В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
9 сентября 2021
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №10:
Фестиваль «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний». «Мир дольний». Три оперы для Королевской академии музыки
Вивика Жено родилась в 1969 году в Фэрбанксе на Аляске. Профессиональный дебют певицы состоялся в 1994 году на сцене Флорентийской оперы в партии Изабеллы («Итальянка в Алжире» Россини). В этой роли она в дальнейшем выступала в Парижской опере, Опере Сан-Франциско, Опере Миннесоты, Королевском театре в Турине и др. Партии Анджелины в «Золушке», Розины в «Севильском цирюльнике», Малколма в «Деве озера» Россини открыли для нее двери нью-йоркской Метрополитен-оперы, Баварской и Венской государственных опер, Вашингтонской оперы, Большого театра Женевы, Нидерландской оперы, Театра Елисейских Полей в Париже, дрезденской Земпер-оперы, Муниципального театра Сантьяго, Новой Израильской оперы, Оперы Цюриха и других крупных театров мира.
Певица сотрудничает с лучшими коллективами и дирижерами, специализирующимися в области исторически ориентированного исполнительства: Фрайбургским барочным оркестром и Рене Якобсом, Les Talens Lyriques и Кристофом Руссе, Europa Galante и Фабио Бьонди, Modo Antiquo и Федерико Марией Сарделли, Le Violon du Roy и Бернаром Лабадье, Il Complesso Barocco и Аланом Кёртисом, Matheus и Жан-Кристофом Спинози, «Музыкантами Лувра» и другими.
Исполняет партии Орсини («Лукреция Борджиа» Доницетти), Хассама («Алахор в Гранаде» Доницетти), Антония, Селима («Антоний и Клеопатра», «Сулейман» Хассе), Юноны («Актеон» Шарпантье), Вечности и Дианы («Каллисто» Кавалли), партии в операх Генделя («Ринальдо», «Орландо», «Родриго», «Юлий Цезарь в Египте», «Арминий» – заглавные роли, «Ариодант» – заглавная роль и Полинесс, «Агриппина» – Нерон, «Альцина» – Брадаманта, «Ксеркс» – Арсамен, «Луций Корнелий Сулла» – Лепид, «Атенаида» – Феодосий), Монтеверди («Возвращение Улисса на родину» – Пенелопа), Вивальди («Баязет» – Ирена, «Катон в Утике» – Эмилия), Глюка («Орфей и Эвридика» – Орфей).
Один из ключевых авторов в репертуаре певицы является Иоганн Адольф Хассе. В 2017 году она исполнила партию Пирама («Пирам и Фисба» Хассе) в Будапеште, Вене и Валенсии. В 2019 году представила программу из музыки Доменико Галло, Генделя, Хассе и Вивальди Sulla Via della Seta с ансамблем La magnifica comunità под управлением Энрико Казаццы. В 2020 году на Фестивале барочной оперы в Байройте с берлинским ансамблем Lautten Compagney исполнила программу «Божественный саксонец (фрагменты из опер Хассе); в венском Театре ан дер Вин приняла участие в концертных исполнениях опер «Меропа» Риккардо Броски, «Родриго» Генделя и «Ирена» Хассе.
В числе других заметных событий последних сезонов – совместный концерт Вивики Жено с меццо-сопрано Анн Халленберг на Генделевском фестивале в Карлсруэ; концерт с ансамблем Bach Consort в венском зале Музикферайн с программой из сочинений Вивальди; цикл концертов в Антверпене и Валетте, посвященных Фаринелли, с ансамблем Concerto de’ Cavalieri под управлением Марчелло Ди Лизы; программа «Порпора vs Гендель» с оркестром «Музыканты Лувра» на барочном фестивале в Валетте; программа «Дрезденский двор» в Мадриде, Овьедо и Барселоне с ансамблем Vespres d’Arnadí; «Пиротехника: от Вивальди до Пьяццолы» – на Фестивале духовной и барочной музыки во Фровилле.
