Георгий Свиридов. Россия — лирическая величина… 100 лет со дня рождения композитора : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    Георгий Свиридов.
    Россия — лирическая величина…
    100 лет со дня рождения
    композитора

    19 декабря 2015

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Свиридов
    «Весенняя кантата» на слова Н.Некрасова
    «Снег идёт» – кантата на стихи Б.Пастернака для камерного хора, хора мальчиков и оркестра
    Кантата «Светлый гость» на слова С.Есенина
    «Метель» – музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина

    12+

    «У Свиридова музыка — это всегда некая икона, к которой человек должен стремиться. Такую музыку нельзя играть каждый день. И нельзя слушать каждый день...  Эта музыка должна звучать как откровение» (Владимир Минин).

    Отмечая 100-летие со дня рождения композитора, невольно задумываешься, насколько велика эта единица в отношении одного человека и насколько она мала в истории. Лишь по прошествии веков определяется, что было истинным и вечным, а что модным и сиюминутным. Однако уже сейчас можно сказать, что музыка Свиридова — «проверена временем». Композитор был чужд новомодных течений и экспериментов, он писал музыку искреннюю и правдивую, доступную простому слушателю и интересную знатоку-профессионалу. Писал не для славы, а «во славу» – во славу России,  русского  человека, русской культуры.

    Единомышленниками Свиридова были  многие выдающиеся музыканты, литераторы, артисты, – все те, кому небезразличны судьба нашей страны.

    Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, его художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев осуществили премьеры всех оркестровых произведений Георгия Свиридова, и их сотрудничество стало примером подлинного сотворчества. «Бог дал мне возможность встретиться с Георгием Васильевичем Свиридовым, видеться с ним, слушать его, — рассказывает дирижер. — Это уникальная школа, так как он был человеком необыкновенных знаний, предвидений. Он видел всё вперед, и стал для меня учителем жизни. Конечно же, он прежде всего композитор, но не только. Он был Личностью. Нашему оркестру удалось сыграть почти всю его музыку. И она действует на любую публику потрясающе».

    В январе 1998 года, когда пришла печальная весть о кончине Георгия Свиридова, Владимир Федосеев, не задумываясь, изменил программу очередного концерта в Большом зале консерватории и полностью посвятил его памяти композитора. А через год передал в дар Большому залу Московской консерватории бюст Георгия Васильевича работы Михаила Аникушина — автора знаменитого памятника Пушкину в Петербурге.

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом», – говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский, Мечислав Вайнберг.

    БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность. 

    В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире (за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra). 

    Свой 90-й сезон (2020/21) оркестр отмечает концертами в крупнейших залах Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Сочи и других городов России, а также гастролями в Японии и Великобритании. 20 октября 2020 года в Московском концертном зале «Зарядье» состоится торжественный вечер, посвященный юбилею БСО и 30-летию театра «Геликон-опера», в котором Владимир Федосеев является музыкальным руководителем и главным приглашенным дирижером.

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился в 1932 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) и аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). 

    Карьеру симфонического дирижера начал в Заслуженном коллективе России оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Евгения Мравинского. В Ленинграде состоялся и театральный дебют Владимира Федосеева – в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском), где им была поставлена «Царская невеста» Римского-Корсакова.

    В 1980–1990-е годы в парижском зале Плейель под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова; также под его управлением в Осло, Стокгольме и Мюнхене с участием Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти и Роберто Скандьюцци прозвучал Реквием Верди. 

    Дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: миланском Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Пиковая дама», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского), Венской государственной опере («Кармен» Бизе, «Борис Годунов» Мусоргского, «Чудесный мандарин» Бартока), Опере Цюриха («Жизнь за царя» Глинки, «Демон» Рубинштейна, «Аттила» Верди). В январе 2017 года Владимир Федосеев дирижировал на премьерных показах оперы «Турандот» Пуччини в московской «Геликон-опере», после чего был приглашен в театр на должность музыкального руководителя. 

    Владимир Федосеев – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (с 1974 года), главный дирижер Венского симфонического оркестра (1997–2005); постоянный приглашенный дирижер Цюрихской оперы (с 1997 года), первый приглашенный дирижер Токийского филармонического оркестра (с 2000 года); приглашенный дирижер Симфонического оркестра Баварского радио, Филармонического оркестра Радио Франс, Симфонического оркестра Финского радио, Берлинского симфонического и Дрезденского филармонического оркестров, симфонических оркестров Штутгарта, Эссена, Кливленда и Питтсбурга. 

