В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
7 октября 2014
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДирижеры:Алексей Рудневский
Рихард Майлендер
Йозеф М. Деллер
Кастальский
«Братское поминовение» (Русский реквием) для солистов, хора и органа (Памяти жертв Первой мировой войны)
Мауэрсбергер
Мотет для хора Wie liegt die Stadt so wust на текст Плача Иеремии
Дрезденский реквием для солистов, трех хоров, инструментального ансамбля и органа
Абонемент №38:
Музыка соборов
Кёльнский Фигуральхор основан в 1986 году дирижером Рихардом Майландером и пастором Кёльнского артистического союза Фридрихом Хофманом (ныне — епископом Вюрцбургским). В настоящее время в составе коллектива 35 певцов.
Спецификой деятельности хора является то, что исполняемая им духовная музыка звучит в том контексте, для которого она изначально была предназначена — в помещении храма или в рамках церковной литургии. Единство сакрального пространства и музыки является главным кредо коллектива. Поэтому его выступления скорее становятся духовным событием, чем просто концертом.
За годы существования коллектив освоил большой репертуар, в который вошли известные и редко исполняемые произведения для хора a cappella, шедевры кантатно-ораториального жанра (Месса си-минор и «Страсти по Иоанну» Баха, Мессия и «Воскресение» Генделя, Вечерня Девы Марии Монтеверди, «Христос» Листа, Месса ми-минор Брукнера). Большое место в программах занимает музыка современных композиторов (А. Пярт, М. Бауманн, Л. Лангле, К. Вальрат, Б. Блитч, П. Лукашевский, К. Мауби, О. Сперлинг, Г. Горецкий и др.). Многие произведения были написаны специально для Фигуральхора и прозвучали в рамках проекта Vigil im Advent (Всенощная Адвента). Другим интересным событием стала тематическая программа «От вечности к вечности», где основной акцент был сделан на сочетании современной и старинной музыки.
Многочисленные концерты, записи на CD, ежегодные пасхальные выступления в Кёльнском музее средневекового искусства, гастроли по всей Европе, сотрудничество с Кёльнским артистическим союзом и разными хоровыми коллективами являются неотъемлемой частью разнообразной творческой деятельности Фигуральхора.
Рихард Майлендер родился в
1958 году в Нойкирхене. Еще в школьные годы он пел в церкви и в 15 лет
организовал свой первый хор в родном городе. Образование получил в Кёльнском
университете и Высшей школе музыки, где изучал историю, музыковедение и
церковную музыку. В 1986 году основал Кёльнский Фигуральхор, с которым осуществил
много записей на радио и CD. В настоящее время дирижер продолжает поиски новых
концертных форм, чтобы представить шедевры духовной музыки во взаимодействии с
церковной литургией.
С 1987 года работал консультантом по церковной музыке, с 2006 — музыкальный директор Кёльнской епархии. Является автором статей по вопросам хорового дирижирования в церкви, соавтором и редактором ряда книг по церковной музыке и хоровых сборников. С 2000 года преподает литургическое пение в Кёльнской Высшей школе музыки.
Хор Домского собора Граца стал первым церковным хоровым коллективом, получившим известность за пределом своего города. Помимо участия в богослужениях и религиозных праздниках хор ведет активную концертную деятельность, выступает на радио. Его гастрольные поездки прошли во многих европейских городах: в Страсбурге, Загребе, Риме, Праге, Будапеште, Санкт-Петербурге, Минске и других культурных центрах.
В репертуаре коллектива — музыка для хора a' cappella нескольких веков, начиная с эпохи барокко до наших дней, а также шедевры кантатно-ораториальных жанров. Специально для домского хора созданы духовные сочинения современных авторов — А. Хайлера, Б. Зенгстшмида, Й. Доппельбауэра, М. Радулеску, В. Мишкиниса и других.