В 2021 году Вивика Жено дебютировала в партии Разочарования в оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования» с венским оркестром Bach Consort в Линце и Парме. В 2022 году она выступит в роли Мегакла в «Олимпиаде» Перголези в Опере Цюриха (дирижер – Оттавио Дантоне), намечены также гастроли в Китае, Германии, Италии, Японии, Испании, Швейцарии и США.
Обширная дискография певицы включает ряд альбомов, отмеченных престижными международными премиями. В их числе записи опер «Ринальдо» и «Арминий» Генделя, «Баязет» и «Атенаида» Вивальди. Огромный резонанс во всем мире получил сольный альбом певицы «Арии для Фаринелли». В рамках сотрудничества с фирмой Virgin Classics Вивика
Жено также записала сборник арий бельканто, ораторию Алессандро Скарлатти «Святая троица», кантаты и оперные арии Генделя, Хассе, Вивальди. В числе ее последних релизов – записи опер «Артаксеркс» Хассе, «Ксеркс» Генделя, двойной альбом Baroque Gender Stories.
Вивика Жено удостоена премии ARIA (1997), Премии имени Кристофера Кина от Нью-Йоркской городской оперы (2007), Премии меценатов Питтсбургской оперы (2008), Премии имени Генделя от муниципалитета города Галле (2017), Премии имени Хассе от фонда, носящего имя композитора (2019). Певице посвящен документальный фильм «Голос из холодов» (A Voice Out of the Cold, 2007).
Уроженец штата Канзас (США) Бен Блисс зарекомендовал себя как один из самых ярких молодых исполнителей на современной оперной сцене. В 2021 году он был удостоен престижной Премии Беверли Силлс от Метрополитен-оперы. Также среди его многочисленных наград – Сарсуэла-приз имени Пласидо Доминго-старшего на конкурсе Operalia (2013), первые премии на конкурсах Фонда Герды Лисснер и Фонда Личии Альбанезе – Пуччини (2014), Приз Моцарта и Приз Пласидо Доминго на Международном конкурсе имени Франсиско Виньяса в Барселоне (2015), премия Мартина Э. Сигала от Линкольн-центра (2016).
В 2013–2015 гг. Бен Блисс был участником Молодежной программы Линдеманн при Метрополитен-опере, дебютировал на сцене этого театра в роли Кунца Фогельгезанга в опере «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера под управлением Джеймса Левайна. Затем выступал в Мет в партиях Рулевого («Летучий голландец» Вагнера), Тамино, Бельмонта, Феррандо («Волшебная флейта», «Похищение из сераля», «Так поступают все женщины» Моцарта). В 2015 году в роли Бельмонта впервые участвовал в гастрольном туре Глайндборнского фестиваля.
Бен Блисс пел партию Тамино в оперных театрах Лос-Анджелеса и Филадельфии, Феррандо («Так поступают все женщины») – в Опере Сиэтла, Канадской опере и Альте Опер во Франкфурте, Тома Рейкуэлла («Похождения повесы» Стравинского) – в Бостонской Лирической опере, Фламана («Каприччио» Р. Штрауса) и Роберта Уилсона («Доктор Атомик» Джона Адамса в новой постановке Питера Селларса) – в Опере Санта-Фе, Дона Оттавио («Дон Жуан» Моцарта) – в Лирической опере Чикаго и театре Лисеу в Барселоне, Питера Квинта («Поворот винта» Бриттена») – в Опере Сиэтла, Графа де Росильона («Веселая вдова» Легара) – в театре Лисеу.
В концертных программах певец выступал с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса под управлением Густаво Дудамеля, с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Алана Гилберта (партия Тони в Концертной сюите № 1 «Вестсайдская история» Бернстайна); участвовал в исполнении оратории «Сотворение мира» Гайдна и оперы «Отелло» Верди (Кассио) на Майском фестивале в Цинциннати под управлением Джеймса Конлона; провел гастрольное турне по США (включая концерт в Карнеги-холле) с пианистом Лахланом Гленом. В 2017 году исполнил с Изабель Леонард дуэт Фердинанда и Миранды из оперы Томаса Адеса «Буря» на гала-концерте к 50-летию Метрополитен-оперы.
