Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини (14 сентября 1760, Флоренция — 15 марта 1842, Париж) — итальянский композитор, педагог и музыкальный теоретик, главный представитель жанра опера спасения.
Учился в Болонье у Джузеппе Сарти, сочинял с детства и к двадцати с небольшим годам успел не только написать довольно много церковной музыки, но и овладеть мастерством оперного композитора: его первая опера «Квинт Фабий» была поставлена уже в 1778 г. Вскоре после этого Керубини покинул Италию и уже никогда в нее не возвращался. В 1784—1786 гг. он жил в Лондоне и был придворным композитором Георга III, а в 1788 г. окончательно обосновался в Париже. В 1795 г., с основанием Парижской консерватории, Керубини стал ее преподавателем, в 1816 г. профессором, в 1822 г. директором. Учениками Керубини по композиции были Даниэль Франсуа Обер, Фроманталь Галеви, он благословил совсем юного Феликса Мендельсона и предрёк ему большое будущее.
Могила Керубини на кладбище Пер-Лашез
Среди опер Керубини наиболее успешными и до сих пор востребованными являются, прежде всего, «Медея» (фр. «Médée», 1797), «Два дня» (фр. «Les deux journées», 1800 г., в России под названием «Водовоз»), «Анакреон, или Мимолётная любовь» (фр. «Anacreon, ou L'Amour fugitif», 1803). Зрелые оперы Керубини далеко уходят от традиции лёгкой итальянской оперы в сторону музыкального драматизма Глюка. Среди духовной музыки Керубини особое место занимают два Реквиема, из которых первый (до минор, 1816, памяти Людовика XVI) был, по мнению Бетховена, лучшим сочинением этого жанра.