Йозеф М. Дёллер родился
в Вальдфиртеле (Нижняя Австрия). В
детстве пел в Альтенбургском хоре
мальчиков. Получил образование в Венской Высшей школе музыки, где изучал
церковную практику, педагогику, занимался органом и хоровым дирижированием. Пел
в Хоре имени А. Шёнберга. С 1979 по 1983 год работал в качестве капельмейстера
Венского хора мальчиков, с которым совершил концертные турне в Европе, Северной
Америке, Азии и Австралии. С хором мальчиков подготовил программы для
совместного выступления с Венской Хофбург-капеллой и Николаусом Арнонкуром, а
также партии детского хора в оперных постановках Венских Штаатсопер и
Фольксопер.
С 1980 по 1984 года Йозеф Дёллер был кантором Венской епархии и музыкальным руководителем в Кафедральном соборе Венского Нойштадта. С 1984 года он является дирижером Хора Домского собора Граца. Профессор Университета музыки и изобразительных Граца, проводит хоровые семинары. В качестве дирижера Й. Дёллер гастролировал в Австрии и за ее пределами (Минск, Манила, Рим, Праага, Загреб). В 2002 году был удостоен награды Josef-Krainer-Heimatpreis. В 2003 году, Й. Дёллер дирижировал премьерой пассиона „Жизнь и страдания Спасителя нашего Иисуса Христа“ Михаэля Радулеску. Это сочинение было написано по заказу города Граца, объявленного в 2003 году культурной столицей Европы.
Московский мужской камерный хор «Кастальский» был основан в 2004 году и объединил профессиональных певцов-единомышленников с большим опытом клиросного пения.
Хор «Кастальский» участвовал в Международном фестивале античной драмы на Кипре (спектакль «Медея» на музыку И. Стравинского), совместно с оркестром Большого театра (дирижёры А. Ведерников, И. Дронов) записал музыку композитора Ю. Потеенко для ряда кинофильмов, выступал с Российским национальным оркестром, Государственным квартетом имени М. И. Глинки, хорами Liederkranz Friedrichstal и Eintracht Frickhofen (Германия), Камерным хором университета «Стратклайд» (Шотландия), хоровой капеллой «Ярославия», Дживаном Гаспаряном (дудук, США), протодьяконом Александром Кедровым (Франция).
Коллектив принимал участие в концертах к 150-летию А. Д. Кастальского, выступал на церемонии передачи в Россию архива руководителя Хора донских казаков С. А. Жарова, участвовал в международном фестивале «Жаровские певческие ассамблеи», V Осеннем хоровом фестивале Московской консерватории, гастролировал в Германии, Греции.
В сезоне 2010/2011, в рамках Года Франции в России, подготовил программы композиторов русского зарубежья из сочинений И. Лямина и династии Кедровых (Франция).
Среди ярких событий прошедших сезонов — участие в авторских концертах Р. С. Леденёва и В. Г. Кикты, исполнение симфонии Я. Сибелиуса «Куллерво», программы из сочинений С. Рахманинова в сотрудничестве с пианистом А. Писаревым, выступление в заключительном концерте XII Международного органного фестиваля, участие в памятных мероприятиях «Русские дни на Лемносе» в Греции.
В репертуаре хора — классические образцы отечественного церковно-певческого искусства от знаменного роспева до сочинений современных авторов. Коллектив исполняет сочинения Д. Бортнянского, С. Дегтярева, А. Львова, П. Турчанинова, А. Архангельского, А. Третьякова, архимандрита Матфея (Мормыля), С. Трубачева, Г. Свиридова, Р. Леденёва, Ю. Буцко, а также сочинения западноевропейских композиторов и народные песни.
Важное место в программах хора занимают произведения композиторов Московской синодальной школы: С. Смоленского, А. Кастальского, П. Чеснокова, А. Гречанинова, А. Никольского, Вик. Калинникова, Н. Данилина, Н. Голованова, К. Шведова, С. Рахманинова. Главным акцент сделан на музыку композиторов «Нового направления церковной музыки» и их последователей, в частности А. Д. Кастальского (многие переложения его сочинений выполнены Алексеем Рудневским) и Н. С. Голованова.