В числе ангажементов сезона 2021/22 – дебют в Опере Сан-Франциско в роли Феррандо, «Ифигения в Тавриде» Глюка (Пилад) в Метрополитен-опере и Опере Нормандии (Руан), а также возвращение в Мет в партии Тома Рейкуэлла («Похождения повесы»).
Надежда Карязина родилась в Москве. В 2008 году окончила Российскую академию театрального искусства (факультет музыкального театра, мастерская Романа Виктюка) и поступила в Центр оперного пения Галины Вишневской. В 2010–2012 гг. – артистка Молодежной оперной программы Большого театра. На сцене ГАБТа исполняла партии Дуняши («Царская невеста» Римского-Корсакова), Клариче («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Гадалки («Огненный ангел» Прокофьева), Третьей дамы («Волшебная флейта» Моцарта), Мелибеи («Путешествие в Реймс» Россини).
В 2013–2015 гг. – артистка Молодежной программы лондонского Королевского оперного театра Ковент-Гарден. Дебютировала в партии Мерседес («Кармен» Бизе), исполняла партии Розетты («Манон» Массне), Голоса неродившегося ребенка («Женщина без тени» Р. Штрауса), Флоры Бервуа («Травиата» Верди), Певицы («Манон Леско» Пуччини), Леоноры («Фаворитка» Доницетти), Маддалены («Риголетто») и Второй дамы («Волшебная флейта»).
Выступала в Латвийской национальной опере в партии Ольги («Евгений Онегин» Чайковского), в Государственном театре Зальцбурга – в партиях Полинесса («Ариодант» Генделя) и Шарлотты («Вертер» Массне), в Римской опере – в партии Третьей дамы («Волшебная флейта»). Весной 2019 года участвовала в российской премьере оперы «Неистовый Роланд» Вивальди (концертное исполнение, главная партия) в Зале Чайковского в Москве (дирижер – Федерико Мария Сарделли).
С 2015 года – солистка Гамбургской государственной оперы, где в ее репертуар вошли партии Сузуки («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Миссис Квикли, Фенены, Эмилии, Федерики, Маддалены («Фальстаф», «Набукко», «Отелло», «Луиза Миллер», «Риголетто» Верди), Кончаковны («Князь Игорь» Бородина), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Розины («Севильский цирюльник» Россини), Князя Орловского («Летучая мышь» И. Штрауса), Ольги, Полины («Евгений Онегин», «Пиковая дама» Чайковского), Кармен («Кармен» Бизе), Гензель («Гензель и Гретель» Хумпердинка) и другие.
В настоящее время – солистка Оперы Цюриха, где исполняет партии Маркизы Мелибеи («Путешествие в Реймс») и Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка). В сезоне 2020/21 выступила на фестивале в Глайндборне в роли Федерики («Луиза Миллер), в Баварской государственной опере – в роли Кармен в спектакле «7 смертей Марии Каллас».
В числе ангажементов сезона 2021/22 – Генделевский фестиваль в Москве («Тамерлан» – партия Андроника), «7 смертей Марии Каллас» в Опера Гарнье в Париже, «Фальстаф» в Государственной опере Гамбурга, «Отелло» Верди и «Дьяволы из Лудена» Пендерецкого (Нинон) в Баварской государственной опере (в рамках оперного фестиваля в Мюнхене), а также «Итальянка в Алжире» Россини (Изабелла), «Риголетто» и «Анна Болейн» Доницетти (Сметон) в Опере Цюриха.
