Гендель – «Юлий Цезарь в Египте» : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Соня Йончева

  • LIVE

    Гендель – «Юлий Цезарь в Египте»

    8 июля 2020, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Юрий Миненко (контратенор)
    Лорен Снуффер (сопрано)
    Оливия Фермолейн (меццо-сопрано)
    Ромина Бассо (контральто)
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Кэмерон Шабази (контратенор)
    Дирижёр – Кристофер Мулдс
    Андреас Вольф (бас-баритон)
    Даниил Чесноков (бас)
    В программе:
    Гендель
    «Юлий Цезарь в Египте», опера в концертном исполнении

    12+

    Купить абонемент
    Купить билеты

    Абонемент №6:

    Фестиваль «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний». «Мир дольний». Три оперы для Королевской академии музыки

    Юрий Миненко

    Юрий Миненко родился в 1979 году в Радомышле Житомирской области (Украина). Обучался в Одесской национальной музыкальной академии имени Антонины Неждановой как баритон, затем как контратенор (класс сольного пения Юрия Тетери). После окончания аспирантуры в 2007–2010 гг. преподавал в академии на кафедре сольного пения.

    Удостоен специальной премии «Лучший контратенор» на XL Международном конкурсе имени Франсиско Виньяса в Барселоне (2003), победитель Международного конкурса молодых вокалистов имени Анатолия Соловьяненко «Соловьиная ярмарка» в Донецке (2004), обладатель II премии VI Международного конкурса молодых оперных певцов имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2004). В 2009 году стал первым украинским певцом и первым контратенором, вышедшим в финал Международного конкурса «Певец мира» в Кардиффе за всю историю этого состязания.

    Участвовал в постановках Большого театра России, Национального театра Мангейма, Кельнской оперы, Театра Елисейских Полей и Опера Бастий в Париже, Национальной оперы Лотарингии в Нанси, венского Театра ан дер Вин, Оперы Лозанны, Оперы Санта-Фе в Нью-Мексико и других. Поет на сценах крупнейших концертных залов мира, таких как Консертгебау в Амстердаме и Кеннеди-центр в Вашингтоне. Сотрудничал с известными дирижерами, в числе которых Теодор Курентзис, Алан Кертис, Марк-Андре Дальбави, Пол Дэниел, Дан Эттингер, Диего Фазолис, Грант Гершон, Рейнхард Гебель, Саймон Хэлси, Роман Кофман, Андрис Нелсонс, Василий Петренко, Георгий Петру, Михаил Юровский, Михаил Татарников и Владимир Юровский.

    В числе сценических работ – Анний и Секст («Милосердие Тита» Моцарта), Ринальдо и Евстафий («Ринальдо» Генделя), Коррадо («Гризельда» Вивальди), Ратмир («Руслан и Людмила» Глинки), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова), Лисимах («Фемистокл» Иоганна Кристиана Баха), Артаксеркс и Мегабиз («Артаксеркс» Винчи), Шбаланк («Королева индейцев» Пёрселла), Ромео («Ромео и Джульетта» Дзингарелли). Концертный репертуар певца включает партии Давида в оратории «Давид» Франческо Бартоломео Конти, Давида и Саула в одноименных ораториях Генделя, альта в оратории «Мессия» Генделя, «Сонеты» и «Сикстинский цикл» Марка-Андре Дальбави, антифоны Генделя, Salve Regina Скарлатти и др.

    В сезоне 2018/19 певец выступил в новой постановке оперы «Смерть в Венеции» Бриттена в Королевском театре Карре в Амстердаме, в «Ариоданте» Генделя (Полинессо) в Штутгартской опере, оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя в Театре Маноэль в Валлетте (Мальта), дебютировал на Троицком фестивале в Зальцбурге в партии Ациса («Полифем» Порпоры). Участник концертного исполнения оперы «Сигизмунд, король Польши» Винчи (Оттон) в Вене, Гливице и Москве.

    В числе предстоящих ангажементов артиста – новая постановка оперы «Садко» Римского-Корсакова в Большом театре России и Опере Лиона, концертный тур с оперой «Ариодант» Генделя под управлением Марка Минковски, заглавная партия в опере «Сципион» Генделя на Гёттингенском фестивале. Он также выступит в партии Аполлона в опере «Смерть в Венеции» Бриттена в Театре Шатле в Париже, Хорватском национальном театре в Загребе и лондонском Барбикан-центре; в партии Оттона («Сигизмунд, король Польши» Винчи) в Варшаве и Дортмунде; в партии Нерона («Агриппина» Генделя) в Королевском оперном театре Ковент-Гарден (Лондон).

