В 2014 году отмечался 80-летий юбилей Альфреда Шнитке
– одного из наиболее самобытных отечественных композиторов послевоенной эпохи.
Помимо произведений для музыкального театра и
симфоническом жанре (в котором он заявил о себе едва ли ни как самый
значительный русский композитор после Шостаковича), Шнитке создал целое
направление в музыке к драматическому театру и кино – в том числе благодаря
сотрудничеству с такими режиссёрами, как Юрий Любимов, Элем Климов, Михаил
Швейцер и др. Программность и театральность свойственны по сути всей его
музыке. Композитор, начинавший свой творческий путь в конце 1950-х годов как
последователь Шостаковича и Стравинского, а затем, в 1960-е годы продолживший
его под воздействием «нововенцев» (Берга, Веберна) и композиторов-современников
послевоенной Европы (Булеза, Штокхаузена, Лигети, Лютославского, Берио, Бернда
Алоиза Циммермана), пришёл в результате к особого рода концептуальной,
театрализированной полистилистике и коллажности, ставшей для многих «визитной
карточкой» его творчества.
На сегодняшний день Шнитке относится к самым часто
исполняемым в мире русским композиторам. Немалую роль в популяризации его
творчества в России и за рубежом сыграли такие выдающиеся музыканты, как
Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Александр Лазарев, Лев Маркиз,
Марк Лубоцкий, Гидон Кремер, Олег Каган, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Александр
Ивашкин, Лев Михайлов, Хайнц Холлигер и многие другие. Владимир Юровский
относится уже к следующему поколению музыкантов, в чьём репертуаре произведения
Шнитке занимают столь же прочное место, как и у его предшественников.