Эдуард Грач. Гала-концерт в День 85-летия. Звёзды XXI века, воспитанники маэстро Э.Грача, лауреаты международных конкурсов скрипачей : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Эдуард Грач.
    Гала-концерт в День 85-летия.
    Звёзды XXI века,
    воспитанники маэстро Э.Грача,
    лауреаты международных конкурсов скрипачей

    19 декабря 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Сибелиус
    Юмореска, соч. 87 № 2
    Равель
    «Цыганка» – рапсодия для скрипки с оркестром
    Сибелиус
    Интродукция и Рондо каприччиозо, соч. 28
    Шуберт
    Рондо ля мажор, D 438
    Миллер
    Фантазия на темы из музыки к кинофильму «Серенада Солнечной долины»
    Моцарт
    Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» (Переложение для хора и солистки К.Бодрова)
    Рахманинов
    «Весенние воды». Слова Ф.Тютчева (Переложение для хора А.Андрусенко)
    Бодров
    «Gloria» для солирующего фортепиано и хора
    (первое исполнение)

    Витали – Шарлье
    Чакона

    Бизе – Ваксман
    «Кармен-фантазия»

    Тернявский
    «Путешествие в юность» – фантазия для фортепиано с оркестром

    З. де Аберу
    «Тико-тико» (Переложение для хора и солистки К.Бодрова)

    Альбенис – Крейслер
    Танго. Стихи В.Маяковского

    Кальман – Мнацаканов
    Парафраз на темы оперетт

    12+

    Абонемент №38:

    Bravissimo! Популярные мелодии разных эпох от камерных оркестров

    Камерный оркестр «Московия»

    Камерный оркестр «Московия» был создан в 1990 году выдающимся скрипачом, профессором Московской консерватории Эдуардом Грачом на базе своего класса. «Однажды я "увидел" свой класс как единый коллектив, как камерный оркестр», – признавался музыкант в одном из интервью.

    Дебют оркестра состоялся 27 декабря 1990 года в Малом зале консерватории на концерте, посвященном 100-летию со дня рождения А. И. Ямпольского (1890–1956), учителя Э. Грача.

    Уникальность «Московии» в том, что все скрипачи – представители одной школы, при этом все они – яркие, самобытные солисты. Участие в каждой концертной программе нескольких солистов из состава оркестра, сменяющих друг друга и аккомпанирующих коллегам, – явление крайне редкое в исполнительстве.

    Несмотря на то, что основу коллектива составляют студенты Московской консерватории, а состав его по объективным причинам постоянно меняется, с самых первых своих выступлений «Московия» покорила публику «лица необщим выраженьем» и снискала славу высокопрофессионального коллектива единомышленников. Высочайшее мастерство солистов и непревзойденный уровень ансамбля, абсолютное взаимопонимание дирижера и оркестрантов, единство исполнительской манеры, полнокровное восприятие жизни и романтический порыв, виртуозная слаженность и красота звука, импровизационная свобода и постоянный поиск нового – таковы главные черты творческого почерка и стиля Эдуарда Грача и его учеников – музыкантов камерного оркестра «Московия», постоянным партнером которых является талантливая пианистка, заслуженная артистка России Валентина Василенко.

    В разные годы в оркестре «Московия» обрели бесценный опыт как сольного, так и ансамблевого музицирования молодые музыканты, воспитанники Э. Грача – лауреаты престижных международных конкурсов: К. Акейникова, А. Баева, Н. Борисоглебский, Е. Гелен, Е. Гречишников, Ю. Игонина, Г. Казазян, Э. Куперман, А. Притчин, С. Поспелов, Е. Рахимова, О. Сидарович, Л. Солодовников, М. Тертерян, Н. Токарева, М. Хохолков и многие другие.

    Эдуард Грач и артисты камерного оркестра «Московия» из года в год радуют любителей музыки новыми яркими творческими и исполнительскими свершениями. Ежегодные филармонические абонементы оркестра – по традиции одни из самых популярных среди меломанов. И оркестр щедро благодарит своих многочисленных поклонников, на каждом концерте даря слушателям радость общения с Большой музыкой.

    Разнообразный репертуар «Московии» включает в себя произведения Вивальди, Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Паганини, Брамса, И. Штрауса, Грига, Сен-Санса, Чайковского, Крейслера, Сарасате, Венявского, Малера, Шёнберга, Шостаковича, Бизе-Щедрина, Эшпая, Шнитке; концертные миниатюры Гаде и Андерсона, Чаплина и Пьяццоллы, Керна и Джоплина; многочисленные обработки и переложения популярной музыки.

    Талантливый коллектив хорошо известен как у нас в стране, так и за рубежом. Оркестр неоднократно выступал в Санкт-Петербурге, Туле, Пензе, Орле, Петрозаводске, Мурманске и других городах России; гастролировал в странах СНГ, Бельгии, Вьетнаме, Германии, Греции, Египте, Израиле, Италии, Китае, Корее, Македонии, Польше, Сербии, Франции, Хорватии, Эстонии, на Кипре. Оркестр «Московия» – участник фестивалей «Русская зима» в Москве, «Белые ночи» в Архангельске, Гаврилинского фестиваля в Вологде, имени М. И. Глинки в Смоленске, «Магия юных» в Портогруаро (Италия).

    В качестве дирижеров с оркестром «Московия» выступали выдающиеся скрипачи Шломо Минц и Максим Венгеров.

    Оркестром записано множество компакт-дисков. Российское телевидение осуществило запись ряда концертных программ оркестра в Большом зале консерватории и Концертном зале имени П. И. Чайковского.

    В 2015 году камерный оркестр «Московия» отмечает свое 25-летие.

    Эдуард Грач

    Эдуард Давидович Грач – выдающийся музыкант, скрипач, альтист, дирижер, педагог, солист Московской государственной академической филармонии, профессор и заведующий кафедрой скрипки Московской консерватории.

    Эдуард Грач родился в 1930 году в Одессе. Обучение музыке начинал в знаменитой Школе Петра Столярского у профессора П. С. Столярского и профессора В. З. Мордковича. В Новосибирске, куда во время войны эвакуировалась его семья, он учился у профессора И. А. Гутмана. Там же в 1944 году молодой скрипач дал свой первый концерт.

    На концерте тогда присутствовали Евгений Мравинский, Курт Зандерлинг, Абрам Стасевич, участники Квартета имени Глазунова. После успешного выступления многие музыканты рекомендовали Эдуарду Грачу продолжить обучение в Москве, и в том же 1944 году он поступил в Центральную музыкальную школу  в класс А. И. Ямпольского. У него же совершенствовал мастерство в Московской консерватории (1948–1953) и аспирантуре (1953–1956; после смерти Ямпольского окончил аспирантуру у Д. Ф. Ойстраха).

