V Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». «Американские горки». От Айвза до Адамса, от пианолы до препарированного фортепиано : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    V Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство».
    «Американские горки».
    От Айвза до Адамса, от пианолы
    до препарированного фортепиано

    3 ноября 2016

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Петр Айду (фортепиано)
    Алексей Любимов (препарированное фортепиано)
    Александр Зенин (пианола)
    Елисей Дрегалин (ударные)
    В программе:
    Кейдж
    «Музыка для Александра Колдера»
    Сюита для детского пианино
    Айвз
    «Соната на трёх страницах»
    Д. Адамс
    «Nunataks (Одинокие пики)»
    Стравинский
    Piano Rag Music (авторская версия для пианолы)
    Ф. Гласс
    «Музыка в квинтах»
    Фелдман
    «Фортепиано в четыре руки»

    Живая игра на фортепиано, подготовленном фортепиано и детском фортепиано, демонстрация пианольных роликов и экспериментальные фильмы США 1920-х с музыкой на пианоле

    Кауэлл
    Две пьесы для струнного фортепиано

    Антейл
    «Механический балет» (Оригинальная версия для пианолы, реконструкция и обработка Дугласа Хендерсона)

    Нанкэрроу
    Этюд № 9 для пианолы

    Тенни
    «Спектральный канон для Конлона Нанкэрроу»

    Рэгтаймы Джоплина и других композиторов на пианоле

    Фильмы: «Манхэттен» (Пол Стрэнд и Чарльз Шилер, 1921 г.), «Н2О» (Ральф Стайнер, 1929 г.)

    12+

    На разных видах клавишных инструментов мы продемонстрируем, как развивались некоторые эксперименты в американской музыке ХХ века: серия моментальных снимков от начала ХХ века до наших дней. Первая из трех линий программы связана с идеей вторжения в музыку элементов текущей жизни; начнем мы с Айвза и его «Сонаты на трех страницах». Айвз известен как экспериментатор в области, которую потом назовут полистилистикой: его метод — вторжение в музыкальную композицию жизни как самого деятельного компонента, определяющего и форму, и инструментовку, и тематизм. Эта идея была развита Кейджем и другими американскими композиторами.

    Другая линия программы связана с тем, как изменилось восприятие музыки с появлением возможности воспроизведения звука на механических инструментах – пианолах. Пианольные ролики, существовавшие сначала как средство воспроизведения интерпретаций выдающихся пианистов, потом как источник музыки для баров, танцев и музыкальных автоматов, были очень распространены в 1910-20-е годы. Музыка, сочинявшаяся для пианол, была заведомо экспериментальной, так как создавалась для неживого исполнения. Первым стал Этюд для пианолы Стравинского 1917 года, за которым последовали и другие сочинения. Среди американцев одним из первых использовал пианолу Джордж Антейл. Еще один экспериментатор, сочинявший только для перфорированных роликов пианолы, — Конлон Нанкэрроу; один из его этюдов будет продемонстрирован на пианоле. В результате сочинения для пианолы приобрели полноправное место в современной музыке; сейчас многие композиторы пишут для пианол не только как для ретро-инструмента, но имея в виду возможность сочетания механической записи с живым звучанием рояля. Одно из таких сочинений — «Спектральный канон» Джеймса Тенни.

    Третья линия, также связанная с развитием технологий в первой трети ХХ века, — экспериментальные фильмы, форма которых созвучна аналогичным экспериментам того времени в музыке. Это «Н2О» с музыкой, позже сочиненной Кейджем, и «Манхэттен», обозревающий жизнь Нью-Йорка с небоскребами, мостами и толпами: этот фильм озвучат регтаймы Джоплина и другая танцевальная музыка того времени. Как клавишный инструмент будет задействована не только пианола, но и обычный рояль, подготовленный рояль и детское фортепиано. Из нового времени прозвучат пьесы Джона Лютера Адамса (не путать с Джоном Адамсом) — композитора с Аляски, близкого к минимализму — и Филипа Гласса: он известен как автор опер, музыки к фильмам, но у нас почти неизвестны самые ранние его пьесы, одну из которых мы и представим.

    Алексей Любимов


    В программе «Американские горки» мы покажем оригинальное исполнение некоторых регтаймов Скотта Джоплина. Все привыкли слышать их в самых разных исполнениях, тогда как есть записи, сделанные непосредственно автором, с его темпами и нюансировкой. Прозвучит также «Механический балет» Джорджа Антейла, который в нашей стране никогда не звучал в исполнении механического пианино; между тем, это авторская версия, где партии четырех инструментов звучат на одном. Четырем пианистам не слишком удобно играть попарно на двух роялях, а для пианолы таких преград нет.

