Георгий Свиридов. Россия — лирическая величина… 100 лет со дня рождения композитора : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Георгий Свиридов.
    Россия — лирическая величина…
    100 лет со дня рождения
    композитора

    19 декабря 2015

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Свиридов
    «Весенняя кантата» на слова Н.Некрасова
    «Снег идёт» – кантата на стихи Б.Пастернака для камерного хора, хора мальчиков и оркестра
    Кантата «Светлый гость» на слова С.Есенина
    «Метель» – музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина

    12+

    «У Свиридова музыка — это всегда некая икона, к которой человек должен стремиться. Такую музыку нельзя играть каждый день. И нельзя слушать каждый день...  Эта музыка должна звучать как откровение» (Владимир Минин).

    Отмечая 100-летие со дня рождения композитора, невольно задумываешься, насколько велика эта единица в отношении одного человека и насколько она мала в истории. Лишь по прошествии веков определяется, что было истинным и вечным, а что модным и сиюминутным. Однако уже сейчас можно сказать, что музыка Свиридова — «проверена временем». Композитор был чужд новомодных течений и экспериментов, он писал музыку искреннюю и правдивую, доступную простому слушателю и интересную знатоку-профессионалу. Писал не для славы, а «во славу» – во славу России,  русского  человека, русской культуры.

    Единомышленниками Свиридова были  многие выдающиеся музыканты, литераторы, артисты, – все те, кому небезразличны судьба нашей страны.

    Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, его художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев осуществили премьеры всех оркестровых произведений Георгия Свиридова, и их сотрудничество стало примером подлинного сотворчества. «Бог дал мне возможность встретиться с Георгием Васильевичем Свиридовым, видеться с ним, слушать его, — рассказывает дирижер. — Это уникальная школа, так как он был человеком необыкновенных знаний, предвидений. Он видел всё вперед, и стал для меня учителем жизни. Конечно же, он прежде всего композитор, но не только. Он был Личностью. Нашему оркестру удалось сыграть почти всю его музыку. И она действует на любую публику потрясающе».

    В январе 1998 года, когда пришла печальная весть о кончине Георгия Свиридова, Владимир Федосеев, не задумываясь, изменил программу очередного концерта в Большом зале консерватории и полностью посвятил его памяти композитора. А через год передал в дар Большому залу Московской консерватории бюст Георгия Васильевича работы Михаила Аникушина — автора знаменитого памятника Пушкину в Петербурге.

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал своё право называться одним из лучших оркестров мира – право, завоёванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью. 

    Высокая репутация оркестра в мире – результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижёрами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижёром коллектива является Владимир Федосеев. 

    В летопись оркестра вписаны имена дирижёров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В своё время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран. 

    В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского – за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений. 

    Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В репертуаре оркестра – монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова. 

    В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. Только в сезоне 2017/2018 коллектив выступил в Санкт-Петербурге, Ярославле, Твери, Клину, Ташкенте, Перми, Сочи, Краснодаре, Раменском. 

    В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил своё 85-летие, исполнив яркие концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. С большим успехом был представлен проект «Моцарт. Письма к тебе…», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат оркестр продолжил в аналогичных циклах, посвящённых Бетховену (2016/2017) и Чайковскому (2017/2018). Творчество Бетховена стало центральной темой выступлений и в сезоне 2017/2018. Композитору, ушедшему из жизни 190 лет назад, оркестр посвятил целый фестиваль. Основу этих проектов составили инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора. Кроме того, оркестром были представлены программы к 145-летию со дня рождения Рахманинова, а также – новый цикл концертов «Музыка для всех: оркестр и орган», приуроченный к открытию органа Большого зала Московской консерватории после реставрации. По-прежнему насыщена и 

    гастрольная деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева: в сезоне 2017/18 музыканты выступили в Китае, Японии, Австрии, Германии, Чехии, Греции. 