    Первую победу Э. Грач одержал в 1949 году на международном конкурсе музыкантов-исполнителей II фестиваля молодежи и студентов в Будапеште, после чего начал активно концертировать. Затем он стал лауреатом престижных конкурсов: имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1955, Гран-при города Парижа) и имени П. И. Чайковского в Москве (1962). «Я всю жизнь буду помнить ваш звук», – сказал прославленный скрипач Генрик Шеринг молодому исполнителю после его выступления на парижском конкурсе. Об игре Э. Грача высоко отзывались такие корифеи музыкального исполнительства, как Ф. Крейслер, Ж. Сигети, Е. Цимбалист, И. Стерн, Э. Гилельс.

    С 1953 года Э. Грач – солист Москонцерта, с 1975 – Московской филармонии.

    В репертуаре музыканта более 700 произведений – от виртуозных миниатюр до масштабных полотен, от шедевров барокко до новейших опусов. Он стал первым интерпретатором многих сочинений современных авторов. Ему посвящены все скрипичные произведения А. Эшпая, а также концерты и пьесы И. Акбарова, Л. Афанасьева, А. Бабаджаняна, Ю. Крейна, Н. Ракова, И. Фролова, К. Хачатуряна, Р. Щедрина и других композиторов.

    Хорошо известен Э. Грач и как камерный исполнитель. В разные годы его партнерами были пианисты Г. Гинзбург, В. Горностаева, Б. Давидович, С. Нейгауз, Е. Светланов, Н. Штаркман, виолончелист С. Кнушевицкий, клавесинист А. Волконский, органисты А. Гедике, Г. Гродберг и О. Янченко, гитарист А. Иванов-Крамской, гобоист А. Любимов, певица З. Долуханова.

    В 1960-х – 1980-х годах с большим успехом Э. Грач выступал в составе трио с пианистом Е. Малининым и виолончелисткой Н. Шаховской. С 1990 г. постоянным партнером Э. Грача является пианистка, заслуженная артистка России Валентина Василенко.

    Эдуард Грач выступал с лучшими отечественными и зарубежными оркестрами под управлением всемирно известных дирижеров: Курта Зандерлинга, Константина Иванова, Джансуга Кахидзе, Дмитрия Китаенко, Франца Конвичного, Кирилла Кондрашина, Курта Мазура, Натана Рахлина, Геннадия Рождественского, Самуила Самосуда, Евгения Светланова, Юрия Темирканова, Тауна Ханникайнена, Карло Цекки, Максима Шостаковича, Неэме Ярви.

    Эдуард Грач записал свыше 100 пластинок. С усовершенствованием технологий звукозаписи многие виниловые пластинки были оцифрованы и изданы на компакт-дисках. С 1989 года Э. Грач преподает в Московской консерватории (с 1990 – профессор), много лет заведует кафедрой скрипки. Развивая традиции своих великих наставников, он создал собственную скрипичную школу и воспитал блестящую плеяду учеников – лауреатов многочисленных международных конкурсов, среди которых А. Баева, Н. Борисоглебский, Е. Гелен, Е. Гречишников, Ю. Игонина, Г. Казазян, Квун Хюк Чжу, Пань Ичун, С. Поспелов, А. Притчин, Е. Рахимова, Л. Солодовников, Н. Токарева.

    Экспертной комиссией газеты «Музыкальное обозрение» Э. Грач признан «Педагогом года» в России в 1995, 2002 и 2003 гг. В 2005 году музыкант был назван лучшим педагогом в Южной Корее. Эдуард Грач – Почетный профессор Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия), Шанхайской и Сычуаньской консерваторий в Китае, Университета «Индианаполис» в Афинах (Греция), мастер-классов «Кешет Эйлон» (Израиль), академик Итальянской академии музыки Monti Azzuri.

    Проводит мастер-классы в Москве и городах России, в Англии, Венгрии, Германии, Голландии, Египте, Италии, Израиле, Китае, Корее, Польше, Португалии, Словакии, США, Франции, Чехии, Югославии, Японии, на Кипре, Тайване.

    В 1990 году на базе своего консерваторского класса Э. Грач создал Камерный оркестр «Московия», с которым тесно связана его творческая деятельность уже более 20 лет. Под руководством Э. Грача оркестр завоевал репутацию одного из лучших камерных коллективов России и поистине мировую славу.

    Эдуард Грач – Президент и председатель жюри Международного конкурса имени А. И. Ямпольского, Вице-президент Международного конкурса имени А. Курчи в Неаполе, председатель жюри Юношеского конкурса имени П. И. Чайковского, конкурсов «Новые имена», «Юношеские ассамблеи искусств», «Скрипка Севера» в Якутске, конкурса имени В. Гумля в Загребе (Хорватия), имени Л. ван Бетховена в Чехии. Член жюри международных конкурсов имени П. И. Чайковского, имени Г. Венявского в Познани, имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, имени Н. Паганини в Генуе и Москве, имени Й. Иоахима в Ганновере (Германия), имени П. Владигерова в Болгарии, имени Й. Сигети и Ё. Хубаи в Будапеште, имени К. Нильсена в Оденсе (Дания), конкурсов скрипачей в Сеуле (Южная Корея), Клостер-Шёнтале (Германия), I Международного конкурса скрипачей в Буэнос-Айресе (Аргентина), IV Московского Международного конкурса скрипачей имени Д. Ф. Ойстраха, Международных конкурсов скрипачей в Астане (Казахстан) и ряда других. В 2014 году Эдуард Грач работал в жюри Международного конкурса имени М. Лонг и Ж. Тибо. «Невероятная ностальгия – сидеть в зале Гаво и невольно вспоминать 1955 год, когда я сам играл на этом конкурсе. Сейчас в Оргкомитете работал сотрудник, который меня слушал полвека назад – очень волнительное событие! И я счастлив, что мой ученик Айлен Притчин победил на этом конкурсе, завоевал Гран-при», – говорит Маэстро.

    В 2015 году произошло знаменательное событие – Эдуард Грач в числе выдающихся учеников Школы Столярского вновь вышел на знаменитую сцену Одесского национального академического театра оперы и балета в программе Международного фестиваля «Золотые скрипки Одессы».

    В 2002 и 2010 гг. Эдуард Грач получил благодарность Президента Российский Федерации В. В. Путина «За большой вклад в развитие музыкального искусства». В 2004 г. он стал лауреатом премии Правительства Москвы в области литературы и искусства. В 2009 г. удостоен Государственной премии Республики Саха (Якутия). Награжден медалью Международного фонда Эжена Изаи.

    Эдуард Грач – Народный артист СССР (1991), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV (1999) и III (2005) степеней, Ордена Почета (2011). В 2000 году его именем названа звезда в созвездии Стрелец (сертификат 11 № 00575). В 2015 году он награжден Почетной грамотой и дипломом Московской городской думы «За заслуги перед городским сообществом», удостоен Императорского ордена Святой Анны. В феврале 2017 года Указом Президента РФ Э. Д. Грач награжден орденом «За заслуги перед отечеством» II степени за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность.

    Алена Баева

    Алёна Баева – одна из самых ярких скрипачек современности. Она гастролирует по всему миру, выступает с лучшими оркестрами и дирижёрами. 