Софи Юнкер родилась в 1985 году в Вервье (Бельгия). Окончила Высший институт музыки и педагогики в Намюре и Высшую школу музыки и драмы Гилдхолл в Лондоне. В 2010 году одержала победу на Международном Генделевском конкурсе в Лондоне, в 2012 году – на Международном конкурсе имени Антонио Чести в рамках фестиваля старинной музыки в Инсбруке.
Выступает в постановках Английской национальной оперы, Оперы Анже и Нанта, Королевской оперы Валлонии в Льеже, Королевской оперы Версаля, на международных фестивалях в Глайндборне, старинной музыки в Инсбруке, Генделевских фестивалях в Лондоне и Гёттингене. Сотрудничает с известными дирижерами, в числе которых Гарри Бикет, Лоуренс Каммингс, Кристиан Кёрнин, Ричард Эгарр, Пол Маккриш, Кристоф Руссе, Масааки Судзуки, Стефано Монтанари.
В репертуаре певицы – партии в операх и ораториях эпохи барокко и классицизма, в том числе Доринда, Израильтянка, Сигизмунд, Аспазия, Мелхола («Орландо», «Эсфирь», «Арминий», «Александр Балас», «Саул» Генделя), Итальянка («Медея» Шарпантье), Феб («Кастор и Поллукс» Рамо), Друзилла и Добродетель («Коронация Поппеи» Монтеверди), Меланто и Фортуна («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди), Амур («Орфей» Глюка), Первая дама, Церлина («Волшебная флейта», «Дон Жуан» Моцарта), а также Ванда (оперетта «Герцогиня Герольштейнская» Оффенбаха), Сестра Констанс («Диалоги кармелиток» Пуленка), главная роль в оперетте «Золушка» Полины Виардо, партии в «Страстях по Матфею», Мессе си минор и кантатах И. С. Баха, «Вечерне Пресвятой Девы Марии» Монтеверди и многие другие.
В 2016 году состоялся американский дебют Софи Юнкер: она выступила в Нью-Йорке и Вашингтоне в постановках компании «Опера Лафайет» – опере «Сафо» Жан-Поля Эжида Мартини и оперетте «Неудачное воспитание» Шабрие. В дальнейшем в число ее сценических работ вошли Кайо («Отон на вилле» Вивальди) на Копенгагенском оперном фестивале, Прозерпина и Эвридика («Сошествие Орфея в ад» Шарпантье) в Лондоне и Гааге, Белинда («Дидона и Эней» Пёрселла) на фестивале «Неделя старинной музыки» в Инсбруке.
В концертных программах Софи Юнкер часто выступает как солистка с ансамблем Concerto Copenhagen под руководством Ларса Ульрика Мортенсена (в частности, с кантатой «Дочь короля эльфов» Нильса Гаде), ансамблем La Nuova Musica под руководством Дэвида Бейтса, ансамблями Vox Luminis, Le Concert de la Loge под управлением Жюльена Шована. Она участвовала в исполнении «Страстей по Иоанну» И. С. Баха с Ensemble 1704, оратории «Сотворение мира» Гайдна с Российским национальным оркестром, Больших мотетов Люлли с Камерным хором Намюра под управлением Леонардо Гарсии Аларкона. С сольной программой из произведений Рейнальдо Ана выступила в Мадриде, а также дала несколько концертов на Оксфордском песенном фестивале.
Исполнила партию Кунигунды («Сигизмунд» Винчи) в Гливице, Вене и Москве, партию Галатеи («Ацис и Галатея» Генделя) в Утрехте, дебютировала в Государственной опере Берлина в партии Друзиллы («Коронация Поппеи» Монтеверди») под управлением Диего Фазолиса. Также выступила в роли Лизетты («Тайный брак» Чимарозы) в Королевской опере Валлонии, в роли Венеры («Разделение мира» Легренци) под управлением Кристофа Руссе в Страсбурге, Мюльхаузе, Кольмаре, Нанси и Версале, в партии Ауреллии («Верный пастух») – на Генделевском фестивале в Галле. Среди концертных программ – выступления с ансамблем Le Poème Harmonique под управлением Венсана Дюместра в Москве и Версале и с ансамблем Arcangelo под управлением Джонатана Коэна в Гонконге.
