Музыкальный путеводитель Артёма Варгафтика. Германия (Лейпциг) : Московская государственная академическая филармония

    Музыкальный путеводитель
    Артёма Варгафтика.
    Германия (Лейпциг)

    23 января 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    6+

    Абонемент №64:

    Музыкальный путеводитель Артёма Варгафтика
    (Третий год цикла).
    Дневные симфонические концерты для детей и юношества

    Артём Варгафтик

    Радио- и тележурналист Артём Варгафтик родился в 1971 году в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российскую академию музыки имени Гнесиных, а также аспирантуру Московской консерватории. В 1997–2000 гг. преподавал в РАМ имени Гнесиных историю виолончельного искусства, в 2003–2006 гг. – музыкальную журналистику. 

    Еще студентом начал работать на радио в качестве корреспондента, ведущего и автора музыкальных программ. Известность получил благодаря передачам «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура». Эти проекты были удостоены национальных телевизионных премий «ТЭФИ» в 2003 и 2004 годах.

    В 1994–2003 гг. – музыкальный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», с 2003 года – обозреватель радио «Культура» и «Радио России». Участник множества фестивалей и концертных программ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Саратове, Казани и других городах России. Постоянный ведущий концертов в рамках фестивалей под художественным руководством Бориса Андрианова – Vivacello и «Музыкальная экспедиция». 

    В 2007 году началось активное сотрудничество Артёма Варгафтика с Московской филармонией, продолжающееся по сей день (в сезоне 2021/22 – автор и ведущий цикла «История одного шедевра»). Кроме того, Артём Варгафтик – постоянный ведущий концертных программ Московского международного Дома музыки.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории. 

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). В 2005 году коллективу присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. – Марк Горенштейн, в 2011–2021 гг. – Владимир Юровский (с 2021 года – почетный дирижер). В 2021 году художественным руководителем коллектива назначен Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве. 

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры. 

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм. 

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах. 

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей». 

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра. 

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин. 

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Филипп Чижевский

    Филипп Чижевский родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям: «хоровое дирижирование» (2008, класс профессора Станислава Калинина) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2010, класс профессора Валерия Полянского). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование. Лауреат Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2008).

    В 2008 году совместно с Марией Грилихес основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. Вместе с ансамблем принимал участие в крупных проектах, среди которых постановки опер Пёрселла «Дидона и Эней» (Музей-усадьба «Архангельское», 2011, режиссер – Алишер Хасанов) и «Королева фей» (Большой зал консерватории, 2017), оперы «Франциск» Сергея Невского (Большой театр, 2012, постановка Владимира Бочарова), «Истории солдата» Стравинского (Театральный центр на Страстном, 2013, хореография Олега Глушкова), оперного сериала «Сверлийцы» (Электротеатр Станиславский, 2015, режиссер-постановщик – Борис Юхананов, музыка Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева, Владимира Раннева), оперы «Галилео» для скрипки и ученого (Электротеатр Станиславский, 2017, автор идеи – Елена Ревич, постановка Бориса Юхананова) и оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2018, режиссер-постановщик – Константин Богомолов). 

    С 2011 года – дирижер Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель и главный дирижер – Валерий Полянский). Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал вместе с оркестром капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что был удостоен благодарности Министра культуры Российской Федерации. Провел премьеру оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми (2012). 

    В 2014 году выступил в качестве дирижера-постановщика оперы Моцарта «Так поступают все женщины» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик – Ханс-Йоахим Фрай). В 2016 году в рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым представил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена для трех оркестров и трех дирижеров (Концертный зал имени П. И. Чайковского). В 2018 году провел мировую премьеру сочинения «T–S–D» для виолончели с оркестром Гии Канчели на открытии X фестиваля VIVACELLO. 

    С 2014 года – приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра России. Художественный руководитель I Барочного фестиваля Большого театра (сезон 2014/15). Дирижер-постановщик оперетты «Перикола» Оффенбаха на Камерной сцене Большого театра (2019, режиссер-постановщик Филипп Григорьян), а также одноактных опер «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана (2021, режиссер-постановщик – Ханс-Йоахим Фрай). 

    В Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского руководит постановкой оперы «Кармен» Бизе (режиссер-постановщик – Константин Богомолов, 2021). 

    Сотрудничает с российскими и зарубежными оркестрами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, ГСО «Новая Россия», Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», оркестр Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Государственный академический камерный оркестр России, Бранденбургский государственный симфонический оркестр, Новый городской оркестр Токио и другими. 

    Со скрипачом Романом Минцем, Филармоническим оркестром Брно и Литовским камерным оркестром записал «Эскизы к закату» и «Русские сезоны» Леонида Десятникова; с пианистом Андреем Гугниным и Загребским филармоническим оркестром – Фортепианный концерт Бориса Папандопуло. 

    В 2019 году удостоен Международной профессиональной музыкальной премии BraVo и Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за работу в спектакле «Триумф Времени и Бесчувствия» МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Ранее трижды номинировался на «Золотую маску». 

    С 2011 года преподает в Московской консерватории. Является художественным руководителем ежегодного международного музыкального фестиваля «Кантата» в Калининграде.

    Ариадна Анчевская

    Ариадна Анчевская родилась в 1971 году в г. Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) в семье профессиональных музыкантов. С 5 лет начала учиться игре на скрипке у профессора Л. В. Анчевской. Закончила с отличием Владикавказское училище искусств, Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс профессора Эдуарда Грача) и аспирантуру при ней.