    В концертном сезоне 2018/2019 годов Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского отправится на гастроли в Австрию, Словакию, Венгрию, Турцию, Испанию и Китай. В Москве, помимо Большого зала Консерватории, Концертного зала имени П. И. Чайковского, Большого театра, Государственного Кремлёвского дворца, даст серию концертов в новом зале «Зарядье». С БСО в новом сезоне выступят такие прославленные вокалисты, как Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Микеле Пертузи, Элина Гаранча, Венера Гимадиева, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Василий Ладюк; пианисты Питер Донохоу, Барри Дуглас, Елизавета Леонская, Андрей Коробейников, Сергей Редькин; скрипачи Сара Чанг, Алена Баева, Никита Борисоглебский, Дмитрий Смирнов, Матвей Блюмин; виолончелисты Пабло Феррандес, Борис Андрианов, Александр Рамм. За дирижёрский пульт оркестра, помимо художественного руководителя Владимира Федосеева, встанут Неэме Ярви, Михаэль Зандерлинг, Даниэль Орен, Карел Марк Чичон, Микеланджело Мацца, Леош Сваровски, Винценц Праксмарер, Денис Лотоев.

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился 5 августа 1932 года в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижёрский дебют Владимира Федосеева в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.

    В восьмидесятые и девяностые годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижёром были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском Opernhaus («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается и в настоящее время: в 2015–2016 годах Владимир Федосеев дирижировал в Ла Скала в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф Начо Дуато) и «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореограф Алексей Ратманский). А в январе 2017 года дирижировал в премьерных показах оперы «Турандот» Дж. Пуччини в «Геликон-опере», после чего был приглашён в театр на должность музыкального руководителя. 

    Имя дирижёра связано со многими оркестрами мира. Владимир Федосеев – первый приглашённый дирижёр оркестра Токийской филармонии (с 2000 г.); приглашенный дирижёр оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2005 год Владимир Федосеев являлся главным дирижёром Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена. При всём многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижёром которого он является уже более четырёх десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры – с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже – с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия). Первыми крупными работами дирижёра с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. И. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. И. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева, становились бестселлерами. Пластинка с 

    записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижёра также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon. 

    Владимир Федосеев – обладатель множества премий и наград, среди которых Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. И. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III, II и I степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден Почётного Креста I степени за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижёр получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. В октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В. В. Путин наградил В. И. Федосеева орденом Почёта. В 2016 году дирижёр стал обладателем почётного звания «Заслуженный деятель музыкальных искусств» и лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства. В 2017 году Мэр Москвы Сергей Собянин наградил маэстро Знаком отличия «За заслуги перед Москвой» за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства. А в январе 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил В. И. Федосееву орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени. 

    «Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», – писал о дирижёре композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование – совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижёра должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев – счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов – во всем слышится этот ясно звучащий дирижёрский голос».

    Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова

    Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства, Академия хорового искусства, создана в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова по инициативе и благодаря настойчивым усилиям профессора В. С. Попова. С самого начала работы Академии хорового искусства руководимый В.С. Поповым смешанный хор вуза определился как многофункциональный певческий коллектив, выступающий с обширными сольными программами, а также участвующий вместе с оркестрами в исполнении крупных вокально-симфонических произведений.

    Сводный хор Академии (около 250 певцов) включает в себя хор мальчиков (7-14 лет), хор юношей (16-18 лет), студенческие вокально-хоровые ансамбли (юноши и девушки 18-25 лет) и мужской хор. Отличная музыкальная подготовка, высокая профессиональная компетентность и полнота разновозрастных групп хоров Академии позволяют выполнить художественные задачи любой сложности, включая исполнение многохорных партитур, требующих участия грандиозных певческих составов. Так, хор Академии исполнил треххорную ораторию К.Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» на московской премьере сочинения в Московском международном Доме музыки (декабрь 2003). Выдающимся событием в мире музыки стало исполнение в Москве при участии Большого хора Академии монументальной оратории Ф. Листа «Христос» под управлением Е. Светланова в Большом зале консерватории (апрель 2000).

    Хоры Академии регулярно выступают с концертами в России и за ее пределами - в странах Европы, Азии (Япония, Тайвань), США и Канаде. В числе несомненных достижений коллектива - многократное участие в ряде престижных музыкальных фестивалей: в Брегенце (Австрия, 1996, 1997), Кольмаре (Франция, 1997-2009), Рейнгау (Германия, 1995-2010) и, конечно, в Москве («Московская осень», «Московский Пасхальный фестиваль», «Черешневый лес», «Моцариана»).

