Александр Чайковский
    Юбилейный авторский вечер

    29 марта 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    А. Чайковский
    «Этюды в простых тонах» (Концерт № 2) для альта, симфонического оркестра и солирующего фортепиано (посвящается Юрию Башмету)
    Концерт для двух фортепиано с оркестром
    Симфония № 4 для оркестра, хора и солирующего альта (к 60-летию Великой Победы)

    12+

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижёрский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Наталия Гутман и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошёл в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижёров. Первым художественным руководителем и главным дирижёром коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вана Клиберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармония-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижёра и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звёзд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижёр и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк; дирижёры Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Марис Янсонс, Александр Лазарев, Владимир Юровский и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 «Лирическая» Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова – всемирно известный коллектив, один из старейших в Москве. Его история восходит к любительскому хору регента Ивана Юхова, созданному на рубеже XIX–XX веков. Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными композиторами Георгием Свиридовым и Дмитрием Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Под его началом Капелла снова выдвинулась на авансцену концертной жизни страны, стала реализовывать крупные творческие проекты. Среди них – музыкальные фестивали «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающие традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме. 

    География гастролей Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели концерты коллектива в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Большого фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Сергей Скрипка, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Павел Коган, Теодор Курентзис. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Мессы си минор Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шнитке, Канчели, Тавенера. Крупным проектом Капеллы последних лет стала студийная запись Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора.

    Марис Янсонс

    Марис Янсонс по праву занимает место среди самых выдающихся дирижеров нашего времени. Он родился в 1943 году в Риге. С 1956 года жил и учился в Ленинграде, где его отец, известный дирижер Арвид Янсонс, был ассистентом Евгения Мравинского в Заслуженном коллективе России академическом симфоническом оркестре Ленинградской филармонии. Янсонс-младший учился игре на скрипке, альте и фортепиано в средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории. Окончил Ленинградскую консерваторию с отличием по специальности «дирижирование» у профессора Николая Рабиновича. Затем совершенствовался в Вене у Ханса Сваровски и в Зальцбурге у Герберта фон Караяна. В 1971 стал победителем конкурса дирижеров Фонда Герберта фон Караяна в Западном Берлине.

    Как и его отец, Марис Янсонс многие годы работал с ЗКР АСО Ленинградской филармонии: был ассистентом легендарного Евгения Мравинского, который оказал большое влияние на его становление, затем приглашенным дирижером, регулярно гастролировал с этим коллективом. С 1971 по 2000 гг. преподавал в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории.

    В 1979–2000 гг. маэстро занимал должность главного дирижера Филармонического оркестра Осло и вывел этот коллектив в число лучших в Европе. Помимо этого, он был главным приглашенным дирижером Лондонского филармонического оркестра (1992–1997) и музыкальным директором Питтсбургского симфонического оркестра (1997–2004). С этими двумя оркестрами Янсонс побывал с гастрольными

     турами в крупнейших музыкальных столицах мира, выступал на фестивалях в Зальцбурге, Люцерне, Би-Би-Си Промс и других музыкальных форумах.

    Дирижер сотрудничал со всеми ведущими оркестрами мира, включая Венский, Берлинский, Нью-Йоркский и Израильский филармонические, Чикагский, Бостонский, Лондонский симфонические, Филадельфийский, цюрихский Тонхалле-оркестр, Дрезденскую государственную капеллу. В 2016 году он дирижировал оркестром Московской филармонии на юбилейном вечере Александра Чайковского.

    С 2003 года Марис Янсонс – главный дирижер хора и симфонического оркестра Баварского радио. Он – пятый главный дирижер хора и симфонического оркестра Баварского радио (после Ойгена Йохума, Рафаэля Кубелика, сэра Колина Дэвиса и Лорина Маазеля). Его контракт с этими коллективами действует до 2021 года.

    С 2004 по 2015 год Янсонс одновременно был главным дирижером Королевского оркестра Консертгебау в Амстердаме: шестым за 130-летнюю историю коллектива – после Виллема Кеса, Виллема Менгельберга, Эдуарда ван Бейнума, Бернарда Хайтинка и Риккардо Шайи. По окончании контракта оркестр Консертгебау назначил Янсонса своим дирижером-лауреатом.

