В продаже абонемент Musica sacra nova
19 мая 2016
Большой зал Консерватории
Абонемент №69:
«ХХ век. Начало». Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. К 85-летию оркестра
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом»,– говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский.
БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.
В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».
В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире; за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra.
В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».
Народный
артист СССР,
лауреат
Государственной премии России
профессор
Художественный руководитель и главный дирижер
Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Александр Дмитриев родился в
Ленинграде, в семье оркестрового музыканта. Азы профессии он осваивал в
Ленинградском хоровом училище имени Глинки, затем окончил Ленинградскую
консерваторию по двум специальностям: как хоровой дирижер у Е. Кудрявцевой и
как теоретик у Ю. Тюлина. В дальнейшем стажировался в аспирантуре по
специальности симфоническое дирижирование в классе Н. Рабиновича.
Еще в годы учебы Александр Дмитриев начал овладевать дирижерским мастерством. Дебютным для него стал Симфонический оркестр Карельского радио и телевидения. Дирижер проработал с этим коллективом десять лет (1961–1971), и за это время в его биографии произошло несколько этапных событий. В 1966 году Александр Дмитриев становится лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров, а в 1968–1969 годах стажируется в Венской академии музыки и исполнительского искусства у Г. Сваровского и К. Остеррайхера. Вслед за тем Е. Мравинский приглашает музыканта на стажировку в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.
Одновременно Александр Дмитриев осваивает и еще одно направление профессии — дирижер музыкального театра. В 1971 году он становится главным дирижером Малого театра оперы и балета, где впервые в стране осуществляет постановки опер «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» Глюка, «Умница» Орфа. Также совместно с О. Виноградовым и Ю. Любимовым он ставит балет Бориса Тищенко «Ярославна». Сочинения современников — Р. Щедрина, А. Петрова, С. Слонимского, Ю. Фалика, Г. Уствольской — останутся в репертуаре Александра Дмитриева и после того, как он в 1977 году пересечет Площадь Искусств для того, чтобы стать главным дирижером Академического симфонического оркестра филармонии.
Почти 40 лет продолжается сотрудничество музыканта с оркестром, которым некогда руководил его наставник Николай Рабинович. Сотрудничество, наполненное активной гастрольной деятельностью в России, странах Европы, Азии, Америки. Благодаря Александру Дмитриеву дискография коллектива пополнилась записями всех симфоний Бетховена и Шуберта, сочинений Чайковского и Рахманинова, Равеля и Бриттена.
Параллельно в 1990–1998 годах Александр Дмитриев возглавлял Симфонический оркестр Ставангера (Норвегия).
На афишах дирижера — сочинения практически всех эпох и стилей. В его репертуаре — программы из сочинений американских и скандинавских композиторов, русская музыка рубежа XIX-XX веков, симфоническая классика XX века. С особой симпатией дирижер относится к французской музыке: он исполнил многие произведения Берлиоза, Дебюсси, Онеггера и Равеля. Кроме того, оркестр под управлением Александра Дмитриева представил Петербургу премьеры Восьмой симфонии Малера, опер «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и «Дитя и волшебство» Равеля (в концертном исполнении), оратории Генделя «Сила музыки», «Предварительного действа» Скрябина – Немтина. Входит в сферу творческих интересов Александра Дмитриева и современная музыка, в частности, произведения петербургских композиторов (в т. ч. премьеры).По словам дирижера, в том, что Академический симфонический оркестр знакомит публику с новыми произведениями, он видит «свой вклад в музыкальную культуру Петербурга».
В сезоне 2014–2015 гг. Александр Дмитриев и АСО Санкт-Петербургской филармонии провели яркие гастроли в Великобритании и Китае. Исполнение коллективом под управлением маэстро Дмитриева 7-й симфонии Шостаковича в Пекине накануне празднования 70-летия Великой Победы вызвало бурю восторгов. «Исполнение великой “Ленинградской” симфонии оркестром из России затронуло самое сердце и превзошло все наши ожидания… Мы поняли, что великая музыка стирает границы… Нескончаемые овации в адрес Александра Дмитриева и оркестра были подобны лавине», — писал рецензент газеты Beijing Youth Daily.