    С хорами Училища и Академии сотрудничали прославленные российские и зарубежные дирижеры: Г. Абендрот, Р. Баршай, А. Гаук, Т. Зандерлинг, Д. Кахидзе, Д. Китаенко, К. Кондрашин, И. Маркевич, Е. Мравинский, М. Плетнев, Х. Риллинг, А. Рудин, Г. Рождественский, С. Самосуд, Е. Светланов, В. Спиваков, Ю. Темирканов, В. Федосеев. Многие современные композиторы доверяют исполнителям премьеры своих сочинений. Хоры Академии подготовили к исполнению и записали более 40 компакт-дисков.

    Отдельные хоры Академии, периодически объединяемые в Большой хор, представляют собой уникальный по своим исполнительским возможностям и тембровой палитре певческий коллектив, которому под силу яркие, полноценные художественные интерпретации всей классической и современной хоровой литературы. Полнокровная творческая жизнь – отличительная черта Академии хорового искусства, занявшей сегодня достойное место на мировой концертной сцене.

    С 2008 года сводным хором Академии руководит воспитанник Училища и Академии, ученик В. Попова, Лауреат первой премии Первого московского конкурса хоровых дирижеров – Алексей Петров.

    Государственный академический Московский областной хор имени А.Д.Кожевникова

    Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова — один из старейших прославленных коллективов России. Он был организован в 1956 году народным артистом СССР профессором Московской консерватории Владиславом Геннадиевичем Соколовым. C 1988 по 2011 годы коллективом руководил выдающийся дирижер, народный артист России Андрей Дмитриевич Кожевников. В 2014 году хор возглавил ректор Академии хорового искусства В. С. Попова, Николай Николаевич Азаров.

    В исполнении Московского областного хора прозвучали многие произведения отечественных и зарубежных композиторов. Это – «Иван Грозный» С. Прокофьева, «Реквием» Д. Кабалевского, «Литургия» А. Алябьева, духовные концерты С. Дегтярева и В. Титова, «Месса» бельгийского композитора Ж. Йонгена, «Реквием памяти Л. Когана» итальянского композитора Ф. Маннино. Часть произведений, записанных фирмой «Мелодия», вошла в фонд радио и телевидения. Значительное место в репертуаре хора занимают народные песни.

    Хор ведет насыщенную и разнообразную концертную жизнь, много гастролирует в России и за рубежом, участвует в государственных праздничных мероприятиях различного уровня.

    За последнее время коллектив ярко заявил о себе участием в крупных музыкальных событиях в нашей стране и за рубежом. Среди них – Празднование 700-летия Преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде и 200-летия М. Лермонтова в усадьбе Серебряково, Международный хоровой фестиваль имени Б. Тевлина в Большом зале Консерватории, праздничный концерт к юбилею премии «Русский Нобель» в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, Рождественский и  Пасхальный фестивали,  Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, фестивали в Шлезвиз-Гольштейне, Олденбурге и Рейнгау (Германия), SION (Швейцария), Ярославле, Казани. Наряду с сольными выступлениями хор принимает участие в совместных проектах с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, оркестром Мариинского театра, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония»  и другими известными коллективами. 

    Партнерами хора на сцене стали такие дирижеры, как Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Андрей Петренко, Александр Рудин,  Владимир Спиваков, Александр Сладковский,  Владимир Федосеев, Жадер Биньямини,  Джанлука Марчиани, Патрик Фурнийе.

    Анна Аглатова

    Анна Аглатова – солистка Государственного академического Большого театра России.

    Профессиональное образование певица получила в Российской академии музыки имени Гнесиных в классе профессора Рузанны Лисициан (2004–2009). В самом начале творческого пути, еще будучи студенткой музыкального училища, стала стипендиатом Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова (2001). Во время обучения в академии победила в конкурсе молодых оперных певцов «Новые голоса» (Neue Stimmen, Германия, 2006).

    Обладая замечательными вокальными данными и незаурядным актерским талантом, еще студенткой академии Анна Аглатова дебютировала в Большом театре в опере «Фальстаф» Дж. Верди (партия Нанетты), а также приняла участие в постановке оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (партия Памины). На сцене прославленного российского театра А. Аглатова исполняет ведущие партии сопранового репертуара, среди которых Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Сюзанна («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Мюзетта и Лю («Богема» и «Турандот» Дж. Пуччини), Лиза («Сомнамбула» В. Беллини), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Манон («Манон» Ж. Массне), Адель («Летучая мышь» И. Штрауса), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Франческа («Франческа да Римини» С. Рахманинова) и другие.

