125 лет со дня рождения Сергея Прокофьева : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    125 лет со дня рождения
    Сергея Прокофьева

    23 апреля 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Прокофьев
    Симфония № 1 («Классическая»)
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Стравинский
    Сюита из музыки балета «Жар-птица»
    Пярт
    «Лебединая песнь»

    Гельготас
    «Горы. Воды (Свобода)»

    12+

    Молодость, бесстрашно несущаяся по волнам бесконечного моря музыки! Молодость, не знающая преград, устремленная к достижению высшего мастерства! Молодость, заражающая своим оптимизмом и говорящая нам: музыка объединяет людей! Таков блистательный Филармонический оркестр Балтийского моря, собравший артистов из 10 стран мира во главе с харизматичным Кристианом Ярви. То, чего они сумели достичь всего за несколько лет своего существования, восхищает: огромный репертуар, выступления на лучших площадках мира, концерты со звездами современной сцены, многочисленные гастрольные туры, компакт диски.

    Кажется, такого не бывает. Но если вдуматься, то увлеченность, преданность своему делу и дух созидания творят невероятное. Они выходят на сцену и исчезают штампы, ломаются стереотипы, а в зал летит энергетический заряд ― свежий, яркий, позитивный!





    Филармонический оркестр Балтийского моря

    Филармонический оркестр Балтийского моря — яркий пример европейской интеграции в сфере культуры. В нем собраны музыканты ведущих симфонических коллективов из 10 стран Балтийского региона: Германии, Дании, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, России, Финляндии, Швеции и Эстонии. Согласно принципу, провозглашаемому создателями оркестра, музыка может объединять всех людей независимо от принадлежности к той или иной нации и культуре, и изменять общество к лучшему, особенно в регионе, который исторически оказался разделенным на разные государства.

    Главный дирижер и музыкальный директор оркестра — эстонский маэстро Кристиан Ярви, представитель знаменитой дирижерской династии. Репертуар коллектива необычайно широк: классические шедевры, музыка ХХ века, сочинения современных композиторов, написанные по заказу оркестра, которые отражают и подчеркивают культурное разнообразие региона.

    Филармонический оркестр Балтийского моря был создан в 2016 году на базе Молодежного филармонического оркестра Балтийского моря, основанного в 2008. У истоков молодежного коллектива стоял фестивальный директор Томас Хуммель, которому удалось объединить в качестве партнеров компанию NordStreamAG и музыкальный фестиваль на Узедоме — острове в Балтийском море, разделенном между Германией  и Польшей. За восемь лет оркестр приобрел серьезное реноме и с успехом гастролирует в лучших концертных залах Европы и на самых престижных фестивалях: «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, Фестиваль Балтийского моря в Стокгольме, Бетховенский фестиваль в Бонне, фестивали в Рейнгау и Мерано. «Радость открытия Кристиана Ярви и Молодежного филармонического оркестра Балтийского моря не знает границ», — писала после одного из концертов в Германии газета Tagesspiegel.

    Значительным событием в истории Молодежного филармонического оркестра Балтийского моря был концерт на Саммите Совета государств Балтийского моря в 2012 году по приглашению канцлера Германии Ангелы Меркель. Канцлер высоко оценила оркестр как «замечательный пример  использования музыки как мощного средства интеграции через границы».  В 2014 году Молодежный филармонический оркестр дебютировал в Берлинской филармонии, а годом позже — в Театре Елисейских полей в Париже.

    В числе солистов, которые играли с Молодежным оркестром Балтийского моря, — Юлия Фишер, Анджела Георгиу, Даниэль Хоуп, Валентина Лисица, Йонас Кауфман.

    Записи коллектива звучат на радиостанциях стран Европейского Союза, телеканалах Mezzo и Classica. Эти записи получили широкое признание, как и недавно вышедший на французском лейбле Naïve альбом BalticSeaVoyage, о котором с восторгом отозвался комментатор сайта www.planethugill.com: «Игра оркестра — прекрасное сочетание технического совершенства и эмоциональной глубины».

    В 2015 году Молодежный филармонический оркестр Балтийского моря был удостоен «Европейской культурной премии» за вклад в культуру региона.

    С созданием Академии Филармонического оркестра Балтийского моря значительно расширилась образовательная деятельность оркестра — работа с молодыми музыкантами в возрасте от 18 до 28 лет. Занятия в Академии включают воркшопы, композиторские программы, мастер-классы, прослушивания.

    В 2013 году был создан Музыкально-образовательный фонд Балтийского моря, призванный развивать объединенную систему музыкального образования в регионе. В функции Фонда входит и управление оркестрами. Членами Артистического совета Фонда являются Валерий Гергиев, Марек Яновский, Марис Янсонс, Эса-Пекка Салонен. Ранее в Совет входил Курт Мазур, дважды дирижировавший оркестром.

