В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
11 ноября 2013
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №5:
Грани бессмертия. Вершины ораториального творчества
В этом сезоне Московская филармония проводит цикл «Грани бессмертия. Вершины ораториального творчества». В него включены произведения крупной вокально-инструментальной формы, эталонные образцы жанра разных эпох. Классическая традиция представлена знаменитым Реквиемом Моцарта и грандиозной Торжественной мессой Бетховена, сочинениями одновременно духовными и светскими, – философскими и музыкальными вершинами. Другое включённое в цикл произведение – «Немецкий реквием» Брамса – написан композитором в память о матери и является самым значительным его опусом, создававшимся на протяжении 12 лет. Наконец, сакральный минимализм ХХ века – Te Deum Арво Пярта. Произведение глубоко верующего православного композитора написано в 1984-1985 гг. на основе католического гимна IV века Te Deum (в православном богослужении «Тебе Бога хвалим»).
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Марис Сирмайс (р. 1969) — один из ведущих дирижеров Латвии. Он окончил Латвийскую академию музыки имени Я. Витолса и Университет музыки и изобразительных искусств в Граце (Австрия).
В 1990 году Сирмайс основал Молодежный хор «Камер», которым руководил до 2012 года. Хор был удостоен более сотни отечественных и международных наград, в том числе Европейского Гран-при для хоровых исполнителей в Гориции (Италия, 2004), а также трех золотых медалей Мировой хоровой Олимпиады, прошедшей в 2006 году в Китае; многократно становился победителем Латвийского национального песенного фестиваля.
В 1992–1997 годах он руководил Латвийским филармоническим женским хором «Дзинтарс», с 1997 года возглавляет Государственный академический хор «Латвия».
Марис Сирмайс сотрудничал со многими знаменитыми дирижерами, среди которых Владимир Ашкенази, Марис Янсонс, Владимир Федосеев, Николай Алексеев, Неэме Ярви, Эри Клас, Андрис Нелсонс, Тыну Кальюсте, Крис Руссман, Маттиас Юнг, Давид Цинман. Он выступал с Латвийским национальным симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Лиепая, Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Умео (Швеция), камерными оркестрами Sinfonietta Riga, «Кремерата Балтика», Musica Viva, Helsinki Strings. Сотрудничал с такими известными солистами, как Гидон Кремер, Элина Гаранча, Юлиус Бергер, Николас Альтштедт, Дуглас Уэбстер, Инесе Галанте, Максим Рысанов, Кристина Блаумане, Эгилс Силиньш, Александр Антоненко и другими.
С Государственным хором «Латвия» и хором «Камер» М. Сирмайс выступал на многих престижных европейских фестивалях: в Базеле и Люцерне (Швейцария), Г. Кремера в Локенхаусе и Венском весеннем фестивале (Австрия), в Рейнгау, Кронберге, на Боденском озере (Германия), имени Д. Ойстраха (Эстония), «Европалия» (Бельгия), фестивалях в Санкт-Петербурге, Любляне, Копенгагене, Сингапуре, Чигако и других городах. На многих хоровых фестивалях маэстро проводит мастер-классы и работает в составе жюри.
Дирижер часто исполняет музыку современных композиторов, среди них: Р. Щедрин, Г. Канчели, А. Пярт, Кш. Пендерецкий, С. Губайдулина, В. Сильвестров, Л. Десятников, А. Кнайфель, Дж. Тавенер, П. Васкс, Э. Эшенвалдс, Г. Джексон, П. Лукашевски, Р. Дубра и другие. Многие сочинения звучат в его исполнении впервые.
В 2006 году М. Сирмайс был дирижером-постановщиком оперы «Плодоносная ветвь Иосифа» Э. Эшенвалдса в Латвийском национальном оперном театре. За запись сочинения Salutaris этого композитора маэстро получил в 2011 году Латвийскую премию в области звукозаписи.