    Анна Аглатова обладает обширным кантатно-ораториальным репертуаром, выступая на лучших сценах мира – в нью-йоркском Линкольн-центре, парижском Плейеле, Сеульском центре искусств, афинском Мегароне.

    Певица сотрудничает с известными дирижерами – Михаилом Плетневым, Владимиром Спиваковым, Теодором Курентзисом, Александром Ведерниковым, Тито Чеккерини, Энрике Маццолой, Эммануэлем Жоэль-Орнаком, Стюартом Бэдфордом; режиссерами – Грэмом Виком, Энтони Макдональдом, Валерием Фокиным, Пьером-Луиджи Пицци. Она выступала в концерте со знаменитым исполнителем на армянском дудуке Дживаном Гаспаряном.

    Анна Аглатова награждена Премией Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры за вклад в развитие отечественного музыкального искусства (2014).

    Елена Манистина

    Солистка Большого театра Елена Манистина (меццо-сопрано) родилась в Саратове в семье певцов. Училась в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Еще будучи студенткой выступала в Саратовском академическом театре оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского. В возрасте 23 лет исполнила партию Марфы в опере «Хованщина» М. Мусоргского.

    Затем Елена продолжила вокальное образование в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского в классе Ирины Архиповой. В 2000 году она окончила консерваторию, а в 2002 году — аспирантуру.

    В 1999 г. Е. Манистина стала солисткой Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Среди исполненных ею в этом театре партий — Дуэнья («Обручение в монастыре»), Князь Орловский («Летучая мышь»), Бабариха («Сказка о царе Салтане»), Ратмир («Руслан и Людмила»), Марта («Иоланта»).

    С 2000 года певица работает в Большом театре. Елена Манистина — лауреат Международного конкурса имени М. И. Глинки (III премия, 1997), Международного конкурса имени П. И. Чайковского (II премия, 1998), Международного конкурса вокалистов имени Бюль-бюля (Баку, I премия, 2000), Международного конкурса вокалистов в Китае (II премию, 2002). В 2001 году за исполнение партии Дуэньи в опере «Обручение в монастыре» С. Прокофьева певица получила премию фестиваля «Московские дебюты», учрежденного Центральным домом актера. В 2002 году она завоевала I премию Х конкурса Пласидо Доминго «Опералия» (Париж) и получила премию Фонда Ирины Архиповой. В 2003-м стала лауреатом конкурса имени Франсиско Виньяса (Барселона).

    Наряду с деятельностью в Большом театре, где певица исполняет партии: Ульрика («Бал-маскарад»), Прециозилла («Сила судьбы»), Миссис Квикли («Фальстаф»), Гувернантка («Пиковая дама»), Няня («Евгений Онегин»), Марта («Иоланта»), Амелфа («Золотой петушок»), Любаша («Царская невеста»), Алконост («Сказание о  невидимом граде Китеже»), Марфа («Хованщина»), Марина Мнишек («Борис Годунов»), Элен («Война и мир»), она часто выступает в спектаклях зарубежных театров.

    В Вашингтонской национальной опере она исполняла партии Гувернантки и Графини в «Пиковой даме» и Ульрики в «Бале-маскараде», в Опере Лос-Анджелеса пела в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха (голос Матери Антонии). В 2002 г. на сцене театра Шатле пела Амелфу в спектакле Государственного академического Мариинского театра «Золотой петушок» (постановка Энносуке Ичикавы) с оркестром Парижа (дирижер Кент Нагано).

    В 2003 г. пела Любашу («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова) в театре Шатле (совместная постановка театра Шатле и Оперы Бордо, режиссер Темур Чхеидзе). Исполняла эту партию также на сцене Оперы Бордо. В том же году и тоже в театре Шатле участвовала в концертном исполнении оперы «Иоланта» (симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, среди партнеров Марина Мещерякова, Дмитрий Хворостовский, Владимир Огновенко). В сентябре 2004 г. спела Азучену («Трубадур») в Немецкой опере (Берлин), а в октябре — в Вашингтонской национальной опере (совместная постановка с Оперой Лос-Анджелеса и Гетеборга, Кеннеди-центр). В декабре 2004 г. дебютировала в Парижской национальной опере в партии Азучены (постановка Франчески Замбелло). В 2005 г. на сцене Оперы Бастилия исполнила партию Марины Мнишек в новой постановке оперы «Борис Годунов» (дирижер Александр Ведерников) и партию Сосострис в опере «Свадьба в Иванову ночь» М. Типпетта (дирижер Ричард Хикокс, режиссер Грэм Вик) в театре Ковент-Гарден.