    Будучи главным дирижером оркестра Баварского радио, Янсонс постоянно стоит за пультом этого коллектива в Мюнхене, городах Германии и за границей. Где бы ни выступали маэстро и его оркестр – в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Вене, Берлине, Москве, Санкт-Петербурге, Амстердаме, Париже, Мадриде, Цюрихе, Брюсселе, на самых престижных фестивалях – везде их ожидает восторженный прием публики и высочайшие оценки прессы.

    Осенью 2005 года коллектив из Баварии совершил первое в своей истории турне по Японии и Китаю. Японская пресса отметила эти концерты как «Лучшие концерты сезона». В 2007 году Янсонс дирижировал хором и оркестром Баварского радио в концерте для Папы Римского Бенедикта XVI в Ватикане. В 2006 и 2009 гг. Марис Янсонс дал несколько триумфальных концертов в нью-йоркском Карнеги-холле.

    Под управлением маэстро симфонический оркестр и хор Баварского радио являются ежегодными резидентами Пасхального фестиваля в Люцерне.

    Не менее триумфально проходили по всему миру выступления Янсонса с Королевским оркестром Консертгебау, в том числе на фестивалях в Зальцбурге, Люцерне, Эдинбурге, Берлине, Промс в Лондоне. Выступления в Японии во время гастрольного тура 2004 года были названы японской прессой «Лучшими концертами сезона».

    Значительное внимание Марис Янсонс уделяет работе с молодыми музыкантами. Он дирижировал Молодежным оркестром Густава Малера в европейском турне и работал с оркестром института Аттерзее в Вене, с которым выступал на Зальцбургском фестивале. В Мюнхене он постоянно дает концерты с юношескими коллективами Академии симфонического оркестра Баварского радио.

    Дирижер – артистический директор конкурса современной музыки в Лондоне. Он является почетным доктором музыкальных академий в Осло (2003), Риге (2006) и Королевской академии музыки в Лондоне (1999).

    1 января 2006 года Марис Янсонс впервые дирижировал традиционным Новогодним концертом в Венской филармонии. Этот концерт транслировало более 60 телекомпаний, его посмотрело более 500 миллионов телезрителей. Концерт был записан на CD и DVD на лейбле DeutscheGrammophon. CD с этой записью достиг статуса «дважды платинового», а DVD– «золотого». Еще дважды – в 2012 и 2016 гг. – Янсонс дирижировал Новогодними концертами в Вене. Релизы этих концертов также имели исключительный успех.

    В дискографии дирижера – записи произведений Бетховена, Брамса, Брукнера, Берлиоза, Бартока, Бриттена, Дюка, Дворжака, Грига, Гайдна, Хенце, Онеггера, Малера, Мусоргского, Прокофьева, Рахманинова, Равеля, Респиги, Сен-Санса, Шостаковича, Шенберга, Сибелиуса, Стравинского, Р. Штрауса, Щедрина, Чайковского, Вагнера, Веберна, Вайля на ведущих мировых лейблах: EMI, DeutscheGrammophon, SONY, BMG, Chandos и Simax, а также на фирменных лейблах Баварского радио (BR-Klassik) и Королевского оркестра Консертгебау.

    Многие из записей дирижера считаются эталонными: например, цикл произведений Чайковского, Пятая и Девятая симфонии Малера с Филармоническим оркестром Осло, Шестая симфонии Малера с Лондонским симфоническим.

    Записи Мариса Янсонса неоднократно удостаивались премий Diapasond’Or, PreisderDeutschenSchallplattenkritik (Приз немецких критиков в области звукозаписи), ECHOKlassik, CHOC du Monde de la Musique, Приза Эдисона, «Новой академии диска», PenguinAward, ToblacherKomponierhäuschen.

    В 2005 году Марис Янсонс завершил запись полного цикла симфоний Шостаковича для EMI Classics, в которой приняли участие несколько лучших оркестров мира. Запись Четвертой симфонии была награждена несколькими призами, среди которых Diapason d’Or и Приз немецких критиков. Записи Пятой и Восьмой симфоний получили в 2006 году приз ECHO Klassik. Запись Тринадцатой симфонии в 2005 году удостоена «Грэмми» за лучшее оркестровое исполнение и в 2006 году – ECHO Klassik Prize за лучшую запись симфонической музыки.

    Релиз полного собрания симфоний Шостаковича вышел в 2006 году, к 100-летию композитора. В том же году это собрание было удостоено награды «Приз года» от немецких критиков и Le Monde de la Musique, а в 2007 г. отмечено как «Запись года» и «Лучшая симфоническая запись» на MIDEM (Международной музыкальной ярмарке в Каннах).

