Онлайн-трансляция

Камерный оркестр России. Искусство духовых

Юра Гинзбург кларнет
Константин Ефимов флейта
Мария Корякина флейта
Александра Симонова гобой
Евгений Бархатов кларнет
Анастасия Батракова фагот
Валерий Жаворонков валторна
Наталья Соколовская фортепиано

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Александра Симонова гобой | Юра Гинзбург кларнет | Константин Ефимов флейта | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Александра Симонова гобой | Юра Гинзбург кларнет | Константин Ефимов флейта | Камерный зал Филармонии

Questa Musica, Филипп Чижевский,
Александра Коренева

воскресенье, 19:00

В программе:

Гендель
Concerto grosso си-бемоль мажор, соч. 6 № 7
Concerto grosso фа мажор, соч. 6 № 9

Иоганн Себастьян Бах
Концерт № 1 для клавира с оркестром ре минор, BWV 1052

Пёрселл
Музыка к драме «Абделазар, или Месть мавра», Z 570

Билеты проданы

Первая программа именного абонемента Филиппа Чижевского посвящена инструментальному творчеству трех титанов эпохи барокко. Под управлением маэстро ансамбль Questa Musica исполнит два из 12 «больших концертов» (concerti grossi) ор. 6 Георга Фридриха Генделя, разнесенные в разные отделения; хрестоматийный Концерт № 1 для клавира с оркестром Иоганна Себастьяна Баха (солистка – известная клавесинистка, доцент Московской консерватории Александра Коренева) и сюиту из музыки Генри Пёрселла к драме Афры Бен «Абделазар, или Месть мавра».

Сочинение, завершающее вечер, редко исполняется на российских сценах. Лишь одна часть сюиты «пользуется чрезвычайной популярностью во всем мире – Рондо, послужившее Бенджамину Бриттену основой для вариаций в знаменитом «Путеводителе по оркестру» для молодежи. В драме британской писательницы Афры Бен, адаптировавшей более раннюю пьесу «Власть похоти, или Распутная королева», ведущим мотивом является борьба за власть, а главными действующими лицами – злобный коварный раб из Марокко Абделазар, противостоящий ему благородный наследник, испанский принц Филипп, и мать принца, вступающая в порочную связь с мавром. Известное Рондо Пёрселла, по мнению музыковеда Романа Насонова, – музыкальный портрет Абделазара. Также в сюите присутствуют и типичные для того времени танцевальные жанры.

Филипп Чижевский, много лет назад включивший в репертуар ансамбля Questa Musica сюиту «Абделазар», впервые исполнит ее на филармонической сцене. О композиторе он рассказывает: «Пёрселла я горячо люблю за терпкие перечащие созвучия, за то, как нетривиально он обходится с гармониями. Это, так сказать, радикальное барокко – неприглаженное, непричесанное, очень натуралистичное, конкретное, прямое, с точки зрения творческого высказывания. И мне это очень близко.

Пёрселл совмещает некоторые принципы, присущие и английской музыке, и французской, а ведь Франция была тогда законодательницей мод, в музыке в том числе. Он пользуется структурой французской увертюры, французскими украшениями и другими смелыми незакостенелыми приемами, которые не получили развития в английской музыке в дальнейшем.

Кроме того, Пёрселл был всегда открыт своим эмоциям, не стеснялся их, и его музыка совершенно искренняя. Его чувства выражены без реверансов, четко и ясно. Поэтому они пронзают, как емкие слова. Пёрселл доносит идеи и эмоции без прикрас, естественным и прямолинейным образом, и не потому, что он хотел кого-то удивить или эпатировать, он просто писал так, как чувствовал в тот момент, как у него было на душе.

Будучи еще совсем молодыми, мы прикоснулись к этой музыке, и она стала любовью на всю жизнь. Не так давно мы исполняли в филармонии его оперы («Дидону и Энея» и «Королеву фей») – это шедевры, к которым периодически нужно возвращаться, которые тебя очищают изнутри. Да, Пёрселл – это музыка, которая помогает не черстветь, а наоборот, чувствовать острее».

Другие
концерты этого абонемента

четверг 19:00
абонемент № 74

, четверг
абонемент № 74

Ф2. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Билеты проданы

Филипп Чижевский дирижер
Российский национальный оркестр
Варвара Заруднева фортепиано

Моцарт
Концерт № 21 для фортепиано с оркестром

Малер
Симфония № 1 ре мажор