В 2008 году он осуществил проект World Sun Songs, в рамках которого исполнил 17 премьер крупнейших современных композиторов. В 2014 году под его руководством состоялся проект «Янтарный путь» в рамках программы «Рига — культурная столица Европы». Этот проект объединил стихи, написанные современными авторами из 12 европейских стран, и музыку 12 латышских композиторов.
Маэстро принимал участие в записи более 25 дисков. Был десятикратно награжден Высшей музыкальной наградой Латвии, многократно удостаивался ежегодной премии по культуре от крупнейшей латвийской газеты Diena. В 2008 году дирижер получил премию Правительства Латвии за достижения в области культуры и титул «Гражданин города Рига-2008» за продвижение латвийской культуры в мире.
Марис Сирмайс — почетный член Латвийской академии наук и Кавалер латвийского ордена «Трех звезд». Возглавляет отделение хорового дирижирования в Латвийской академии музыки имени Я. Витолса (с 2012 года), является художественным руководителем и главным дирижером латвийского Международного фестиваля духовной музыки (с 1997 года), председателем художественного совета Латвийского национального песенного фестиваля (с 1998 года).
Государственный академический хор «Латвия» основан в 1942 году Янисом Озолиньшем – видным латвийским композитором, дирижером и педагогом. С 1997 года художественным руководителем и главным дирижером коллектива является Марис Сирмайс. Хор выступает в крупнейших залах мира с ведущими оркестрами, в числе которых Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Симфонический оркестр Баварского радио, Лондонский, Берлинский и Израильский филармонические, Латвийский национальный симфонический, Малеровский камерный оркестр, Люцернский симфонический оркестр и другие коллективы Германии, Финляндии, Сингапура, США, Латвии, Эстонии, России.
Выступления хора проходили в сотрудничестве со знаменитыми дирижерами – Марисом Янсонсом, Андрисом Нелсонсом, Неэме Ярви, Пааво Ярви, Владимиром Ашкенази, Дэвидом Цинманом, Валерием Гергиевым, Зубином Метой, Владимиром Федосеевым, Стивеном Лейтоном, Симоной Янг, Джеймсом Гаффиганом и другими. Хор «Латвия» дает много концертов на родине, где также с 1998 года проводит ежегодный Международный фестиваль духовной музыки. В фестивале принимали участие выдающиеся композиторы современности – Арво Пярт, Гия Канчели, Джон Тавенер, София Губайдулина, Валентин Сильвестров, Кшиштоф Пендерецкий, Джон Раттер.
Широкий разнообразный репертуар хора включает произведения кантатно-ораториального жанра, оперы и камерную вокальную музыку от раннего Ренессанса до наших дней. Неоднократно коллектив участвовал в мировых премьерах новых сочинений. В частности, в 2007 году на Бременском музыкальном фестивале хором «Латвия» совместно с Бременским филармоническим оркестром под руководством Тыну Кальюсте был впервые исполнен «Русский реквием» Леры Ауэрбах. В 2010 году хор успешно дебютировал в нью-йоркском Линкольн-центре, где участвовал в мировой премьере Credo Кьяртана Свейнссона с его группой Sigur Ros.
Коллектив является семикратным лауреатом Большой музыкальной премии Латвии, а также удостоен премии Правительства Латвии (2003), ежегодной премии Министерства культуры Латвии (2007) и Национальной премии в области звукозаписи (2013). Хор «Латвия» имеет обширную дискографию, в которую входят записи, выпущенные под лейблами Warner Classics, Harmonia Mundi, Wergo, Ondine, Hyperion Records и другими.
В числе наиболее значительных событий последних сезонов – гастроли хора в Нью-Йорке (концерты в Линкольн-центре и Центре искусств Барышникова), дебют в Театре Елисейских полей в Париже (исполнение Реквиема Верди под управлением Андриса Поги), участие в исполнении оратории «Послание Ионы» Рудольфа Тобиаса в лейпцигском Гевандхаусе с Симфоническим оркестром радио Центральной Германии (MDR) под управлением Неэме Ярви.