    Согласно рейтингам ведущих мировых музыкальных изданий (французский “Monde de la musique”, британский “Gramophone”, японские “Record Geijutsu” и “Mostly Classic”, немецкий “Focus”), оркестры под руководством Мариса Янсонса непременно входят в число лучших коллективов планеты. Так, в 2008 по опросу британского журнала “Gramophone” оркестр Консертгебау занял первое место в списке 10 лучших оркестров мира, оркестр Баварского радио – шестое. Спустя год “Focus” в своем рейтинге лучших оркестров мира отдал этим коллективам два первых места.

    Марис Янсонс удостоен множества международных премий, орденов, званий и других почетных наград Германии, Латвии, Франции, Нидерландов, Австрии, Норвегии и других стран. Среди них:

    «Орден Трех звезд» – высшая награда Латвийской Республики и «Большая музыкальная премия» – высшая награда Латвии в области музыки;

    «Орден Максимилиана в области науки и искусства» и Орден «За заслуги» Баварии;

    приз «За заслуги перед Баварским радио»;

    Большой крест ордена «За Заслуги перед Федеративной Республикой Германии со звездой» за выдающееся служение немецкой культуре (при награждении было отмечено, что как дирижер лучших оркестров мира и благодаря поддержке современной музыки и молодых талантов Марис Янсонс принадлежит к великим артистам нашего времени);

    звания «Командора Королевского норвежского ордена заслуг», «Командора ордена искусств и литературы» Франции, «Рыцаря Ордена Нидерландского льва»;

    европейская дирижерская премия от Фонда “Pro Europa”;

    приз «Балтийские звезды» за развитие и укрепление гуманитарных связей между народами Балтийского региона.

    Он не раз был назван «Дирижером года» (в 2004 г. Лондонским Королевским филармоническим обществом, в 2007 – «Немецкой академией звука» (German Phono Academy), в 2011 – журналом “Opernwelt” за исполнение оперы «Евгений Онегин» с оркестром Консертгебау) и «Артистом года» (в 1996 EMI, в 2006 – MIDEM).

    В январе 2013 г., в честь 70-летия Мариса Янсонса, ему был присужден “Ernst-von-Siemens-Musikpreis” – одна из самых значительных наград в области музыкального искусства.

    В ноябре 2017 года выдающийся дирижер стал 104-м обладателем Золотой медали Королевского филармонического общества. Он присоединился к списку обладателей этой награды, в числе которых Дмитрий Шостакович, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо и Бернард Хайтинк.

    В марте 2018 года маэстро Янсонс был удостоен еще одной исключительно престижной музыкальной награды:Премии Леони Соннинг, присуждаемой с 1959 года крупнейшим музыкантам современности. В числе ее обладателей – Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович, Леонард Бернстайн, Витольд Лютославский, Бенджамин Бриттен, Иегуди Менухин, Дитрих Фишер-Дискау, Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер, Исаак Стерн, Юрий Башмет, София Губайдулина, Анне-Софи Муттер, Чечилия Бартоли, Арво Пярт, сэр Саймон Рэттл и многие другие выдающиеся композиторы и исполнители.

    Марис Янсонс – народный артист России. В 2013 году дирижер был награжден «Медалью за заслуги перед Санкт-Петербургом» от Администрации города. 

    Юрий Башмет

    Родился в 1953 году в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую консерваторию. Его педагогами были профессора Вадим Борисовский и Федор Дружинин. Еще в студенческие годы стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975, II премия) и Мюнхене (1976, I премия). Вывел свой инструмент на новый уровень: сыграл в Большом зале консерватории первую в его истории альтовую программу, стал первым исполнителем многочисленных сочинений для альта, написанных нашими современниками. Для Башмета писали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, Александр Раскатов; ему посвящено более 50 произведений. Выступал со всеми крупнейшими оркестрами мира.

    В 1982 году начал дирижировать, в 1986 создал камерный ансамбль «Солисты Москвы». В 1992 году состав ансамбля полностью обновился: его участниками стали талантливые молодые музыканты – выпускники и аспиранты Московской консерватории. В 2008 году ансамбль вместе с Юрием Башметом стал лауреатом премии «Грэмми». Это первый российский камерный ансамбль, удостоенный «Грэмми» за всю ее 50-летнюю историю.