    Новые горизонты и возможности открываются с созданием в 2016 году Филармонического оркестра Балтийского моря, составленного из действующих участников оркестра и молодых музыкантов — выпускников учебных заведений стран Балтийского региона. Это концертный коллектив, деятельность которого будет дополнять образовательную работу Фонда и Академии.

    Оба оркестра привержены общим идеям и взглядам на культуру, общество и окружающий мир. Однако их функции и задачи будут различаться. Молодежный оркестр остается коллективом, в котором молодые талантливые музыканты — исполнители и композиторы — оттачивают профессиональное мастерство. Вновь созданный Филармонический оркестр Балтийского моря станет своеобразной визитной карточкой Фонда. Он будет собираться несколько раз в году для гастролей со специальными проектами в Европе, а в перспективе и по всему миру. 

    В ходе своего инаугурационного турне с проектом «Пейзажи Балтийского моря» в апреле 2016 года оркестр выступает в Литве, Латвии, Эстонии, Финляндии и России. Программа концертов отражает богатый мир и природу Балтики: море, пейзажи, ландшафты. В нее вошли сюита «Карелия» Яна Сибелиуса, «Лебединая песня» Арво Пярта, «Жар-птица» Игоря Стравинского, «Горы. Воды (Свобода)» Гедиминаса Гелготаса, а также произведения Сергея Прокофьева, чье 125-летие оркестр отмечает концертом в Москве 23 апреля, в день рождения композитора.

    В сентябре нынешнего года оркестр совершит тур «Открытие Балтийского моря» по странам Центральной Европы. Центральным образом, символом программ избран лебедь: прозвучат «Лебединая песня» Пярта, фрагменты «Лебединого озера» Чайковского. Участниками Филармонического оркестра Балтийского моря на все время тура станут музыканты оркестра «Кремерата Балтика». Руководитель этого коллектива Гидон Кремер будет солировать в Концерте для скрипки с оркестром Вайнберга.

    Кристиан Ярви

    Кристиан Ярви родился в 1972 году в Эстонии в семье музыкантов (наиболее известны дирижеры – отец Неэме Ярви и брат Пааво Ярви). В 1980 году переехал в США. Окончил Манхэттенскую школу музыки как пианист (класс Нины Светлановой), затем обучался дирижированию в Мичиганском университете у Кеннета Кислера. В 1998–2001 гг. был ассистентом дирижера в Лос-Анджелесском филармоническом оркестре (художественный руководитель – Эса-Пекка Салонен). В 2001–2004 гг. занимал пост главного дирижера Норрландской оперы и Северного симфонического оркестра (Швеция), в 2004–2009 гг. руководил венским Тонкюнстлер-оркестром, в 2012–2018 гг. – Симфоническим оркестром Среднегерманского радио (MDR, Лейпциг), в 2015–2016 гг. – оркестром фестиваля Иегуди Менухина в Гштааде (Швейцария).

    В 1993 году совместно с композитором Джином Прицкером основал универсальный Absolute Ensemble, художественным руководителем и главным дирижером которого остается до настоящего времени. В 2002 году записанный Ярви с ансамблем альбом Absolution номинировался на премию Grammy. В 2008 году Кристиан Ярви стал одним из основателей и музыкальным руководителем Балтийского молодежного филармонического оркестра (ныне – Филармонический оркестр Балтийского моря), в составе которого играют молодые музыканты из России и разных стран Европы. 

    Как приглашенный дирижер выступал с Берлинским филармоническим и Лондонским симфоническим оркестрами, Национальным оркестром Франции, Оркестром де Пари, оркестром Академии Санта-Чечилия в Риме, Дрезденской государственной капеллой, оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Симфоническим оркестром Бирмингема, Национальным симфоническим оркестром США (Вашингтон), Симфоническим оркестром корпорации NHK (Токио), Сиднейским симфоническим оркестром, Камерным оркестром Лозанны и др. 

    В дискографии дирижера – более 60 альбомов разного содержания: от саундтреков к голливудским фильмам (среди которых «Облачный атлас», «Восьмое чувство» и «Голограмма для короля») до именной серии дисков Kristjan Järvi Sound Project на французском лейбле Naïve Classique. В этом проекте, стартовавшем в 2014 году, представлены все коллективы, возглавляемые дирижером к тому времени. Многие альбомы Ярви удостоены престижных наград, в частности, запись оперы Хильдинга Русенберга «Остров блаженства» в 2004 году получила Премию немецких музыкальных критиков (Preis der deutschen Schallplattenkritik) и шведскую Grammis. Диск Passacaglia (Sony Classical) был подготовлен в сотрудничестве с Арво Пяртом и посвящен 80-летию композитора. В числе последних релизов Кристиана Ярви – его собственная аранжировка балета «Спящая красавица» Чайковского, скрипичные концерты Стравинского и Гласса с Филармоническим оркестром Балтийского моря и Лондонским симфоническим оркестром (Sony Classical), альбом Nordic Escapes с оригинальными композициями (BMG Music / Modern recordings). В 2020 году им был основан онлайн-лейбл nEscapes. 

