Год Россия-Голландия 2013. Андриссен. «Государство» Российская премьера : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Год Россия-Голландия 2013.
    Андриссен. «Государство»
    Российская премьера

    14 ноября 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Московский Ансамбль Современной Музыки | МАСМ
    Юрьен Хемпел, дирижёр
    Ян Панис

    Автор проекта – Валерия Гороховская

    В программе:
    Андриссен
    La Passione для солирующего голоса, солирующей скрипки и ансамбля

    De Staat для четырёх женских голосов и большого ансамбля на текст Платона Republic («Государство»)
    (Российские премьеры)

              

      

    12+

    Луи Андриссен De Staat

    14 ноября 19:00, Москва
    Концертный зал имени П.И.Чайковского

    16 ноября 19:00, Санкт-Петербург
    Государственная академическая капелла

    Российская премьера эпохального произведения De Staat (Государство) культового голландского композитора-минималиста Луи Андриссена является одной из кульминаций программы Перекрестного года России – Нидерландов.

    Написанный в 1976 году и переживший громкую премьеру в Амстердаме, De Staat перевернул историю музыки Нидерландов на «до» и «после», cтав вехой «из массивного бетона» в истории нидерландской музыки ХХ века. De Staat – олицетворение актуального в 70-е годы в Голландии протестного движения в искусстве, культивируемого альтернативными художниками, композиторами и музыкантами, которых называли Notenkrakers («щелкунчики»). Это протест против консерватизма и академизма, отметавшего скучные устои и традиции, воспевавший свободу в искусстве и его социальную ангажированность.

    В De Staat традиционный симфонический оркестр уступает место большому ансамблю, на смену струнным приходят электрогитары, состав духовых, в особенности медных, учетверяется, вводятся синтезаторы, более того, все инструменты усиливаются микрофонами. Музыкальный язык сочинения сформирован под влиянием эстетики минимализма, его жесткий, "уличный" саунд обрушивается на слушателя мощнейшей звуковой лавиной. Всю эту 30-минутную махину музыканты исполняют только стоя!

    Кроме De Staat в программу концерта включено более позднее сочинение Андриссена “La Passione” с участием двух нидерландских солисток: Моники Жермино (скрипка) и Михаэлы Ринер (вокал).

    Проект De Staat исполняется расширенным составом Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ) под управлением одного из ведущих голландских дирижеров Юрьена Хемпела.

    Московский Ансамбль Современной Музыки | МАСМ

    Основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при поддержке лидера новой отечественной музыки, классика ХХ столетия Эдисона Денисова. МАСМ одним из первых начал исполнять за рубежом новейшую российскую музыку, а в России – творчество современных зарубежных авторов. Сегодня базовая структура МАСМ – квинтет (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано), при этом состав часто расширяется до большого ансамбля и камерного оркестра. Основная задача коллектива – представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов: на счету МАСМ более 1000 российских и мировых премьер. Особое место в репертуаре ансамбля занимает русский музыкальный авангард ХХ века. По приглашению МАСМ в Россию приезжали выдающиеся композиторы, среди которых Янис Ксенакис, Дьердь Куртаг, Анатоль Виеру, Фредерик Ржевский, Луи Андриссен, Тео Лувенди, Жерар Цинсстаг и другие.

    Ансамбль записал более 50 CD, выпущенных ведущими лейблами России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. Гастролировал в 80 российских городах и 28 странах мира, выступал на крупнейших фестивалях, таких как «Другое пространство» (Москва), Московская биеннале современного искусства, Дягилевский фестиваль (Пермь), «Варшавская осень» (Польша), Gaudeamus Music Week (Нидерланды), FrankfurtFest, Maerzmusic (Германия), Klangspuren (Австрия), Transart (Италия). Участвовал в создании ряда значительных проектов: «Машина» в МХТ (режиссер Кирилл Серебренников), «Реконструкция» в Школе драматического искусства(Москва) и Эрмитажном театре (Санкт-Петербург), «Цвет-символ-звук» в ММДМ, «Москва» в Cité de la musique (Париж), оперный сериал «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский». 