Анна Аглатова родилась в Кисловодске. Окончила Государственное музыкальное училище и Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Рузанны Лисициан). В 2000 году стала стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Лауреат Всероссийского конкурса вокалистов Bella voce (I премия, 2003), Международного конкурса «Новые голоса» (Neue Stimmen) в Германии (III премия, 2005), Всероссийского фестиваля-конкурса молодых вокалистов имени Н. А. Обуховой в Липецке (I премия, 2008).
В 2005 году дебютировала в Большом театре (в настоящее время – солистка оперной труппы) в партии Наннетты («Фальстаф» Верди). Трижды номинировалась на премию «Золотая маска» в спектаклях Большого театра – за роли Памины («Волшебная флейта» Моцарта, 2007), Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта, 2015) и Морганы («Альцина» Генделя, 2019). В 2009 году была удостоена молодежной премии «Триумф», в 2014 году – Премии Президента Российской Федерации молодым деятелям культуры.
Выступала на таких концертных площадках, как Линкольн-центр в Нью-Йорке, концертный зал Плейель в Париже, Музикферайн в Вене, Сеульский центр искусств, зал Мегарон в Афинах, Национальный Дворец культуры в Софии. Гастролировала в Германии, Бельгии, Швейцарии, Нидерландах, Италии, Латвии, Эстонии, Греции. Постоянно сотрудничает с выдающимися дирижерами и режиссерами, среди которых Владимир Спиваков, Эвелино Пидо, Владимир Федосеев, Теодор Курентзис, Грэм Вик, Валерий Фокин, Пьер-Луиджи Пицци, Энрике Маццола и др. Выступала с Дмитрием Хворостовским, Хосе Каррерасом, Рене Папе, Карло Лепоре, Дэвидом Хансеном.
Принимала участие в Рождественском фестивале в Дюссельдорфе, музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре, фестивалях «Владимир Спиваков приглашает» в Москве (сольный концерт с «Виртуозами Москвы» на Х юбилейном фестивале, 2019) и в регионах России, Рождественском фестивале духовной музыки в ММДМ, а также в премьере оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. В ноябре 2017 года с успехом дебютировала в Венской государственной опере в партии Норины («Дон Паскуале» Доницетти). В 2018 году выступила на фестивале в Вербье и дебютировала в Базеле в партии Аминты («Олимпиада» Вивальди). В 2019 году исполнила эту партию на сцене зала Консертгебау в Амстердаме, а также выступила в роли Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта) в Театре Елисейских Полей в Париже.
В репертуаре певицы: Наннетта («Фальстаф» Верди), Памина, Папагена («Волшебная флейта» Моцарта), Ксения («Борис Годунов» Мусоргского), Лю («Турандот» Пуччини), Нинетта («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Таня («Дети Розенталя» Леонида Десятникова), Сирин («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова), Мюзетта («Богема» Пуччини), Микаэла («Кармен» Бизе), Адель («Летучая мышь» Штрауса), Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова), Лиза («Сомнамбула» Беллини), Сюзанна («Свадьба Фигаро» Моцарта), Норина («Дон Паскуале» Доницетти), Деспина («Так поступают все женщины» Моцарта), Моргана, Альцина («Альцина» Генделя), Клеопатра («Юлий Цезарь в Египте» Генделя), Адина («Любовный напиток» Доницетти), Донна Анна («Дон Жуан» Моцарта), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Маргарита («Фауст» Гуно), Эльвира («Пуритане» Беллини), Виолетта («Травиата» Верди), Манон («Манон» Массне) и другие партии.
Юлия Мазурова окончила вокальное отделение Казанского музыкального колледжа имени И. В. Аухадеева (2008, класс Эммы Груниной) и вокальный факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (2013, класс Владимира Ванеева).