    В числе пяти ведущих контратеноров современности (наряду с Филиппом Жарусски, Максом Эмануэлем Ценчичем, Франко Фаджоли и Валером Сабадусом) принял участие в записи оперы «Артаксеркс» Винчи, выпущенной Virgin Classics в 2011 году и завоевавшей множество авторитетных наград.

    Лорен Снуффер

    Выпускница Rice University и Джульярдской школы музыки в Нью-Йорке, Лорен Снуффер окончила оперную студию при Хьюстонской опере и в 2012 году стала финалисткой национального конкурса Metropolitan Opera National Council Auditions. Её репертуар охватывает сочинения композиторов четырёх столетий – от Клаудио Монтверди до Альбана Берга, Дьёрдя Лигети и Джорджа Бенджамина. Она в одинаковой степени востребована в барочном репертуаре и в современной музыке – за последние несколько сезонов певица выступила в постановке оперы Джорджа Бенджамина «Написано на коже» (Опера Филадельфии), «Дом без рождественской ёлки» Рики Йена Гордона в Хьюстонской опере, «Путешествие на луну» Эндрю Нормана с филармоническим оркестром Лос-Анджелеса. В августе и сентябре 2018 года она дебютирует в заглавной партии в опере А. Берга «Лулу» в постановке Мариам Клемон в Муниципальном театре Сантьяго в Чили и новой опере Тарика О'Регана «Феникс» в Хьюстонской опере.

    В числе других ангажементов певицы, быстро обретающей известность по обе стороны Атлантики, – Эвридика в «Орфее и Эвридике» К. В. Глюка в Лирической опере Чикаго, Памина в «Волшебной флейте» В. А. Моцарта в Опере Сиэттла, оперном театре Канзас-Сити и в концертном исполнении с Симфоническим оркестром Индианаполиса и Кшиштофом Урбанским, соло сопрано в Четвёртой симфонии Малера с филармоническим оркестром Малайзии, дебют на Генделевском фестивале в Карлсруэ (Туснельда в «Арминии» Г. Ф. Генделя в постановке Макса Эммануэля Ценцича), соло сопрано в «Страстях по Иоанну» И. С. Баха с Кливлендским оркестром под управлением Франца Вельзера-Мёста, Реквием В. А. Моцарта с филармоническим оркестром Роттердама, «Беатриче и Бенедикт» Г. Берлиоза в Капитолийском театре Тулузы, графиня Адель в «Графе Ори» Дж. Россини в Опере Сиэттла, постановки опер Б. Бриттена «Поругание Лукреции» и «Итальянка в Алжире» Дж. Россини в Хьюстонской опере. В течение последних двух лет увидели свет две новые записи певцы, осуществлённые для престижной фирмы Decca – «Сирой» И. А. Хассе и «Оттон» Г. Ф. Генделя, обе с греческим оркестром Armonia Atenea под руководством Георгия Петру.

    Ромина Бассо

    Уроженка Гориции, Ромина Бассо окончила Венецианскую консерваторию по классу вокала и Университет Модены, где она училась на отделении современной литературы. В годы учебы участвовала в различных конкурсах и стала лауреатом таких престижных форумов, как конкурс вокалистов им. Тоти даль Монте и Operalia. Певица участвовала в мастер-классах Петера Маага, Регины Резник, Рокуэлла Блейка и Клаудио Дездери. С первых шагов своей вокальной карьеры Ромина Бассо особое внимание уделяла музыке барокко и эпохи бельканто.