Особую грань репертуара хора составляют оригинальные сочинения, а также переложения и транскрипции, специально созданные для коллектива. В их числе: «Волшебное озеро» А. Лядова, «Отче наш» В. Агафонникова, Концерт для мужского хора («Шотландская элегия» и «Шотландская рапсодия») В. Кикты, «Софийский собор» Е. Бутузовой, сочинения Е. Мельниковой, Е. Подгайца, Ю. Сахновского.
Среди новых концертных программ хора: «А. Д. Кастальский и Новое направление церковной музыки», «Кастальский и Рахманинов» (к 140-летию со дня рождения), «С. Жаров и Хор Донских Казаков», «К 100-летию Первой Мировой войны», «П. И. Чайковский» (к 175-летию со дня рождения), «К 700-летию Преподобного Сергия Радонежского».
Алексей
Рудневский — профессор кафедры хорового дирижирования, декан факультета
симфонического и хорового дирижирования Московской консерватории, лауреат
международного конкурса.
Воспитанник Хорового училища имени А. В. Свешникова, Алексей Рудневский окончил Московскую консерваторию (1985) и аспирантуру (1996), где его наставниками были профессора С. С. Калинин и Б. Г. Тевлин. В 1987-2004 годах он работал хормейстером и дирижером в Государственном академическом Московском хоре, которым руководили В. Г. Соколов и А. Д. Кожевников. В 2004 году основал и возглавил Московский мужской камерный хор «Кастальский». Коллектив ведет концертную деятельность в России и за рубежом.
С 1994 года Алексей Рудневский преподает в Московской консерватории. Среди студентов и выпускников его класса — лауреаты различных отечественных и международных конкурсов. В качестве дирижера на протяжении почти двадцати лет А. Рудневский регулярно сотрудничает с различными кафедрами консерватории и принимает участие в концертных программах. Имеет записи на CD.
Помимо педагогической и исполнительской деятельности, он ведет также и исследовательскую работу, принимает участие в различных конференциях в России и за рубежом. Является автором ряда статей по хоровому исполнительству и переложений для хора. Сфера его интересов — Московская синодальная школа и хоровая культура Русского зарубежья.
А. М. Рудневский проводит мастер-классы с отечественными и зарубежными хоровыми коллективами. Является членом жюри различных хоровых и дирижерских конкурсов. Постоянно возглавляет жюри конкурса хоров «Кирилл и Мефодий» (Москва).
Мартина Майлендер училась в Кёльнской музыкальной гимназии. На конкурсе “Jugend musiziert“ она получила первую премию в номинации орган, впоследствии неоднократно была членом жюри этого музыкального состязания. Мартина Майлендер окончила Кёльнскую консерваторию по классу органа у профессора Михаэля Шнайдера и по классу католической церковной музыки у профессора Петера Ноймана.
Выступления органистки проходили в Германии, Нидерландах, Италии, Великобритании и России. Она часто записывается на радио и компакт-дисках. Основное место в ее репертуаре занимают сочинения И. С. Баха, С. Франка, к сфере ее интересов относится также камерная барочная музыка.
С 1987 года Мартина Майлендер является кантором церкви Св. Пантелеймона в Кёльне, где проводит цикл концертов духовной музыки, в которых принимают участие выдающиеся музыканты со всего мира.
В течение многих лет Любовь Шишханова входит в число ведущих исполнительниц России. Она родилась в г. Каратау Джамбульской области (Казахстан). В 1966 году окончила ЦМШ при Московской консерватории (класс фортепиано С.Л. Дижура), в 1972 — Московскую консерваторию (класс фортепиано доц. В.И. Носова и класс органа и клавесина проф. Л.И. Ройзмана), в 1977 аспирантуру (класс органа и клавесина Л.И. Ройзмана). Проходила стажировку и принимала участие в семинарах по органной музыке проф. И. Рейнбергера, З. Ружичковой, Л. Кремера, К.-М. Циглера, Л. Ломанна, М. Шнайдера и других выдающихся органистов. В 1975 – 1976 гг. стажировалась во Франкфурте-на-Одере (Германия) на фирме «В. Зауэр», изучая основы органостроения.