В числе ангажементов сезона 2021/22 – «Сигизмунд» Винчи (Кунигунда) и сольные концерты на фестивале в Дортмунде, «Неистовый Роланд» Вивальди (Анжелика) в парижском зале «Музыкальная Сена», «Мессия» Генделя в Нидерландской Рейсопере (Амстердам), «Юлий Цезарь в Египте» Генделя (Клеопатра) в Энсхеде, «Темные утрени» Куперена в Королевской опере Версаля.
В дискографии певицы – записи ораторий «Иеффай» Кариссими, «Эсфирь» Генделя, оперы «Сельское испытание» Гретри, светских кантат И. С. Баха, альбом музыки XVI–XVII веков Stravaganza d'amore, записанный с ансамблем Pygmalion под управлением Рафаэля Пишона. В начале 2020 года вышел первый сольный диск Софи Юнкер La Francesina под лейблом Aparté.
Международная карьера Элеонор Панкрази началась в 2013 году, когда она с отличием окончила Нормальную школу музыки имени Альфреда Корто в Париже (класс вокала Изабель Гарсизанц, класс сценического искусства Мирей Ларрош), завоевала III премию на вокальном конкурсе «Музыка в сердце Медока» (Musiques au Cœur du Medoc) и II премию на Международном конкурсе оперных певцов в Марманде. Год спустя стала победительницей конкурса в Безье в категории «оперетта». В числе ее достижений – специальные призы от французской организации ADAMI и Французского центра содействия оперному искусству (CFPL) на Конкурсе вокалистов в Арле, премия «Новый талант» на конкурсе Профессионального союза французских преподавателей вокала (UPMCF) в Париже и звание лауреата конкурса ADAMI «Оперные открытия» (2018).
Репертуар певицы охватывает временной пласт от эпохи барокко до современности, она исполняет партии сопрано и меццо-сопрано. В студенческие годы дебютировала на фестивале «Летние ночи Корте» на Корсике, где выступала в партиях Церлины («Дон Жуан» Моцарта), Берты («Севильский цирюльник» Россини) и Папагены («Волшебная флейта» Моцарта). В 2012 году участвовала в летней академии фестиваля в Экс-ан-Провансе. В 2013 году на музыкальном фестивале «Безумный день» (La Folle Journée) в Токио выступила в роли Кармен в концертном исполнении оперы Бизе. В 2014 году поступила в Молодежную академию парижской Опера Комик, где в ее репертуар вошли партии Князя Орловского («Летучая мышь» И. Штрауса) и Луизы де Понкурле («Мушкетеры в монастыре» Луи Варни). Принимала участие в постановке «Фальстафа» Сальери (Миссис Слендер) в Театре Эрбле. В 2016 году поступила в студию Лионской оперы, на сцене которой исполняла партии Джоди («Джереми Фишер» Изабель Абулькер), Китайской чашки, Матери и Стрекозы («Дитя и волшебство» Равеля).
В последующие годы пела в Театре Елисейских Полей, Национальной опере Лотарингии в Нанси, Опере Тулона, Театре Капитолия Тулузы, Королевской опере Версаля, Опере Клермон-Феррана, Опере Тура; выступала на фестивале «Музыка на родине Пьера Лоти» в Рошфоре, фестивале в Сен-Сере, фестивалях старинной музыки в Базеле и Инсбруке, Глайндборнском оперном фестивале, Генделевском фестивале в Карлсруэ, фестивале музыки Берлиоза в Ла-Кот-Сент-Андре. Участвовала в концертном исполнении оперы «Лукреция Борджиа» Доницетти (Маффио Орсини) в Зале Чайковского в Москве.