    В настоящее время Ромина Бассо ведет активную концертную деятельность, выступая в крупнейших залах Европы (венский Konzerthaus, парижские Театр на Елисейских Полях, Cite de la Musique, Salle Pleyel, лондонский Barbican Center), на престижных театральных сценах и фестивалях (брюссельский La Monnaie, мадридский Teatro Real, венский Theater an der Wien, оперные театры Монпелье и Бордо, Эдинбургский международный фестиваль, Глайндборнский оперный фестиваль, фестиваль старинной музыки в Утрехте, Авиньонский фестиваль, La Folle Journee в Нанте). Певица особенно востребована в области старинной музыки и регулярно выступает с такими ансамблями, как Il Pomo d’Оro, Accademia Bizantina, Concerto Italiano, Il Complesso Barocco, Cappella della Pietà de’ Turchini, Concert des Nations, Europa Galante, Ensemble 415, Gabrieli Consort, Les Arts Florissants, «Музыканты Лувра», Modo Antiquo, Ricercar Consort, Оркестр Века Просвещения, Венецианский барочный оркестр. В числе дирижеров, с которыми она сотрудничала – Чарльз Маккерас, Владимир Юровский, Казуши Оно, Жорзи Саваль, Алан Кертис, Фабио Бьонди, Уильям Кристи, Эмманюэль Аим, Пол Маккриш, Андреа Маркон, Федерико Сарделли, Лоуренс Каммингс, Ринальдо Алессандрини, Франс Брюгген, Максим Емельянычев. 

    Обширная дискография певицы включает записи для Deutsche Grammophon (оперы «Птолемей» Генделя и «Монтезума» Вивальди), Naïve (оперы Вивальди «Атенаида», «Орландо», «Армида в египетском лагере»), Glossa (итальянские кантаты Генделя), EMI Classics/Virgin (оперы «Береника», «Мессинский оракул» и «Геркулес при Фермодонте» Вивальди), MDG (опера «Юлий Цезарь» Генделя), Decca («Адриан в Сирии» Перголези) и многие другие.

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие. 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени П. И. Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В прошедшем сезоне оркестр сотрудничал с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Александр Князев, Элисо Вирсаладзе, Жан-Кристоф Спинози. Крупнейшим событием стало исполнение оперы Вивальди «Неистовый Роланд» (российская премьера) с участием зарубежных солистов и дирижера Федерико Марии Сарделли. 

    Сезон 2019/20 коллектив открыл двумя концертами на Музыкальном фестивале земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия) с участием скрипача Даниэля Лозаковича. В декабре оркестр вновь выступает в Германии на Рождественском фестивале в Кёльне (солист Айлен Притчин). В планах коллектива – программы с участием органистов Александра Фисейского, Хансйорга Альбрехта, Томаса Троттера, Оливье Латри, Джереми Джозефа, пианистов Элисо Вирсаладзе и Андрея Гугнина. С оркестром выступят дирижеры Жан-Кристоф Спинози, Филипп Чижевский, Максим Емельянычев, всемирно известный контратенор Карлос Мена, многие другие знаменитые исполнители. Кульминацией сезона станет участие коллектива в фестивале «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний», где будут представлены в концертном исполнении три оперы Генделя с участием международной команды солистов (дирижер Кристофер Мулдс).

    Кристофер Мулдс

    Кристофер Мулдс родился в Галифаксе (Великобритания), учился по классу фортепиано у Фани Уотерман. С 1991 по 1995 год работал в оперной администрации Английской национальной оперы, с 1994 по 1998 год был хормейстером на Глайндборнском оперном фестивале, где принимал участие в работе над постановками «Свадьбы Фигаро» Моцарта, «Милосердия Тита» Моцарта, «Кармен» Бизе и оперы Харрисона Берстуистла «Последний ужин». 

    Многолетние творческие контакты связывают дирижера с Баварской национальной оперой, где он дирижировал спектаклями «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди (2002, 2003, 2005), «Каллисто» Кавалли (2005, 2018), «Альцина» Генделя (2006, 2007), «Похищение из сераля» Моцарта (2016), «Орландо» Генделя (2007) и «Ариодант» Генделя (2008). Летом 2006 года Кристофер Мулдс дебютировал на Зальцбургском фестивале в спектакле «Милосердие Тита» Моцарта с участием Венского филармонического оркестра.

    В 2003 году дирижер дебютировал в Нидерландской опере и с оркестром Concerto Köln, с которым провел серию исполнений оратории Генделя «Самсон». Его запись оперы Глюка «Оправданная невинность» вместе с ансамблем Cappella Coloniensis увидела свет в 2004 году на лейбле Deutsche Harmonia Mundi. 