    Важное направление деятельности коллектива – просветительские концерты-лекции и мастер-классы, которые проходят по всей России. МАСМ – инициатор создания уникального ежегодного проекта: Международной академии молодых композиторов в Чайковском (Пермский край), где по приглашению ансамбля преподают Беат Фуррер, Оскар Бьянки, Марк Андре, Клаус Ланг, Филипп Леру и другие композиторы с международной известностью. В 2018–2022 гг. при участии МАСМ проходили «Композиторские читки» Союза композиторов России – четырехдневный интенсив, в ходе которого молодые композиторы показывают свои сочинения опытным музыкантам и получают профессиональные наставления. 

    МАСМ входит в Международное общество современной музыки (ISCM, 2005). В 2013 году спектакль «Полнолуние» с участием МАСМ стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». В 2021 году МАСМ стал лауреатом Московской Арт Премии, в 2022 году – лауреатом Грантов Мэра Москвы. Ежегодно дает более 70 концертов в России и за рубежом.

    Юрьен Хемпел

    Юрьен Хемпел изучал дирижирование у Дэвида Порселайна и Кеннета Монтгомери в Консерватории г. Утрехта (Нидерланды). В годы обучения был ассистентом известных маэстро Эдо де Ваарта, Ханса Вонка и Дэвида Робертсона. В 1994 году по приглашению Сейджи Озавы участвовал в мастер-классах Бернарда Хайтинка и Лорина Маазеля в Тэнглвуде.

    В мае 1996 года Юрьен Хемпел стал лауреатом Первого конкурса дирижеров имени Я. Сибелиуса в Хельсинки. Это стало началом его выдающейся карьеры. Последовали приглашения от многочисленных финских оркестров.

    В том же году он был назначен ассистентом Валерия Гергиева в Роттердамском филармоническом оркестре. В мае 1997 года состоялся знаменательный дебют Юрьена Хемпела с этим коллективом в амстердамском Консертгебау. Несколько ранее он дебютировал с Резиденц-оркестром Гааги, получив одобрительные отзывы.

    Сотрудничество с Валерием Гергиевым продолжилось совместной работой над постановкой оперы Р. Штрауса «Саломея» на Фестивале В. Гергиева в Роттердаме. Позже Ю. Хемпел был приглашен продирижировать «Саломеей» в Мариинском театре, став первым дирижером из Нидерландов, стоявшим за пультом знаменитой Мариинки. В июне 1998 он исполнил «Саломею» на гастролях Мариинского театра в Израиле.

    Помимо многих оркестров в Нидерландах, Юрьен Хемпел работает с оркестрами Финляндии (Хельсинкский филармонический, Симфонический оркестр Финского радио, Симфониетта Тапиолы), Филармоническим оркестром Льежа, Национальным оркестром Порто, Базельским симфоническим, оркестром г. Бохума (Германия), Исландским симфоническим, является постоянным приглашенным дирижером Симфонического оркестра ВВС и Шотландского оркестра BBC. В августе 2005 года с Симфоническим оркестром BBC он дебютировал на фестивале BBC Proms в лондонском Альберт-холле.

    Будучи признанным интерпретатором современной музыки, Хемпел постоянно работает с такими ансамблями, как Лондонская симфониетта, Нидерландский духовой ансамбль, Asko Ensemble, Nieuw Ensemble, Ensemble Intercontemporain, Schönberg Ensemble, Orkest de Volharding. В 2005 году он был назначен музыкальным директором женевского ансамбля Contrechamps, став первым дирижером в 25-летней истории ансамбля, занявшим этот пост. Он также возглавляет Нидерландский молодежный оркестр.

    Весной 2004 года Хемпел продирижировал премьерой оперы Б. Фернихоу Shadowtime («Темное время») на биеннале в Мюнхене, затем в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. В 2006 он дирижировал оперой Моцарта «Дон Жуан», поставленной Opera Zuid Company (Нидерланды).

    В январе 2013 года Юрьен Хемпел был назначен артистическим директором Городского оркестра г. Йоэнсуу в Финляндии.

    В обширной дискографии маэстро — записи симфоний Брукнера, Малера, Чайковского, Шостаковича, сочинений Стравинского и современных композиторов, осуществленные на лейблах Decca/Argo, Composer's Voice, Elektra Nonesuch и Point Music.