С 1972 Любовь Шишханова — солистка Ярославской государственной филармонии. Участвовала в установке органа фирмы «Зауэр» в Концертном зале им. Л.В. Собинова (1974), много лет проводит циклы концертов-бесед об органной музыке для школьников. Инициатор, организатор и художественный руководитель международных органных фестивалей имени Л.И. Ройзмана в Ярославле (с 1997 г.), фестиваля хоровой, колокольной, органной и симфонической музыки «Сретение» (2003).
Органистка интенсивно гастролирует в России, странах СНГ и Европы (Германия, Австрия, Польша, Чехия, Англия, Франция), США, Китае, Японии. Выступает как солистка и в ансамблях с Е. Чугаевой (скрипка), Н. Герасимовой (сопрано), К. Шнайдером (гобой, Германия), камерными ансамблями, оркестрами и хорами. Принимала участие в фестивале в Маниле (Филиппины) на бамбуковом органе (2006).
В репертуаре Л. Шишхановой — произведения композиторов пяти столетий и многих стран: от И.С. Баха и его предшественников до XXI века. Она является первой исполнительницей многих сочинений композиторов недавнего прошлого и наших современников. Ей посвящены «Большая органная тетрадь» Ю. Буцко, Диалог для чтеца и органа (50 псалом), Прелюдия для органа и ударных, «Экклезиаст» для чтеца и органа К. Накаджимы, Сонаты для органа С. Чеботарева и В. Полторацкого, Партита для скрипки и органа О. Комарницкого, Impromtus-Dedicaces Л. Карева.
С 1999 г. Л. Шишханова — заместитель председателя Президиума органной секции Ассоциации фортепианных мастеров Международного союза музыкальных деятелей.
В 1998 – 2000 гг. Л. Шишханова вела класс органа в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки. С 2001 г. преподает на кафедре органа и клавесина Московской консерватории, в настоящее время — профессор кафедры. В числе ее учеников — лауреаты Международных органных конкурсов и фестивалей В. Лопанцева, Е. Симонянц, С. Иглицкая, А. Юркова, С. Солдатова.
В дискографии Л. Шишхановой — компакт-диски «Западноевропейская музыка на органе Домского собора в г. Граце», «Три века органной музыки Германии» на органе Кафедрального католического собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве, «Концерт в музее “Музыка и Время”» (Ярославль, частный музей Дж.Г. Мостославского); «Братское поминовение» А. Кастальского для солистов, хора и органа, «Большая органная тетрадь» Ю. Буцко. Органистка неоднократно записывалась на радиостанциях «Орфей», WDR, Hessen-Rundfunk и др.
Автор публикаций в журналах «Музыкальная жизнь» и «Советская музыка», газетах «Советская культура», «Культура», «Российская музыкальная газета», «Музыкальное обозрение», журналах и газетах Германии, Австрии, Чехии, Польши. Редактор многочисленных нотных изданий, переводчик иностранных книг и статей об органном искусстве (в частности, книги Х. Майстера «Музыкальная риторика: Ключ к интерпретации произведений И. С. Баха»).
Любовь Шишханова — народная артистка России (2006), дважды лауреат Ярославской областной премии им. Л.В. Собинова (1994, 2005), кавалер ордена Святого Луки за развитие культуры Ярославской области и ордена Святой Равноапостольной княгини Ольги III степени Русской Православной церкви за содействие распространению духовной музыки.