    Первые музыкальные автоматы, которые воспроизводили на фортепиано музыку по определенной программе, возникли в середине XIXвека. В 1895 году появилась так называемая пианола — механические пианино: вначале это было отдельное устройство с деревянными пальцами, которое подкатывалось к фортепиано. Вначале они работали от педального насоса, в 1920-е годы появились модели с электроприводом и устройством, встроенным внутрь инструмента. Изначально пианолой называлось само подкатное устройство, потом это название закрепилось за механическим пианино. Появление пианолы открывало возможности воспроизведению на одном инструменте сочинений для нескольких рук. А главное, теперь можно было слышать со стороны самого себя и корректировать манеру исполнения, прежде такой возможности не было. Был даже рекламный слоган у компании Ampico, лицом которой был Рахманинов: «Я впервые услышал со стороны свою игру». Почему пианолой так заинтересовался Стравинский, например? В начале пути он не очень хорошо играл, а у него были очень высокие требования к темпам, и он написал сочинение «Мадрид. Этюд для пианолы», которое играется в исключительно быстром темпе. А в нашей программе прозвучит его пьеса Piano-Rag-Music в авторской версии для пианолы.

    Александр Зенин

    Петр Айду

    Родился в 1976 году. С 1994 по 2000 гг. обучался на фортепианном факультете Московской консерватории (классы профессоров Льва Власенко и Дмитрия Сахарова), одновременно занимался на кафедре органа (класс профессора Наталии Гуреевой) и композиторском факультете (класс профессора Юрия Воронцова). Совершенствовался в аспирантуре на Факультете исторического и современного исполнительского искусства у профессора Алексея Любимова. Позднее стажировался в Высшей школе музыки и театра в Ганновере у профессоров Цви Меникера (клавесин и хаммерклавир) и Ханса Михаэля Коха (лютня), занимался на мастер-классах Андреаса Штайера и Малькольма Билсона. В 1991 году удостоен I премии и Гран-при на Юношеском международном конкурсе пианистов в Цинциннати (США), в 1997 году стал обладателем II премии Международного конкурса пианистов в Риме.

    Музыкант в совершенстве владеет многими разновидностями клавишных инструментов (фортепиано, орган, орган-позитив, клавесин, хаммерклавир и другие), играет на старинных щипковых инструментах (ренессансная лютня, барочная гитара) и ударных. Активно концертирует в России и за рубежом, принимал участие во многих отечественных и зарубежных фестивалях.

    Айду – создатель «Приюта роялей», организации по сохранению исчезающих видов фортепиано и других клавишных инструментов XIX-XX веков. Осуществил ряд художественных акций, посвященных старинным инструментам: концерт-фотовыставка «Потерянные пространства» в Доме музыки (участник Фотобиеннале-2006), интерактивная инсталляция «Комната с пианино» в рамках проекта «Арт-сквот» в Киеве, инсталляция PianoReCycle на Биеннале современного искусства в Москве и проект «Приют роялей» в Третьяковской галерее.

    С 2009 года он собирает группу единомышленников – «Музыкальную лабораторию» (позднее – «Музкомбинат»), на основе которой была возобновлена деятельность Персимфанса – первого симфонического оркестра без дирижера. В 2012-2013 годах Петр Айду и другие участники «Музыкальной лаборатории» создали интерактивную звуковую инсталляцию «Реконструкция шума» в Политехническом музее и спектакль «Реконструкция утопии» в театре «Школа драматического искусства», за который были удостоены Гран-при Премии Сергея Курехина в области современного искусства.

    Петр Айду является автором музыкального оформления к спектаклям «Кориолан», «Каменный ангел» и «Вишневый сад» в театре «Школа драматического искусства», «Человек из ресторана» в театре «Сатирикон», музыки для Alternative Hair Show в Ковент-Гарден (совместно с Иваном Лубенниковым), музыкальных и звуковых перформансов: «Гигантская волынка» в саду «Эрмитаж» (Чеховский фестиваль-2000, совместно с Теодором Тэжиком), «Марш металлургов-1923» (для открытия выставки «Рабочее движение» в Москве), «Назад к победе коммунизма» в Третьяковской галерее, «Форма звука» на фестивале «Архстояние» (совместно с Натальей Воиновой), «Археология звука» в Москве и других. Новая большая работа Петра Айду – акустический перформанс «Звуковые ландшафты» в театре «Школа драматического искусства» (2015) – была удостоена Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».

    Преподает в Московской консерватории на Факультете исторического и современного исполнительского искусства, проводит мастер-классы.