    Алёна родилась в 1985 году в семье музыкантов. Начала играть на скрипке в возрасте пяти лет в Алма-Ате в классе Ольги Даниловой. В Москве училась у профессора Эдуарда Грача – в Центральной музыкальной школе (1995–2002) и в Московской консерватории (2002–2007). По приглашению Мстислава Ростроповича в 2003 году стажировалась во Франции, с 2007 года совершенствовала мастерство в Академии Сейдзи Озавы в Швейцарии.

    Начиная с 1994 года, скрипачка неоднократно становилась лауреатом российских и международных конкурсов. Победительница конкурсов в Новосибирске, Варшаве, Клостер-Шёнтале, имени Венявского в Познани; удостоена Гран-при II Московского Международного конкурса скрипачей имени Паганини (2004) с правом в течение года играть на скрипке Страдивари, принадлежавшей Генрику Венявскому. В 2007 году стала обладательницей золотой медали и приза зрительских симпатий на III Международном конкурсе музыкантов в Сендае (Япония). В том же году ей была присуждена российская молодёжная премия «Триумф». 

    Алёна Баева выступает в лучших залах мира, среди которых Большие залы Московской консерватории и Санкт-Петербургской филармонии, Сантори-холл в Токио, Зал Верди в Милане, Концертный зал Лувра, Зал Гаво, Театр Елисейских Полей и зал штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, Виктория-холл в Женеве, Карнеги-холл в Нью-Йорке и многие другие сцены. Постоянно принимает участие в крупнейших европейских музыкальных фестивалях, концертирует с ведущими симфоническими коллективами: оркестром Мариинского театра, MusicAeterna, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии. В числе зарубежных оркестров – Израильская камерата, Лондонский, Люксембургский, Нидерландский и Страстбургский филармонические. Среди дирижёров, с которыми она выступала, – Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Томас Зандерлинг, Кшиштоф Пендерецкий, Пабло Эрас-Касадо, Яцек Каспшик, Сакари Орамо, Казуки Ямада. Большое внимание Алёна уделяет камерному музицированию: её партнерами по сцене были Юрий Башмет, Марта Аргерих, Стивен Иссерлис, Николай Луганский, Миша Майский. Более десяти лет выступает с пианистом Вадимом Холоденко. 

    В числе последних ангажементов скрипачки – выступления с Веймарской государственной капеллой под управлением Кирилла Карабица, Дюссельдорфским симфоническим оркестром под управлением Александра Блоха, Фрайбургским филармоническим и Ядером Биньямини, Американским симфоническим оркестром и Леоном Ботстайном, Филармоническим оркестром Южных Нидерландов и Дмитрием Лиссом, Национальным оркестром Лилля и Жаном-Клодом Казадезюсом, лондонским Королевским филармоническим и Гжегожем Новаком. 

    В декабре 2018 года Алёна Баева дебютирует с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Владимира Юровского. Также в планах сезона 2018/19 – дебют с Симфоническим оркестром NHK под управлением Пааво Ярви в Токио. 

    В её обширной дискографии – концерты Чайковского, Бруха, Бартока, Шостаковича, Прокофьева, Шимановского, сонаты Пуленка, Прокофьева, Дебюсси. Она осуществила ряд фондовых записей на радио и телевидении России, Бельгии, Германии, Португалии, Польши, Израиля, Японии и США. Концерты Алёны Баевой транслировались телеканалами «Культура», «ТВ-Центр», Mezzo, Arte, радио Би-би-си.

    Никита Борисоглебский

    Никита Борисоглебский родился в 1985 году в Волгодонске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру МГК (класс профессора Эдуарда Грача и доцента Татьяны Беркуль), затем совершенствовался под руководством Огюстена Дюмэ в Брюсселе и Анны Чумаченко в Кронберге. Участвовал в международных мастер-классах Keshet Eilon в Израиле под патронатом Шломо Минца.

    Победитель и лауреат многих международных состязаний, среди которых конкурс имени Абрама Ямпольского в Пензе (2002, III премия), конкурс в Клостер-Шёнтале (2003, I премия), имени Йозефа Иоахима в Ганновере (2006), имени Давида Ойстраха в Москве (2007, I премия), имени Чайковского в Москве (2007, II премия и пять специальных призов), имени королевы Елизаветы в Брюсселе (2009, V премия). В 2010 году музыкант завоевал I премии на конкурсах имени Фрица Крейслера в Вене и имени Яна Сибелиуса в Хельсинки, III премию на конкурсе в Монреале, а в 2013-м стал обладателем Гран-при конкурса Monte Carlo Violin Masters в Монако. 

    Удостоен ряда наград различных фондов и Правительства России, в 2009 году был отмечен наградой «Скрипач года» от Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина (США), в 2011 году – премией Virtuoso от итальянской Академии струнных инструментов и Общества Антонио Страдивари (Кремона) и медалью Яна Сибелиуса от Фонда Сибелиуса в Финляндии. 

    Гастролирует по России, в странах Европы, Азии и СНГ; сотрудничает с известными оркестрами и выдающимися дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Кшиштоф Пендерецкий, Юрий Симонов, Сакари Орамо, Давид Афкам, Ханну Линту и др. В числе партнеров скрипача по ансамблю – Родион Щедрин, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Андраш Шифф, Борис Березовский, Александр Князев, Александр Гиндин, Огюстен Дюмэ, Давид Герингас, Ловро Погорелич, Вадим Репин, Александр Рудин, Сергей Антонов, Екатерина Мечетина. В 2014 году с пятью музыкантами из разных стран Никита Борисоглебский организовал фортепианный секстет Rubik Ensemble. 

    Принимал участие в фестивалях в Зальцбурге, Рейнгау, Дубровнике, «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера», Бетховенском фестивале в Бонне, фестивалях «Звезды белых ночей» и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, фестивале Олега Кагана в Кройте, Violino il Magico в Италии, Crescendo Дениса Мацуева, Vivacello Бориса Андрианова и многих других. Особое внимание уделяет музыке современных авторов и композиторов ХХ века; является первым исполнителем сочинений Родиона Щедрина, Александра Чайковского, Кузьмы Бодрова. 

    В 2018 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России».

    Гайк Казазян

    Родился в 1982 году в Ереване. Учился в Ереванской музыкальной школе имени Саят-Новы в классе профессора Левона Зоряна. В 1993-1995 гг. стал лауреатом нескольких республиканских конкурсов. Получив Гран-при конкурса «Амадеус-95» (Бельгия), был приглашен в Бельгию и Францию с сольными концертами. В 1996 году переехал в Москву, где продолжил образование в классе профессора Эдуарда Грача в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных, Московской консерватории и аспирантуре. В 2006-2008 гг. стажировался у профессора Ильи Рашковского в Королевском колледже музыки в Лондоне. Участвовал в мастер-классах Иды Гендель, Шломо Минца, Бориса Кушнира и Памелы Франк. С 2008 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Эдуарда Грача.