    С 2002 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». В симфонических абонементах Башмета музыка разных эпох и стилей – Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шнитке, Губайдулина, Канчели. Выступления оркестра с успехом проходят в таких странах, как Франция, Германия, Греция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Испания, Австрия, Турция, Болгария, Индия, Финляндия, Япония.

    Многолетняя творческая дружба и многочисленные совместные концерты связывали Башмета и Святослава Рихтера. После смерти Рихтера, на протяжении 16 лет возглавлявшего легендарные «Декабрьские вечера», Башмет стал его преемником. Маэстро возглавляет также музыкальные фестивали «Эльба – музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, Музыкальные фестивали Юрия Башмета в Минске (Беларусь), Ярославле, Хабаровске и Пензе.

    Созданный Башметом Международный Благотворительный Фонд учредил Международную премию имени Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства, которая присуждена Гидону Кремеру, Томасу Квастхоффу, Виктору Третьякову, Валерию Гергиеву, Анне-Софи Муттер, Ольге Бородиной, Ирине Антоновой, Наталии Гутман, Евгению Кисину, Максиму Венгерову, Алексею Ратманскому, Ефиму Бронфману, Денису Мацуеву, Тан Дуну.

    Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, в фонды помощи детям-инвалидам.

    Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. Руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске и Юношеской музыкальной академии стран СНГ во Львове (Украина). В 2012 году под руководством Юрия Башмета создан Всероссийский юношеский симфонический оркестр. «Путевку в жизнь» от экспертного жюри получили 79 музыкантов в возрасте от 9 до 21 года из 28 городов России.

    Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о творчестве Башмета. 

    Борис Березовский

    Борис Березовский – один из самых востребованных пианистов мира. Его искусство отличается виртуозностью, совершенным звуком с богатым спектром динамических оттенков, репертуарным разнообразием. Родился в Москве в 1969 году. Учился в Московской консерватории у Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 завоевал IV премию конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания). После блестящего дебюта в лондонском Уигмор-холле в 1988 году газета The Times охарактеризовала его как «исключительно многообещающего артиста». Подтверждением тому стали I премия и Золотая медаль на IX Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, завоеванные Березовским в 1990 году.

    С этого момента разворачивается международная карьера пианиста. Он выступает с лучшими оркестрами мира, среди которых Нью-Йоркский филармонический и Филадельфийский, лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр Би-Би-Си, Резиденц-оркестр Гааги и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и амстердамский Консертгебау, Национальный оркестр Франции, Симфонические оркестры Бирмингема и Сиднея, филармонические оркестры Роттердама, Мюнхена, Осло, Берлина, Российский национальный, Уральский академический филармонический (УАФО), Новый Японский филармонический оркестр и другие. Партнерами Березовского были Курт Мазур, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш, Эндрю Литтон, Антонио Паппано, Лоранс Экильбе, Владимир Ашкенази, Александр Лазарев, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Дмитрий Китаенко, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Александр Ведерников и многие другие известные дирижеры.

    Сольные концерты Березовского проходят в лучших залах мира, таких как Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лондонский Ройал-фестивал-холл, Театр Елисейских полей в Париже, венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, зал «Мегарон» в Афинах, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени Чайковского. Среди партнеров Березовского по камерному ансамблю – Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев, Яна Иванилова, Акико Суванаи, Хэмиш Милн.

    В обширной дискографии Березовского – около 40 CD и DVD. На лейбле Teldec пианист записал произведения Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. На лейбле Mirare – все Прелюдии и фортепианные концерты Рахманинова (с УАФО под управлением Дмитрия Лисса) и сочинения Рахманинова для двух фортепиано (в ансамбле с Брижит Анжерер). Березовский – обладатель многих премий в области звукозаписи. Его записи сочинений Равеля, Чайковского, Шостаковича, Рахманинова, Хиндемита, Шопена, Сен-Санса удостоены премий Diapason d'Or, EchoKlassik, CHOC, многократно отмечены журналами Le Monde de la Musique и Gramophone. В 2006 году Березовский был удостоен премии BBC Music Magazine.

