), «Оттепель» (Виктор Хрусталев), «Территория» (Андрей Гурин), «Девятая» (следователь Ростов), «Одесса» (Борис), «Цой» (водитель автобуса Павел Шелест), «Грозный» (Иван III), «Мертвые души» (Чичиков) и др. Сотрудничал с режиссерами Денисом Евстигнеевым, Алексеем Учителем, Андреем Эшпаем, Александром и Владимиром Коттами, Павлом Лунгиным, Анной Меликян, Валерием Тодоровским и др. 

    Лауреат приза за «Лучшую роль второго плана» на кинофестивале «Кинотавр» (2002, фильм «Займемся любовью»); премии «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская роль на телевидении» (2015, телесериал «Оттепель»); Премии Правительства РФ в области культуры (2015, за создание телевизионного сериала «Оттепель»); главного приза «За лучшую мужскую роль» на XI российском открытом кинофестивале «Мужская роль» имени И. И. Мозжухина в Пензе (2018, за роль Егора Коршунова в фильме «Человек, который удивил всех»).

    Виктор Рыжаков

    Режиссер, педагог Школы-студии МХАТ, художественный руководитель Театрального центра имени Вс. Мейерхольда, лауреат премии Станиславского «За вклад в театральную педагогику».

    Окончил Дальневосточный институт искусств (ДВИИ), Театральное училище им. Б. В. Щукина, аспирантуру Российской академии театрального искусства (ГИТИС).

    С 1991 г. по 2001 гг. служил в Московском Театре Юного Зрителя под руководством учителей Г. Н. Яновской и К. М. Гинкаса.

    В 1993 г. стал одним из организаторов и художественным руководителем первого фестиваля независимых театров «Театр в поисках театра» в Сочи (Лазаревское).

    С 1995 по 2001 г. — художественный руководитель Театра драмы и комедии на Камчатке. В 2000 г. с актерами Камчатского театра осуществил международный театральный проект «Караул № 8», представленный на многочисленных международных фестивалях.

    С 2001 г. — режиссер-педагог Школы-Студии МХАТ. Принял участие в выпуске первого режиссерского курса (2002-2005 гг.). Художественный руководитель К. М. ГИНКАС. Участвует в совместной программе Школы-студии МХАТ с Институтом высшего театрального образования при Гарвардском университете.

    С 2002 г. — один из учредителей и руководителей Театрального фестиваля имени А. М. Володина «Пять вечеров» в Санкт-Петербурге.

    Многие годы работает в творческом содружестве с Иваном Вырыпаевым, ставил спектакли по его пьесам «Кислород“ (Театра «Практика» и Театр.doc), «Бытие № 2», «Валентинов день“ (Театр Наций), «Город, где Я», «Июль», «Пьяные» (МХТ им. А. П. Чехова) и т.д. А также «Сорок первый. Opus Post.», «Прокляты и убиты», «Июль», «Рыдания» (театр «Практика»); ; «Пять вечеров» (театр «Мастерская Петра Фоменко»); «Маленькие трагедии Пушкина» (театр «Сатирикон»); , «Боги пали и нет больше спасения», «Саша, вынеси мусор» (ЦИМ);«Горе от ума» (Школа-студия МХАТ); «Игры на задворках» (Эстонский национальный драматический театр); «Парикмахерша» по пьесе Сергея Медведева (Венгрия); Оперы Верди «Аида» (Будапешт).

    Лауреат многочисленных российских и зарубежных театральных премий, в т.ч.: Гран-при международного фестиваля «Контакт», Торунь (Польша); лучшая режиссерская работа — Польский новый театр; Национальной премии «Золотая маска»; неоднократный лауреат гран-при фестивалей «Новая драма», главная премия Всевенгерского театрального фестиваля в номинации «Лучший спектакль»; Гран-при фестиваля театра и кино о современности «Трекстура»; премия Благотворительного фонда Олега Табакова. С февраля 2011 г. Виктор Рыжаков является мастером режиссерского курса международной магистратуры при Центре имени Вс. Мейерхольда и Школе-студии МХАТ.

    С сентября 2012 г. стал художественным руководителем Центра им. Вс. Мейерхольда. Поставил спектакли: «Боги пали, и нет больше спасения», «Несовременный концерт», «Саша, вынеси мусор».

    Биография с сайта Центра имени Вс. Мейерхольда


    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Весь Стравинский. Второй год цикла.
    Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев

    Режиссерская версия

    18.11.2023

    В программе:
    Стравинский
    «Три стихотворения из японской лирики» для сопрано и камерного ансамбля (1913)
    Опера «Соловей» (1908–1914)
    Балет «Весна священная» (1913)
    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    18 ноября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    29 мая в 19:00