Музыкальный путеводитель Артёма Варгафтика. Германия (Лейпциг) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Музыкальный путеводитель
    Артёма Варгафтика.
    Германия (Лейпциг)

    23 января 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    6+

    Абонемент №64:

    Музыкальный путеводитель Артёма Варгафтика
    (Третий год цикла).
    Дневные симфонические концерты для детей и юношества

    Артём Варгафтик

    Радио- и тележурналист Артём Варгафтик окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории и Российскую Академию музыки имени Гнесиных по классу виолончели, а также аспирантуру Московской консерватории. Еще студентом начал работать на радио в качестве корреспондента, ведущего и автора музыкальных программ. Известность получил благодаря передачам «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура»; обе удостоены национальной телевизионной премии «ТЭФИ» в 2003 и 2004 гг. соответственно. Активное сотрудничество Артёма Варгафтика и Московской филармонии началось в 2007 году и успешно продолжается по сей день.

    В сезоне 2018/19, помимо участия в очередном концерте проекта «Мама, я меломан», Варгафтик продолжает вести два авторских абонемента, рассчитанных на несколько лет. Цикл дневных концертов для младших школьников «Любопытный алфавит» (Новая энциклопедия классической музыки. Том 5: от Т до Я) проходит в концертном зале имени Рахманинова «Филармонии-2» при участии Московского камерного оркестра Musica Viva под руководством Александра Рудина; нынешний сезон цикла станет завершающим. В Концертном зале имени Чайковского – шестой год абонемента «Музыкальный путеводитель Артёма Варгафтика» для детей и юношества; четыре концерта – четыре музыкальные экскурсии по Турции, Финляндии и России («школам» Москвы и Санкт-Петербурга посвящено по одной программе). В концертах абонемента участвует Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, дирижеры – Валерий Платонов, Евгений Бушков, Максим Емельянычев, Мариус Стравинский.

    Артём Варгафтик также – обозреватель «Радио России. Культура», постоянный участник многочисленных фестивалей и концертов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. 

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 80 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). В 2005 году коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Опера live», XIII и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; семь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Филипп Чижевский

    Родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию по двум специальностям: хоровое дирижирование (класс Станислава Калинина) и оперно-симфоническое дирижирование (класс Валерия Полянского). В 2008 году стал лауреатом Всероссийского конкурса дирижеров в Москве, тогда же основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. В 2013 году с этим коллективом представил постановку «Сказки о солдате» Стравинского в Театральном центре на Страстном (хореография Олега Глушкова), а в 2016 году принимал участие в фестивале барочной музыки в Линце (Австрия). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование.

    В 2011 году стал дирижером Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель – Валерий Полянский). Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал вместе с оркестром Капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что удостоен благодарности министра культуры Российской Федерации. Дирижировал премьерой оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми. В 2012 году руководил премьерным исполнением оперы Сергея Невского «Франциск» в Большом театре России. За эту работу номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска». В 2014 году – штатный дирижер ГАБТа, с 2015 – приглашенный. Музыкальный руководитель I Барочного фестиваля Большого театра. В 2014 году поставил оперу Моцарта «Так поступают все женщины» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик Ханс-Йоахим Фрай). В июне 2015 года вместе с режиссером Борисом Юханановым осуществил постановку оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре Станиславский, за эту работу вновь номинирован на «Золотую маску». 

    В рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым осуществил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена (2016). Член жюри премии «Золотая маска» (2017). Музыкальный руководитель постановки оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (2018). Сотрудничает с российскими и зарубежными оркестрами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Национальный филармонический оркестр России, «Новая Россия», «Русская филармония», оркестр Московского театра «Новая Опера», Московский камерный оркестр Musica Viva, Филармонический оркестр Брно, Бранденбургский государственный симфонический оркестр, Литовский камерный оркестр и Новый городской оркестр Токио. Со скрипачом Романом Минцем осуществил запись сочинений Леонида Десятникова «Эскизы к закату» и «Русские сезоны». С 2011 года преподает в Московской консерватории.

    Ариадна Анчевская

    Ариадна Анчевская родилась в 1971 году в г. Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) в семье профессиональных музыкантов. С 5 лет начала учиться игре на скрипке у профессора Л. В. Анчевской. Закончила с отличием Владикавказское училище искусств, Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс профессора Эдуарда Грача) и аспирантуру при ней.

    После окончания была приглашена в качестве ассистента Э. Грача, а с 1999 года ведет собственный класс в Московской консерватории. Почти все её студенты – победители различных международных конкурсов.

    Впервые А. Анчевская победила на Республиканском конкурсе в возрасте 10 лет, затем неизменно завоевывала первые места на национальных конкурсах скрипачей, среди них: Первый Всероссийский конкурс скрипачей в Новосибирске (1989), Международный конкурс скрипачей в г. Дуэ (Франция, 1993), Первый Всероссийский открытый конкурс камерных ансамблей им. С И. Танеева в Калуге (1999). В 2004 году Ариадна Анчевская завоевала Золотой Кубок Международного фестиваля в Корее.

