В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
Абонемент №128:
Île Thélème Ensemble
Île Thélème Ensemble впервые представляет персональный абонемент в Московской филармонии. Ансамбль известен своими концептуальными программами, в том числе с современной и редко исполняемой музыкой. В первом концерте цикла прозвучат сочинения Пярта, Васкса, Пендерецкого, Лютославского и Ретинского, в которых отчетливо слышна связь с традициями прошлого.
Эстонский композитор Арво Пярт прошел через глубокий внутренний кризис и в течение восьми лет не сочинял. Новую технику композиции, рожденную из молчания, Пярт назвал tintinnabuli («колокольчики»). Одним из первых сочинений в новом стиле стало Fratres; его инструментальный состав не регламентирован – подобная практика была нормой для музыки Средневековья и Возрождения, которую Пярт тщательно изучал.
Кшиштоф Пендерецкий долгое время считался одним из наиболее радикальных польских композиторов последнего столетия, хотя в своем творчестве он во многом ориентировался на достижения венских классиков. Его динамичное Струнное трио богато мелодиями и вместе с тем на редкость виртуозно: каденции каждого инструмента разворачиваются в первой части.
Старший современник Пендерецкого, Витольд Лютославский, также выступавший в авангарде польской музыки, в поздние годы пришел к более традиционному стилю; в его Партите для скрипки и фортепиано скрыты ритмические аллюзии на барочные танцы, распространенные в клавирной музыке XVIII века.
Эксперименты Пендерецкого и Лютославского в алеаторике и сонористике продолжил латвийский композитор Петерис Васкс. Его дуэт Castillo Interior посвящен памяти монахини Терезы Авильской – создательнице ордена босоногих кармелиток. Пьеса Pianissimo из цикла «Книга» для виолончели соло – взволнованный монолог, испытывающий возможности инструмента.
Самый молодой композитор программы Алексей Ретинский – победитель конкурса «Другое пространство», первый композитор-резидент Дома Радио. Фортепианное трио Ретинский считает точкой отсчета своего творчества. Сочинение написано в атональной технике, однако в нем есть место и певучему мелодизму, и зыбким сонорным звучностям, и подражанию птичьему пению.
Île Thélème Ensemble основан в 2020 году. В его составе выступают Наталья Соколовская (фортепиано, художественный руководитель коллектива с 2021 года), Аяко Танабэ (скрипка), Сергей Суворов (виолончель), Сергей Полтавский (альт, виола д’амур), Зоя Вязовская (флейта) и Татьяна Бикмухаметова (сопрано). В качестве приглашенных солистов с ансамблем постоянно сотрудничают Евгений Субботин, Ася Соршнева, Иван Почекин, Кирилл Кравцов (скрипка), Пётр Кондрашин, Ольга Дёмина, Дмитрий Прокофьев (виолончель), Александр Митинский (альт), Аркадий Пикунов (саксофон), Андрей Волосовский, Елисей Дрегалин, Лев Слепнер (маримба, перкуссия), Ольга Власова, Элени-Лидия Стамеллу (сопрано) и другие известные артисты.
Île Thélème Ensemble – содружество музыкантов, которым подвластны все жанры и стили камерной музыки и искусство импровизации, а владение азами исторически информированного исполнительства соседствует с изучением современных техник композиции. Музыканты создают концептуальные программы, в которых произведения далекого прошлого вступают в диалог с новейшей музыкой.
В репертуаре ансамбля – музыка от Средневековья до наших дней, при этом особое место отводится несправедливо недооцененным, забытым или не получившим широкой известности произведениям. В частности, ансамбль исполняет сочинения Хильдегарды Бингенской, Жан-Филиппа Рамо, Ивана Вышнеградского, Кароля Шимановского, Франка Мартена, Кайи Саариахо, Галины Уствольской, Сергея Слонимского, Тору Такемицу, Освальдо Голихова, Беата Фуррера, Чарлза Вуоринена, Алексея Сюмака, Сергея Ахунова, Алексея Ретинского и др.
Île Thélème Ensemble неоднократно принимал участие в Дягилевском фестивале в Перми, ведет активную концертную деятельность, выступая на московских и региональных сценах, в том числе в залах Московской консерватории, Московском концертном зале «Зарядье», частной филармонии «Триумф» (Пермь), центре культуры «Мира» (Суздаль) и др. Кроме того, музыканты регулярно выступают в качестве резидентов в московском художественном пространстве Île Thélème.
В сезоне 2023/24 ансамбль принял участие в открытие филармонического абонемента «Лаборатория Musica sacra nova», в сезоне 2024/25 впервые представляет персональный абонемент в Камерном зале Московской филармонии.