    Алексей Любимов

    Пианист, клавесинист, органист, педагог, профессор Московской консерватории, один из самых неординарных и разносторонних музыкантов современности. Родился в Москве в 1944 году. Учился у Анны Артоболевской в Центральной музыкальной школе, Генриха Нейгауза и Льва Наумова в Московской консерватории. Огромное влияние на формирование взглядов Любимова оказала Мария Юдина. В 16 лет стал победителем Всероссийского конкурса пианистов в Москве. Будучи студентом Консерватории, в 1965 году завоевал I премию и золотую медаль IV Международного конкурса в Рио-де-Жанейро, в 1968 – стал лауреатом Международного конкурса в Монреале.

    С 1968 года Алексей Любимов начал интенсивно концертировать в СССР и за рубежом. В 1975 году стал солистом Московской филармонии. Творчество музыканта впечатляет широчайшим диапазоном: от опусов английских верджиналистов, исполняемых на старинном клавесине, до смелых экспериментов Кейджа, Штокхаузена и Булеза. Убежденный сторонник аутентичного исполнения музыки XVII-XIX веков, Любимов сотрудничает с крупнейшими коллективами и музыкантами, практикующими исполнение старинной музыки на оригинальных инструментах различных эпох. Первым в нашей стране начал играть на исторических клавесинах и фортепиано, являлся одним из создателей ансамблей «Московский барочный квартет» (1975) и «Академия старинной музыки» (1982). 

    Другой приоритет артиста – музыка ХХ-XXI веков. Он был основателем и руководителем ансамбля «Музыка – ХХ век» (1969-1974), впервые в СССР исполнившего ряд сочинений Булеза, Штокхаузена, Кейджа, Райли. Благодаря Любимову обрели концертную жизнь многие произведения Сильвестрова, Пярта, Волконского, Шнитке, Денисова, Мартынова, Уствольской, Пелециса, Немтина, Рабиновича, Карманова, Кнайфеля, Суслина, Мансуряна. Участвовал в организации ряда фестивалей авангардной музыки в Риге и Таллине (1976-1978). Инициатор и художественный руководитель (до 1992 года) Международного фестиваля авангардной и экспериментальной музыки «Альтернатива», регулярно проводящегося в Москве с 1988 года, а также I Фестиваля Арнольда Шёнберга в Московской консерватории (1999). 

    В числе оркестров, с которыми выступал пианист, – Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, коллективы Санкт-Петербургской и Московской филармоний, Израильский, Мюнхенский, Лос-Анджелесский филармонические оркестры, Лондонский Королевский филармонический оркестр, филармонический оркестр Радио Франс, симфонические оркестры Токио, Торонто, Берлина, Лейпцига, Хельсинки, камерный оркестр Нидерландов, Оркестр Века Просвещения, «Венская академия», Collegium Vocale Gent и многие другие. Среди дирижеров, с которыми выступал Любимов, – Кирилл Кондрашин, Давид Ойстрах, Натан Рахлин, Геннадий Рождественский, Михаил Плетнев, Владимир Ашкенази, Франс Брюгген, Марек Яновский, Роджер Норрингтон, Эса-Пекка Салонен, Кристофер Хогвуд, Чарлз Маккеррас, Неэме Ярви, Кент Нагано, Андрес Мустонен, Юкка-Пекка Сарасте. Партнерами артиста по камерному ансамблю были Наталия Гутман, Олег Каган, Виктор Третьяков, Петер Шрайер, Татьяна Гринденко, Марк Пекарский, Александр Рудин, Иван Монигетти, Генрих Шифф, Андреас Штайер, Кристиан Тецлафф, Виктория Иванова, Светлана Савенко, Лидия Давыдова и другие выдающиеся музыканты. 

    Участвовал в международных фестивалях «Посвящение» в Государственной Третьяковской галерее и «Посвящение Олегу Кагану» (Москва), фестивалях Иегуди Менухина в Гштаде, Гидона Кремера в Локенхаусе, Зальцбургском фестивале, «Каринтийское лето», Berliner Festwochen, Holland Festival, Mostly Mozart в Нью-Йорке и многих других. С 1991 года Любимов – художественный руководитель Музыкального фестиваля в Санкт-Галлене (Австрия). Член художественного совета фестиваля «Декабрьские вечера» и молодежного фестиваля Ars Longa.

    В 1968-1975 годах Любимов преподавал в Московской консерватории (класс камерного ансамбля). В 1995 вернулся в Консерваторию, а в 1997 стал одним из инициаторов создания и возглавил Факультет исторического и современного исполнительского искусства, на котором впервые в России были введены программы обучения на старинных инструментах. С 1998 года Любимов был также профессором университета Моцартеум в Зальцбурге. Член жюри многих международных конкурсов.