    Лауреатом многих международных конкурсов, в том числе в Клостер-Шонтале (Германия), имени Ямпольского (Россия), имени Венявского в Познани (Польша), имени Чайковского в Москве (в 2002 и 2015 годах), в Сьоне (Швейцария), имени Лонг и Тибо в Париже (Франция), в Тонгёнге (Южная Корея), имени Энеску в Бухаресте (Румыния).

    Выступает в России, Великобритании, Ирландии, Шотландии, Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии, Нидерландах, Польше, Македонии, Израиле, США, Канаде, Японии, Южной Корее, Сирии. Играет в Карнеги-холле в Нью-Йорке, залах Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Камерном зале Московского международного Дома музыки, Государственном Кремлевском дворце, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Виктория-холле в Женеве, Барбикан-холле и Уигмор-холле в Лондоне, Ашер-холле в Эдинбурге, Королевском концертном зале в Глазго, театре Шатле и зале Гаво в Париже.

    Участник музыкальных фестивалей в Вербье, Сьоне (Швейцария), Тонгёнге (Южная Корея), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Кремль музыкальный» в Москве, «Звезды на Байкале» в Иркутске, фестиваля «Крещендо» и других. С 2002 года постоянно выступает в концертах Московской филармонии.

    Среди коллективов, с которыми сотрудничал Гайк Казазян, Российский национальный оркестр, Госоркестр России имени Светланова, Большой симфонической оркестр имени Чайковского, «Новая Россия», Симфонический оркестр Мариинского театра, Государственный академический камерный оркестр России, Московский камерный оркестр Musica Viva, Пражский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Королевский шотландский национальный оркестр, Ирландский национальный симфонический оркестр, Мюнхенский камерный оркестр. Выступает с известными дирижерами, среди которых Владимир Ашкенази, Алан Бурибаев, Валерий Гергиев, Эдуард Грач, Джонатан Дарлингтон, Владимир Зива, Павел Коган, Теодор Курентзис, Александр Лазарев, Александр Либрих, Эндрю Литтон, Константин Орбелян, Александр Поляничко, Юрий Симонов, Мюнг-Вун Чунг. В числе его партнеров по сцене – пианисты Элисо Вирсаладзе, Фредерик Кемпф, Александр Кобрин, Алексей Любимов, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Вадим Холоденко, виолончелисты Борис Андрианов, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    Концерты Гайка Казазяна транслируются телеканалами Культура, Mezzo, Брюссельским телевидением, радиостанциями Би-Би-Си и «Орфей». В 2010 году фирма Delos выпустила сольный альбом скрипача «Оперные фантазии».

    Айлен Притчин

    Айлен Притчин – один из самых ярких российских скрипачей своего поколения.

    Он родился в 1987 году в Ленинграде. Окончил Среднюю специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской консерватории (класс Е.И.Зайцевой), затем Московскую консерваторию (класс профессора Э.Д.Грача). В настоящее время является ассистентом Эдуарда Грача.

    Молодой музыкант — обладатель множества наград, среди которых премия Ю.Темирканова (2000); первые премии и специальные призы на Международном юношеском конкурсе имени П. И. Чайковского (Япония, 2004), международных конкурсах имени А. Ямпольского (2006), имени П. Владигерова (Болгария, 2007), Р.Канетти (Италия, 2009), имени Г.Венявского (Польша, 2011); третьи премии международных конкурсов – имени Тибора Варги в Сьон Вале (Швейцария, 2009), имени Ф. Крейслера в Вене (Австрия, 2010) и имени Д. Ойстраха в Москве (Россия, 2010). На многих конкурсах скрипач был удостоен специальных призов, в том числе приза жюри XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (2011). В 2014 году он завоевал Гран-при на Конкурсе имени М.Лонг, Ж.Тибо и Р.Креспен в Париже.

    Айлен Притчин выступает в городах России, в Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Италии, Нидерландах, Польше, Болгарии, Израиле, Японии, Вьетнаме. Скрипач играл на многих известных сценах, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, венском Концертхаусе, амстердамском Консертгебау, зальцбургском Моцартеуме, парижском Театре Елисейских Полей.

    Среди коллективов, с которыми выступал А. Притчин — Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением П. Когана, Камерный ансамбль «Солисты Москвы», Национальный оркестр Лилля (Франция), Симфонический оркестр Венского радио (Австрия), Дохнаньи-оркестр Будафока (Венгрия), Камерный оркестр «Амадеус» (Польша) и другие коллективы. Скрипач сотрудничал с дирижерами — Юрием Симоновым, Фабио Мастранжело, Шломо Минцем, Роберто Бенци, Хироюки Иваки, Корнелиусом Майстером, Дорианом Уилсоном.

    Участник проектов Московской филармонии «Молодые таланты» и «Звезды XXI века».

    На фирме «Мелодия» вышли три диска Айлена Притчина: сочинения для скрипки и фортепиано Чайковского, Стравинского и Десятникова (с пианистом Лукасом Генюшасом), фортепианные трио Шостаковича, Вайнберга и Равеля (с Лукасом Генюшасом и виолончелистом Александром Бузловым), скрипичные сонаты и Пять мелодий Прокофьева (с пианистом Юрием Фавориным, 2017). Записи музыканта получили высокую оценку критиков в России и за рубежом.

    Наряду с классическими сочинениями для скрипки важное место в репертуаре скрипача занимает современная музыка. За последние годы Айлен Притчин принял участие в мировых премьерах произведений Армана Гущяна, Сергея Ахунова и Клауса Ланга. Также он исполняет редко звучащие скрипичные концерты Хартмана, Мартину, сонаты Рославца и Фейнберга. Наряду со скрипкой играет также на альте и исторических инструментах. Часто дает мастер-классы в Германии и Италии.

    В сезоне 2017–2018 скрипач вновь выступал с оркестром Мариинского театра, Госоркестром России и Национальным филармоническим оркестром России, сотрудничал с Теодором Курентзисом, Давидом Герингасом, Александром Мельниковым. Гастролировал во Франции, Италии, Германии, Хорватии и Мексике. 

    Сергей Поспелов

    Сергей Поспелов родился в 1990 году в Ростове-на-Дону. В 11 лет впервые выступил с оркестром, исполнив концерт Ф. Мендельсона на сцене Ростовской филармонии. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории и Московскую консерваторию (класс профессора Э. Д. Грача), в настоящее время обучается в ассистентуре-стажировке. Принимал участие в мастер-классах «Кешет Эйлон» (Израиль). Сергей Поспелов — лауреат первых премий конкурсов имени Гнесиных, имени Д. Ойстраха, «Концертино Прага», имени А. Курчи в Неаполе и имени А. Ямпольского. Также является лауреатом премии оркестра «Новая Россия», учрежденной фондом Ю. Башмета, был удостоен стипендий фонда М. Ростроповича и  фонда «Русское исполнительское искусство». В 2006 году стал участником программ Фонда В. Спивакова.