    Центральное место в творческой биографии Владимира Федосеева занимает работа с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого маэстро является более четырех десятилетий. Под руководством дирижера оркестр укрепил свою международную известность, осуществил множество премьер сочинений современных композиторов, развивая творческие контакты с отечественными и зарубежными авторами (Дмитрием Шостаковичем, Георгием Свиридовым, Мечиславом Вайнбергом, Кшиштофом Пендерецким, Дэвидом Роузом, Рагнаром Сёдерлиндом, Владимиром Рубиным, Романом Леденёвым и другими). 

    Первыми крупными работами дирижера с БСО стали концертные исполнения, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» Масканьи, «Черевички» Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в том числе все симфонии Бетховена, симфонии Чайковского, Малера и Танеева, стали бестселлерами. Пластинка «Майская ночь» получила премию «Золотой Орфей» Французской академии звукозаписи (L'Académie du disque lyrique) и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии Брамса (Warner Classics) и симфонии Шостаковича (Pony Сanyon). 

    Владимир Федосеев – народный артист СССР, народный артист Российской Федерации, лауреат Государственных премий СССР и РФ, Премии Правительства РФ в области культуры, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Маэстро удостоен множества других российских и международных наград, среди которых орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, орден Почета, орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени, Командорский крест II степени почетного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой», золотая медаль Международного общества Густава Малера, Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения Чайковского и Шостаковича), российская национальная театральная премия «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», Европейская премия «Треббия».

    Хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова

    Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства, Академия хорового искусства, создана в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова по инициативе и благодаря настойчивым усилиям профессора В. С. Попова. С самого начала работы Академии хорового искусства руководимый В.С. Поповым смешанный хор вуза определился как многофункциональный певческий коллектив, выступающий с обширными сольными программами, а также участвующий вместе с оркестрами в исполнении крупных вокально-симфонических произведений.

    Сводный хор Академии (около 250 певцов) включает в себя хор мальчиков (7-14 лет), хор юношей (16-18 лет), студенческие вокально-хоровые ансамбли (юноши и девушки 18-25 лет) и мужской хор. Отличная музыкальная подготовка, высокая профессиональная компетентность и полнота разновозрастных групп хоров Академии позволяют выполнить художественные задачи любой сложности, включая исполнение многохорных партитур, требующих участия грандиозных певческих составов. Так, хор Академии исполнил треххорную ораторию К.Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» на московской премьере сочинения в Московском международном Доме музыки (декабрь 2003). Выдающимся событием в мире музыки стало исполнение в Москве при участии Большого хора Академии монументальной оратории Ф. Листа «Христос» под управлением Е. Светланова в Большом зале консерватории (апрель 2000).

    Хоры Академии регулярно выступают с концертами в России и за ее пределами - в странах Европы, Азии (Япония, Тайвань), США и Канаде. В числе несомненных достижений коллектива - многократное участие в ряде престижных музыкальных фестивалей: в Брегенце (Австрия, 1996, 1997), Кольмаре (Франция, 1997-2009), Рейнгау (Германия, 1995-2010) и, конечно, в Москве («Московская осень», «Московский Пасхальный фестиваль», «Черешневый лес», «Моцариана»).

    С хорами Училища и Академии сотрудничали прославленные российские и зарубежные дирижеры: Г. Абендрот, Р. Баршай, А. Гаук, Т. Зандерлинг, Д. Кахидзе, Д. Китаенко, К. Кондрашин, И. Маркевич, Е. Мравинский, М. Плетнев, Х. Риллинг, А. Рудин, Г. Рождественский, С. Самосуд, Е. Светланов, В. Спиваков, Ю. Темирканов, В. Федосеев. Многие современные композиторы доверяют исполнителям премьеры своих сочинений. Хоры Академии подготовили к исполнению и записали более 40 компакт-дисков.

    Отдельные хоры Академии, периодически объединяемые в Большой хор, представляют собой уникальный по своим исполнительским возможностям и тембровой палитре певческий коллектив, которому под силу яркие, полноценные художественные интерпретации всей классической и современной хоровой литературы. Полнокровная творческая жизнь – отличительная черта Академии хорового искусства, занявшей сегодня достойное место на мировой концертной сцене.

    С 2008 года сводным хором Академии руководит воспитанник Училища и Академии, ученик В. Попова, Лауреат первой премии Первого московского конкурса хоровых дирижеров – Алексей Петров.

    Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова

    Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова — один из старейших прославленных коллективов России. Он был организован в 1956 году народным артистом СССР профессором Московской консерватории Владиславом Геннадиевичем Соколовым. C 1988 по 2011 годы коллективом руководил выдающийся дирижер, народный артист России Андрей Дмитриевич Кожевников. В 2014 году хор возглавил ректор Академии хорового искусства В. С. Попова, Николай Николаевич Азаров.

    В исполнении Московского областного хора прозвучали многие произведения отечественных и зарубежных композиторов. Это – «Иван Грозный» С. Прокофьева, «Реквием» Д. Кабалевского, «Литургия» А. Алябьева, духовные концерты С. Дегтярева и В. Титова, «Месса» бельгийского композитора Ж. Йонгена, «Реквием памяти Л. Когана» итальянского композитора Ф. Маннино. Часть произведений, записанных фирмой «Мелодия», вошла в фонд радио и телевидения. Значительное место в репертуаре хора занимают народные песни.

    Хор ведет насыщенную и разнообразную концертную жизнь, много гастролирует в России и за рубежом, участвует в государственных праздничных мероприятиях различного уровня.

    За последнее время коллектив ярко заявил о себе участием в крупных музыкальных событиях в нашей стране и за рубежом. Среди них – Празднование 700-летия Преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде и 200-летия М. Лермонтова в усадьбе Серебряково, Международный хоровой фестиваль имени Б. Тевлина в Большом зале Консерватории, праздничный концерт к юбилею премии «Русский Нобель» в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, Рождественский и  Пасхальный фестивали,  Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, фестивали в Шлезвиз-Гольштейне, Олденбурге и Рейнгау (Германия), SION (Швейцария), Ярославле, Казани. Наряду с сольными выступлениями хор принимает участие в совместных проектах с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, оркестром Мариинского театра, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония»  и другими известными коллективами. 

    Партнерами хора на сцене стали такие дирижеры, как Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Андрей Петренко, Александр Рудин,  Владимир Спиваков, Александр Сладковский,  Владимир Федосеев, Жадер Биньямини,  Джанлука Марчиани, Патрик Фурнийе.

    Анна Аглатова

    Анна Аглатова родилась в Кисловодске. Окончила Государственное музыкальное училище и Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Рузанны Лисициан). В 2000 году стала стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Лауреат Всероссийского конкурса вокалистов Bella voce (I премия, 2003), Международного конкурса «Новые голоса» (Neue Stimmen) в Германии (III премия, 2005), Всероссийского фестиваля-конкурса молодых вокалистов имени Н. А. Обуховой в Липецке (I премия, 2008).

    В 2005 году дебютировала в Большом театре (в настоящее время – солистка оперной труппы) в партии Наннетты («Фальстаф» Верди). Трижды номинировалась на премию «Золотая маска» в спектаклях Большого театра – за роли Памины («Волшебная флейта» Моцарта, 2007), Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта, 2015) и Морганы («Альцина» Генделя, 2019). В 2009 году была удостоена молодежной премии «Триумф», в 2014 году – Премии Президента Российской Федерации молодым деятелям культуры. 

    Выступала на таких концертных площадках, как Линкольн-центр в Нью-Йорке, концертный зал Плейель в Париже, Музикферайн в Вене, Сеульский центр искусств, зал Мегарон в Афинах, Национальный Дворец культуры в Софии. Гастролировала в Германии, Бельгии, Швейцарии, Нидерландах, Италии, Латвии, Эстонии, Греции. Постоянно сотрудничает с выдающимися дирижерами и режиссерами, среди которых Владимир Спиваков, Эвелино Пидо, Владимир Федосеев, Теодор Курентзис, Грэм Вик, Валерий Фокин, Пьер-Луиджи Пицци, Энрике Маццола и др. Выступала с Дмитрием Хворостовским, Хосе Каррерасом, Рене Папе, Карло Лепоре, Дэвидом Хансеном. 

    Принимала участие в Рождественском фестивале в Дюссельдорфе, музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре, фестивалях «Владимир Спиваков приглашает» в Москве (сольный концерт с «Виртуозами Москвы» на Х юбилейном фестивале, 2019) и в регионах России, Рождественском фестивале духовной музыки в ММДМ, а также в премьере оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. В ноябре 2017 года с успехом дебютировала в Венской государственной опере в партии Норины («Дон Паскуале» Доницетти). В 2018 году выступила на фестивале в Вербье и дебютировала в Базеле в партии Аминты («Олимпиада» Вивальди). В 2019 году исполнила эту партию на сцене зала Консертгебау в Амстердаме, а также выступила в роли Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта) в Театре Елисейских Полей в Париже. 