    В 2006 г. спела Амнерис («Аида» Дж. Верди) в Опере Бордо и Любашу в Опере Франкфурта (дирижер Михаил Юровский, режиссер Штайн Винге).

    
В 2007 г. исполнила партии Гадалки («Огненный ангел» С. Прокофьева) в брюссельском театре де Ла Монне (дирижер Казуши Оно, режиссер Ричард Джонс), Прециозиллы («Сила судьбы») в театре Карло Феличе в Генуе, Ульрики ("Бал-маскарад") в Парижской национальной опере (дирижер Семен Бычков, режиссер Жильбер Дефло), Амнерис на сцене Арена ди Верона.

    В 2008 г. спела Ульрику («Бал-маскарад» Дж. Верди) в Опере Бордо и Кащеевну в концертном исполнении оперы «Кащей Бессмертный» на сцене Альберт-Холла в Лондоне (дирижер Владимир Юровский).

    Алексей Татаринцев

    Алексей Татаринцев окончил Тамбовский государственный университет им. Г. Державина и Московскую Академию хорового искусства. 

    Лауреат II Московского международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской, Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти (Санкт-Петербург) и Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки (Москва), где также был удостоен Приза лучшему тенору от Фонда им. И. С. Козловского и Приза слушательских симпатий от радио классической музыки «Орфей».

    С 2008 года Алексей является солистом Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова, где исполняет ведущие партии тенорового репертуара в спектаклях «Евгений Онегин» (Ленский, Трике), «Орлеанская дева» (Менестрель), «Волшебная флейта» (Тамино), «Севильский цирюльник» (Граф Альмавива), «Летучая мышь» (Альфред), «Риголетто» (Герцог Мантуанский), «Любовный напиток» (Неморино) и других. В 2016 году удостоен премии «Золотая маска» в категории «Опера. Лучшая мужская роль» за исполнение главной партии в опере Гуно «Ромео и Джульетта», в том же году стал лауреатом Первой национальной оперной премии «Онегин» (Санкт-Петербург). 

    Алексей Татаринцев является приглашенным артистом Большого театра России, сотрудничает с зарубежными оперными театрами. В 2010 году он дебютировал в Большом театре в мировой премьере оперы французского композитора Ф. Фенелона «Вишневый сад» (партия Яши) и через год эту же роль исполнил в постановке Парижской национальной оперы. В 2013 году спел Ленского в постановке «Евгения Онегина» туринского Театро Реджио (Италия). В 2016 году участвовал в спектаклях «Дон Паскуале» (партия Эрнесто) в Большом театре, «Евгений Онегин» (партия Ленского) в «Новой Опере», «Золушка» (партия Дона Рамиро) в Мариинском театре и «Новой Опере», «Риголетто» (партия герцога Мантуанского) в Опере Палм-Бич (США). В минувшем сезоне выступил в роли Герцога на сцене оперного театра Мальмо (Швеция); исполнил партию тенора в «Реквиеме» Верди в Королевском театре Версаля. В августе 2018-го участвовал в премьерной постановке «Жизни за царя» Глинки (партия Собинина) в театре «Новая Опера». В 2019 году запланировано выступление в роли Жермона («Травиата» Верди) в театре Балм-Бич. 

    Алексей Татаринцев участвовал в творческих проектах, возглавляемых такими известными дирижерами, как В. Федосеев, М. Плетнёв, В. Спиваков, С. Сондецкис, Т. Курентзис. Выступал на международных фестивалях в странах Европы, в Южной Корее и Японии.

    Михаил Казаков

    Михаил Казаков – уникальный оперный певец, обладающий драматическим басом-кантанте. Он снискал популярность во всем мире благодаря неповторимому по тембру голосу, филигранной вокальной технике и незаурядному актерскому мастерству. Певец производит неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Досифей, Филипп и в особенности Борис Годунов), потрясая зрителей неистовым темпераментом, находя точные и искренние интонации для каждого слова и оставаясь при этом абсолютно органичным и достоверным на сцене.

