«Всю свою жизнь я поставил на службу искусству,
а мое искусство призвано служить всему миру.
Мир должен узнать истинное лицо моей страны;
всюду, где мне только приходится бывать,
я не забываю, что в этом – моя первейшая обязанность» (Джордже Энеску)
Один из наиболее значительных европейских художников первой половины ХХ столетия, Джордже Энеску принадлежит к числу тех музыкантов, чьи имена еще при жизни становятся легендами. По выражению самого Энеску, в нем сочетались «пять музыкантов» – композитор, скрипач, дирижер, пианист и педагог. Его исключительный по силе и многообразию талант проявлялся во всем, что он делал во славу родного румынского искусства.
Основная заслуга музыканта состоит в том, что Джордже Энеску заложил фундамент современной композиторской школы Румынии и ввел ее в панораму европейского и мирового искусства ХХ века. Его творчество, ставшее классикой румынской музыки, выразило прогрессивные устремления эпохи в самобытном и ярком воплощении большого художника.
Джордже Энеску родился в 1881 году в селе Ливени-Вырнав на севере Молдовы (ныне – Джордже Энеску). Скончался в 1955 году в Париже. Первые семь лет жизни он провел в сельской местности. Детские впечатления от родной природы, от жизни крестьян и народного творчества во многом определили дальнейшее формирование его личности. Музыкальное образование Энеску получил в двух старейших консерваториях Европы. В Венской он учился как скрипач (1888-1893), и здесь были заложены первоначальные классико-романтические основы его музыкального мышления. В Парижской консерватории (1894-1899) Энеску обучался двум специальностям: как скрипач в классе П.Марсика и в классе композиции, где его наставниками были сначала Ж.Массне, а затем Г.Форе. Юность Энеску прошла в атмосфере расцвета музыкального импрессионизма.
Как артист он дебютировал на исходе XIX века: это было выступление девятилетнего скрипача. Первым выступлением Энеску-дирижера стал концерт в 1898 в Бухаресте, когда он исполнил свою «Румынскую поэму» (в дальнейшем под управлением Энеску впервые в Румынии были исполнены: 9-я симфония Бетховена, «Осуждение Фауста» Берлиоза, 7-я симфония Шостаковича). Многих поражала феноменальная музыкальная память Энеску, исполнявшего наизусть сложнейшие партитуры. Добавим, что он был также тонким мастером камерного ансамблевого музицирования, выступал в камерных вечерах как скрипач, альтист и пианист с такими своими современниками, как Ф.Крейслер и А.Казелла, А.Корто и Ж.Тибо, Б.Барток и Э.Изаи, П.Казальс, Д.Липатти и Д.Ойстрах.
Музыкальная разносторонность Энеску, широта его художественных взглядов нашли блестящее отражение в его педагогической деятельности. Он воспитал целую плеяду видных скрипачей, в том числе одного из крупнейших музыкантов современности – И.Менухина.
Джордже Энеску неоднократно бывал в России (1909, 1917, 1946). Его первое выступление состоялось 10 ноября 1909 года в петербургском зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии) на открытии VII сезона симфонических концертов А. Зилоти. Уже тогда он предстал перед слушателями как композитор (обе Румынские рапсодии), дирижер (Бранденбургский концерт И.С.Баха) и скрипач (впервые в России он исполнил незадолго до того обнаруженный концерт Моцарта).
Творчество и исполнительское искусство Энеску высоко ценили П.Казальс, А.Оннегер, Д.Ойстрах, Д.Шостакович и др. Однако, если слава Энеску-скрипача и дирижера была всемирной, то его композиторское творчество не получило при жизни автора заслуженной известности.
В количественном отношении наследие Энеску сравнительно невелико. Композитор неоднократно повторял, что тщательно обдумывал свои произведения, прежде чем отдать их на суд слушателей. Кроме того, много времени отнимала исполнительская и общественная деятельность. И все же творчество Энеску охватывает почти все музыкальные жанры. Он – автор трех симфоний (1905, 1914, 1919), трех оркестровых сюит (1903, 1915, 1918), «Концертной увертюры» на румынские темы для симфонического оркестра (1948). Выдающимся явлением искусства ХХ века явилась опера Энеску «Эдип» (1932). Видное место в наследии композитора занимает камерная музыка: струнный октет, «Децимет» для духовых инструментов, струнные и фортепианные квартеты, фортепианный квинтет, сонаты для различных инструментов, вокальные циклы и др. Последним законченным произведением Энеску была «Камерная симфония» для 12 сольных инструментов (1954).