Гендель – «Тамерлан» : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Соня Йончева

  • LIVE

    Гендель – «Тамерлан»

    16 июля 2020, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Йен Бостриж (тенор)
    Вивика Жено (меццо-сопрано, США)
    Кристоф Дюмо (контратенор)
    Софи Юнкер (сопрано)
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Элеонор Панкрази (меццо-сопрано)
    Дирижёр – Кристофер Мулдс
    Александр Миминошвили (бас-баритон)
    В программе:
    Гендель
    «Тамерлан», опера в концертном исполнении

    12+

    Купить абонемент
    Купить билеты

    Абонемент №6:

    Фестиваль «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний». «Мир дольний». Три оперы для Королевской академии музыки

    Вивика Жено

    Уроженка Аляски, Вивика Жено является одной из самых харизматичных и ярких певиц своего поколения, будучи особо востребованной в репертуаре бельканто и старинной музыке. Ее профессиональный дебют состоялся во Флоренции в 1994 году, где она исполнила роль Изабеллы в «Итальянке в Алжире»; эту же партию она впоследствии исполнила в Парижской опере, Опере Сан-Франциско, Опере Миннесоты, TeatroReggio в Турине. Две другие россиниевские роли – Анжелина в «Золушке» и Розина в «Севильском цирюльнике» - открыли для певицы двери таких театров, как нью-йоркская Metropolitan Opera, Баварская государственная опера, Вашингтонская опера, Нидерландская опера, Венская государственная опера, Театр на Елисейских Полях в Париже, дрезденская Semperoper, муниципальный театр Сантьяго и Новая Израильская опера.

    Из тридцати трех оперных партий, которые на сегодняшний момент входят в репертуар Вивики Жено, двадцать три – мужские травестийные роли, в исполнении которых она снискала огромный успех. Наряду с классическими партиями репертуара бельканто, как Ромео в «Капулетти и Монтекки» Беллини (Питтсбургская опера, Опера Миннесоты), Арзаче в «Семирамиде» Россини (Опера Миннесоты) или Малкольм в «Деве озера» Россини (фестиваль в Карамуре), она исполняет раритетный репертуар эпохи барокко и XIX века: партии Орсини («Лукреция Борджиа» Доницетти), Хассама («Алахор в Гранаде» Доницетти), Арминио («Арминио» Генделя), Феодосия («Атенаида» Генделя),  Антония («Антоний и Клеопатра» Хассе), Селима («Сулейман» Хассе). В барочном репертуаре она получила широкую известность благодаря интерпретациям опер Генделя («Ринальдо» в Берлинской государственной опере, на фестивалях в Монпеллье и Инсбруке; «Ариодант» в оперных театрах Далласа, Сан-Диего и Парижа; «Юлий Цезарь» в театрах Вашингтона и Сан-Диего; «Семела» в Нью-Йоркской городской опере), Монтеверди («Возвращение Улисса на родину» в Баварской государственной опере), Вивальди («Баязет» в Вене, Монпеллье и Йокогаме) и Глюка («Орфей и Эвридика» в Опере Лос-Анджелеса). Вивика Жено постоянно работает с лучшими ансамблями и дирижерами в области старинной музыки – Фрайбургским барочным оркестром и Рене Якобсом, ансамблем Les Talens Lyriques и Кристофом Руссе, оркестром Europa Galante и Фабио Бьонди, оркестром Modo Antiquo и Федерико Марией Сарделли, ансамблем Le Violon du Roy и Бернардом Лабадье, оркестром Il Complesso Barocco и Аланом Кертисом, Ensemble Matheus и Жаном-Кристофом Спинози и многими другими. Помимо концертного и оперного репертуара, Вивика Жено с удовольствием готовит сольные программы – они были представлены в таких залах, как нью-йоркский Carnegie Hall, Herbst Theatre в Сан-Франциско, венский Konzerthaus, барселонский театр Liceu и мадридский Teatro Real. 

    Обширная дискография певицы включает несколько альбомов, удостоившихся престижных международных премий – в их числе записи опер Генделя «Ринальдо» (Harmonia Mundi France, дирижер Рене Якобс) и «Арминио» (Virgin Classics, дирижер Алан Кертис) и Вивальди – «Баязет» (Virgin Classics, дирижер Фабио Бьонди) и «Атенаида» (Naïve, дирижер Федерико Мария Сарделли). Огромный резонанс во всем мире имел сольный альбом певицы «Арии для Фаринелли», в который была включена музыка, написанная для самого прославленного певца-кастрата эпохи барокко. В рамках своего эксклюзивного контракта со звукозаписывающей фирмой Virgin Classics Вивика Жено также осуществила записи арий бельканто (с Ensemble Orchestral de Paris под управлением Джона Нельсона), оратории Алессандро Скарлатти «Святая троица» (с Europa Galante и Фабио Бьонди), кантат и оперных арий Генделя и Хассе (с ансамблем Le Violon du Roy и Бернардом Лабадье), оперных арий Вивальди (с ансамблем EuropaGalante). В 2007 году о Вивике Жено был снят документальный фильм «Голос из холодов» (Voice our of the cold).