    Музыкант выступает во многих городах России и за рубежом — в Белоруссии, Армении, Израиле, Италии, Франции, Германии, Польше, Чехии, Румынии, Латвии, Японии, Китае, принимает участие в фестивалях, юбилейных и гала-концертах. Его выступления проходили в известных залах, среди которых Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Оперный театр в Ереване, Опера Тель-Авива, Большой театр Бордо (Франция), Театр Массимо в Палермо, Театр Сан-Карло в Неаполе (Италия), Концертный зал Пекина (Китай) и Центр искусств в Сеуле (Южная Корея). В 2015 году Сергей был приглашен семьей знаменитого скрипача Леонида Когана принять участие в серии концертов, посвященных его памяти.

    Сергей Поспелов выступал с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», ансамблем «Солисты Москвы», Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением П. Когана, Оркестром кинематографии, оркестрами Musica Viva, «Московия», Симфоническим оркестром Московской консерватории,  «Лицей-камератой», камерными оркестрами «Арпеджионе» и Pluri Art, Ростовским и Кубанским симфоническими оркестрами, оркестрами Армянского театра оперы и балета, неаполитанского Театра Сан-Карло, Чешского радио и другими. Сотрудничал с известными музыкантами, среди которых Юрий Башмет, Владимир Понькин, Шломо Минц, Эдуард Грач, Сергей Скрипка, Александр Слуцкий, Александр Сиднев, Станислав Кочановский, Миша Кац, Юрий Ботнарь, Вячеслав Валеев, Валентин Урюпин, Рудольф Кёльман, Ксения Башмет, Дмитрий Булгаков, Артём Дервоед, Филипп Нодель, Юрий Медяник, Филипп Копачевский, Александр Рамм.

    Сергей Поспелов играет на скрипке парижского мастера Жана-Батиста Вийома XIX века, предоставленной ему Государственной коллекцией уникальных инструментов России.

    Лев Солодовников

    Лев Солодовников родился в 1987 году в Нижнем Тагиле. Окончил Екатеринбургский музыкальный лицей. Его первыми педагогами были Л.В. Козлова, И.М. Мезрина и профессор В.В. Рева. С 2004 года Лев учится в классе профессора Э.Д. Грача: в его классе в 2006 оканчивает ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского, а в 2011 — Московскую консерваторию. В настоящее время Лев Солодовников — аспирант и ассистент Э.Д. Грача.

    В творческом багаже музыканта — лауреатские звания престижных международных и Всероссийских конкурсов, в их числе: Юношеские Ассамблеи Искусств (1999, Москва, IV премия), Демидовский Международный юношеский конкурс скрипачей (2000, Екатеринбург, II премия), «Новые Имена» (2004, Ханты-Мансийск), Международный конкурс скрипачей в Kloster Schöntal (Германия, 2005, I премия), XIII Международный конкурс скрипачей им. Г.Венявского в Познани (Польша, 2006, IV премия), XLII Международный конкурс скрипачей им. Й.Хубаи и Й.Сигети (Венгрия, 2007, I премия), IX Международный конкурс скрипачей им. Вацлава Хумла (Хорватия, 2009, I премия) и другие.

    Лев стажировался на международных мастер-классах Keshet Eilon (Израиль), в Abbaye royale de Celles sur Belle (Франция) и в Дубровнике (Хорватия), где проходит Международный фестиваль камерной музыки Юлиана Рахлина.

    Лев Солодовников выступает в различных залах Москвы, в том числе залах Консерватории и Филармонии, активно гастролирует в других городах России и в странах Европы. Является артистом Камерного оркестра «Московия», выступал с Камерным оркестром "BACH", Симфоническим оркестром Уральской государственной филармонии, Симфоническим оркестром Будапештской филармонии, Симфоническим оркестром Хорватского радио и другими коллективами.

    Екатерина Мечетина

    Екатерина Мечетина родилась в семье музыкантов, начала заниматься музыкой с четырёхлетнего возраста. Училась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс Т. Л. Колосс) и Московской консерватории (класс доцента Владимира Овчинникова). В 2004 году окончила аспирантуру МГК в классе профессора Сергея Доренского. В годы учёбы являлась стипендиатом фонда Владимира Спивакова и фонда Мстислава Ростроповича, по приглашению последнего в 2004 году проходила стажировку в Париже. С 2007 года – солистка Московской филармонии.

    Первый сольный концерт пианистка дала в возрасте 10 лет, через два года совершила турне по городам Японии, где за месяц сыграла 15 сольных концертов, представив две разные программы. С тех пор побывала с выступлениями более чем в 30 странах мира. Сегодня артистка даёт около 60 концертов в год. Мечетина – лауреат семи международных конкурсов пианистов, среди которых конкурс имени Бузони в Больцано (Италия) и Всемирный конкурс пианистов в Цинциннати (США).

    Выступления Мечетиной проходят на всемирно известных сценах, среди которых Концертный зал имени Чайковского, Большой, Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории, Большой и Камерный залы Московского международного Дома музыки, Большой театр, Консертгебау (Амстердам), Ямаха-холл и Казальс-холл (Токио), Театр Елисейских Полей и Зал Гаво (Париж), Большой зал Миланской консерватории и «Аудиториум» (Милан), Зал Сесилии Мейрелес (Рио-де-Жанейро), Alice Tully Hall (Нью-Йорк) и другие. Пианистка также активно концертирует в городах России.

    В обширном репертуаре Екатерины Мечетиной более пятидесяти концертов для фортепиано с оркестром и множество сольных программ. Среди дирижёров, с которыми она сотрудничала – Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Саулюс Сондецкис, Юрий Симонов, Павел Коган, Владимир Понькин, Дмитрий Лисс, Владимир Альтшулер, Максим Венгеров, Константин Орбелян, Дмитрий Ситковецкий, Александр Сладковский, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Скульский, Фёдор Глущенко, Лоренс Фостер, Кристиан Бадеа, Барри Дуглас, Фабио Мастранжело, Мария Эклунд. Её партнёры по камерному ансамблю – Родион Щедрин, Владимир Спиваков, Дмитрий Ситковецкий, Алексей Уткин, Александр Князев, Александр Гиндин, Борис Андрианов, Даниил Коган, Никита Борисоглебский, Сергей Антонов, Граф Муржа и другие известные российские и зарубежные исполнители. Артистка принимала участие в крупных международных фестивалях, среди которых «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Московская осень», фестиваль Crescendo, фестиваль музыки Родиона Щедрина, «Русская зима» и Benois de la danse в Москве, «Звёзды на Байкале» в Иркутске, фестиваль в Дубровнике (Хорватия), фестиваль Consonances и фестиваль в Лилле (Франция), Europalia в Бельгии.

    Екатерина Мечетина активно сотрудничает с современными композиторами – Родионом Щедриным (доверившим ей мировую премьеру Шестого фортепианного концерта), Алексеем Рыбниковым, Владиславом Казениным, Толибхоном Шахиди и многими другими. С 2009 года преподаёт в Московской консерватории, с 2016 – в Центральной музыкальной школе при МГК. Ежегодно даёт мастер-классы в Летней творческой школе ЮНЕСКО «Новые имена» в Суздале, является членом жюри российских и международных конкурсов. Записи Екатерины Мечетиной были выпущены фирмами Fuga Libera (сольный диск с произведениями Рахманинова, 2005), «Империя музыки» (диск из произведений Щедрина и Т. Шахиди, 2008) и «Мелодия» (сольный диск с сочинениями Чайковского, Мусоргского и Рахманинова, 2013).