    Кристиан Ярви сотрудничал со многими из наиболее креативных художников нашего времени, среди них кинорежиссер Том Тыквер, композиторы и исполнители Арво Пярт, Стив Райх, Тань Дунь, Гия Канчели, Хайнц Карл Грубер, Джон Адамс, Эса-Пекка Салонен, Рене Флеминг, Джо Завинул, Бенни Андерссон, Горан Брегович, Макс Рихтер, Хаушка (Фолькер Бертельман), Тим Гарланд, Даниэль Шнайдер, Джеймс Макмиллан, Дафер Юссеф, Анушка Шанкар, Нитин Сони, Пакито Д'Ривера, Эйтецу Хаяши, Марсель Халиф, Эркки-Свен Тюур, Эсекьель Виньяо, Пеэтер Вяхи, Гедиминас Гельготас, Брайс Десснер, Робот Кох, английская инди-поп-группа Bastille и др. В общей сложности Кристиан Ярви стал инициатором создания более сотни новых музыкальных произведений. 

    В 2015 году музыкант вернулся в Эстонию, где основал благотворительный фонд. Он также управляет собственной продюсерской компанией Sunbeam Productions, которая объединяет все виды его деятельности и, в частности, занимается производством оригинальных музыкально-театральных постановок и шоу-программ. В 2017–2019 гг. Sunbeam Productions были выпущены шоу-проекты «Водопроводная станция» (Waterworks), «Абсолютный клуб» (Absolute Club) с участием Франческо Тристано, «Скандинавский пульс» (Nordic Pulse) и «Полуночное солнце» (Midnight Sun).

    Александр Торадзе

    Александр Торадзе по праву считается одним из самых виртуозных исполнителей, приверженных романтической традиции. Он прославился благодаря нестандартным интерпретациям, поэтичности, глубокому лиризму и яркой эмоциональности своего исполнения и значительно обогатил наследие русской фортепианной школы.

    В сопровождении Валерия Гергиева и Симфонического оркестра Мариинского театра Александр Торадзе записал все пять фортепианных концертов Прокофьева (Philips), и критики назвали эту запись эталонной. А диск с Третьим концертом Прокофьева в исполнении Торадзе специалисты журнала International Piano Quarterly признали «лучшей в истории записью» (из более семидесяти существующих). Также широкое признание публики и критиков получила сделанная пианистом запись «Прометея» Скрябина с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и его диски с произведениями Мусоргского, Стравинского, Равеля и Прокофьева (Angel/EMI). По оценке газеты Frankfurter Allgemeine, запись обоих фортепианных концертов Шостаковича в сопровождении Симфонического оркестра Франкфуртского радио под управлением Пааво Ярви стала историческим достижением в карьере пианиста.

    Александр Торадзе выступал как солист с ведущими оркестрами мира, в числе которых Берлинский филармонический оркестр, Лондонский симфонический оркестр, Лос-Анджелесский филармонический оркестр, Филармонический оркестр Ла Скала, Оркестр Академии Санта-Чечилия, Симфонический оркестр Мариинского театра, Израильский филармонический оркестр и Симфонический оркестр NHK. Он работает с самыми прославленными дирижерами современности, среди которых Валерий Гергиев, Эса-Пекка Салонен, Юкка-Пекка Сарасте, Микко Франк, Неэме, Пааво и Кристиан Ярви, Владимир Юровский и Джанандреа Нозеда, а также с восходящими звездами – Даниэле Рустиони и Дмитрием Слободенюком.

    Александр Торадзе регулярно участвует в фестивалях «Звезды белых ночей», «Би-би-си Промс», «Равиния», фестивалях в Зальцбурге, Эдинбурге, Роттердаме, Миккели, Голливуд Боул, Саратоге, Равенне и Стрезе.

    Александр Торадзе родился в Тбилиси в семье известного композитора Давида Торадзе и киноактрисы Лианы Асатиани. В 1977 году он окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, где его наставником был Лев Наумов. В том же году он одержал победу на Международном конкурсе Вана Клиберна. Так началась международная карьера пианиста. В 1983 году он переехал в США, а в1991 году стал штатным преподавателем Университета штата Индиана (Саут-Бенд), где ему удалось создать уникальную систему преподавания. Музыканты разных стран из Фортепианной студии Александра Торадзе успешно гастролируют по США и Европе (Австрия, Великобритания, Италия, Германия, Португалия, Франция), исполняя фортепианные и камерные произведения Рахманинова, Прокофьева, Дворжака. Стравинского и Шостаковича.

