Георгий Свиридов. Россия — лирическая величина… 100 лет со дня рождения композитора : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Андрей Петров (90 лет со дня рождения композитора)

  • LIVE
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    Георгий Свиридов.
    Россия — лирическая величина…
    100 лет со дня рождения композитора

    16 декабря 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Государственный академический Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского
    Дирижёр – Владимир Федосеев

    Хор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

    Художественный руководитель –
    Владислав Чернушенко

    Олег Трофимов (тенор)

    В программе:
    Свиридов
    Сюита «Время, вперёд!»
    «Маленький триптих» для оркестра
    «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и оркестра

    12+

    «У Свиридова музыка — это всегда некая икона, к которой человек должен стремиться. Такую музыку нельзя играть каждый день. И нельзя слушать каждый день...  Эта музыка должна звучать как откровение» (Владимир Минин).

    Отмечая 100-летие со дня рождения композитора, невольно задумываешься, насколько велика эта единица в отношении одного человека и насколько она мала в истории. Лишь по прошествии веков определяется, что было истинным и вечным, а что модным и сиюминутным. Однако уже сейчас можно сказать, что музыка Свиридова — «проверена временем». Композитор был чужд новомодных течений и экспериментов, он писал музыку искреннюю и правдивую, доступную простому слушателю и интересную знатоку-профессионалу. Писал не для славы, а «во славу» – во славу России,  русского  человека, русской культуры.

    Единомышленниками Свиридова были  многие выдающиеся музыканты, литераторы, артисты, – все те, кому небезразличны судьба нашей страны.

    Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, его художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев осуществили премьеры всех оркестровых произведений Георгия Свиридова, и их сотрудничество стало примером подлинного сотворчества. «Бог дал мне возможность встретиться с Георгием Васильевичем Свиридовым, видеться с ним, слушать его, — рассказывает дирижер. — Это уникальная школа, так как он был человеком необыкновенных знаний, предвидений. Он видел всё вперед, и стал для меня учителем жизни. Конечно же, он прежде всего композитор, но не только. Он был Личностью. Нашему оркестру удалось сыграть почти всю его музыку. И она действует на любую публику потрясающе».

    В январе 1998 года, когда пришла печальная весть о кончине Георгия Свиридова, Владимир Федосеев, не задумываясь, изменил программу очередного концерта в Большом зале консерватории и полностью посвятил его памяти композитора. А через год передал в дар Большому залу Московской консерватории бюст Георгия Васильевича работы Михаила Аникушина — автора знаменитого памятника Пушкину в Петербурге.

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом», – говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский, Мечислав Вайнберг.

    БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность. 

    В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире (за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra). 

    В концертном сезоне 2019/20 Большой симфонический оркестр проводит концерты в городах России, Германии, Италии, Греции, Австрии, Китая, Японии. С коллективом выступают вокалисты Николай Диденко, Анна Аглатова, Максим Пастер, Полина Шамаева, Василиса Бержанская; пианисты Елизавета Леонская, Андрей Коробейников, Дмитрий Шишкин, Марк-Андре Амлен, Мичи Кояма, Вадим Руденко, Никита Мндоянц, Владислав Хандогий, Даниил Харитонов, Александр Малофеев, Сандро Небиеридзе; скрипачи Никита Борисоглебский, Павел Милюков, Сергей Догадин, Фумиаки Миура; виолончелисты Борис Андрианов, Рафаэль Уоллфиш, Лора ван дер Хейден; дирижеры Владимир Федосеев, Денис Лотоев, Феликс Коробов, Дмитрий Корчак, Тимур Зангиев, Алвизе Казеллати, Марио Брунелло, Валентин Урюпин, Оскар Наварро, Александр Либрайх, Максим Венгеров, Филипп Чижевский, Винценц Праксмарер, Александр Ведерников.

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился в 1932 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) и аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). 