Дипломант Дельфийских игр в Ярославле, лауреат I конкурса вокалистов имени Назиба Жиганова в Казани, дипломант и обладательница специального приза «Надежда» Международного конкурса вокалистов в Санкт-Петербурге, лауреат фестиваля-конкурса исполнительского мастерства «Играем Слонимского» и Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской в Москве.
Выступала на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории («Евгений Онегин» Чайковского, партия Лариной), залах Санкт-Петербургской филармонии, участвовала в авторских концертах Сергея Слонимского.
В 2012 году стала артисткой Молодежной оперной программы Большого театра, в 2014 году – солисткой оперной труппы. На сцене театра дебютировала в 2013 году – в главной партии в опере «Дитя и волшебство» Равеля (дирижер Александр Соловьёв, режиссер Энтони Макдональд). В дальнейшем исполняла партии в операх «Кармен» Бизе (заглавная роль), «Так поступают все женщины» (Дорабелла) и «Свадьба Фигаро» Моцарта (Керубино, номинация на российскую национальную премию «Золотая маска»), «Евгений Онегин» (Ольга), «Пиковая дама» (Полина, Миловзор), «Иоланта» (Лаура) Чайковского, «Каменный гость» Даргомыжского (Лаура), «Идиот» Вайнберга (Аглая), «Борис Годунов» Мусоргского (Фёдор), «История Кая и Герды» Баневича (Снежная королева), «Дидона и Эней» Пёрселла (Дидона), «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (Линетта) и другие.
Принимала участие в гастролях Большого театра в Финляндии (2017), Омане (2019). В июле 2020 года выступала с труппой театра на фестивале оперы и балета в Херсонесе.
В 2016 году принимала участие в благотворительных концертах «Хворостовский и друзья». В 2018 году дебютировала в роли Полины в опере «Пиковая дама» Чайковского на международном оперном фестивале в Савонлинне (Финляндия) и исполнила партию меццо-сопрано в Реквиеме Верди в Берлине с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Лиора Шамбадала. В 2019 году выступила в партии Кармен в одноименной опере Бизе в Аспендосе, Турция (постановка Винченцо Гризостоми Травальини). В 2020 году исполнила партию графа Орловского в оперетте Штрауса «Летучая мышь» на Транссибирском Арт-Фестивале Вадима Репина. В том же году исполнила в Уфе вокальные циклы Малера «Песни об умерших детях» и «Песни странствующего подмастерья» с Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан под управлением Дмитрия Крюкова.
В концертных программах и спектаклях сотрудничала с известными дирижерами, в числе которых Туган Сохиев, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Геннадий Рождественский, Михаил Юровский, Александр Сладковский, Кристофер Мулдс, Александр Ведерников, Стефано Монтанари, Уильям Лейси, Джакомо Сагрипанти и другие.
Алексей Неклюдов окончил Школу (ныне колледж) музыкально-театрального искусства имени Галины Вишневской, Музыкальное училище имени Гнесиных и Академию хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Светланы Нестеренко). В период обучения стал лауреатом российских и международных конкурсов.
В 2010 году дебютировал на сцене Большого зала Московской консерватории с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова, исполнив партию тенора в Реквиеме Сен-Санса. В том же году стал обладателем гранта НФОР.
С 2013 года – солист Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, где исполняет партии Лыкова («Царская невеста» Римского-Корсакова), Ленского («Евгений Онегин» Чайковского), Альфреда («Травиата» Верди), Неморино («Любовный напиток» Доницетти) и другие.
В 2014 году дебютировал в Большом театре России в роли Феррандо («Так поступают все женщины» Моцарта). В дальнейшем в его репертуар в ГАБТе вошли партии Кавалера Бельфьоре («Путешествие в Реймс» Россини), Царя Берендея («Снегурочка» Римского-Корсакова), Ленского («Евгений Онегин» Чайковского), Дона Оттавио («Дон Жуан» Моцарта). Принимал участие в программе «Кальман оперетта гала» на Исторической сцене ГАБТа и в рамках гастролей труппы в Китае.