    Михаил Казаков родился в 1976 году в г. Димитровграде Ульяновской области. В 2001 году окончил Казанскую государственную консерваторию (класс профессора Г. Т. Ластовки) и сразу же был принят в труппу Большого театра. К этому времени имя молодого певца уже было известно в оперных кругах благодаря его успешным выступлениям на международных вокальных состязаниях: конкурсах молодых оперных певцов Елены Образцовой (II премия), имени М. И. Глинки (Гран-при), в Тулузе (Гран-при), имени Марии Каллас в Афинах (II премия). В 2002 году к его достижениям добавились победы на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве и конкурсе оперных певцов в Пекине, а также премия Фонда Ирины Архиповой.

    В репертуаре Михаила Казакова – десятки самых разноплановых басовых партий: Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини) и Командор («Дон Жуан» Моцарта), вердиевские персонажи — Захария («Набукко), Банко («Макбет»), Феррандо («Трубадур»), Великий инквизитор и Филипп II («Дон Карлос»), Аттила («Аттила»), Монтероне, Спарафучиле («Риголетто»), герои русских опер — Досифей и Иван Хованский («Хованщина» Мусоргского), Борис Годунов («Борис Годунов» Мусоргского), Хан Кончак и Князь Игорь («Князь Игорь» Бородина), Гремин («Евгений Онегин» Чайковского), Кутузов («Война и мир» Прокофьева), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Старый цыган («Алеко» Рахманинова). После исполнения партии Бориса Годунова на сцене «Ковент-Гарден» лондонская пресса назвала М. Казакова «музыкальным открытием 2006 года», за эту же партию в 2007 году певец получил диплом и премию Попечительского совета Большого театра.

    Михаил Казаков ведет активную концертную деятельность, давая по 80-90 выступлений в сезон, включая сольные концерты, участие в концертах и оперных спектаклях. География его гастролей охватывает всю Россию, от Владивостока до Калининграда, а также страны Европы, Америки и Азии. Помимо Большого театра, Михаила Казакова можно услышать в миланском Ла Скала, Венской государственной опере, Немецкой опере Берлина, Саксонской государственной опере, Кёльнском оперном театре, Штутгартской государственной опере, Королевской опере Льежа, Вашингтонской национальной опере, Оперном театре Далласа, Новой Израильской опере, концертных залах Мегарон (Афины), Консертгебау (Амстердам), «Гаво» (Париж), Карнеги-холл (Нью-Йорк) и других мировых музыкальных центрах.

    Он сотрудничал с Михаилом Плетневым, Владимиром Федосеевым, Сейджи Озавой, Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, Гинтарасом Ринкявичюсом, Александром Ведерниковым, Валерием Полянским, Туганом Сохиевым, Энрике Маццоллой и другими дирижерами.

    В сезоне 2014-2015 гг. Михаил Казаков спел Бориса Годунова в Мариинском театре, Приморском театре оперы и балета, на сцене Барбикан-холл в Лондоне и в Пражском национальном театре. Участвовал в постановке «Хованщины» в Штутгартской опере и в Мариинском театре. Дал сольные концерты в Испанском Зале Пражского Града и в Концертном зале Мариинского театра. Выступал в постановке «Набукко» Верди в Венской государственной опере, где его партнерами были Пласидо Доминго и Мария Гулегина. По приглашению В. Гергиева участвовал в концертах XIV Московского Пасхального фестиваля. Летом 2015 года был членом жюри XV Международного конкурса П.И. Чайковского.

    В сезоне 2015-2016 гг. М. Казаков принимал участие в премьерных спектаклях «Иоланты» Чайковского на сцене Большого театра России и в концертном исполнении оперы на фестивале «Площадь искусств» (дирижер Ю. Темирканов). В партии Бориса Годунова выступил в Мариинском театре и Пражском национальном театре, в партии Досифея из «Хованщины» Мусоргского – в Штутгартской опере. Дал сольный концерт-посвящение Ф. И. Шаляпину в филармоническом зале Самары, принял участие в торжественном концерте в Большом зале Московской консерватории к 100-летию Г. В. Свиридова. Выступил на оперном фестивале в Красноярске и Шаляпинском фестивале в Казани. Участвовал в исполнении оратории «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона (Алфеева) в Москве и в исполнении 13-й симфонии Шостаковича в Далласе.