    Карьеру симфонического дирижера начал в Заслуженном коллективе России оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Евгения Мравинского. В Ленинграде состоялся и театральный дебют Владимира Федосеева – в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском), где им была поставлена «Царская невеста» Римского-Корсакова.

    В 1980–1990-е годы в парижском зале Плейель под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова; также под его управлением в Осло, Стокгольме и Мюнхене с участием Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти и Роберто Скандьюцци прозвучал Реквием Верди. 

    Дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: миланском Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Пиковая дама», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского), Венской государственной опере («Кармен» Бизе, «Борис Годунов» Мусоргского, «Чудесный мандарин» Бартока), Опере Цюриха («Жизнь за царя» Глинки, «Демон» Рубинштейна, «Аттила» Верди). В январе 2017 года Владимир Федосеев дирижировал на премьерных показах оперы «Турандот» Пуччини в московской «Геликон-опере», после чего был приглашен в театр на должность музыкального руководителя. 

    Владимир Федосеев – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (с 1974 года), главный дирижер Венского симфонического оркестра (1997–2005); постоянный приглашенный дирижер Цюрихской оперы (с 1997 года), первый приглашенный дирижер Токийского филармонического оркестра (с 2000 года); приглашенный дирижер Симфонического оркестра Баварского радио, Филармонического оркестра Радио Франс, Симфонического оркестра Финского радио, Берлинского симфонического и Дрезденского филармонического оркестров, симфонических оркестров Штутгарта, Эссена, Кливленда и Питтсбурга. 

    Центральное место в творческой биографии Владимира Федосеева занимает работа с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого маэстро является более четырех десятилетий. Под руководством дирижера оркестр укрепил свою международную известность, осуществил множество премьер сочинений современных композиторов, развивая творческие контакты с отечественными и зарубежными авторами (Дмитрием Шостаковичем, Георгием Свиридовым, Мечиславом Вайнбергом, Кшиштофом Пендерецким, Дэвидом Роузом, Рагнаром Сёдерлиндом, Владимиром Рубиным, Романом Леденёвым и другими). 

    Первыми крупными работами дирижера с БСО стали концертные исполнения, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» Масканьи, «Черевички» Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в том числе все симфонии Бетховена, симфонии Чайковского, Малера и Танеева, стали бестселлерами. Пластинка «Майская ночь» получила премию «Золотой Орфей» Французской академии звукозаписи (L'Académie du disque lyrique) и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии Брамса (Warner Classics) и симфонии Шостаковича (Pony Сanyon). 

    Владимир Федосеев – народный артист СССР, народный артист Российской Федерации, лауреат Государственных премий СССР и РФ, Премии Правительства РФ в области культуры, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Маэстро удостоен множества других российских и международных наград, среди которых орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, орден Почета, орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени, Командорский крест II степени почетного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой», золотая медаль Международного общества Густава Малера, Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения Чайковского и Шостаковича), российская национальная театральная премия «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», Европейская премия «Треббия».

    Рекомендуем к просмотру

    Домашний сезон

    Домашний сезон.
    Трансляции из Концертного зала Чайковского

    Режиссерская версия

    18.04.2020

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Итальянское каприччио»
    Бородин
    «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
    Дебюсси
    «От зари до полудня на море» из трёх симфонических эскизов «Море»
    Прокофьев
    «Монтекки и Капулетти» из музыки балета «Ромео и Джульетта»
    Свиридов
    «Время, вперёд!», увертюра из музыки к одноимённому кинофильму

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Два века вальса

    06.01.2020

    В программе:
    И. Штраус-сын
    Вальс «Сказки Венского леса»
    Вебер
    «Приглашение к танцу»
    Лист
    «Мефисто-вальс» № 1
    Сибелиус
    «Грустный вальс»
    И. Штраус-сын
    Вальс «Весенние голоса»
    П. И. Чайковский
    Вальс из музыки балета «Спящая красавица»
    А. Рубинштейн
    «Вальс-каприс»
    Глазунов
    Концертный вальс № 1
    А. Хачатурян
    Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»
    Свиридов
    Вальс из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»
    П. И. Чайковский
    Вальс цветов из музыки балета «Щелкунчик»