    Среди важнейших ангажементов Вивики Жено в сезонах 2012/13 и 2013/14 – турне с концертной программой «Приношение Фаустине Бордони», посвященной одной из самых знаменитых певиц XVIII столетия, в Лионе, Люцерне, Удине, Париже и Афинах; дебют в роли Кармен в одноименной опере Бизе в Королевском театре Версаля и в Опере Руана, дебют в Гамбургской государственной опере («Золушка» Россини), выступления в Венской государственной опере, Опере Питтсбурга, театрах Руана и Версаля («Дидона и Эней» Перселла), концертные турне с оркестрами ConcertoKoeln и AlAyreEspagnol. В текущем театральном сезоне Вивика Жено осуществляет большое европейское турне с программой «Королевы-соперницы» (The Rival Queen) совместно с немецким сопрано Симоной Кермес, концертные исполнения оперы Франческо Марии Верачини «Адриан в Сирии» в Мадриде и Вальядолиде и оперы «Оракул в Мессении» Вивальди в Лондоне и Токио.

    Софи Юнкер

    Софи Юнкер родилась в 1985 году в Вервье (Бельгия). Окончила Высший институт музыки и педагогики в Намюре и Высшую школу музыки и драмы Гилдхолл в Лондоне. В 2010 году одержала победу на Международном Генделевском конкурсе в Лондоне, в 2012 году – на Международном конкурсе имени Антонио Чести в рамках фестиваля старинной музыки в Инсбруке.

    Выступала в постановках Английской национальной оперы, Оперы Анже и Нанта, Королевской оперы Валлонии в Льеже, Королевской оперы Версаля, на международных фестивалях в Глайндборне, старинной музыки в Инсбруке, Генделевских фестивалях в Лондоне и Гёттингене. Сотрудничала с известными дирижерами, в числе которых Гарри Бикет, Лоуренс Каммингс, Кристиан Кёрнин, Ричард Эгарр, Пол Маккриш, Кристоф Руссе, Масааки Судзуки, Стефано Монтанари.

    В репертуаре певицы – партии в операх и ораториях эпохи барокко и классицизма, в том числе Доринда («Орландо» Генделя), Израильтянка («Эсфирь» Генделя), Сигизмунд («Арминио» Генделя), Аспазия («Александр Балас» Генделя), Мелхола («Саул» Генделя), Итальянка («Медея» Шарпантье), Феб («Кастор и Поллукс» Рамо), Друзилла и Добродетель («Коронация Поппеи» Монтеверди), Меланто и Фортуна («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди), Амур («Орфей» Глюка), Первая дама («Волшебная флейта» Моцарта), Церлина («Дон Жуан» Моцарта), а также Ванда в оперетте «Герцогиня Герольштейнская» Оффенбаха, Сестра Констанс в опере «Диалоги кармелиток» Пуленка, главная роль в оперетте «Золушка» Полины Виардо, партии в «Страстях по Матфею», Мессе си минор и различных кантатах Баха, «Вечерне Пресвятой Девы Марии» Монтеверди и многие другие.

    В 2016 году состоялся американский дебют Софи Юнкер: она выступила в Нью-Йорке и Вашингтоне в постановках компании «Опера Лафайет» – опере «Сафо» Жан-Поля Эжида Мартини и оперетте «Неудачное воспитание» Шабрие. В дальнейшем в число ее сценических работ вошли Кайо («Оттон на вилле» Вивальди) на Копенгагенском оперном фестивале, Прозерпина и Эвридика («Сошествие Орфея в ад» Шарпантье) в Лондоне и Гааге, Белинда («Дидона и Эней» Пёрселла) на фестивале «Неделя старинной музыки» в Инсбруке.