В репертуаре певицы – Катхен, Принц («Вертер», «Золушка» Массне), Орена и Терия («Остров мечты» Рейнальдо Ана), Консепсьон («Испанский час» Равеля), Чьеска («Джанни Скикки» Пуччини), Барбарина и Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Эвридика («Сошествие Орфея в ад» Шарпантье), Мария и Фермина (мюзикл Митча Ли «Человек из Ламанчи»), Джованна («Риголетто» Верди), Варвара («Катя Кабанова» Яначека), Дина («Волнения на Таити» Бернстайна), Аврора («Любовь Аполлона и Дафны» Кавалли), Орфей («Орфей и Эвридика» Глюка), Элиза («Птолемей» Генделя), Семирамида в одноименной опере Шарля Симона Кателя и др. В сезоне 2021/22 она выступит также в партии Метеллы («Парижская жизнь» Оффенбаха) в Париже и Туре и в партии Барены («Енуфа» Яначека) в Театре Капитолия Тулузы.
Александр Миминошвили родился в 1985 году в Ставропольском крае. В 2011 году окончил Российскую академию театрального искусства (РАТИ-ГИТИС, факультет музыкального театра, класс Татьяны Башкировой). С 2009 года пел на сцене Московского музыкального театра «Геликон-опера», где в его репертуар вошли партии Фигаро («Свадьба Фигаро» Моцарта), Анджело («Запрет на любовь» Вагнера), Ренато («Бал-маскарад» Верди), Квартального («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Данкайро («Кармен» Бизе) и другие.
С 2012 года – приглашенный солист Большого театра России, на сцене которого исполнял партии Папагено, Фигаро («Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» Моцарта), Шонара («Богема» Пуччини), Кота («Дитя и волшебство» Равеля), Данкайро («Кармен»), Дональда («Билли Бадд» Бриттена), Дона Карлоса («Каменный гость» Даргомыжского), Максимилиана/Капитана («Кандид» Бернстайна, театрализованное концертное исполнение),
Дона Альваро («Путешествие в Реймс» Россини), Энея («Дидона и Эней» Пёрселла). Участник премьеры новой постановки оперы «Так поступают все женщины» Моцарта (Гульельмо) на Новой сцене ГАБТа (2014, режиссер – Флорис Виссер).
Принимал участие в спектаклях Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко («Слепые» Леры Ауэрбах, «Песни у колодца» Елены Лангер); был участником летней академии фестиваля в Экс-ан-Провансе.
Сотрудничал с известными дирижерами, такими как Владимир Спиваков, Стефано Монтанари, Туган Сохиев, Владимир Понькин, Евгений Бражник, Василий Синайский.
Среди важнейших событий последних сезонов – «Эрисмена» Франческо Кавалли (Эриманф) на музыкальном фестивале в Экс-ан-Провансе, в Королевской опере Версаля и Большом театре Люксембурга с ансамблем Cappella Mediterranea под управлением Леонардо Гарсии Аларкона; «Свадьба Фигаро» (главная роль) в Опере Цюриха. В числе ангажементов сезона 2021/22 – опера «Заколдованный дворец» Луиджи Росси (Мандрикардо) с ансамблем Cappella Mediterranea под управлением Леонардо Гарсии Аларкона в Национальной опере Лотарингии в Нанси, Королевской опере Версаля и Опере Дижона, а также концертное исполнение оперы Франческо Сакрати «Мнимая сумасшедшая» в зале Консертгебау (Амстердам).
Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.
«Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.
В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.
Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.
После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».
Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).
С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.
Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.
В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.
В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.
Кристофер Мулдс родился в Галифаксе (Великобритания). Обучался в Высшей школе музыки и драмы Гилдхолл и Королевском колледже музыки в Лондоне. Начал профессиональную деятельность в 1991 году в Английской национальной опере. В 1994–1998 гг. был хормейстером на Глайндборнском оперном фестивале, где принимал участие в работе над постановками «Свадьбы Фигаро» и «Милосердия Тита» Моцарта, «Кармен» Бизе и оперы Харрисона Бёртуисла «Тайная вечеря».