    С 1990 по 2003 г. Аридна Анчевская играла в составе Камерного оркестра «Московия» (с 1996 года была концертмейстером оркестра), а также выступала с коллективом как солистка. В последние годы в творческом союзе с пианистом Алексеем Стародубровским ею были подготовлены и с большим успехом более 15 различных концертных программ. Концерты скрипачки с большим успехом проходили в лучших концертных залах России и Европы, а также в Корее, Вьетнаме, Израиле, Египте, Китае и других странах.

    Богатый репертуар артистки включает более 30 концертов для скрипки с оркестром и другие произведения. Она постоянно выступает с российскими и зарубежными симфоническими коллективами с такими дирижерами, как В. Гергиев, М. Эрмлер, Д. Орлов, Д. Алексеев, В. Зива, В. Понькин, Ф. Мансуров, А. Ведерников, А. Дмитриев, Л. Николаев, К. Кримец и др. В творческой биографии скрипачки – работа с Вероникой Дударовой, Евгением Светлановым, Иваном Шпиллером, Арнольдом Кацем, Павлом Ядыхом, дирижерами из Польши, Франции, Греции, Египта, Италии, США.

    В 2003 году Ариадна Анчевская удостоена звания «Заслуженная артистка России».

    Евгения Кривицкая

    Евгения Кривицкая – органистка, педагог, музыкальный критик. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», основатель единственного в России специализированного журнала «Орган».

    В числе научных работ: монография «История французской органной музыки» М., 2003, 2010), «Музыка Франции: век двадцатый» (М., 2012), более 400 научных и критико-публицистических статей.

    В настоящее время успешно совмещает педагогическую, научную, исполнительскую  и административную работу.

    В 2008 году она стала обладателем гранта «Фонда русское исполнительское искусство», выделенного для издания уникального учебного пособия «Из истории мировой органной культуры». Обладатель грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (2011, 2015) для подготовки и издания энциклопедий «Органная культура России», «Музыкальные музеи России». В рамках проекта «Открытая сцена» Департамента культуры г. Москвы выступила арт-директором показа мировой премьеры балета «Лаура» Д. Кривицкого (2010); ею проведен фестиваль «Дни музыки Д. Кривицкого» (2012) к 75-летию со дня рождения композитора. В 2014-м проект Евгении Кривицкой «Россия – Великобритания: диалог культур» был включен в федеральную программу «Культура России».

    Евгения Кривицкая активно концертирует в России и за рубежом, играя в крупнейших российских залах с известными исполнительскими коллективами и солистами (Камерный хор Московской консерватории, Госхор имени А.В. Свешникова, РНО, Никита Борисоглебский, Алексей Бруни, Алена Баева, Венера Гимадиева, Вероника Джиоева, Светлана Шилова и другими). С 2012 года участвует в развитии особого направления в концертной практике, которое можно обозначить как «концерт-спектакль», соединяющий музыку и слово, игру на инструментах и драматическое действие.

    В 2013 году принимала участие как эксперт в приемке органа Большого театра России, а затем – как автор концепции и исполнительница – в Концерте-открытии органа Большого театра, прошедшего 13 мая 2013 года на исторической (основной) сцене.  Там же навстречу Году литературы принимала участие (как автор концепции и исполнительница)  в литературно-музыкальной композиции «Торжество муз» (2014). В 2016 году запущена серия органных концертов «Магия барокко» в Геликон-опере.

    Выступила художественным руководителем мировой премьеры оперы А. Алябьева «Буря», показанной в рамках мероприятий перекрестного Года культуры Великобритании и России на фестивалях «Английские сезоны в “Царицыно”, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера – 2014». За эту работу Е.Кривицкой присуждена Премия Москвы (2016).

    Является автором идеи и арт-директором детского образовательного проекта «Сказки Пушкина», с успехом прошедшего в Большом зале Администрации Президента РФ, в Московской и Белгородской филармониях.

    Как органистка участвовала в международных фестивалях:  «Harmonie d’autumn» в Париже (2013, 2015), Органный фестиваль на Мальте (2015), «Фрау Орган» в Челябинске (2015), IX Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи, III Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина в Новосибирске, «Владимир Спиваков приглашает…» в Перми, Сахаровский фестиваль в Нижнем Новгороде, «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева.

    Записи Евгении Кривицкой транслируются на радио «Орфей», на телеканале «Культура».

    Ника Рябчиненко

    Ника Рябчиненко – солистка оркестра Большого театра России, лауреат Всесоюзных и Международных конкурсов (США, Франция, Израиль, Болгария). Ника окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского и аспирантуру в классе легендарной арфистки, народной артистки СССР, профессора Веры Дуловой.

    В возрасте 15 лет Н. Рябчиненко была удостоена звания лауреата Всесоюзного конкурса арфистов (1988). Программа «Новые имена» вручила Нике арфу ленинградского производства после победы на Всесоюзном конкурсе в Санкт-Петербурге (1990).

    Ника – первая российская арфистка, которая получила в качестве премии большую концертную американскую арфу. Инструмент был презентован Виктором Сальви на Всемирном конгрессе арфистов в Копенгагене.

    Ника Рябчиненко выступает на престижных концертных площадках Москвы. Она является организатором Музыкального салона имени Веры Дуловой и возглавляет Клуб арфистов имени Веры Дуловой.