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Новогодний вечер
    с Оркестром Московской филармонии

    31.12.2019

    В программе:
    И. Штраус-сын
    Увертюра к оперетте «Летучая мышь»
    П. И. Чайковский
    Вальс цветов из музыки балета-феерии «Щелкунчик»
    Свиридов
    Вальс из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»
    Цфасман
    Джазовая сюита для фортепиано с оркестром
    П. И. Чайковский
    Вальс из музыки балета «Спящая красавица»
    И. Штраус-сын
    Вальс «Весенние голоса»
    Полька-пиццикато
    Полька «Трик-трак»
    Вальс «На прекрасном голубом Дунае»
    П. И. Чайковский
    Па-де-де из музыки балета-феерии «Щелкунчик»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Фестиваль искусств «Русская зима».
    Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского, Владимир Федосеев

    23.12.2019

    Чайковский Симфония № 1 соль минор, соч. 13 («Зимние грёзы»)

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Симфония № 1 соль минор, соч. 13 («Зимние грёзы»)
    Симфония No. 6 си минор («Патетическая»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Ночные концерты Московской филармонии
    «Мама, я меломан»

    Режиссерская версия

    12.04.2019

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Итальянское каприччио»
    Бородин
    «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
    Дебюсси
    «От зари до полудня на море» из трёх симфонических эскизов «Море»
    Прокофьев
    «Монтекки и Капулетти» из музыки балета «Ромео и Джульетта»
    Свиридов
    «Время, вперёд!», увертюра из музыки к одноимённому кинофильму

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского, Владимир Федосеев

    03.02.2019

    В программе:
    Брамс
    Трагическая увертюра. Симфония № 1 (IV часть, фрагмент)
    Венгерский танец № 5
    Интермеццо ми-бемоль мажор, соч. 117 № 1
    Концерт для скрипки и виолончели с оркестром
    Симфония № 3

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    П. И. Чайковский. Сюиты и симфонии

    12.02.2019

    Чайковский Вступление, Вальс и Полонез из оперы «Евгений Онегин»

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Вступление, Вальс и Полонез из оперы «Евгений Онегин»
    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35
    «Манфред» – симфония по драматической поэме Дж. Байрона си минор, соч. 58

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Рахманиновские дни.
    Большой симфонический оркестр
    имени П.И.Чайковского, Владимир Федосеев,
    Владимир Овчинников

    01.04.2018

    В программе:
    Рахманинов
    (145 лет со дня рождения)
    Вокализ
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    Симфония № 2

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Чайковский. Письма к тебе.
    Большой симфонический оркестр
    имени П.И.Чайковского, Владимир Федосеев

    25.02.2018

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Буря» — симфоническая фантазия по одноименной драме Шекспира, соч. 18 (фрагмент)
    Фрагмент из музыки балета «Лебединое озеро», соч. 20
    Вальс из Серенады для струнного оркестра, соч. 48
    Бизе
    Симфонический антракт к IV действию оперы «Кармен»
    П. И. Чайковский
    «Октябрь. Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года», соч. 37 bis
    «Ромео и Джульетта» — увертюра-фантазия по Шекспиру
    Симфония № 5 ми минор, соч. 64

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический оркестр
    имени П.И.Чайковского, Денис Лотоев

    03.12.2017

    Чайковский Симфония № 4 фа минор, соч. 36

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Симфония № 4 фа минор, соч. 36
    «Вальс-скерцо» для скрипки с оркестром до мажор, соч. 34
    "Pezzo capriccioso" для виолончели с оркестром, соч. 62
    Сюита № 4 для оркестра соль минор, соч. 61 («Моцартиана»)
    Балет «Щелкунчик», соч. 71
    В. А. Моцарт
    Симфония № 41 до мажор, K. 551 («Юпитер»)