В дальнейшие годы сотрудничал с Королевским театром Ковент-Гарден (Лондон), Английской национальной оперой, Opera North в Лидсе, Театром Аалто в Эссене, берлинской Комише Опер, Оперой Кёльна, дрезденской Земпер-оперой, Государственной оперой Штутгарта, Театром ан дер Вин, Театром Базеля, Лионской оперой, Нидерландской оперой, Национальной оперой Норвегии, Королевским театром в Мадриде, Римской оперой, Израильской оперой, театром Колон (Буэнос-Айрес), Оперой Сан-Франциско и другими известными театрами.
Многолетние творческие контакты связывают дирижера с Берлинской государственной оперой и Баварской государственной оперой. В частности в Мюнхене в его репертуар вошли оперы «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, «Каллисто» Кавалли, «Альцина», «Орландо», «Ариодант» и «Тамерлан» Генделя. Летом 2006 года Кристофер Мулдс дебютировал на Зальцбургском фестивале в спектакле «Милосердие Тита» Моцарта с участием Венского филармонического оркестра. Также он принимал участие в Брегенцском фестивале, Генделевском фестивале в Галле.
Особое место в репертуаре дирижера занимает барочная опера. Под его управлением шли «Орфей» Монтеверди в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден и Opera North в Лидсе, «Коронация Поппеи» Монтеверди в венском Театре ан дер Вин, «Дидона и Эней» Пёрселла в Берлинской государственной опере, Королевском театре Мадрида, Израильской опере, на Сиднейском фестивале, в театре Колон (Буэнос-Айрес) и Римской опере, «Король Артур» Пёрселла в Театре Базеля, «Терпеливый Сократ» Телемана в Цюрихской опере, «Радамист» Генделя в Opera North в Лидсе, «Ариодант» Генделя в Английской национальной опере и Государственной опере Штутгарта, «Семела» на Генделевском фестивале в Карлсруэ и в Бруклинской музыкальной академии, «Орландо» Генделя в Опере Сан-Франциско, «Альцина» Генделя в Национальной опере на Рейне (Страсбург), «Каллисто» Кавалли в Королевском театре Мадрида.
Маэстро неоднократно исполнял оперы Моцарта: «Волшебную флейту» – в Оперном театре Люксембурга и Английской национальной опере, «Так поступают все женщины» – в Опере Кёльна, «Похищение из сераля» – в дрезденской Земпер-опере, Берлинской государственной опере и Баварской государственной опере, «Мнимую садовницу» – в Берлинской государственной опере, «Дон Жуана» – в Национальной опере Норвегии и Лионской опере и др.
Сотрудничал с ведущими европейскими коллективами, в числе которых Берлинская академия старинной музыки, Concerto Köln, Лондонский филармонический оркестр, зальцбургский оркестр Моцартеум, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, Венский симфонический оркестр, Concertus Musicus Wien, Камерная академия Потсдама, Cappella Coloniensis.
В последнее десятилетие дирижер регулярно выступает в России. С участием Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Кристофера Мулдса прошли российские премьеры опер Генделя «Орландо» (2011), «Ариодант» (2012) и оратории «Геракл» (2013). В 2018 году за пультом Государственного академического камерного оркестра России маэстро представил концертное исполнение оперы «Оттон» Генделя в Концертном зале имени П. И. Чайковского. В Большом театре России дирижировал в операх «Волшебная флейта» и «Дон Жуан» Моцарта, «Роделинда» Генделя. Выступив в ГАБТе дирижером-постановщиком спектакля «Дидона и Эней», в 2020 году стал лауреатом
Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа дирижера в опере».
В числе ангажементов сезона 2021/22 – «Юлий Цезарь в Египте» на Генделевском фестивале в Москве, «Так поступают все женщины» Моцарта (постановка Кирилла Серебренникова) в Цюрихской опере, «Дидона и Эней» Пёрселла в Берлинской государственной опере и «Альцина» Генделя в Государственной опере Штутгарта.