Сегодня Людвиг Шпор известен как старший современник Роберта Шумана, скрипач и автор «Школы игры на скрипке» и многочисленной скрипичной литературы. Однако для современников он был признанным музыкальным авторитетом: успешным композитором (более популярным, чем Шуман), всемирно известным дирижером (предположительно, он ввел в обиход дирижерскую палочку), удачливым организатором музыкальных мероприятий и, конечно же, выдающимся скрипачом мирового значения. Вместе с Никколо Паганини он считался одним из великих виртуозов своего времени.
Еще при жизни, в 1833 году, Шпору был воздвигнут памятник в Касселе. Впоследствии в этом же городе его именем названа улица, консерватория, создано Общество Шпора и музей. О том, каким уважением Шпор пользовался в музыкальных кругах, свидетельствует благодарственное письмо Вагнера после исполнения «Летучего Голландца» в 1843 году в Касселе: «Мой высокочтимый господин и Мастер! От радости и восхищения, которые мне доставило Ваше любезное письмо, я должен был немного прийти в себя, прежде чем решиться написать Вам и излить всю благодарность моего сердца... Теперь я вижу, что взошла моя счастливая звезда и что я мог найти участие в человеке, один лишь снисходительный взгляд которого ко мне послужил бы моей славе: видеть заботу о моем произведении и самую решительную деятельность — это счастье, которое действительно наполняет меня чувством гордости, которое ничто до сих пор не могло во мне вызвать, даже овации публики...»
Людвиг Шпор родился в 1784 году в Брауншвейге в доме своего деда-пастора. Отец будущего композитора был врачом и большим любителем музыки. При крещении ему дали имя Людвиг, но сам он себя именовал и записывал на французский манер - Луи. В 15-летнем возрасте молодой скрипач был зачислен в придворную капеллу герцога Фердинанда Брауншвейгского, а в 19 лет получил звание придворного музыканта («камермузикера»). В 1801-1802 годах он жил в России, выступал на музыкальных вечерах в Санкт-Петербурге. Через посредничество его ученика Ф.Давида педагогическая система Л.Шпора стала достоянием русских исполнителей.
В дальнейшем Шпор занимает руководящие посты в разных музыкальных коллективах: он был концертмейстером в Готе, руководителем и дирижером Театра ан дер Вин и оперного театра во Франкфурте на Майне, концертмейстером Филармонического общества Лондона и придворным капельмейстером в Касселе. В 1835 он получает звание почетного директора университета Марбурга, а в 1847 – назначается главным придворным дирижером. В 72 года Л.Шпор был отправлен на пенсию и через три года покинул бренный мир. Последний год жизни для композитора был трагичен. Этого жизнелюбивого человека, привыкшего к физической активности, занимавшегося по 6-8 часов в день на скрипке, охватил паралич. И даже окружавшая его любовь близких не могла скрасить его несчастье.
Биографы Л.Шпора единодушно сходятся в том, что он был не только великолепным музыкантом, но и одним из благороднейших людей своего времени. Он отличался открытым, безупречным характером, благородным образом мыслей и патриотизмом.
Однажды одна дама заметила ему, что профессия врача принесла бы ему более высокое и прочное социальное положение, чем профессия музыканта. На это Л.Шпор с большим негодованием ответил: «Дух также возвышается над телом, как и тот, кто посвящается себя работе над духом, чем тот, кто заботится лишь о бренном теле».
Л.Шпор обладал богатырской внешностью и был наделен крупным, словно высеченными из камня чертами лица. Он был любителем физических упражнений, плавания, пешеходных прогулок, катался на коньках, страстно любил природу и сельскую жизнь (например, он отказался от роскошной городской квартиры в пользу скромного домика на природе, где и прожил 36 лет, выращивая цветы).
Многие его считали гордым, холодным и неприступным человеком, однако за внешне молчаливой натурой скрывался человек поразительной скромности, чуждый всякой фальши, лицемерия и угодничества. О его скромности ходили легенды: когда Шпор направлялся в театр на спектакль, даже в теплый летний день он кутался в пальто, чтобы прохожие случайно не увидели его парадный костюм, увешанный орденами и наградами. Ни одно из своих сочинений композитор не посвятил князьям и вельможам, зато многие – своим друзьям и коллегам. Имея возможность ежегодно устраивать свои концерты-бенефисы, он отказывался от них, но испрашивал разрешения у курфюрста на проведение нескольких благотворительных вечеров в пользу бедных музыкантов.
Шпор-композитор за свою долгую жизнь создал огромное количество сочинений в разных жанрах – оперы, симфонии, инструментальные концерты, квартеты…