    В числе прочих выступлений Кристофера Мулдса можно назвать ангажементы в оперном театре Люксембурга («Волшебная флейта» Моцарта), Английской национальной опере («Ариодант» Генделя и «Волшебная флейта» Моцарта), английской Opera North («Орфей» 

    Монтеверди и «Радамист» Генделя), в Royal Albert Hall («Мадам Баттерфляй» и «Тоска» Пуччини, а также «Аида» Верди). Он выступал с такими оркестрами, как Лондонский филармонический, зальцбургский Mozarteum, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, Венский симфонический оркестр и берлинская «Академия старинной музыки». 

    Ангажементы дирижера последних лет включают спектакли в Баварской национальной опере («Тамерлан» и «Ариодант» Генделя и «Каллисто» Кавалли) и Кельнской опере («Так поступают все» Моцарта), на Генделевском фестивале в Халле («Флоридант» Генделя) и Карлсруэ («Семела» Генделя), Лионской опере («Дон Жуан» Моцарта), Берлинской государственной опере («Дидона и Эней» Перселла, «Похищение из сераля» и «Мнимая садовница» Моцарта, «Поворот винта» Бриттена), Большом театре России («Волшебная флейта» и «Дон Жуан» Моцарта, «Роделинда» Генделя), Национальной оперы Норвегии («Дон Жуан» Моцарта). 

    В числе предстоящих выступлений дирижера – спектакли в Штутгартской опере, Королевском театре Мадрида, Театре Базеля и дебют в оперном театре Сан-Франциско. В рамках оперного абонемента Московской филармонии дирижер с успехом провел российские премьеры опер Генделя «Орландо» (апрель 2009 года), «Ариодант» (март 2011 года) и музыкальной драмы «Геркулес» (январь 2013 года).

    Андреас Вольф

    Андеас Вольф получил начальное музыкальное образование в областной гимназии Вернигерода, затем окончил консерватории в Детмольде и Берлине. В настоящее время он является одним из самых востребованных концертных и оперных певцов своего поколения, регулярно выступая с ведущими ансамблями старинной музыки в таких престижных залах, как Парижская филармония, лондонский Barbican Center, Lincoln Center в Нью-Йорке, Берлинская филармония, мюнхенский Herkulessaal, штутгартский Liederhalle, парижский Театр Елисейских полей. В числе коллективов, с которыми он сотрудничал в последнее время, – Les Arts Florissants под руководством Уильяма Кристи, Le Concert Spirituel под руководством Эрве Нике, Il pomo d'oro и Стефано Монтанари, Concerto Köln и Питер Дикстрас.

    В числе важнейших оперных ангажементов певца – Гульельмо в постановке оперы В. А. Моцарта «Так поступают все» (режиссёр Михаэль Ханеве) в Королевском театре Мадрида, брюссельском театре La Monnaie и на Венском фестивале, Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта) в Брюсселе и Штутгарте, Фигаро («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта) в Мадриде и Рейнской национальной опере в Страсбурге, Папагено («Волшебная флейта» В. А. Моцарта) в Женевской опере, Труффальдино («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса) и Цунига («Кармен» Ж. Бизе) в Баварской национальной опере в Мюнхене, Юпитер («Платея» Ж.-Ф. Рамо) и другие. Концертные ангажементы певцы включали выступления на Генделевских фестивалях в Халле (кантата Г. Ф. Генделя «Ацис, Галатея и Полифем» с оркестром Collegium Cartusianum и Кёльнским камерным хором под управлением Петера Нойманна) и Карлсруэ (кантата Г. Ф. Генделя «Аполлон и Дафна» с оркестром Deutsche Händel-Solisten под управлением Ринальдо Алессандрини). Важное место в репертуаре певца занимает камерная музыка – он неоднократно выступал в Германии и Норвегии с песенными циклами Ф. Шуберта («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), а также с камерными программами из сочинений Р. Шумана и Г. Вольфа. Среди его ангажементов в репертуаре ХХ века стоит отметить концертное исполнении оперы А. Шёнберга «Моисей и Аарон» с симфоническим оркестром SWR под управлением Сильвана Камбрелена в Штутгарте и Берлине. 

    Андреасу Вольфу принадлежит обширная дискография: «Мессия» Г. Ф. Генделя под управлением Эрве Нике, кантаты И. С. Баха с сопрано Каролин Сэмпсон и Фрайбургским барочным оркестром, «Коронационная месса» В. А. Моцарта и Месса си минор И. С. Баха с хором Баварского радио и оркестром Concerto Köln.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    16 июля в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    22 июля в 19:00