В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
Организатор концерта
Агентство Apriori Arts
25 марта вы играете свой первый сольный концерт в зале имени Чайковского, где прозвучат мазурки и Третья соната Шопена, "Думка" Чайковского и 12 прелюдий из цикла "Буковинские песни" Десятникова. Что значит для вас это выступление?
Я его жду с искренним трепетом. Хотя существует некий скептицизм, что это не Большой зал консерватории, мне очень нравится пространство зала Чайковского, там есть своя магия, и Филармония прекрасно им распоряжается с точки зрения информационного освещения и функционала. Осмелюсь даже предположить, что сольный концерт в КЗЧ играть лучше, чем в БЗК. Мне кажется, Большой зал для сольного концерта великоват, хотя я там играл, и, конечно, играл с трепетом и благоговением – для всех нас это намоленное место. Но потом я начал понимать, что нужно адаптировать свою исполнительскую манеру под этот зал, иногда жертвуя чем-то, чем жертвовать не хочется. Играя в Малом зале консерватории, я знаю, что могу позволить себе в плане звука всё, что угодно, а в Большом я вынужден что-то преувеличивать, играть "на Большой зал". Думаю, в зале Чайковского такая гипертрофированность не потребуется.
Недавно Леонид Десятников рассказывал в интервью, что на создание "Буковинских песен" его вдохновил ваш диск с музыкой Рябова и Арзуманова. И хотя право премьеры принадлежало Алексею Гориболю и ноты будут изданы только весной вместе с официальной записью, вы – второй человек в мире, который сейчас их играет. У вас есть эксклюзивный авторский экземпляр?
Мы просто очень дружим и с Лёней, и с Лёшей, поэтому у меня есть эксклюзивное право. Десятников для меня – абсолютно личная история, я с детства обожал его музыку и усвоил ее раньше многой другой. Рома Минц шутит, что Адажиетто Малера, которое Десятников цитирует в "Эскизах к закату", я узнал из "Эскизов к закату". И это правда (смеется). Кроме того, я являюсь ярым апологетом и пропагандистом его музыки, стараюсь играть ее как можно больше за границей и везде, где только можно. Поэтому, несмотря на эксклюзивность прав Гориболя, которые я не пытаюсь оспорить, моя любовь к музыке Десятникова идет ей только на пользу.
Концерт вы объединили фольклорной темой, верно?
Да, фольклорная линия идет через всю программу: от мазурок Шопена, через "Думку" Чайковского к "Буковинскими песнями". Там есть еще Третья соната Шопена, которая к фольклору не имеет никакого отношения, но без нее программа была бы более однообразной. Я обожаю эту сонату – это то, что Вера Васильевна умела блистательно, что она понимала, боготворила и пестовала всю жизнь: мазурки, ноктюрны, баллады, скерцо, и, конечно, сонаты, которые она всю жизнь играла и успела мне преподать в том виде, который я никогда не забуду. Кроме того, Третья соната – это сочинение grand publique, и если мы играем в КЗЧ, мы рассчитываем на grand publique, и ограничиваться мазурками и "Буковинскими песнями" было бы нечестно.
Почему между Шопеном и Десятниковым вы поставили именно Чайковского?
У Десятникова есть ключевые ориентиры, путеводные звезды – среди них фигуры Стравинского, Чайковского и музыка минимализма. Поэтому Чайковский сюда хорошо вписывается.
Фрагмент из интервью Лукаса Генюшаса, автор - Наталия Сурнина. Полную версию интервью читайте по ссылке.
Лукас Генюшас родился в 1990 году в Москве в семье пианистов Ксении Кнорре и Пятраса Генюшаса. В 2008 году окончил Московский государственный колледж музыкального исполнительства имени Ф. Шопена, в 2013 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Веры Горностаевой), после чего продолжил обучение в ассистентуре-стажировке МГК.
Победитель VII Молодежных Дельфийских игр России (2008) и Международного конкурса имени Джины Бахауэр в Солт-Лейк-Сити (2010). Лауреат международных конкурсов имени Фридерика Шопена в Варшаве (II премия, 2011) и имени П. И. Чайковского в Москве (II премия, 2015). Удостоен Немецкой фортепианной премии Deutscher Pianistenpreis (2012, Франкфурт).
Концерты пианиста проходят на таких престижных сценах, как Уигмор-холл (Лондон), Консертгебау (Амстердам), Лувр, зал Гаво и Театр Елисейских Полей (Париж), Театр Карло Феличе (Генуя), Консерватория имени Верди (Милан) и Большой зал Московской консерватории. Участвовал в фестивалях «Безумный день» (La Folle Journée) в Токио, «Рахлинские сезоны» и Concordia в Казани, «Лики современного пианизма» и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Опера априори» и «Возвращение» в Москве, Летнем музыкальном фестивале в Торонто, фестивалях в Вербье, Ла-Рок-д’Антероне, Нанте, Тулузе, Лионе, Рейнгау, Руре, Локенхаусе, Брюсселе, Тель-Авиве, Екатеринбурге, Gilmore в Мичигане (США) и других.
Выступал с Филармоническим оркестром Радио Франс, Оркестром де Пари, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Варшавским филармоническим оркестром, Государственным симфоническим оркестром Литвы, Симфоническим оркестром японской вещательной корпорации NHK, оркестрами Лиона, Бирмингема, Ставангера, Торонто, камерным оркестром «Кремерата Балтика» и другими коллективами.
Сотрудничал со многими известными музыкантами, среди которых Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Юрий Темирканов, Леонард Слаткин, Шарль Дютуа, Андрей Борейко, Эса-Пекка Салонен, Туган Сохиев, Саулюс Сондецкис, Антоний Вит, Гинтарас Ринкявичюс, Гидон Кремер, Дмитрий Ситковецкий, Марио Брунелло, Миша Майский, Джошуа Белл, Павел Нерсесьян, Государственный квартет имени А. П. Бородина. Совместно с пианисткой Анной Генюшене проводил NikoFest в московской Галерее искусств Niko.
С 2015 года – артист благотворительного проекта Looking at the Stars («Глядя на звезды») в Торонто, в рамках которого классическая музыка звучит для людей, находящихся в больницах, приютах и тюрьмах.
В дискографии пианиста – записи произведений Шопена, Рахманинова, Бетховена и Брамса, выпущенные фирмами NIFC, Art Classic, Piano Classics и DUX. Несколько альбомов Генюшас записал для фирмы «Мелодия». Это сольный диск «Эмансипация консонанса» с произведениями Десятникова, Рябова и Арзуманова (2015), скрипичные пьесы Стравинского, Чайковского и Десятникова (с Айленом Притчиным, 2016), 24 прелюдии и фуги Всеволода Задерацкого (совместно с другими пятью пианистами, 2016), фортепианные трио Шостаковича, Вайнберга и Равеля (с Айленом Притчиным и Александром Бузловым, 2017), Концерт № 1 Шостаковича (с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, 2017), а также произведения для виолончели и фортепиано Шуберта, Прокофьева, Бориса Чайковского, Десятникова (с Александром Бузловым, 2020). Собрание сонат Прокофьева, выпущенное под французским лейблом Mirare (2018), было удостоено в 2019 году премии Diapason d’Or. В 2020 году на той же фирме был записан альбом музыки Шопена (Соната № 3 и избранные мазурки).