12 июня 2016 филармонический оркестр под управлением Александра Дмитриева даст концерт в Тель-Авиве в рамках проекта «День России в мире».
В планах маэстро на будущий сезон — концерты абонемента «Александр Дмитриев и его оркестр» и других абонементов в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.
Александр Дмитриев — профессор кафедры симфонического дирижирования в Санкт-Петербургской консерватории. В числе его учеников — В. Альтшулер, А. Аниханов, А. Борейко, А. Штейнлухт, Д. Руссу.
Прославленный маэстро удостоен званий Народного артиста СССР (1990), лауреата Государственной премия Российской Федерации (2000), орденов Почета (2005) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2010), знака отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом».
Скрипач и альтист Иван Почекин родился в 1987 году в Москве. Начал учиться игре на скрипке в возрасте пяти лет под руководством Галины Турчаниновой. Обучался в Центральной музыкальной школе и Академическом музыкальном училище при Московской консерватории (класс Майи Глезаровой), затем в Высшей школе музыки в Кёльне (класс Виктора Третьякова). Принимал участие в мастер-классах Зариус Шихмурзаевой, Нелли Школьниковой, Бориса Кушнира и других.
Лауреат II премии Международного конкурса имени Вацлава Хумла в Загребе (2005), победитель III Международного конкурса имени Никколо Паганини в Москве (2005). Играет на инструментах работы своего отца – мастера Юрия Почекина.
Иван Почекин принимал участие в Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Кремль музыкальный», «Безумный день» в Нанте и Pianoscope в Бове (Франция), Crescendo, «Звезды на Байкале» в Иркутске и других.
Выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Национальным филармоническим оркестром России, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Уральским академическим филармоническим оркестром, Государственным академическим камерным оркестром России, Загребским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Дубровника, Симфоническим оркестром Софийского радио, Филармоническим оркестром Овьедо, Базельским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром радио и телевидения Южной Кореи.
Творческие контакты связывают артиста с прославленными дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Василий Синайский, Юрий Симонов, Михаил Плетнёв, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Сергей Скрипка, Гинтарас Ринкявичюс, Василий Петренко, Ян Латам-Кёниг, Фабио Мастранджело и Чарльз Оливьери-Монро. Среди партнеров скрипача по ансамблю – Борис Березовский, Анри Демаркетт, Татьяна Гринденко, Райнер Шмидт, Александр Князев, Александр Гиндин, Артём Дервоед, Филипп Копачевский и Юрий Фаворин.
В сентябре 2014 года в рамках Большого фестиваля Российского национального оркестра Иван Почекин был удостоен чести сыграть на легендарной скрипке «экс-Паганини» работы Карло Бергонци, предоставленной семьей Максима Викторова.
В 2006 году при содействии Фонда скрипичного искусства Иван Почекин записал дебютный компакт-диск с сочинениями Паганини и Шоссона. В том же году австрийская звукозаписывающая фирма Philartis выпустила его альбом Chanson Russe с произведениями Прокофьева, Шимановского, Чайковского, Стравинского и Хачатуряна. В 2011 году Иван подписал контракт с фирмой Naxos на запись двух альбомов, куда вошли скрипичные концерты и виртуозные пьесы Паганини. В 2020 году немецкая фирма Hänssler выпустила диск с записью двух концертов Шостаковича в исполнении Ивана Почекина и Российского национального оркестра под управлением Валентина Урюпина.
Особое место в творческой жизни артиста занимают выступления в дуэте с братом, скрипачом Михаилом Почекиным. В 2017 году фирма «Мелодия» выпустила первый совместный альбом братьев The Unity of Opposites («Единство противоположностей»), в который вошли произведения Моцарта, Прокофьева, Михаэля Гайдна и Глиэра.