    Пианистка удостоена престижной молодёжной премии «Триумф» (2003) и Ордена Екатерины Великой III степени «За заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной культуры и искусства» Национального комитета общественных наград (2007). Мечетина – обладательница Премии Министерства иностранных дел РФ и фонда «Российские музы – миру» «За вклад в формирование объективного образа России на международной арене» и Премии Президента России для молодых деятелей культуры за 2010 год «За вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и высокий уровень исполнительского мастерства». В 2011 году вошла в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России. Екатерина Мечетина удостоена звания «Заслуженный деятель музыкального искусства», является лауреатом независимой премии «Парабола» Фонда имени Андрея Вознесенского.

    В 2007 году Екатерина Мечетина вместе с Никитой Борисоглебским и Сергеем Антоновым создали трио, которое активно выступает и имеет обширный репертуар. К 10-летию трио композитор  Кузьма Бодров сочинил и посвятил участникам ансамбля Тройной концерт с симфоническим оркестром. 

    С 2013 года – президент Международного молодежного фестиваля искусств «Зеленый шум» (г. Сургут), член жюри российских и международных конкурсов, в том числе Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» и Международных Дельфийских игр, член жюри конкурсов в Астане (Казахстан), Сеуле (Корея).

    Награждена почётным знаком Республики Саха (Якутия) «За укрепление мира и дружбы» (2015г).

    В 2016 году была удостоена звания «Заслуженный деятель музыкального искусства».

    В ноябре 2017 года в числе главных популяризаторов русской культуры в Европе Екатерина стала Лауреатом первого международного культурного фестиваля «Русский Рим» в номинации «За продвижение культуры в мире в области музыки».

    В 2018 году Екатерина Мечетина стала доверенным лицом В. В. Путина на Президентских выборах. В августе 2018 года Екатерине присвоено звание «Заслуженный артист России».

    Валентина Василенко

    Заслуженная артистка России Валентина Василенко окончила Ленинградскую консерваторию (класс профессора В. В. Нильсена). С 1979 года работает в Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Дипломант многих международных конкурсов, в том числе – конкурса имени П. И. Чайковского.

    В качестве солистки выступала со многими российскими и зарубежными оркестрами. Участвует в международных мастер-классах в США, Англии, Франции, Италии, Германии, Китае, Южной Корее и других странах. С 1990 года является постоянным сценическим партнером Эдуарда Грача, работает концертмейстером в его консерваторском классе, а также является солисткой Камерного оркестра «Московия». Вместе с Эдуардом Грачом и его коллективом записала несколько компакт-дисков.

    Валентин Тернявский

    Заслуженный деятель искусств России, член Академии Российского телевидения Валентин Тернявский много лет посвятил телевидению, совмещая творческую работу автора, сценариста, редактора, комментатора, ведущего программ, был членом жюри Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Одновременно он – выпускник Центральной музыкальной школы и Московской консерватории (фортепианный и теоретико-композиторский факультеты) – всегда оставался увлеченным пианистом, выступал в концертах.

    Валентин Тернявский стоял у истоков новых радио- и телевизионных программ, а также телеканалов: был одним из основателей телеканала «Культура», первым руководителем Студии музыкальных программ.

    Среди его телефильмов «Жизнь и смерть Чайковского», «Светланов. Воспоминание», «Страсти по Щедрину», «Концерт с ноты Re» (о Рахманинове), «Круговорот жизни – Эдуард Грач». В. Г. Тернявский предложил идею цикла концертов и выступал в них как пианист («Музыка на все времена», «Весна, музыка и фантазия», «Музыка и поэзия старого Арбата», «1001-й концерт «Вивальди-оркестра», «Шлягеры уходящего века»). В них принимали участие «Вивальди-оркестр» под управлением Светланы Безродной, «Московия» под управлением Эдуарда Грача, Государственный симфонический оркестр России, которым тогда руководил Евгений Светланов.

    Творческая дружба с Э. Д. Грачом сложилась еще в годы учебы. В начале 1945 года Студия документальных фильмов снимала фильм о ЦМШ. Во время съемок ученик 4 класса Валентин Тернявский впервые оказался под впечатлением игры ученика 7 класса Эдуарда Грача, который вскоре стал настоящей «звездой» школы, консерватории, а потом – страны и мира.

    Валентин Григорьевич говорит: «Эдуард Давидович Грач сыграл, пожалуй, решающую роль в моей «фортепианной» жизни. Недаром говорят, что случайность – обратная сторона закономерности. Однажды мы с Эдуардом Давидовичем на нейтральной почве начали импровизировать дуэтом на тему пьесы Джерома Керна «Дым». Получилось интересно. Мы записали эту пьесу на телевидении, сыграли на вечере в Болгарском Посольстве, а вскоре произошло главное: Э. Грач пригласил меня участвовать в его концерте в БЗК в январе 1996 года. С тех пор я имел честь несколько раз выступать с Камерным оркестром «Московия». С «легкой руки» Эдуарда Грача я играл Концерт Грига с В. Дударовой, с Госоркестром под управлением Е. Ф. Светланова – «Рапсодию в стиле блюз» Дж. Гершвина. И это было счастье!»

    Именно поэтому фантазия, которую В. Тернявский исполнит с камерным оркестром «Московия» называется «Путешествие в юность».

    Евгения Кривицкая

    Евгения Кривицкая – органистка, педагог, музыкальный критик. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», основатель единственного в России специализированного журнала «Орган».

    В числе научных работ: монография «История французской органной музыки» М., 2003, 2010), «Музыка Франции: век двадцатый» (М., 2012), более 400 научных и критико-публицистических статей.

    В настоящее время успешно совмещает педагогическую, научную, исполнительскую  и административную работу.

    В 2008 году она стала обладателем гранта «Фонда русское исполнительское искусство», выделенного для издания уникального учебного пособия «Из истории мировой органной культуры». Обладатель грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (2011, 2015) для подготовки и издания энциклопедий «Органная культура России», «Музыкальные музеи России». В рамках проекта «Открытая сцена» Департамента культуры г. Москвы выступила арт-директором показа мировой премьеры балета «Лаура» Д. Кривицкого (2010); ею проведен фестиваль «Дни музыки Д. Кривицкого» (2012) к 75-летию со дня рождения композитора. В 2014-м проект Евгении Кривицкой «Россия – Великобритания: диалог культур» был включен в федеральную программу «Культура России».

    Евгения Кривицкая активно концертирует в России и за рубежом, играя в крупнейших российских залах с известными исполнительскими коллективами и солистами (Камерный хор Московской консерватории, Госхор имени А.В. Свешникова, РНО, Никита Борисоглебский, Алексей Бруни, Алена Баева, Венера Гимадиева, Вероника Джиоева, Светлана Шилова и другими). С 2012 года участвует в развитии особого направления в концертной практике, которое можно обозначить как «концерт-спектакль», соединяющий музыку и слово, игру на инструментах и драматическое действие.