    В концертных программах Софи Юнкер часто выступает как солистка с ансамблем Concerto Copenhagen под руководством Ларса Ульрика Мортенсена (в частности, с кантатой «Дочь короля эльфов» Нильса Гаде), ансамблем La Nuova Musica под руководством Дэвида Бейтса, ансамблями Vox Luminis, Le Concert de la Loge под управлением Жюльена Шована. В минувшем сезоне она участвовала в исполнении «Страстей по Иоанну» Баха с Ensemble 1704, оратории «Сотворение мира» Гайдна с Российским национальным оркестром, Больших мотетов Люлли с Камерным хором Намюра под управлением Леонардо Гарсия Аларкона. С сольной программой из произведений Рейнальдо Ана выступила в Мадриде, а также дала несколько концертов на Оксфордском песенном фестивале.

    В нынешнем сезоне певица исполняет партию Кунигунды («Сигизмунд» Винчи) в Гливице, Вене и Москве, партию Галатеи («Ацис и Галатея» Генделя) в Утрехте, а также дебютирует в Государственной опере Берлина в партии Друзиллы («Коронация Поппеи» Монтеверди») под управлением Диего Фазолиса. Софи также выступит в роли Лизетты («Тайный брак» Чимарозы) в Королевской опере Валлонии, в роли Венеры («Разделение мира» Легренци) под управлением Кристофа Руссе в Страсбурге, Мюльхаузе, Кольмаре, Нанси и Версале, в партии Ауреллии («Верный пастух») на Генделевском фестивале в Халле. Среди концертных программ – выступления с ансамблем Le Poème Harmonique под управлением Венсана Дюместра в Москве и Версале и с ансамблем Arcangelo под управлением Джонатана Коэна в Гонконге.

    В дискографии певицы – записи ораторий «Иевфай» Кариссими с ансамблем La Nuova Musica (Harmonia Mundi) и «Эсфирь» Генделя под управлением Лоуренса Каммингса (Accent), оперы «Сельское испытание» Гретри (Naxos), светских кантат Баха с ансамблем Bach Collegium Japan под управлением Масааки Судзуки (BIS) и альбом музыки XVI–XVII веков Stravaganza d'amore, записанный с ансамблем Pygmalion под управлением Рафаэля Пишона (Harmonia Mundi).

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие. 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени П. И. Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В прошедшем сезоне оркестр сотрудничал с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Александр Князев, Элисо Вирсаладзе, Жан-Кристоф Спинози. Крупнейшим событием стало исполнение оперы Вивальди «Неистовый Роланд» (российская премьера) с участием зарубежных солистов и дирижера Федерико Марии Сарделли. 

    Сезон 2019/20 коллектив открыл двумя концертами на Музыкальном фестивале земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия) с участием скрипача Даниэля Лозаковича. В декабре оркестр вновь выступает в Германии на Рождественском фестивале в Кёльне (солист Айлен Притчин). В планах коллектива – программы с участием органистов Александра Фисейского, Хансйорга Альбрехта, Томаса Троттера, Оливье Латри, Джереми Джозефа, пианистов Элисо Вирсаладзе и Андрея Гугнина. С оркестром выступят дирижеры Жан-Кристоф Спинози, Филипп Чижевский, Максим Емельянычев, всемирно известный контратенор Карлос Мена, многие другие знаменитые исполнители. Кульминацией сезона станет участие коллектива в фестивале «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний», где будут представлены в концертном исполнении три оперы Генделя с участием международной команды солистов (дирижер Кристофер Мулдс).

    Кристофер Мулдс

    Кристофер Мулдс родился в Галифаксе (Великобритания), учился по классу фортепиано у Фани Уотерман. С 1991 по 1995 год работал в оперной администрации Английской национальной оперы, с 1994 по 1998 год был хормейстером на Глайндборнском оперном фестивале, где принимал участие в работе над постановками «Свадьбы Фигаро» Моцарта, «Милосердия Тита» Моцарта, «Кармен» Бизе и оперы Харрисона Берстуистла «Последний ужин». 

    Многолетние творческие контакты связывают дирижера с Баварской национальной оперой, где он дирижировал спектаклями «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди (2002, 2003, 2005), «Каллисто» Кавалли (2005, 2018), «Альцина» Генделя (2006, 2007), «Похищение из сераля» Моцарта (2016), «Орландо» Генделя (2007) и «Ариодант» Генделя (2008). Летом 2006 года Кристофер Мулдс дебютировал на Зальцбургском фестивале в спектакле «Милосердие Тита» Моцарта с участием Венского филармонического оркестра.

    В 2003 году дирижер дебютировал в Нидерландской опере и с оркестром Concerto Köln, с которым провел серию исполнений оратории Генделя «Самсон». Его запись оперы Глюка «Оправданная невинность» вместе с ансамблем Cappella Coloniensis увидела свет в 2004 году на лейбле Deutsche Harmonia Mundi. 