    В репертуаре певицы: Наннетта («Фальстаф» Верди), Памина, Папагена («Волшебная флейта» Моцарта), Ксения («Борис Годунов» Мусоргского), Лю («Турандот» Пуччини), Нинетта («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Таня («Дети Розенталя» Леонида Десятникова), Сирин («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова), Мюзетта («Богема» Пуччини), Микаэла («Кармен» Бизе), Адель («Летучая мышь» Штрауса), Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова), Лиза («Сомнамбула» Беллини), Сюзанна («Свадьба Фигаро» Моцарта), Норина («Дон Паскуале» Доницетти), Деспина («Так поступают все женщины» Моцарта), Моргана, Альцина («Альцина» Генделя), Клеопатра («Юлий Цезарь в Египте» Генделя), Адина («Любовный напиток» Доницетти), Донна Анна («Дон Жуан» Моцарта), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Маргарита («Фауст» Гуно), Эльвира («Пуритане» Беллини), Виолетта («Травиата» Верди), Манон («Манон» Массне) и другие партии.

    Елена Манистина

    Солистка Большого театра Елена Манистина (меццо-сопрано) родилась в Саратове в семье певцов. Училась в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Еще будучи студенткой выступала в Саратовском академическом театре оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского. В возрасте 23 лет исполнила партию Марфы в опере «Хованщина» М. Мусоргского.

    Затем Елена продолжила вокальное образование в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского в классе Ирины Архиповой. В 2000 году она окончила консерваторию, а в 2002 году — аспирантуру.

    В 1999 г. Е. Манистина стала солисткой Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Среди исполненных ею в этом театре партий — Дуэнья («Обручение в монастыре»), Князь Орловский («Летучая мышь»), Бабариха («Сказка о царе Салтане»), Ратмир («Руслан и Людмила»), Марта («Иоланта»).

    С 2000 года певица работает в Большом театре. Елена Манистина — лауреат Международного конкурса имени М. И. Глинки (III премия, 1997), Международного конкурса имени П. И. Чайковского (II премия, 1998), Международного конкурса вокалистов имени Бюль-бюля (Баку, I премия, 2000), Международного конкурса вокалистов в Китае (II премию, 2002). В 2001 году за исполнение партии Дуэньи в опере «Обручение в монастыре» С. Прокофьева певица получила премию фестиваля «Московские дебюты», учрежденного Центральным домом актера. В 2002 году она завоевала I премию Х конкурса Пласидо Доминго «Опералия» (Париж) и получила премию Фонда Ирины Архиповой. В 2003-м стала лауреатом конкурса имени Франсиско Виньяса (Барселона).

    Наряду с деятельностью в Большом театре, где певица исполняет партии: Ульрика («Бал-маскарад»), Прециозилла («Сила судьбы»), Миссис Квикли («Фальстаф»), Гувернантка («Пиковая дама»), Няня («Евгений Онегин»), Марта («Иоланта»), Амелфа («Золотой петушок»), Любаша («Царская невеста»), Алконост («Сказание о  невидимом граде Китеже»), Марфа («Хованщина»), Марина Мнишек («Борис Годунов»), Элен («Война и мир»), она часто выступает в спектаклях зарубежных театров.

    В Вашингтонской национальной опере она исполняла партии Гувернантки и Графини в «Пиковой даме» и Ульрики в «Бале-маскараде», в Опере Лос-Анджелеса пела в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха (голос Матери Антонии). В 2002 г. на сцене театра Шатле пела Амелфу в спектакле Государственного академического Мариинского театра «Золотой петушок» (постановка Энносуке Ичикавы) с оркестром Парижа (дирижер Кент Нагано).

    В 2003 г. пела Любашу («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова) в театре Шатле (совместная постановка театра Шатле и Оперы Бордо, режиссер Темур Чхеидзе). Исполняла эту партию также на сцене Оперы Бордо. В том же году и тоже в театре Шатле участвовала в концертном исполнении оперы «Иоланта» (симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, среди партнеров Марина Мещерякова, Дмитрий Хворостовский, Владимир Огновенко). В сентябре 2004 г. спела Азучену («Трубадур») в Немецкой опере (Берлин), а в октябре — в Вашингтонской национальной опере (совместная постановка с Оперой Лос-Анджелеса и Гетеборга, Кеннеди-центр). В декабре 2004 г. дебютировала в Парижской национальной опере в партии Азучены (постановка Франчески Замбелло). В 2005 г. на сцене Оперы Бастилия исполнила партию Марины Мнишек в новой постановке оперы «Борис Годунов» (дирижер Александр Ведерников) и партию Сосострис в опере «Свадьба в Иванову ночь» М. Типпетта (дирижер Ричард Хикокс, режиссер Грэм Вик) в театре Ковент-Гарден.