    Михаил Казаков удостоен званий Народный артист Республики Татарстан (2003) и Заслуженный артист России (2008), награжден Президентом РФ В.В. Путиным памятной медалью «1000-летие Казани» (2005) и памятной медалью за успешную подготовку и участие в культурной программе Универсиады в Казани (2013).

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Владимир Федосеев

    03.02.2019

    В программе:
    Брамс
    Трагическая увертюра. Симфония № 1 (IV часть, фрагмент)
    Венгерский танец № 5
    Интермеццо ми-бемоль мажор, соч. 117 № 1
    Концерт для скрипки и виолончели с оркестром
    Симфония № 3

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    П. И. Чайковский. Сюиты и симфонии

    12.02.2019

    Чайковский Вступление, Вальс и Полонез из оперы «Евгений Онегин»

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Вступление, Вальс и Полонез из оперы «Евгений Онегин»
    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35
    «Манфред» – симфония по драматической поэме Дж. Байрона си минор, соч. 58

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    П. И. Чайковский. Сюиты и симфонии

    11.10.2018

    Чайковский «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года» (оркестровка А. В. Гаука)

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года» (оркестровка А. В. Гаука)
    «Франческа да Римини» – симфоническая фантазия по Данте, соч. 32
    Сюита из музыки балета «Лебединое озеро» (редакция В. Федосеева)

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Рахманиновские дни. Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского, Владимир Федосеев, Владимир Овчинников

    01.04.2018

    В программе:
    Рахманинов
    (145 лет со дня рождения)
    Вокализ
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    Симфония № 2

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского, Владимир Федосеев

    22.04.2018

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Фрагмент II части симфонии «Манфред» (по драматической поэме Дж.Байрона)
    Фрагмент I части Серенады для струнного оркестра
    Вступление к опере «Евгений Онегин»
    Фрагмент I части симфонии «Манфред»
    Интродукция к опере «Пиковая дама»
    Танец феи Драже из музыки балета «Щелкунчик»
    «Итальянское каприччио»
    Симфония № 6 («Патетическая»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Чайковский. Письма к тебе. Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского, Владимир Федосеев

    25.02.2018

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Буря» — симфоническая фантазия по одноименной драме Шекспира, соч. 18 (фрагмент)
    Фрагмент из музыки балета «Лебединое озеро», соч. 20
    Вальс из Серенады для струнного оркестра, соч. 48
    Бизе
    Симфонический антракт к IV действию оперы «Кармен»
    П. И. Чайковский
    «Октябрь. Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года», соч. 37 bis
    «Ромео и Джульетта» — увертюра-фантазия по Шекспиру
    Симфония № 5 ми минор, соч. 64

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского, Денис Лотоев

    03.12.2017

    Чайковский Симфония № 4 фа минор, соч. 36

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Симфония № 4 фа минор, соч. 36
    «Вальс-скерцо» для скрипки с оркестром до мажор, соч. 34
    "Pezzo capriccioso" для виолончели с оркестром, соч. 62
    Сюита № 4 для оркестра соль минор, соч. 61 («Моцартиана»)
    Балет «Щелкунчик», соч. 71
    Моцарт
    Symphony No. 41 in C major, K. 551 ("Jupiter")

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского, Денис Лотоев, Никита Борисоглебский

    21.05.2018

    В программе:
    Глазунов
    «Море» – фантазия для оркестра
    Сибелиус
    Концерт для скрипки с оркестром
    Дебюсси
    «Море» – три симфонических эскиза
    А. Чайковский
    «Садовая симфония» для симфонического оркестра и квартета русских народных инструментов (посвящается Марису Янсонсу)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Рахманиновские дни. Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского, Владимир Федосеев, Андрей Коробейников

    Режиссерская версия

    05.04.2018

    В программе:
    Рахманинов
    (145 лет со дня рождения)
    Вокализ
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    Симфония № 2

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Блестящая русская миниатюра

    19.02.2018

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Итальянское каприччио»
    Лядов
    «Волшебное озеро» – сказочная картинка для оркестра
    «Кикимора» – народное сказание для оркестра
    Аренский
    «Фантазия на темы Рябинина» для фортепиано с оркестром
    Глинка
    «Вальс-фантазия»
    «Камаринская» – фантазия на темы двух русских народных песен
    Мусоргский
    «Ночь на Лысой горе» – симфоническая фантазия
    (редакция Римского-Корсакова)
    Римский-Корсаков
    «Испанское каприччио»