Франц Легар (30 апреля 1870, Комарно, Словакия — 24 октября 1948, Бад Ишль, Австрия) — венгерский композитор и дирижер, наряду с Иоганном Штраусом и Имре Кальманом — наиболее выдающийся композитор венской оперетты. «Он не имеет ни прямых предшественников, ни преемников».
Легар родился в австро-венгерском городе Комаром (сейчас это Комарно, Словакия), в семье военного капельмейстера. Среди предков Легара были немцы, венгры, словаки и итальянцы. Уже в пять лет Легар знал ноты...
Франц Легар (30 апреля 1870, Комарно, Словакия — 24 октября 1948, Бад Ишль, Австрия) — венгерский композитор и дирижер, наряду с Иоганном Штраусом и Имре Кальманом — наиболее выдающийся композитор венской оперетты. «Он не имеет ни прямых предшественников, ни преемников».
Легар родился в австро-венгерском городе Комаром (сейчас это Комарно, Словакия), в семье военного капельмейстера. Среди предков Легара были немцы, венгры, словаки и итальянцы. Уже в пять лет Легар знал ноты, играл на скрипке и блестяще импровизировал на фортепиано. В 12 лет поступил в Пражскую консерваторию по классу скрипки и в 18 лет закончил ее (1888). Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему заняться композицией.
Несколько лет Легар работал помощником дирижера в отцовском оркестре, расквартированном тогда в Вене. В 1896 году уходит из оркестра и становится театральным композитором.
Первая работа Легара для театра — опера «Кукушка» (Kukuschka), на сюжет из русской жизни, появилась годом ранее, в 1895 году. Ее приняли в одном из лейпцигских театров; публика отнеслась к постановке доброжелательно, хотя сенсации оперетта не произвела. Впоследствии Легар предложил новую редакцию этой оперетты под названием «Татьяна» (1905), но большого успеха не добился и на этот раз. Хотя газеты отметили «сильный, своеобразный талант» автора.
В эти годы Легар написал также несколько вальсов и маршей, один из которых, Gold und Silber (Золото и серебро), становится очень популярным (1902).
1902: Легар окончательно уходит в отставку из армии и становится дирижером в знаменитом венском театре «Ан дер Вин». В ноябре того же года театр представляет его первую оперетту «Венские женщины» (Wiener Frauen). Оперетта с успехом шла в Вене, Берлине и Лейпциге.
1903: вступает в гражданский брак с Софией Мет (Sophie Meth).
В дальнейшем Легар написал множество оперетт, вальсов, сонат, маршей и различных симфонических произведений. Но мировую славу ему принесла представленная 30 декабря 1905 года в «Ан дер Вин» оперетта «Веселая вдова».
Легар вспоминал несколько лет спустя: «С «Веселой вдовой» я нашел свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях… Направление, которое взяла современная оперетта, зависит от направления времени, публики, от всех изменившихся общественных отношений. Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики… Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель — облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости…»
Спустя несколько лет появляются, один за другим, еще два шедевра Легара: «Граф Люксембург» (1909) и «Цыганская любовь» (1910). Всего Легар написал более 20 оперетт, насыщенных яркой, нешаблонной музыкой. Отличительной чертой легаровской музыки является искренний, проникновенный лиризм, виртуозное мелодическое богатство оркестровки. Либреттист Пауль Кнеплер писал: «Существуют три вида музыкальной драмы: опера, оперетта и Легар». К сожалению, не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.
С 1922 года Легар сотрудничал с ведущим тенором Вены, «австрийским Карузо», Рихардом Таубером, специально для которого писал лирические арии, так называемые Tauberlied. Среди этих арий — знаменитая мелодия «Dein ist mein ganzes Herz» («Звуки твоих речей») из оперетты «Страна улыбок», которую охотно исполняют по сей день лучшие теноры мира.
1923: оформляет брак с Софией.
30 апреля 1930 года вся Европа отмечала 60-летие Легара.
После «Джудитты» (1934) Легар отошел от композиции и занялся издательским делом, основав музыкальное издательство «Glocken-Verlag».
После аншлюсса Австрии 68-летний Легар остался в Вене, хотя его оперетты совершенно не соответствовали нацистским стандартам — в них участвовали евреи («Лудильщик»), цыгане («Цыганская любовь», «Фраскита»), русские («Кукушка», «Царевич»), китайцы («Желтая кофта», «Страна улыбок»), французы («Веселая вдова», «Весна в Париже», «Кло-Кло»), поляки («Голубая мазурка»). Ему стоило невероятных трудов спасти от репрессий свою жену-еврейку Софию. Благодаря огромной популярности его музыки Легару удалось защитить жену (ей был предоставлен статус Ehrenarierin — «почетной арийки»), но его друзья и либреттисты Фриц Грюнбаум и Фриц Ленер погибли в концлагерях, а многие из близких друзей, включая Таубера, были вынуждены эмигрировать. Сам Легар не пострадал, некоторые нацистские лидеры высоко ценили его музыку, а брат Геринга Альберт лично ему покровительствовал; Легар даже получил ряд новых наград и почестей к 70-летию (1940). Оперетты Легара шли в оккупированной нацистами Европе в сильно переделанном виде; например, «Цыганская любовь» была очищена от цыганских персонажей и поставлена в 1943 году в Будапеште под названием «Студент-бродяга» (Garabonciás diák).
75-летие (30 апреля 1945 года) Легар встретил в обществе американских солдат, просивших у него автографы.
По окончании войны Легар уехал к Тауберу в Швейцарию, где прожил 2 года. Однако семь лет нацистского кошмара не прошли бесследно для Софии; в 1947 году она умерла. Легар вернулся в свой дом в Бад Ишле, где вскоре умер, пережив жену всего на год. Могила его находится там же. В день похорон Легара по всей Австрия были вывешены траурные флаги. Над могилой прозвучала «Волжская песня» (Wolgalied) из оперетты «Царевич».
Свой дом в Бад Ишле Легар завещал городу; там сейчас музей Франца Легара.
В честь Легара названы театр в Бад Ишле, улицы в Комарно и в других городах Австрии, Германии и Голландии. Он — почетный гражданин городов Вена, Шопрон и Бад-Ишль. В парке у венской ратуши поставлен памятник Легару. В Вене есть и его музей-квартира (Вена 19, Хакхофергассе 18). Астероид 85317 (Lehár) назван его именем (1995).
Оперетты Легара стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. Арии из его оперетт занимают достойное место в репертуаре лучших певцов и певиц мира: Николая Гедды, Элизабет Шварцкопф, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и многих других.