    В 2013 году принимала участие как эксперт в приемке органа Большого театра России, а затем – как автор концепции и исполнительница – в Концерте-открытии органа Большого театра, прошедшего 13 мая 2013 года на исторической (основной) сцене.  Там же навстречу Году литературы принимала участие (как автор концепции и исполнительница)  в литературно-музыкальной композиции «Торжество муз» (2014). В 2016 году запущена серия органных концертов «Магия барокко» в Геликон-опере.

    Выступила художественным руководителем мировой премьеры оперы А. Алябьева «Буря», показанной в рамках мероприятий перекрестного Года культуры Великобритании и России на фестивалях «Английские сезоны в “Царицыно”, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера – 2014». За эту работу Е.Кривицкой присуждена Премия Москвы (2016).

    Является автором идеи и арт-директором детского образовательного проекта «Сказки Пушкина», с успехом прошедшего в Большом зале Администрации Президента РФ, в Московской и Белгородской филармониях.

    Как органистка участвовала в международных фестивалях:  «Harmonie d’autumn» в Париже (2013, 2015), Органный фестиваль на Мальте (2015), «Фрау Орган» в Челябинске (2015), IX Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи, III Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина в Новосибирске, «Владимир Спиваков приглашает…» в Перми, Сахаровский фестиваль в Нижнем Новгороде, «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева.

    Записи Евгении Кривицкой транслируются на радио «Орфей», на телеканале «Культура».

    Надежда Гулицкая

    Надежда Гулицкая родилась в Ухте (Республика Коми). Окончила с отличием дирижерско-хоровое отделение Сыктывкарского училища искусств (2000), вокальное и дирижерско-хоровое отделения Академии хорового искусства имени В. С. Попова в Москве (2005). В 2010-м совершенствовала вокальное мастерство под руководством Елизаветы Новиковой – профессора и художественного руководителя Оперного театра-студии имени С. С. Прокофьева. Посещала мастер-классы Анны Маргулис, Яна Латам-Кёнига и Кристы Людвиг. В 2011 году получила Гран-при на III Независимом международном конкурсе оперных исполнителей в Москве.

    Работала хормейстером в Оперном театре Московской консерватории, была солисткой Академического Большого хора «Мастера хорового пения» (художественный руководитель – Лев Конторович). С 2008 года – актриса Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Принимает участие в спектаклях «Грезы», «Абсент», «Времена… Года…», «Победа. Реквием» (режиссер – Иван Поповски), которые были удостоены театральных премий «Хрустальная Турандот», «Театрал», «Хрустальный гвоздь» и других. Автор сольных концертных программ. 

    В 2013 году дебютировала в Большом театре России в партии Царицы ночи в опере «Волшебная флейта» Моцарта. В Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского (ныне – Камерная сцена Большого театра) исполняла партии Цербинетты («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Амура («Орфей и Эвридика» Глюка), Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта), Фиориллы («Турок в Италии» Россини), Тины Модотти («Фрида и Диего» Калеви Ахо). 

    Сотрудничает с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова. Выступала на фестивалях «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» и «Другое пространство». Участвовала в исполнении «Прометея» Орфа, «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, «Лулу-сюиты» Берга, оперы «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, музыки Шостаковича к спектаклю Театра имени Евгения Вахтангова «Гамлет», в мировой премьере оперы «Король Лир» Слонимского, музыкально-литературной композиции «Чайковский и Шекспир» и др. В рамках VII Большого фестиваля Российского национального оркестра (художественный руководитель – Михаил Плетнев) участвовала в концертном исполнении оперы «Семирамида» Россини под управлением Альберто Дзедды. 

    С 2017 года сотрудничает с Национальным филармоническим оркестром России и Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, с которыми гастролировала по России и неоднократно выступала в Москве. Среди важнейших событий последних сезонов: участие в фестивале в Пусане (Южная Корея) с Филармоническим оркестром Халиско (Мексика) под управлением Марко Паризотто; исполнение оратории «Жанна д’Арк на костре» Онеггера с ГСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского; выступление в Брюсселе с Национальным оркестром Бельгии, хором Венгерского радио и Александром Гиндиным («Предварительное действо» Скрябина – Немтина); дебют в лондонском Royal Festival Hall с оркестром «Филармония» под управлением Владимира Ашкенази (Концерт для колоратурного сопрано с оркестром Глиэра).

    Камерный хор Московской консерватории

    Камерный хор Московской консерватории был создан по инициативе профессора А. С. Соколова в декабре 1994 года выдающимся хоровым дирижёром, Народным артистом России, профессором Б. Г. Тевлиным. Коллектив – лауреат Гран-при и обладатель двух золотых медалей Международного конкурса хоров в Рива-дель-Гарда (Италия, 1998), лауреат I премии и обладатель золотой медали I Международного конкурса хоров имени Брамса в Вернигероде (Германия, 1999), победитель I Всемирной хоровой Олимпиады в Линце (Австрия, 2000), лауреат Гран-при XXII Международного конкурса православной церковной музыки «Хайнувка» (Польша, 2003). 

    В 2008 году запись русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» Р. Щедрина, выполненная Камерным хором под управлением Бориса Тевлина, была удостоена престижной премии Echo klassik в категории «Лучшее оперное исполнение года» (номинация «Опера XX-XXI века»). 

    С августа 2012 года художественным руководителем Камерного хора Московской консерватории является лауреат Премии Москвы, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства Александр Соловьёв. 

    Среди знаковых проектов с участием хора последних лет: российская премьера концертного исполнения оперы Б. Бриттена «Смерть в Венеции» под руководством Геннадия Рождественского и российская премьера Третьей симфонии Н. Корндорфа под управлением Александра Лазарева с Симфоническим оркестром Московской консерватории; мюзикл Г. Гладкова «Обыкновенное чудо», «Прометей» К. Орфа, «Свадьба Прометея» К. Сен-Санса и «Поэтория» Р. Щедрина с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова (дирижёр – Владимир Юровский), опера «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова и Реквием А. Дворжака с Российским национальным оркестром (дирижёр – Михаил Плетнёв), «Буря» Алябьева с Камерным оркестром Московской консерватории (дирижёр – Феликс Коробов), «Глаголическая месса» Л. Яначека с оркестром театра «Новая опера» (дирижёр – Ян Латам-Кёниг), Восьмая симфония Г. Малера с Государственной академической симфонической капеллой России (дирижёр – Валерий Полянский), балет «Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского на исторической сцене Большого театра (дирижёр – Павел Клиничев), выступление на фестивале «Зеркало в зеркале» (дирижёр – Андрес Мустонен). 

    Хор регулярно гастролирует по городам России и за рубежом. Является участником Всероссийских и международных фестивалей, среди которых Московский Пасхальный фестиваль, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Голоса православной России», «Московская осень», «Другое пространство» и многие другие. 