    Пианист – участник крупнейших международных музыкальных фестивалей в России, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Словакии, Японии, США. По инициативе Березовского в городах России (Москва, Екатеринбург, Владимир) с 2006 по 2011 гг. проходил «Метнер-фестиваль». Пианист активно концертирует в России: в Оренбурге, Новосибирске, Белгороде и многих других городах, проводит авторские фестивали, в том числе Фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге (2012, 2014), идею которого сам музыкант определил как «музыкально-географическое путешествие». Схожими идеями вдохновлен и проект пианиста «Музыка Земли» (2014, 2016). «У меня возникло желание создать несколько концертов, посвященных влиянию фольклора на классику, – объяснял пианист. – Ведь многие гениальные русские композиторы вдохновлялись фольклором, любили его и обожали. Я думаю, что тема огромная, и хватит фестивалей на сорок, не меньше. Уж на мою жизнь точно хватит». В сентябре 2015 Березовский участвовал в I фестивале «Безумные дни в Екатеринбурге».

    Летом 2015 года Березовский был членом жюри состязания пианистов на XV международном конкурсе имени Чайковского. На телеканале «Россия – Культура» он вел программу «Вспоминая великие страницы», посвященную конкурсным выступлениям пианистов прежних лет. Лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2013). В 2015 удостоен Премии города Москвы в номинации «Музыкальное искусство». В июле 2016 удостоен звания Заслуженный артист РФ. Носит звание Steinway Artist.

    Дарья Чайковская

    Дарья Чайковская (фортепиано) родилась в Москве, в семье профессиональных музыкантов. В 7 лет поступила в Среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (класс А. Григорьевой), с 1992 года продолжила музыкальное образование в консерватории г. Любека (Германия). На протяжении ряда лет её наставниками были выдающиеся пианисты и педагоги: Владимир Крайнев (консерватория Ганновера, Германия), Игорь Благодатов (Безансон, Франция), Арбо Валдма (консерватория Кёльна, Германия) и Борис Петрушанский (Пианистическая академия Имолы, Италия). В классе профессора Павла Гилилова Дарья Чайковская окончила аспирантуру Кёльнской консерватории.

    Дарья — неоднократная победительница всегерманских и международных конкурсов. В послужном списке пианистки — победы на Международном юношеском конкурсе «Steinway» в Гамбурге (Германия), Международном конкурсе на Ибице (Испания), Международном конкурсе В. Беллини (Италия), Международном конкурсе в Гориции (Италия) и других музыкальных состязаний.

    Её сольные концерты, выступления с оркестрами и камерными ансамблями проходили в городах России, Европы и Японии на таких известных сценах, как Кёльнская филармония, Концертный зал Laeiszhalle в Гамбурге, Konzerthaus в Берлине, Tonhalle в Дюссельдорфе, Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, Камерный зал Московской филармонии.

    Молодая пианистка участвует в известных фестивалях: земли Шлезвиг-Гольштейн, земли Мекленбург-Передняя Померания, «Киссингерское лето» и «Киссингерская фортепианная олимпиада», «Euregio» (Германия), «Музыкальная неделя в Каннах» (Франция), музыкальном фестивале в Ставангере и Григовском фестивале в Трольдхаугене (Норвегия).

    Ксения Башмет

    Ксения Башмет получила музыкальное образование в МССМШ имени Гнесиных (педагоги Елена Эфрусси, Татьяна Зеликман), Московской консерватории (класс профессора Льва Наумова) и аспирантуре Консерватории (класс доцента Ирины Кирилловой и профессора Тиграна Алиханова). Дипломант Международного фестиваля «Виртуозы 2000 года» (Санкт-Петербург, 1994), лауреат I Международного конкурса камерных ансамблей имени Танеева (Калуга) и XVIII Международного конкурса камерных ансамблей в Кальтаниссетте (Италия). Дважды удостаивалась спецпризов Международного конкурса альтистов Юрия Башмета: «Лучшему иллюстратору (концертмейстеру)» в 2010 году и «За великолепное музыкальное сопровождение» в 2013-м. Лауреат Молодежной премии «Триумф» (2004), премии «Золотой нотный стан» (Флоренция, 2005).

    Участница международных фестивалей в Роландсеке (Германия), Туре (Франция), Вербье (Швейцария), Тэнглвуде (США), на острове Эльба (Италия), а также российских музыкальных форумов: «Молодые звезды ХХI века» (Самара), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Московская осень», «Возвращение», Ars Longa, Vivacello (Москва), фестивалей Юрия Башмета в Сочи, Ярославле и Хабаровске.