    В 2006 г. спела Амнерис («Аида» Дж. Верди) в Опере Бордо и Любашу в Опере Франкфурта (дирижер Михаил Юровский, режиссер Штайн Винге).

    
В 2007 г. исполнила партии Гадалки («Огненный ангел» С. Прокофьева) в брюссельском театре де Ла Монне (дирижер Казуши Оно, режиссер Ричард Джонс), Прециозиллы («Сила судьбы») в театре Карло Феличе в Генуе, Ульрики ("Бал-маскарад") в Парижской национальной опере (дирижер Семен Бычков, режиссер Жильбер Дефло), Амнерис на сцене Арена ди Верона.

    В 2008 г. спела Ульрику («Бал-маскарад» Дж. Верди) в Опере Бордо и Кащеевну в концертном исполнении оперы «Кащей Бессмертный» на сцене Альберт-Холла в Лондоне (дирижер Владимир Юровский).

    Алексей Татаринцев

    Алексей Татаринцев окончил Тамбовский государственный университет им. Г. Державина и Московскую Академию хорового искусства. 

    Лауреат II Московского международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской, Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти (Санкт-Петербург) и Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки (Москва), где также был удостоен Приза лучшему тенору от Фонда им. И. С. Козловского и Приза слушательских симпатий от радио классической музыки «Орфей».

    С 2008 года Алексей является солистом Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова, где исполняет ведущие партии тенорового репертуара в спектаклях «Евгений Онегин» (Ленский, Трике), «Орлеанская дева» (Менестрель), «Волшебная флейта» (Тамино), «Севильский цирюльник» (Граф Альмавива), «Летучая мышь» (Альфред), «Риголетто» (Герцог Мантуанский), «Любовный напиток» (Неморино) и других. В 2016 году удостоен премии «Золотая маска» в категории «Опера. Лучшая мужская роль» за исполнение главной партии в опере Гуно «Ромео и Джульетта», в том же году стал лауреатом Первой национальной оперной премии «Онегин» (Санкт-Петербург). 

    Алексей Татаринцев является приглашенным артистом Большого театра России, сотрудничает с зарубежными оперными театрами. В 2010 году он дебютировал в Большом театре в мировой премьере оперы французского композитора Ф. Фенелона «Вишневый сад» (партия Яши) и через год эту же роль исполнил в постановке Парижской национальной оперы. В 2013 году спел Ленского в постановке «Евгения Онегина» туринского Театро Реджио (Италия). В 2016 году участвовал в спектаклях «Дон Паскуале» (партия Эрнесто) в Большом театре, «Евгений Онегин» (партия Ленского) в «Новой Опере», «Золушка» (партия Дона Рамиро) в Мариинском театре и «Новой Опере», «Риголетто» (партия герцога Мантуанского) в Опере Палм-Бич (США). В минувшем сезоне выступил в роли Герцога на сцене оперного театра Мальмо (Швеция); исполнил партию тенора в «Реквиеме» Верди в Королевском театре Версаля. В августе 2018-го участвовал в премьерной постановке «Жизни за царя» Глинки (партия Собинина) в театре «Новая Опера». В 2019 году запланировано выступление в роли Жермона («Травиата» Верди) в театре Балм-Бич. 

    Алексей Татаринцев участвовал в творческих проектах, возглавляемых такими известными дирижерами, как В. Федосеев, М. Плетнёв, В. Спиваков, С. Сондецкис, Т. Курентзис. Выступал на международных фестивалях в странах Европы, в Южной Корее и Японии.

    Михаил Казаков

    Михаил Казаков – уникальный оперный певец, обладающий драматическим басом-кантанте. Он снискал популярность во всем мире благодаря неповторимому по тембру голосу, филигранной вокальной технике и незаурядному актерскому мастерству. Певец производит неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Досифей, Филипп и в особенности Борис Годунов), потрясая зрителей неистовым темпераментом, находя точные и искренние интонации для каждого слова и оставаясь при этом абсолютно органичным и достоверным на сцене.