    С Камерным хором выступали выдающиеся музыканты нашего времени, в их числе Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Геннадий Рождественский, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Юрий Симонов, Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Юстус Франтц, Эрик Эриксон, Гарри Гродберг, Владимир Крайнев, Николай Петров, Даниил Крамер, Иван Монигетти, Сергей Лейферкус, Вероника Джиоева, Лора Клейкомб, Иен Бостридж, Симона Кермес, Патриция Чьофи, Иосиф Кобзон. 

    Главное творческое направление коллектива – исполнение произведений современных отечественных и зарубежных композиторов. 

    Дискография хора включает сочинения С. Рахманинова, Д. Шостаковича, А. Шнитке, Р. Щедрина, С. Губайдулиной, Р. Леденёва, Кш. Пендерецкого, Дж. Тавенера; программы «Русская духовная музыка», антологию шедевров западной и отечественной хоровой музыки «Исполнительское искусство Бориса Тевлина», «А. Скрябин. Симфония № 1» (совместно с Российским национальным оркестром под руководством М. Плетнёва, Pentatone) и другие. 

    В 2014 году Камерный хор во главе с А. Соловьёвым завоевал три золотые медали на Всемирных хоровых играх в Риге, в 2015 году стал обладателем Гран-при, четырёх званий лауреата I премии и 4 специальных призов на XI Международном конкурсе хоровых коллективов и вокальных ансамблей имени Ю. Фалика «Поющий мир» в Санкт-Петербурге. 

    Хормейстеры коллектива: Мария Челмакина, Тарас Ясенков, Дарья Ерёмина, Алексей Вязников.

    Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной

    Всемирно известный Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» был создан в 1948 году выдающимся хореографом XX века Надеждой Сергеевной Надеждиной. Человек высочайшей культуры и эрудиции, она хорошо знала, какие богатства таятся в творчестве русского народа, и видела это глазами поэта. Она привила классическому танцу поэзию старинного хоровода, соединила прошлое с настоящим. Сочиненный ею девичий хоровод на тему русской народной песни «Во поле берёзонька стояла» уже 69 лет завораживает зрителей своим диковинным, «плывущим» шагом, словно целая березовая роща вдруг ожила, сдвинулась с места и предстала в торжественно величавом параде. При этом у зрителя создается впечатление, что девушки стоят на месте, а сцена под ними вращается.

    Вскоре понравившийся всем хоровод дал название ансамблю, в котором Н. С. Надеждина осуществила свою заветную мечту — посвятила себя созданию сценических произведений на народной основе. Фирменный шаг «Берёзки» использовался впоследствии во многих хороводах ансамбля. И, как свидетельствует пресса, за годы концертной деятельности, хороводы ансамбля «Берёзка» прошли своим «плывущим» шагом расстояние, превышающее длину экватора.

    К «Берёзке» сразу пришла популярность. Гастроли ансамбля сопровождались триумфальным успехом и принесли коллективу мировое признание. Творениям Н. Надеждиной восторженно аплодировали на всех континентах планеты. В годы холодной войны зарубежная пресса писала о выступлениях ансамбля как об «огненной сенсации» и свидетельствовала, что искусство «Берёзки», человечное и одухотворенное, «пробуждает добрые чувства и веру в братство между людьми». Всемирный Совет Мира еще в 1959 году присудил  «Берёзке» Золотую медаль за вклад в укрепление дружбы между народами.

    Каждое выступление ансамбля имеет огромное значение. Сочетая в себе высокий профессионализм с безграничной любовью к Родине, его творчество тонко передает  быт и натуру русского человека, наполняет сознание молодого поколения глубокой духовностью, неувядаемой красотой русской природы, формирует чувства любви и благодарности к старшему поколению, приобщает  молодежь к великим истокам, сокровищнице отечественной культуры и искусства.

    Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда Н. С. Надеждина с энтузиазмом руководила своим детищем более 30 лет, до последних дней жизни. Сегодня ансамбль с гордостью носит имя его создателя, а надеждинские шедевры до сих пор занимают центральное место в репертуаре коллектива. С 1980 года художественным руководителем ансамбля является народная артистка СССР, Украины, Республики Северная Осетия-Алания, профессор, академик М. М. Кольцова. Ведущая солистка ансамбля стала достойной преемницей Н. С. Надеждиной. Она не только сохранила, но и приумножила творческое наследие основательницы ансамбля.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Муза «Re» Сергея Рахманинова

    02.02.2019

    В программе:
    Рахманинов
    Шесть романсов (стихотворений) для голоса и фортепиано, соч. 38
    Избранные романсы, соч. 34

    Камерный зал Филармонии

    Айлен Притчин, Андрей Гугнин

    30.11.2017

    Равель Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор

    В программе:
    Равель
    Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор
    Респиги
    Соната для скрипки и фортепиано си минор
    Д. Адамс
    "Road Movies" для скрипки и фортепиано

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Екатерина Мечетина

    Режиссерская версия

    06.01.2017

    В программе:
    Дебюсси
    «Бергамасская сюита», L 75
    Равель
    Благородные и сентиментальные вальсы
    «Вальс», хореографическая поэма
    Прокофьев
    Соната № 4 до минор, соч. 29
    «Ромео и Джульетта», концертная транскрипция для фортепиано фрагментов из музыки балета, соч. 75

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Посвящение Рахманинову

    Режиссерская версия

    05.12.2016

    В программе:
    Рахманинов
    «Дитя! Как цветок, ты прекрасна…», соч. 8, № 2
    «Фонтан», соч.26, № 11
    «В молчаньи ночи тайной», соч. 4, № 3
    «Я опять одинок», соч. 26, № 9
    Прелюдия до-диез минор, соч. 3, № 2
    «Маргаритки» фа мажор, соч. 38, № 3
    Прелюдия ре мажор, соч. 23, № 4
    «Покинем, милая», соч. 26, № 5
    «Вчера мы встретились…», соч. 26, № 13
    «Как мне больно!..», соч. 21, № 12
    «Я был у ней…», соч. 14, № 4
    «Всё отнял у меня…», соч. 26, № 2
    «О, нет, молю, не уходи!», соч. 4, № 1
    «Ночь печальна», соч. 26, № 12
    «Уж ты, нива моя…», соч. 4, № 5
    Этюд-картина ля минор, соч. 39, № 2
    Этюд-картина ми-бемоль минор, соч. 39, № 5
    «Проходит всё…», соч. 26, № 15
    «Не верь мне, друг!», соч. 14, № 7
    «Она, как полдень, хороша», соч. 14, № 9
    «Весенние воды», соч.14, № 11

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Екатерина Мечетина

    Режиссерская версия

    06.01.2016

    В программе:
    Скрябин
    Соната № 2 соль-диез минор, соч. 19
    Девять прелюдий, соч. 11
    Четыре этюда, соч. 8
    Фантазия си минор, соч. 28
    Рахманинов
    Вариации на тему Корелли, соч. 42
    Три этюда-картины, соч. 39