Священник и органист Иоганн Труммер в настоящее время является профессором Университета искусств в Граце (Австрия). Сфера его деятельности чрезвычайно разнообразна: он активно гастролирует в странах Западной Европы, Азии и России; является членом Коллегии Баховского общества в Германии; принимает самое деятельное участие в работе Комиссии по сохранению исторических памятников и органов Австрии. В начале 1980-х профессор Иоганн Труммер основал на Филиппинах органные мастерские. Ежегодно под его руководством там проводится фестиваль на единственном в мире бамбуковом органе. В Граце им был организован органный конкурс «И. С. Бах и современная музыка», который успешно проводился уже три раза.
В Россию Иоганн Труммер впервые приехал в 1986 году, с тех пор его визиты в нашу страну стали регулярными. Он — член жюри международных органных конкурсов в России, проводит лекции и мастер-классы для студентов Московской консерватории, причем не только в стенах консерватории, но и на органах Университета искусств в Граце.
Екатерина Ясинская родилась в Борисове Минской области. В 2005 году окончила колледж при Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки по специальности «хоровое дирижирование», затем получила вокальное образование в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Московской консерватории и ассистентуре-стажировке МГК под руководством профессора Галины Писаренко. Лауреат вокальных конкурсов «Санкт-Петербург», имени М. М. Ипполитова-Иванова в Москве, Art-vocal в Волгограде и конкурса исполнителей русского романса.
С 2014 года стажировалась в Центре оперного пения имени Галины Вишневской (класс Маквалы Касрашвили), с 2016 года – солистка Центра. C 2020 года – солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
В репертуаре певицы – партии в операх Чайковского «Евгений Онегин» (Татьяна), «Пиковая дама» (Лиза), «Черевички» (Оксана), «Чародейка» (Настасья «Кума»), «Иоланта» (Иоланта и Бригитта), а также «Богема» (Мими) и «Мадам Баттерфляй» Пуччини (Чио-Чио-сан), «Свадьба Фигаро» Моцарта (Марцелина), «Паяцы» Леонкавалло (Недда), «Кармен» Бизе (Микаэла и Фраскита), «Алеко» Рахманинова (Земфира) и другие.
Выступала в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Московском международном Доме музыки, Бетховенском зале Большого театра. Участвовала в исполнении кантаты «Братское поминовение» Александра Кастальского в Кёльнском соборе (Германия) с Московским камерным хором «Кастальский» под управлением Алексея Рудневского и оперы «Грустный понедельник» Гершвина (2015, первое исполнение в России). Сотрудничала с дирижерами Геннадием Рождественским, Александром Соловьёвым, Андреем Лебедевым, Марко Боэми, Ярославом Ткаленко, Александром Петуховым и другими.
Владимир Дегтярев родился в 1967 году. В 1995 году окончил Московский государственный университет культуры по классу хорового дирижирования. С 1991 года поет в Ярославском хоре «Глас» под руководством Валерия Тришина (с 1995 года — директор хора). В 2010 году организовал мужской певческий ансамбль «Согласие». Помимо работы в ансамбле является старшим звонарем Ярославской епархии, ведущим преподавателем Ярославской школы колокольного искусства, заместителем директора колокольного завода Николая Шувалова.
С 1992 по 2000 год работал заведующим сектором хорового и колокольного искусства в Ярославском историко-архитектурном музее–заповеднике, входил в Совет директоров фестиваля хоровой и колокольной музыки «Преображение», а также в Правление Ассоциации колокольного искусства России. В 2000 году возглавил работу Всероссийской выставки–ярмарки колоколов в Ярославле. В 2005 году реализовал проект «Военный реквием» Б. Бриттена в трех городах: Ханау (Германия), Ярославль (Россия) и Эксетер (Великобритания), посвященный 60-летию окончания Второй Мировой войны.
В качестве звонаря известен не только во многих православных приходах, где устанавливал колокола и обучал звонарей, но и на многих концертных площадках, в театрах и на фестивалях, где постоянно участвует в симфонических, хоровых и оперных постановках.