Île Thélème Ensemble впервые представляет персональный абонемент в Московской филармонии. Ансамбль известен своими концептуальными программами, в том числе с современной и редко исполняемой музыкой. В первом концерте цикла прозвучат сочинения Пярта, Васкса, Пендерецкого, Лютославского и Ретинского, в которых отчетливо слышна связь с традициями прошлого.
Эстонский композитор Арво Пярт прошел через глубокий внутренний кризис и в течение восьми лет не сочинял. Новую технику композиции, рожденную из молчания, Пярт назвал tintinnabuli («колокольчики»). Одним из первых сочинений в новом стиле стало Fratres; его инструментальный состав не регламентирован – подобная практика была нормой для музыки Средневековья и Возрождения, которую Пярт тщательно изучал.
Кшиштоф Пендерецкий долгое время считался одним из наиболее радикальных польских композиторов последнего столетия, хотя в своем творчестве он во многом ориентировался на достижения венских классиков. Его динамичное Струнное трио богато мелодиями и вместе с тем на редкость виртуозно: каденции каждого инструмента разворачиваются в первой части.
Старший современник Пендерецкого, Витольд Лютославский, также выступавший в авангарде польской музыки, в поздние годы пришел к более традиционному стилю; в его Партите для скрипки и фортепиано скрыты ритмические аллюзии на барочные танцы, распространенные в клавирной музыке XVIII века.
Эксперименты Пендерецкого и Лютославского в алеаторике и сонористике продолжил латвийский композитор Петерис Васкс. Его дуэт Castillo Interior посвящен памяти монахини Терезы Авильской – создательнице ордена босоногих кармелиток. Пьеса Pianissimo из цикла «Книга» для виолончели соло – взволнованный монолог, испытывающий возможности инструмента.
Самый молодой композитор программы Алексей Ретинский – победитель конкурса «Другое пространство», первый композитор-резидент Дома Радио. Фортепианное трио Ретинский считает точкой отсчета своего творчества. Сочинение написано в атональной технике, однако в нем есть место и певучему мелодизму, и зыбким сонорным звучностям, и подражанию птичьему пению.