ХIV Московский Пасхальный фестиваль : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    ХIV Московский Пасхальный фестиваль

    8 мая 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Хаочэнь Чжан (фортепиано, Китай)
    Российско-Китайский молодежный оркестр
    Валерий Гергиев, дирижёр

    Художественный руководитель –
    Валерий Гергиев

    В программе:
    Шостакович
    Симфония № 7 ("Ленинградская")

    Синхай
    Концерт для фортепиано с оркестром «Река Хуанхэ»
    (аранжировки: Инь Чэньцзун, Чу Ванхуа, Шэн Лихун, Лю Цюань)

    12+

    Хаочэнь Чжан

    «Подобное сочетание завораживающего, чувственного лиризма и гипнотизирующей мощи – крайне редкое явление.» 

    Ури Эпштейн, The Jerusalem Post

    Выиграв золотую медаль на 13-м Международном конкурсе пианистов им. Вэна Клайберна в 2009 году, 24-летний китайский пианист Чжан Хаочэнь  завоевал сердца любителей музыки в США, Европе и Азии неповторимым сочетанием глубокого понимания музыки, бесстрашного воображения и потрясающей виртуозности. Его дебют на променад-концертах BBC в 2014 году получил восторженные отзывы, в которых отмечалась впечатляющая точность, экспрессивность и тонкость исполнения. Айвен Хьюитт, журналист The Telegraph, писал: «Его Allegretto было исполнено мендельсоновской легкой танцевальности и одновременно листовской дьявольщины, а мелодия Quasi Adagio таяла от нежности».

    О выступлении музыканта на концерте лауреатов клайберновского конкурса в Форт-Уорте в 2010-2011 гг. газета Dallas Morning News написала: «…такой программы, сыгранной с головокружительной виртуозностью, там где она требовалась, и с изумительной изысканностью одновременно, можно ожидать от опытного мастера»; это издание, а также Fort Worth Star-Telegram назвали среди 10 лучших выступлений 2010 г. Дебютное выступление пианиста в Бостоне в рамках фестиваля Celebrity Series получило высокую оценку как критиков, так и слушателей, а издание Boston Phoenix поместило его в десятку лучших выступлений года.  Критик Мэтью Гуэрриери из Boston Globe отметил в игре Чжана «поэтический темперамент, не уступающий его техническим возможностям… [это] пианист с огромным ресурсом, и при этом его воображение приводится в действие тончайшими нюансами». В апреле 2013 года Хаочэнь впервые выступил в Мюнхене с Оркестром Мюнхенской филармонии под управлением Лорина Маазеля, после чего отправился на гастроли по четырем городам Китая, где его встречали переполненные залы.

    Чжан увлеченно и творчески подходит к составлению своих программ, и его опыт ежегодно обогащается значительными выступлениями и дебютами. Среди основных вех сезона 2014-2015 гг. – приглашения от Тихоокеанского симфонического оркестра и фестиваля в Ла-Рок-д'Антерон (Франция), сольные концерты, в том числе в Париже, Токио и Пекине, а также дебютные выступления с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса  под управлением Сянь Чжана, Варшавским филармоническим оркестром с Ежи Семковым и с Филармоническим оркестром радио Германии в г. Саарбрюккен под управлением Чон Мён Хуна. Весной 2015 года Хаочэнь будет солировать на гастролях Симфонического оркестра Северогерманского радио г. Гамбург с Томасом Хенгельброком в Токио, Пекине и Шанхае.

    Г-н Чжан много внимания уделяет исполнению камерной музыки в сотрудничестве, например, с Шанхайским струнным квартетом, и часто выступает на камерных фестивалях в США.

    Пианист концертировал с такими оркестрами, как Филадельфийский симфонический оркестр, Оркестр Мюнхенской филармонии, Симфонический оркестр Сан-Франциско, Тихоокеанский симфонический, симфонические оркестры Канзас-сити и Сиэттла, Израильский филармонический, Сиднейский симфонический  и Лондонский филармонический оркестры, Национальный оркестр долины Луары, Японский филармонический оркестр, Сингапурский симфонический и Гонконгский филармонический оркестры. Среди многочисленных сольных концертов музыканта концерты в  США – в Спайви-холле, в Музыкальном обществе г. Ла-Хойя, на фестивале Celebrity Seriesв Бостоне, на фестивале Artist Series в Университете штата Колорадо, на концертах фестиваля им. Клиберна, в Центре Краннерта, на фестивале Discovery Series в Вулф-Трапе, в Лид-центре в Канзасе, на фестивале Университета штата Вермонт и пр. Гастролировал в Пекине, Гонконге, Токио, Тель-Авиве, берлине, Мюнхене, Париже, Дрездене, Риме, Тиволи, Вербье, Монпелье, Хельтсингборге, Боготе и Белграде.

    Выступления г-на Чжана на Международном конкурсе пианистов им. Вэн Клайберна были выпущены на диске Harmonia Mundi в 2009 году и получили высокую оценку критиков. О творчестве музыканта рассказывается в документальном фильме Питера Розена «Техасский сюрприз», посвященном этому конкурсу. Все выступления пианиста можно посмотреть на: www.cliburn.tv.

    Музыкант окончил Музыкальный институт Кёртис в Филадельфии по классу Гэри Граффмана. До этого он учился в Шанхайской консерватории и в Шэньчжэньской школе искусств, куда бы принят в возрасте 11 лет в класс профессора Дань Чжаои.