    В последние годы Любимов с учениками и коллегами каждый сезон предлагает слушателям изысканные программы на клавишных инструментах разных эпох, среди которых клавикорд, клавесин, тангентенфлюгель, орган-позитив, молоточковое фортепиано (Hammerklavier), тафель-клавир, рояль «Эрар» середины XIX века, современные рояли. Дискография Любимова насчитывает свыше 50 CD, записанных на лейблах Erato, Sony Classical, Teldec, BIS, EСM, Decca, Megadisc и других. Лауреат Премии города Москвы (2001). Народный артист России (2003).

    Александр Зенин

    Родился в 1988 году в Москве. Еще будучи учеником общеобразовательной школы, окончил школу настройщиков «Квинта 2» по специальности «мастер настройки и регулировки клавишно-струнных музыкальных инструментов» и начал заниматься реставрацией уникальных для России разновидностей фортепиано – механических пианино и пианол. В дальнейшем получил образование в области химии и кинотехники. Работал в московской средней школе № 544, Институте новых технологий и Московском институте открытого образования.

    В 2008 году Зенин организовал в школе № 544 музей кинотехники, который сегодня насчитывает более 200 подлинных образцов отечественной киноаппаратуры и более полутора тысяч кинофильмов на кинопленках формата 16, 35 и 70 мм. Среди экспонатов музея – несколько механических пианино и приставных пианол, относящихся к периоду немого кино. В 2016 году экспонаты из музея кинотехники были представлены на экспозиции «Вам и не снилось» на ВДНХ – крупнейшей выставке, посвященной кинематографическому процессу, а также на выставке кинотехники в кинотеатре «Космос» в рамках празднования Года Российского кино.

    Зенин – автор многочисленных статей по кинотехнике и соавтор словаря современных анимационных терминов. Член Союза кинематографистов Российской Федерации. Обеспечивает техническое сопровождение премьерных показов и кинофестивалей, принимает участие в других мероприятиях в области кинематографа. В 2015 году в рамках фестиваля «Политех» на ВДНХ осуществил первую публичную демонстрацию приставной пианолы (был исполнен Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова). Тогда Зенин привлек внимание музыкантов, с которыми активно сотрудничает в настоящее время.

    Елисей Дрегалин

    Елисей Дрегалин – солист Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского, постоянный участник ансамбля современной музыки Kymatic. Сотрудничает с такими коллективами, как «Студия новой музыки», «ГАМ-ансамбль», Opus Posth и Questa Musica.

    Елисей родился в Москве. Начинал учиться в музыкальной школе как скрипач, в 2011 году окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных по классу ударных инструментов у М. И. Пекарского. У него же продолжил обучение в Московской консерватории на факультете исторического и современного исполнительского искусства. В настоящее время – ассистент-стажер кафедры современной музыки (руководитель – В. Г. Тарнопольский). Ведет активную концертную и педагогическую деятельность. Сотрудничал со многими известными музыкантами, такими как Алексей Любимов, Александр Гиндин, Владимир Минин, Геннадий Дмитряк, Фридрих Липс, Филипп Чижевский.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Валентин Сильвестров.
    К 80-летию со дня рождения

    16.11.2017

    В программе:
    В. Сильвестров
    (к 80-летию со дня рождения)
    Соната № 2 для фортепиано (посвящена А.Любимову)
    Струнный квартет № 2
    «Ступени» – вокальный цикл (фрагменты)
    Три серенады для фортепиано (посвящается Юрию Полубелову)
    Шесть мгновенных вальсов для фортепиано, соч. 195
    К дню рождения R. Sch. для двух виолончелей
    «Постскриптум» – соната для скрипки и фортепиано

    Камерный зал Филармонии

    Миры современной музыки.
    «Стиль и стилистика:
    минимализм и полистилистика»
    (лекция-концерт № 2)

    13.02.2018

    В программе:
    Айвз
    Three-Page Sonata (Трехстраничная соната) для фортепиано
    Райх
    Proverb (версия для двух сопрано, альтовой флейты, альтового саксофона, виолончели, вибрафона и органа)
    Д. Ланг
    Sweet Air для флейты, саксофона, скрипики, виолончели и фортепиано

    Камерный зал Филармонии

    «Другое пространство».
    Ансамбль Opus Posth («Академия старинной музыки»)

    Режиссерская версия

    09.12.2012

    В программе:
    Фелдман