    Михаил Казаков родился в 1976 году в г. Димитровграде Ульяновской области. В 2001 году окончил Казанскую государственную консерваторию (класс профессора Г. Т. Ластовки) и сразу же был принят в труппу Большого театра. К этому времени имя молодого певца уже было известно в оперных кругах благодаря его успешным выступлениям на международных вокальных состязаниях: конкурсах молодых оперных певцов Елены Образцовой (II премия), имени М. И. Глинки (Гран-при), в Тулузе (Гран-при), имени Марии Каллас в Афинах (II премия). В 2002 году к его достижениям добавились победы на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве и конкурсе оперных певцов в Пекине, а также премия Фонда Ирины Архиповой.

    В репертуаре Михаила Казакова – десятки самых разноплановых басовых партий: Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини) и Командор («Дон Жуан» Моцарта), вердиевские персонажи — Захария («Набукко), Банко («Макбет»), Феррандо («Трубадур»), Великий инквизитор и Филипп II («Дон Карлос»), Аттила («Аттила»), Монтероне, Спарафучиле («Риголетто»), герои русских опер — Досифей и Иван Хованский («Хованщина» Мусоргского), Борис Годунов («Борис Годунов» Мусоргского), Хан Кончак и Князь Игорь («Князь Игорь» Бородина), Гремин («Евгений Онегин» Чайковского), Кутузов («Война и мир» Прокофьева), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Старый цыган («Алеко» Рахманинова). После исполнения партии Бориса Годунова на сцене «Ковент-Гарден» лондонская пресса назвала М. Казакова «музыкальным открытием 2006 года», за эту же партию в 2007 году певец получил диплом и премию Попечительского совета Большого театра.

    Михаил Казаков ведет активную концертную деятельность, давая по 80-90 выступлений в сезон, включая сольные концерты, участие в концертах и оперных спектаклях. География его гастролей охватывает всю Россию, от Владивостока до Калининграда, а также страны Европы, Америки и Азии. Помимо Большого театра, Михаила Казакова можно услышать в миланском Ла Скала, Венской государственной опере, Немецкой опере Берлина, Саксонской государственной опере, Кёльнском оперном театре, Штутгартской государственной опере, Королевской опере Льежа, Вашингтонской национальной опере, Оперном театре Далласа, Новой Израильской опере, концертных залах Мегарон (Афины), Консертгебау (Амстердам), «Гаво» (Париж), Карнеги-холл (Нью-Йорк) и других мировых музыкальных центрах.

    Он сотрудничал с Михаилом Плетневым, Владимиром Федосеевым, Сейджи Озавой, Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, Гинтарасом Ринкявичюсом, Александром Ведерниковым, Валерием Полянским, Туганом Сохиевым, Энрике Маццоллой и другими дирижерами.

    В сезоне 2014-2015 гг. Михаил Казаков спел Бориса Годунова в Мариинском театре, Приморском театре оперы и балета, на сцене Барбикан-холл в Лондоне и в Пражском национальном театре. Участвовал в постановке «Хованщины» в Штутгартской опере и в Мариинском театре. Дал сольные концерты в Испанском Зале Пражского Града и в Концертном зале Мариинского театра. Выступал в постановке «Набукко» Верди в Венской государственной опере, где его партнерами были Пласидо Доминго и Мария Гулегина. По приглашению В. Гергиева участвовал в концертах XIV Московского Пасхального фестиваля. Летом 2015 года был членом жюри XV Международного конкурса П.И. Чайковского.

    В сезоне 2015-2016 гг. М. Казаков принимал участие в премьерных спектаклях «Иоланты» Чайковского на сцене Большого театра России и в концертном исполнении оперы на фестивале «Площадь искусств» (дирижер Ю. Темирканов). В партии Бориса Годунова выступил в Мариинском театре и Пражском национальном театре, в партии Досифея из «Хованщины» Мусоргского – в Штутгартской опере. Дал сольный концерт-посвящение Ф. И. Шаляпину в филармоническом зале Самары, принял участие в торжественном концерте в Большом зале Московской консерватории к 100-летию Г. В. Свиридова. Выступил на оперном фестивале в Красноярске и Шаляпинском фестивале в Казани. Участвовал в исполнении оратории «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона (Алфеева) в Москве и в исполнении 13-й симфонии Шостаковича в Далласе.

    Михаил Казаков удостоен званий Народный артист Республики Татарстан (2003) и Заслуженный артист России (2008), награжден Президентом РФ В.В. Путиным памятной медалью «1000-летие Казани» (2005) и памятной медалью за успешную подготовку и участие в культурной программе Универсиады в Казани (2013).