    Дебют в Филармонии Лос-Анжелеса

    Шопеновские анданте-cпианато и большой полонез сегодня играют не так часто. Это не самые удачные произведения композитора, что признал и сам Оррин Ховард в тексте программы. Партия оркестра не представляет интереса. Сам Шопен исполнил это произведение лишь однажды.

    Однако партия фортепиано не лишена изящества и Чжан Хаочэнь, золотой медалист клайберновского конкурса 2009 года, сыграл ее блестяще. Это одаренный молодой пианист, восхитительно владеющий инструментом и не нуждающийся при этом в наносном блеске, за творчеством которого стоит пристально следить.

     Los Angeles Times / МаркСуэд

    Обзоры променад-концертов BBC, №219, июль 2014

    Лун Юй/Китайская филармония/ Чжан Хаочэнь, Концерт №1 Ф. Листа

    THE TELEGRAPH

    Решительность Лун Юя оказалась преимуществом при исполнении концерта Листа, с его постоянными изменениями темпа. Она создала рамку для игры пианиста Чжан Хаочэня, который продемонстрировал исключительные исполнительские качества. Его Allegretto было исполнено мендельсоновской легкой танцевальности и одновременно листовской дьявольщины, а мелодия Quasi Adagio таяла от нежности; перед повтором он  смело сделал паузу. Это был лучший момент концерта (хотя и в концерте Чэня были прекрасные моменты мечтательной ностальгии)

    Айвен Хьюэтт

    CLASSICALSOURCE.COM

    В своем исполнении Первого фортепианного концерта Листа золотой медалист Международного конкурса пианистов им. Вэна Клайберна 2009 года Чжан Хаочэнь продемонстрировал, что на музыкальном горизонте появилась еще одна звезда из Китая. В своей работе он показал свой индивидуальный почерк, проявившийся, например, в неожиданной фразировке и перемене ритма; при этом всякий раз его выбор был творчески созвучен произведению и обычно весьма убедителен. Неожиданностью стала и довольно длительная пауза между начальным Allegromaestoso и второй частью произведения (обычно их исполняют без перерыва). Но в этом случае необычный жест выглядел оправданно. На бис пианист исполнил «Кампанеллу» Листа, также в приятно свежей интерпретации.

    Алан Сандерс

    THE GUARDIAN

    Два очень разных концерта, вокруг которых была построена программа, были сыграны более удачно. В Первом фортепианном концерте Листа солировал Чжан Хаочэнь, игравший энергично и с необходимой страстью. После антракта прозвучала британская премьера вариаций на китайскую народную тему для трубы и оркестра “Joie Eternelle”, которые были написаны для Элисон Болсом Чэнь Циганом – родившимся в Шанхае и живущим в Париже учеником Мессиана

    Тим Эшли

    FINANCIALTIMES

    Один из солистов этого вечера был из Китая, а второй – из Великобритании. Исполнение Чжан Хаочэнем Первого фортепианного концерта Листа отличалось грациозной энергичностью, кристальной чистотой и (после имевших место неверно сыгранных нот в начальных тактах) впечатляющей точностью.

    Ричард Фэйрмэн

    Информация предоставлена пресс-службой Пасхального фестиваля 

    Валерий Гергиев

    Валерий Гергиев – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе им. Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир». В 1988 году Валерий Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996-м – его художественным руководителем – директором (он принял руководство оркестром, оперной и балетной труппами). C декабря 2023 года Валерий Гергиев также генеральный директор Большого театра России и сопредседатель Союза театральных деятелей России по музыкальному направлению.

    С приходом Валерия Гергиева в Мариинский театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В рамках таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся – или вообще прежде не видевшие сцены – сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке: празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева в 2016-м, 175-летия Римского-Корсакова в 2019-м, 90-летия Щедрина в 2022-м.

    Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более восьмидесяти лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003-му целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение тетралогии на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008).

    Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.

    Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013-м – вторая сцена театра (Мариинский-2), с 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке (Приморская сцена), а с 2017-го – во Владикавказе. Среди других проектов Валерия Гергиева, реализованных в Мариинском театре, – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009-м начал свою работу лейбл Mariinsky, на котором к настоящему моменту вышло уже более тридцати дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. На DVD выпущены записи сочинений Верди («Аттила»), Чайковского (симфонии), Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), Р. Штрауса («Женщина без тени»), Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Игрок», «Семен Котко»), Щедрина («Левша»).

    На протяжении всех этих лет международная деятельность Валерия Гергиева была не менее насыщенна и активна, но сегодня маэстро полностью сконцентрирован на работе дома, в России, и прежде всего – в Мариинском театре. 

    В 1991 году маэстро дебютировал в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993-м – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994-м – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли). Работал с Международным оркестром мира (которым руководил с 1997 года, после кончины основателя коллектива – Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (затем был почетным дирижером этого коллектива), с 2007 по 2015 год – Лондонского симфонического оркестра. В 2015–2022 годах маэстро возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр, в 2018–2022 годах – Оркестр Музыкального фестиваля Вербье.

    Валерий Гергиев – основатель престижных международных фестивалей, в числе которых – «Звезды белых ночей» (1993), Московский Пасхальный фестиваль (2002), Гергиев-фестиваль в Роттердаме, Музыкальный фестиваль в Миккели (Финляндия), «360 градусов» в Мюнхене. С 2011-го он возглавляет оргкомитет Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Концертном зале Мариинского театра, Большом театре России и на закрытии XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 по 2022 год маэстро руководил Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступал с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

    Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени (2003, 2008), орденом Александра Невского (2016), премией Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2017), высокими государственными наградами Армении, Болгарии, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.