Марк Минков был одним из лучших композиторов-песенников
своей эпохи. Он смог объединить в своем творчестве высокий профессионализм
академической школы и доступность эстрадного жанра.
Тяга к песне проявилась у Марка Минкова с детства. Он
родился в 1944 году в Москве и уже в раннем возрасте постоянно что-то напевал,
а когда в 5 лет ему купили пианино, стал сочинять, не зная нот и записывая
музыку значками собственного изобретения. Попытка учиться игре на фортепиано в
музыкальной школе ни к чему не привела – Марк хотел сочинять музыку, а не
играть гаммы. Позанимавшись некоторое время с учителями на дому, он поступил в
третий класс Центральной музыкальной школы при консерватории, где обучался
композиции сначала у А. Пирумова, затем у Н. Сидельникова – последний
был также его педагогом в училище. В 1964 году Марк Минков поступил в
Московскую консерваторию в класс Арама Хачатуряна. Окончив ее, молодой автор
вступил в Союз композиторов СССР: после исполнения ряда произведений (как того
требовала процедура вступления) Вано Мурадели расцеловал Минкова.
Несмотря на то, что известность композитору принесла
киномузыка и песни из репертуара Аллы Пугачевой, его академические произведения
заслужили не меньшее признание. Марк Минков – автор опер, балета, оратории,
музыки к спектаклям, фортепианных и струнных концертов, вокальных циклов.
В первые два года обучения в Московской консерватории он создал
вокальные циклы на стихи Р. Бёрнса и А. Блока. Блоковский цикл
«Балаганчик» даже входил в обязательную программу на конкурсах имени М. И. Глинки,
а романс «Вербочки» из этого цикла исполнял на концертах И. С. Козловский.
Другой вокальный цикл – «Плач гитары» на стихи Ф. Г. Лорки –
несколько раз был включен в обязательную программу вокального Конкурса имени П. И. Чайковского.
По просьбе Наталии Сац композитор за два месяца написал новогоднюю оперу «Волшебная
музыка, или Давайте делать оперу!» (1974), которая в 1982 была удостоена
Гран-при на фестивале музыкальных театров в Гамбурге. В конце 1980-х годов Марк
Минков написал еще одну оперу для Детского музыкального театра Н. Сац –
«Не буду просить прощения». Балет «Разбойники» по мотивам одноименной пьесы Ф. Шиллера
был создан в 1982 году и поставлен в Ленинградском малом оперном театре автором
либретто и хореографом Н. Боярчиковым. В этом произведении композитор
объединяет звучание симфонического оркестра и рок-ансамбля (в исполнении
принимала участие группа «Джаз-комфорт»). Опера «Белая гвардия» по роману
М. Булгакова, созданная совместно с поэтом Ю. Рыбчинским (1992), так
и не была поставлена. М. А. Минковым также написаны оратория
«Колокол» (1975), мюзиклы «Робин Гуд» (1980), «Мустафа» (1983), музыка к
драматическим спектаклям театров А. Чехова, имени А. С. Пушкина.
Среди сочинений Марка Минкова для кино и эстрады – музыка к фильмам
«Следствие ведут знатоки» (в том числе «неофициальный гимн» милиции «Наша
служба и опасна, и трудна»), «В зоне особого внимания», «Незнайка с нашего
двора»; песни «Старый рояль» и «Спасибо, музыка» (из художественного фильма «Мы
из джаза»), «Мой милый, если б не было войны» (фильм «Приказ – огонь не
открывать»), «Бери шинель, пошли домой» на слова Б. Окуджавы, лучшие песни
из репертуара А. Пугачевой: «Не отрекаются любя», «Эти летние дожди», «Ты
на свете есть», «Реквием» на стихи М. Цветаевой.
Марк Минков неоднократно был удостоен звания лауреата всесоюзных
и международных конкурсов композиторов, являлся президентом Гильдии
композиторов кино, членом российской киноакадемии «Ника», членом Союза
композиторов, Союза кинематографистов.
Награжден золотой Пушкинской медалью (1999), премией МВД РФ
за музыку к телефильму «Следствие ведут знатоки» (2001), удостоен звания
«Народный артист Российской Федерации» (2003).