    Телекомпания WNIT посвятила деятельности Торадзе документальный фильм, отмеченный двумя премиями «Эмми», а японский телеканал NHK сделал запись его мастер-классов.

    Рекомендуем к просмотру

    Домашний сезон

    Домашний сезон. Трансляции из Концертного зала Чайковского.
    Мама, я меломан

    Режиссерская версия

    18.04.2020

    В программе:
    Чайковский
    «Итальянское каприччио»
    Бородин
    «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
    Дебюсси
    «От зари до полудня на море» из трёх симфонических эскизов «Море»
    Прокофьев
    «Монтекки и Капулетти» из музыки балета «Ромео и Джульетта»
    Свиридов
    «Время, вперёд!», увертюра из музыки к одноимённому кинофильму

    Домашний сезон

    Домашний сезон. Трансляции из Концертного зала Чайковского.
    Акико Суванаи, Василий Петренко

    Режиссерская версия

    23.04.2020

    В программе:
    Стравинский
    «Петрушка» – музыка балета
    Корнгольд
    Концерт для скрипки с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Московский государственный
    академический симфонический
    оркестр под управлением Павла Когана,
    Станислав Кочановский

    11.11.2020

    В программе:
    Р. Штраус
    «Мещанин во дворянстве», сюита из музыки к комедии Мольера
    Форе
    «Пеллеас и Мелизанда», сюита из музыки к драме Метерлинка
    Стравинский
    Сюита из музыки балета «Жар-птица» (1919)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Памяти Александра Ведерникова.
    Национальный филармонический
    оркестр России,
    Николай Луганский

    03.03.2021

    В программе:
    Форе
    «Пеллеас и Мелизанда» – сюита из музыки к пьесе Метерлинка
    Шопен
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Стравинский
    «Весна священная»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Мама, я меломан.
    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр,
    Димитрис Ботинис, Ярослав Тимофеев

    Режиссерская версия

    01.02.2020

    В программе:
    Дебюсси
    «Послеполуденный отдых фавна»
    Чайковский
    Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
    Равель
    Хореографическая поэма «Вальс»
    Стравинский
    «Жар-птица» – фрагменты сюиты из музыки балета («Поганый пляс», Колыбельная, Финал)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Фестиваль искусств «Русская зима».
    Госоркестр России имени
    Е. Ф. Светланова, Владимир Юровский

    Режиссерская версия

    29.12.2019

    В программе:
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 2
    Локателли
    Концерт № 9 для скрипки с оркестром
    Стравинский
    Три духовных песнопения для хора a cappella
    И. С. Бах — И. Стравинский
    Хоральные вариации Vom Himmel hoch da komm' ich her' для хора и оркестра
    Лютославский
    Фрагменты из цикла «Двадцать польских колядок»
    Онеггер
    «Рождественская кантата» для баритона, детского хора, смешанного хора, органа и оркестра

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Национальный филармонический
    оркестр России,
    Димитрис Ботинис

    18.10.2019

    В программе:
    Элгар
    Интродукция и аллегро для струнных
    Бриттен
    Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс»
    Стравинский
    «Петрушка» – музыка балета (редакция 1947 года)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Ночные концерты Московской филармонии
    «Мама, я меломан»

    Режиссерская версия

    12.04.2019

    В программе:
    Чайковский
    «Итальянское каприччио»
    Бородин
    «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
    Дебюсси
    «От зари до полудня на море» из трёх симфонических эскизов «Море»
    Прокофьев
    «Монтекки и Капулетти» из музыки балета «Ромео и Джульетта»
    Свиридов
    «Время, вперёд!», увертюра из музыки к одноимённому кинофильму

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Ночные концерты
    Московской филармонии
    «Мама, я меломан»

    Режиссерская версия

    26.05.2018

    В программе:
    Россини
    Увертюра к опере «Сорока-воровка»
    Вагнер
    Вступление к первому акту и антракт к третьему акту оперы «Лоэнгрин»
    Дюка
    «Ученик Чародея»
    Прокофьев
    Фрагменты музыки балета «Золушка»
    Маркес
    Danson № 2
    Бернстайн
    Сюита из мюзикла «Вестсайдская история»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    14.03.2019

    В программе:
    Прокофьев
    Увертюра на еврейские темы
    Брух
    «Кол Нидрей» — адажио на две еврейские мелодии для альта с оркестром
    Шуберт
    Симфония № 9 («Большая»), до мажор, D 944