«Всю жизнь мы пишем одно-единственное произведение. Произведение это – наша жизнь» (Андрей Эшпай).
Андрей Яковлевич Эшпай (15 мая 1925 – 8 ноября 2015) родился в Козьмодемьянске, небольшом городе на Волге. Его отец Яков Андреевич Эшпай, один из первых марийских композиторов, отдал много лет собиранию и изучению фольклора своего народа. Интерес к народной музыке передался и сыну: народные интонации лежат в основе его произведений самых разных жанров. С 1928 года жил в Москве, в 1941 году окончил музыкальную школу имени Гнесиных по классу фортепиано. В 1943 году восемнадцатилетним юношей ушел на фронт: был командиром разведки I Белорусского фронта, в составе которого прошел через Польшу и дошел до Берлина; за военные заслуги награжден орденами и медалями.
После войны Эшпай завершает обучение в Музыкальном училище при консерватории; с 1948 по 1953 годы учится в Московской консерватории по классу композиции у Николая Мясковского и Евгения Голубева (среди его педагогов также были Евгений Месснер и Николай Раков); до 1956 года совершенствуется в аспирантуре под руководством Арама Хачатуряна, одновременно заканчивает консерваторию по классу фортепиано у Владимира Софроницкого. Впоследствии регулярно включал в программы своих концертов собственные фортепианные сочинения.
В своем творчестве Эшпай отдавал предпочтение инструментальной музыке крупных форм: им созданы 9 симфоний и более 20 концертов для различных инструментов с оркестром. Его перу принадлежат балеты «Ангара» (1975) и «Круг» (1980), увертюра-фантазия для оркестра «Переход Суворова через Альпы» (1996), Симфонические танцы на марийские темы (1952), кантаты, музыка к многочисленным театральным постановкам, ряд камерных сочинений. Широкой публике творчество Эшпая знакомо по песням «А снег идет», «Ах, Одесса моя», «Два берега», «Москвичи», «Ребята настоящие», «Я сказал тебе не все слова», музыке из кинофильмов «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Карьера Димы Горина», «Приходите завтра», «Трактир на Пятницкой», «Тень» и десяткам других.
С 1960 года Эшпай занимал ответственные посты в Союзе композиторов РСФСР и СССР. С 1965 по 1971 гг. вел класс композиции в Московской консерватории, где позже получил звание почетного профессора. В 1978 и 1979 гг. проводил в Болгарии международные семинары молодых композиторов. Будучи секретарем Союза композиторов СССР, организовывал фестивали и праздники искусств во многих городах нашей страны, был председателем Всесоюзной комиссии по работе с творческой молодежью. Эшпай возглавлял жюри многих конкурсов: I Всесоюзного конкурса пианистов имени Рахманинова (1985); конкурса пианистов VI (1978), VIII (1986), XI (1998) Международных конкурсов имени Чайковского. Был председателем и членом жюри конкурсов и фестивалей «Зелена Гура», «Сопот», «Варшавская осень» в Польше, «Неделя музыкального искусства для детей и юношества» в Болгарии, «Пражский фестиваль джаза» в Чехии и других.
Почетный гражданин городов Козьмодемьянска и Йошкар-Олы, Почетный член Общества Ференца Листа в США. В 1975 году Эшпаю присвоено звание народного артиста РСФСР, 1981 – народного артиста СССР. Композитор был также удостоен Ленинской премии (1986) и Государственной премии СССР (1976); за заслуги перед Отечеством награжден орденами Ленина (1985), Трудового Красного Знамени (1971), Отечественной войны II степени (1985), «Знаком Почета» (1967).
«Эшпай является примером истинно современного художника, аккумулировавшего в своем творчестве самые различные пласты (будь то марийский фольклор или классическое искусство, музыка ХХ века и особенно любимый им Равель, или, наконец, джаз) и нашедшего ту «золотую середину», которая определяет его композиторское лицо, – то, что мы называем яркой самобытностью, индивидуальностью» (Арам Хачатурян).
«Андрей Яковлевич Эшпай – музыкант, которого я ценю за эмоциональность и естественность, за свой собственный вкус, свои личные симпатии в искусстве... Он постоянно находится в поиске естественной, живой интонации и естественного течения музыки, красоты выражения. Эта жажда звуковой красоты, мне кажется, чрезвычайно свойственна натуре художника, как и готовность любоваться красивой гармонией, изысканным оркестровым письмом не ради минутного удовольствия, но по внутреннему побуждению и чувству, пульсирующему в его сердце» (Борис Чайковский).
«Андрей Эшпай часто говорит, что в искусстве должна быть тайна. Опытный мастер, владеющий в полном объеме современным композиторским мастерством, он прежде всего художник – его музыка продиктована потребностью высказаться искренне и взволнованно. При всей эмоциональной заразительности музыка Эшпай всегда изящна, даже элегантна по форме, в ней всегда есть некая поэтичная недосказанность и никогда нет нажима и шаманства» (Альфред Шнитке).
«Андрей Эшпай – очень современный композитор. Современность его творчества не в умозрительном любовании непривычными звукосочетаниями; современность его творчества – в ощущении стремительности, динамики и красоты бытия» (Александра Пахмутова).