Как приглашенный солист выступал в Израильской опере в Тель-Авиве (Израиль), Баденском государственном театре в Карлсруэ, берлинской Комише Опер, Немецкой опере на Рейне в Дюссельдорфе (Германия), Опере Бордо (Франция), Цюрихской опере и Театре Санкт-Галлена (Швейцария). Участвовал в фестивалях «Черешневый лес», «Владимир Спиваков приглашает…», в Кольмаре и Экс-ан-Провансе (Франция), в Брегенце, Зальцбурге и Брукнеровском фестивале в Линце (Австрия), в Генделевском фестивале в Германии, фестивале в Лиссабоне, оперном фестивале в Казани. На зарубежных сценах исполнял партии Альфреда, Феррандо, Дона Оттавио, Лыкова, Неморино, Оронта («Альцина» Генделя), Дона Базилио, Тамино («Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» Моцарта), Лорда Перси («Анна Болейн» Доницетти), Ринуччо («Джанни Скикки» Пуччини).
Сотрудничал с известными дирижерами и режиссерами, в числе которых Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Отто Тауск, Кен-Дэвид Мазур, Владимир Юровский, Марис Сирмайс, Михаил Плетнёв, Константин Орбелян, Петер Нойман, Стефано Монтанари, Фабио Мастранджело, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Дмитрий Юровский, Фридер Берниус, Марк Минковски, Кирилл Серебренников, Якопо Спиреи, Дэвид Олден, Кристоф Лой, Флорис Виссери др.
Григорий Шкарупа родился в
Санкт-Петербурге. Учился в Хоровом училище имени М. И. Глинки и
Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А.
Римского-Корсакова. В оперной студии консерватории исполнял партии в
операх «Парсифаль» Р. Вагнера, «Кармен» Ж. Бизе, «Ночь перед Рождеством» Н.
Римского-Корсакова и других.
Дипломант Первого Международного конкурса юных вокалистов Е. Образцовой в Санкт-Петербурге, лауреат международных конкурсов имени Ф. Шаляпина в Ялте, «Три века классического романса» в Санкт-Петербурге и Всероссийского конкурса имени Г. Свиридова в Курске.
В возрасте 19 лет Григорий Шкарупа дебютировал в Мариинском театре в партии Тюремщика из оперы «Тоска» Дж. Пуччини. Позднее участвовал в исполнении опер «Набукко» и «Дон Карлос» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Троянцы» Г. Берлиоза, «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Мертвые души» Р. Щедрина, «Братья Карамазовы» А. Смелкова и других. С труппой Мариинского театра гастролировал в Испании, Германии, Израиле и Литве.
В 2010 году стал артистом Молодежной оперной программы Большого театра России. На сцене театра исполнял партии в операх: «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (Второй привратник), «Кавалер розы» Р. Штрауса (Офицер), «Князь Игорь» А. Бородина (Скула) и «Любовь к трем апельсинам» (Кухарка).
С 2013 года — участник Международной оперной студии Берлинской государственной оперы, с сентября 2015 года — солист театра. В его репертуаре партии: Мазетто в «Дон Жуане» В. А. Моцарта, Труффальдино в «Ариадне на Наксосе» Р. Штрауса, Анджелотти в «Тоске» Дж. Пуччини, Самуэля в «Бале-маскараде» Дж. Верди, Аляски Джо в опере «Расцвет и падение города Махагони» К. Вайля, Атлета в «Лулу» А. Берга и другие. Летом 2016 года певец принимал участие в фестивале в Брегенце, где исполнил партию Дона Альфонсо в опере «Так поступают все» В. А. Моцарта.
Григорий Шкарупа выступал с выдающимися дирижерами, среди которых Даниэль Баренбойм, Зубин Мета, Массимо Дзанетти, Джанандреа Нозеда, Юстус Франтц, Карл-Хайнц Штеффенс, Марис Янсонс, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов и другие.