    В числе прочих выступлений Кристофера Мулдса можно назвать ангажементы в оперном театре Люксембурга («Волшебная флейта» Моцарта), Английской национальной опере («Ариодант» Генделя и «Волшебная флейта» Моцарта), английской Opera North («Орфей» 

    Монтеверди и «Радамист» Генделя), в Royal Albert Hall («Мадам Баттерфляй» и «Тоска» Пуччини, а также «Аида» Верди). Он выступал с такими оркестрами, как Лондонский филармонический, зальцбургский Mozarteum, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, Венский симфонический оркестр и берлинская «Академия старинной музыки». 

    Ангажементы дирижера последних лет включают спектакли в Баварской национальной опере («Тамерлан» и «Ариодант» Генделя и «Каллисто» Кавалли) и Кельнской опере («Так поступают все» Моцарта), на Генделевском фестивале в Халле («Флоридант» Генделя) и Карлсруэ («Семела» Генделя), Лионской опере («Дон Жуан» Моцарта), Берлинской государственной опере («Дидона и Эней» Перселла, «Похищение из сераля» и «Мнимая садовница» Моцарта, «Поворот винта» Бриттена), Большом театре России («Волшебная флейта» и «Дон Жуан» Моцарта, «Роделинда» Генделя), Национальной оперы Норвегии («Дон Жуан» Моцарта). 

    В числе предстоящих выступлений дирижера – спектакли в Штутгартской опере, Королевском театре Мадрида, Театре Базеля и дебют в оперном театре Сан-Франциско. В рамках оперного абонемента Московской филармонии дирижер с успехом провел российские премьеры опер Генделя «Орландо» (апрель 2009 года), «Ариодант» (март 2011 года) и музыкальной драмы «Геркулес» (январь 2013 года).

    Александр Миминошвили

    Александр Миминошвили родился в Ставропольском крае. Окончив музыкальную школу, поступил на вокальное отделение Московского областного колледжа искусств. В 2006 году поступил в Российскую академию театрального искусства (РАТИ-ГИТИС) на факультет музыкального театра, возглавляемый Д. А. Бертманом (педагог по вокалу Т. В. Башкирова), который окончил в 2011 году. Еще в годы учебы в РАТИ успешно исполнял ответственные партии в ряде спектаклей учебного театра РАТИ-ГИТИС («Женитьба» Мусоргского, «Записки сумасшедшего» Ю. Буцко, «Колокольчик» Доницетти) и в 2009 году дебютировал в качестве солиста-вокалиста на сцене Московского музыкального театра «Геликон-опера». В «Геликоне» Александр Миминошвили исполняет обширный и разнообразный репертуар – партии Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Анджело в «Запрете на любовь» Вагнера, Ренато в «Бал-маскараде» Верди, Квартального в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, Данкаира в «Кармен» Бизе.

    С 2011 года является постоянным приглашенным солистом Большого театра России - на сцене Большого он исполнял партии Папагено («Волшебная флейта» Моцарта), Шонара («Богема» Пуччини), Черного кота («Дитя и волшебство» Равеля), Данкаира («Кармен» Бизе), Дональда («Билли Бад» Бриттена). Участвовал в премьере новой постановки оперы «Так поступают все» Моцарта (партия Гульельмо) на Новой сцене Большого театра в 2013 году. Также является приглашенным солистом Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко («Слепые» Л. Ауэрбах, и «Песни у колодца» Е. Лангер). 

    Александр Миминошвили сотрудничал с такими дирижерами, как Владимир Спиваков, Стефано Монтанари, Туган Сохиев, Владимир Понькин, Евгений Бражник, Василий Синайский. Принимал участие в гастролях театра «Геликон-опера», как в России, так и за 

    рубежом. Участвовал в летней академии фестиваля в Экс-ан-Провансе. 

    В числе важнейших ангажементов певца последнего времени – участие в постановке оперы Франческо Кавалли «Эрисмена» на музыкальном фестивале в Экс-ан-Провансе, партия Фигаро в опере Моцарта «Свадьба Фигаро» на сцене Цюрихской оперы, возобновление спектаклей «Так поступают все» Моцарта под управлением Тугана Сохиева в Большом театре. В планах певца – возвращение в Цюрихскую оперу на спектакли «Свадьба Фигаро», дебют в Королевском театра Версаля в опере Франческо Сакрати «Мнимая сумасшедшая» под управлением Леонардо Гарсии Аларкона.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    8 июля в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    22 июля в 19:00