Евгений Субботин родился в 1982 году в Кирове в семье музыкантов. В 2005 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Александра Тростянского), затем продолжил обучение в ассистентуре-стажировке МГК. Победитель Открытого конкурса музыкантов-исполнителей имени Наримана Сабитова в Уфе, дипломант Всероссийского конкурса скрипачей имени Михаила Эрденко, лауреат Международного фестиваля имени Сергея Рахманинова.
В 2006–2017 гг. – артист, затем концертмейстер группы вторых скрипок Национального филармонического оркестра России. В качестве приглашенного концертмейстера сотрудничал с оркестрами Musica Viva, «Персимфанс», Questa Musica, musicAeterna, Молодежным симфоническим оркестром СНГ, камерным оркестром «Времена года», ансамблем «Студия новой музыки».
В 2009 году организовал струнный FX Quartet, в основу репертуара которого легли аранжировки и авторская музыка Евгения Субботина. В 2013 году ансамбль стал лауреатом Международного конкурса «Усадьба Jazz», в 2018 году – финалистом телепроекта «Квартет 4х4» на канале «Культура».
Евгений Субботин активно пропагандирует современную академическую музыку, является первым исполнителем многих новых произведений, сотрудничает с Московским Ансамблем Современной Музыки. Участник фестивалей «Московская осень», «Архстояние», Дягилевского фестиваля в Перми, Фестиваля медиаперформансов на Платформе, «Ночь музыки», Viola is my Life и др.
В числе партнеров Субботина по сцене – Александр Рудин, Александр Тростянский, Аркадий Шилклопер, Дмитрий Синьковский, Константин Волостнов, Григорий Кротенко, Петр Айду, Сергей Полтавский, Назар Кожухарь и многие другие известные музыканты.
Ольга родилась в семье потомственных музыкантов. С ранних лет начала обучаться игре на фортепиано, но в дальнейшем отдала предпочтение виолончели. С отличием закончила Центральную среднюю специальную музыкальную школу при Московской консерватории по классу виолончели (класс профессора А. А. Демина). К этому времени стала лауреатом международных юношеских конкурсов: имени Богуша Герана в Чехии (1 премия), «Классическое наследие» (1 премия), «Музыкальные ассамблеи искусств» (2 премия) и Юношеского конкурса имени П. И. Чайковского в Москве. Продолжила обучение в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе профессора Н. Н. Шаховской. Участвовала в различных международных музыкальных фестивалях, была стипендиатом и участницей программ благотворительного фонда «Новые имена». В настоящее время является солисткой Камерного оркестра Центра Павла Слободкина, а также артисткой театра и кино.
Наталья Соколовская в 2013 году окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс фортепиано профессора Юрия Слесарева, класс композиции профессора Александра Чайковского). В последующие два года совершенствовалась в Королевском колледже музыки в Лондоне и Высшей школе музыки имени Альфреда Корто в Париже.
Победительница международных конкурсов MozARTe в Аахене (Германия), Nuova Coppaв Озимо (Италия), имени Рикардо Виньеса в Льейде, Марии Херреро в Гранаде (Испания) и Dudley Yamaha в Бирмингеме (Великобритания).
Гастролирует по России, в Германии, Австрии, Великобритании, Италии, Испании, Хорватии. Выступала в сопровождении симфонических оркестров Бирмингема, Барселоны, Словенского радио, Санкт-Петербурга, Ярославля, Астрахани, Харькова, под управлением Валентина Урюпина, Джорджа Пехливаняна, Анатолия Левина и других известных дирижеров. Сотрудничала с оркестром musicAeternaпод руководством Теодора Курентзиса.
С 2021 года играет в составе ансамбля Ile Thélème. Записала несколько сольных монографических альбомов, среди которых диски с фортепианными произведениями Яначека и полное собрание ноктюрнов Шопена (OnClassical).
Татьяна Бикмухаметова (сопрано), Элени-Лидия Стамеллу (сопрано), Илья Татаков (баритон), Зоя Вязовская (флейта), Юра Мансуров (кларнет), Аяко Танабе (скрипка), Сергей Полтавский (альт), Ольга Дёмина (виолончель), Наталья Соколовская (фортепиано)
В программе: Берг, Мессиан, Равель, Берио, Мюрай, Шимановский
Сергей Полтавский (виола д’амур), Марина Белова (архилютня), Андрей Березин (виола да гамба)
В программе: Тартини, Вивальди, Пандольфи Меалли, Шмельцер, Маре, Бибер, Муффат