    После окончания была приглашена в качестве ассистента Э. Грача, а с 1999 года ведет собственный класс в Московской консерватории. Почти все её студенты – победители различных международных конкурсов.

    Впервые А. Анчевская победила на Республиканском конкурсе в возрасте 10 лет, затем неизменно завоевывала первые места на национальных конкурсах скрипачей, среди них: Первый Всероссийский конкурс скрипачей в Новосибирске (1989), Международный конкурс скрипачей в г. Дуэ (Франция, 1993), Первый Всероссийский открытый конкурс камерных ансамблей им. С И. Танеева в Калуге (1999). В 2004 году Ариадна Анчевская завоевала Золотой Кубок Международного фестиваля в Корее.

    С 1990 по 2003 г. Аридна Анчевская играла в составе Камерного оркестра «Московия» (с 1996 года была концертмейстером оркестра), а также выступала с коллективом как солистка. В последние годы в творческом союзе с пианистом Алексеем Стародубровским ею были подготовлены и с большим успехом более 15 различных концертных программ. Концерты скрипачки с большим успехом проходили в лучших концертных залах России и Европы, а также в Корее, Вьетнаме, Израиле, Египте, Китае и других странах.

    Богатый репертуар артистки включает более 30 концертов для скрипки с оркестром и другие произведения. Она постоянно выступает с российскими и зарубежными симфоническими коллективами с такими дирижерами, как В. Гергиев, М. Эрмлер, Д. Орлов, Д. Алексеев, В. Зива, В. Понькин, Ф. Мансуров, А. Ведерников, А. Дмитриев, Л. Николаев, К. Кримец и др. В творческой биографии скрипачки – работа с Вероникой Дударовой, Евгением Светлановым, Иваном Шпиллером, Арнольдом Кацем, Павлом Ядыхом, дирижерами из Польши, Франции, Греции, Египта, Италии, США.

    В 2003 году Ариадна Анчевская удостоена звания «Заслуженная артистка России».

    Евгения Кривицкая

    Евгения Кривицкая – органистка, педагог, музыкальный критик. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», основатель журнала «Орган» – единственного в России специализированного журнала, посвященного этому инструменту. Совмещает педагогическую, научную, исполнительскую и административную деятельность. Активно концертирует в России и за рубежом, играет в крупнейших российских залах. 

    Сотрудничает с известными коллективами, среди которых Камерный хор Московской консерватории, Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова и Российский национальный оркестр, с такими солистами, как Никита Борисоглебский, Алёна Баева, Алексей Бруни, Венера Гимадиева, Вероника Джиоева, Светлана Шилова. Участвовала в международных фестивалях «Осенние гармонии» в Париже, Органном фестивале на Мальте, «Фрау Орган» в Челябинске, Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи, Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске, фестивале «Владимир Спиваков приглашает…» в Перми, Сахаровском фестивале в Нижнем Новгороде, фестивале «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева в Иркутске.

    В 2010 году в рамках проекта «Открытая сцена» Департамента культуры г. Москвы выступила арт-директором мировой премьеры балета «Лаура» Давида Кривицкого; в 2012 году, к 75-летию со дня рождения композитора, провела фестиваль «Дни музыки Давида Кривицкого». В 2013 году принимала участие в приемке органа Большого театра России в качестве эксперта и выступала на его инаугурации. Автор концепции и солистка литературно-музыкальной композиции «Торжество муз» в Большом театре (2014). В 2016 году инициировала серию органных концертов «Магия барокко» в Московском музыкальном театре «Геликон-опера». 

    Художественный руководитель мировой премьеры оперы «Буря» Алябьева на фестивалях «Английские сезоны в Царицыно» и «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России (2014, за эту работу удостоена Премии города Москвы). Проект Евгении Кривицкой «Россия – Великобритания: диалог культур» был включен в федеральную программу «Культура России». Автор идеи и арт-директор детского образовательного проекта «Сказки Пушкина», осуществленного в Большом конференц-зале Администрации Президента РФ, Московской и Белгородской филармониях. 

    Записи Евгении Кривицкой транслируются на радио «Орфей» и телеканале «Культура». В 2008 году она получила грант от фонда «Русское исполнительское искусство» на издание учебного пособия «Из истории мировой органной культуры». В 2011 и 2015 годах – Президентские гранты на выпуск энциклопедий «Органная культура России» и «Музыкальные музеи России». В числе научных работ – монография «История французской органной музыки», «Музыка Франции: век двадцатый», более 400 статей.

    Ника Рябчиненко

    Ника Рябчиненко – солистка оркестра Большого театра России, лауреат Всесоюзных и Международных конкурсов (США, Франция, Израиль, Болгария). Ника окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского и аспирантуру в классе легендарной арфистки, народной артистки СССР, профессора Веры Дуловой.

    В возрасте 15 лет Н. Рябчиненко была удостоена звания лауреата Всесоюзного конкурса арфистов (1988). Программа «Новые имена» вручила Нике арфу ленинградского производства после победы на Всесоюзном конкурсе в Санкт-Петербурге (1990).

    Ника – первая российская арфистка, которая получила в качестве премии большую концертную американскую арфу. Инструмент был презентован Виктором Сальви на Всемирном конгрессе арфистов в Копенгагене.

    Ника Рябчиненко выступает на престижных концертных площадках Москвы. Она является организатором Музыкального салона имени Веры Дуловой и возглавляет Клуб арфистов имени Веры Дуловой.