    Гастролирует в России и за рубежом. Ее концерты проходили в Европе, Японии, США, Израиле, в том числе в залах New Tokyo Opera City Hall, Музикферайн (Вена), Бетховенский зал (Бонн), Тонхалле (Цюрих). Как солистка выступала с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Камерным ансамблем «Солисты Москвы», Ансамблем солистов «Концертино», Берлинским и Гамбургским камерными оркестрами, филармоническими коллективами Сочи, Тольятти, Самары, Красноярска, Воронежа. Среди сценических партнеров Ксении Башмет – Гидон Кремер, Наталия Гутман, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Кристоф Барати, Юлиан Рахлин, Александр Князев, дирижеры Марис Янсонс, Саулюс Сондецкис, Дмитрий Лисс, Александр Сладковский, Фабио Мастранджело.

    Пианистка выпустила два CD на лейбле Quartz, один из которых, Piano Collection Майкла Наймана, был назван «диском недели» на английском радио Classic FM. Ксения Башмет – первая исполнительница сочинений Артема Васильева, Елены Лангер, М. Ковалевой, Александра Чайковского. Приняла участие в записях диска «24 прелюдии и фуги Всеволода Задерацкого» и альбома к юбилею Александра Чайковского, осуществленных фирмой «Мелодия». С 2016 года – директор и педагог Открытой школы музыки при Башмет-центре.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Слонимский. Желанные собеседники

    13.02.2017

    В программе:
    Слонимский
    Цикл песен на стихи М.Цветаевой
    «Ангел», «Молитва», «Башкирская девичья песня»
    «Тесно сердце» и «Изумрудные очи» из цикла Три романса на стихи В.Соловьёва
    Северная баллада памяти Грига
    Григ
    «Люблю тебя»
    Балакирев
    «Песня» «Обойми, поцелуй»
    Римский-Корсаков
    «Щекою к щеке ты моей приложись»
    «Вздымаются волны»
    П. И. Чайковский
    «Смотри – вон облако»
    «Али мать меня рожала»
    «И больно, и сладко»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    К 60-летию оркестра

    03.12.2016

    В программе:
    Пярт
    Коллаж на тему B-A-C-H
    Шуберт
    Симфония № 5
    Канчели
    Broken Chant для скрипки и гобоя с оркестром
    Моцарт
    «Ночная серенада» № 6

    Камерный зал Филармонии

    Татьяна Чудова

    22.03.2017

    В программе:
    Чудова
    «Фон Мекк – Чайковский», одноактная опера в письмах (концертное исполнение).
    Либретто автора

    Камерный зал Филармонии

    Юрий Воронцов

    01.03.2017

    В программе:
    Воронцов
    Con amore для кларнета, виолончели и фортепиано
    Flashback для фортепиано (Мировая премьера)
    Status quo для ансамбля
    Новгородские песни для ансамбля

    Камерный зал Филармонии

    Новая музыка

    06.12.2016

    В программе:
    Ксенакис
    “Rebonds” для ударных инструментов
    “Nomos Alfa” и “Kottos” для виолончели соло
    “Paille in the Wind” для виолончели и фортепиано
    “Mists” для фортепиано
    “a. R. (Hommage à Ravel)” для фортепиано
    “Mikka” для скрипки соло
    “Diktas” для скрипки и фортепиано
    “Aroura” для струнных

    Камерный зал Филармонии

    Новая музыка

    27.10.2016

    В программе:
    Мартынов
    «Заповеди Блаженств» (2004)
    «Небесный Иерусалим» (1993)
    «Исайе, ликуй!» (2014, первое исполнение)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Юбилейный концерт. К 65-летию оркестра. Оркестр Московской филармонии, Юрий Симонов, Штефан Владар (фортепиано)

    Режиссерская версия

    22.09.2016

    В программе:
    А. Чайковский
    «Ноктюрны Северной Пальмиры» – поэма для оркестра
    Рахманинов
    Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
    Брамс
    Симфония № 4

    Камерный зал Филармонии

    В рамках V Фестиваля польской музыки в Москве «Романтик-квартет»

    14.11.2015

    В программе:
    А. Чайковский
    Квартет № 5 (Премьера)

    Камерный зал Филармонии

    Произведения профессоров и студентов V Международной академии молодых композиторов в г.Чайковском

    14.09.2015

    Камерный зал Филармонии

    Персона – композитор Сергей Жуков

    27.04.2016

    В программе:
    Жуков
    "Kryptos" для голоса и препарированного рояля (премьера)
    "Ave Maria", сценическая композиция для женского голоса, рояля и саундтрека
    «Стихомания», моноспектакль по мотивам стихотворений Лены Элтанг