В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
3 ноября 2011
Большой зал Консерватории
Юбилейный концерт
75 лет оркестру
Памяти Евгения Светланова
Исполнители:
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова
Художественный руководитель – Владимир Юровский
Дирижёр – Владимир Юровский
Солистка – Юлия Фишер (скрипка) /Германия/
Концерт ведет Святослав Бэлза
В программе:
Игорь СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)
«Жар-птица», сюита из музыки балета (1919):
Интродукция. Жар-птица и ее танец. Вариация Жар-птицы
Хоровод принцесс
Танец Кащея
Колыбельная
Финал
Эрнест ШОССОН (1855-1899)
Поэма для скрипки с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 25 (1896)
Морис РАВЕЛЬ (1875-1937)
«Цыганка», концертная рапсодия для скрипки с оркестром (1924)
Сергей РАХМАНИНОВ (1873-1943)
«Симфонические танцы», соч. 45 (1940):
Non allegro
Andante con moto (Tempo di valse)
Lento assai. Allegro vivace
В последнем интервью Евгений Федорович Светланов, говоря о Вагнере, заметил: «Он, пожалуй, один из очень немногих вообще на нашей планете, кто задумал совершенно космогоническую тему. И выполнил ее. Успел при жизни все сделать». Эти слова в какой-то мере относятся и к самому Светланову, ибо масштаб его личности, мощнейший, многогранный талант позволяют сравнивать его со знаковыми фигурами истории человечества. С поистине ренессансной щедростью Светланов проявил себя в четырех ипостасях - дирижер, пианист, композитор, музыкальный критик…
Корни Е.Ф. Светланова уходят в далекое прошлое русской культуры. Его родители были артистами Большого театра. Двоюродный дед по материнской линии – известный русский музыкальный критик С.Н. Кругликов состоял в переписке с Римским-Корсаковым.
Традиции русской пианистической школы Светланов воспринял от М. Гурвич, ученицы Н. Метнера и Г. Нейгауза, а русское композиторское наследие ему вверили Ю. Шапорин и М. Гнесин, учившиеся у Римского-Корсакова и Лядова. Существенную роль в формировании музыканта сыграл А. Гаук, заложив те основы дирижирования и отношения к профессии, которые принесли славу маэстро. «Гаук воспитывал в нас дирижерскую волю, без которой невозможно повести за собой настоящий оркестр», - вспоминает музыкант.
Е. Светланов начал заниматься дирижированием, уже имея дипломы пианиста и композитора. Совмещение специальностей давало Светланову очень многое и взаимно обогащало сферы его творчества. Как-то, рассуждая о профессии дирижера, он заметил: «Самое главное, чтобы от человека за пультом исходили флюиды, исходило его биополе». Маэстро вносил тот особый «магический заряд» в исполнение, который подчинял себе и исполнителя, и слушателя. Обаяние его личности зиждилось на прочной, крепкой профессиональной основе, неустанной работе и творческих исканиях. Музыкант выбрал нелегкий путь первооткрывателя и пропагандиста: «Хороший оркестр тот, который играет всякую музыку. Нельзя ограничиваться каким-то одним стилем или направлением», - считал мастер.
Значительная часть дирижерской деятельности Светланова была связана с двумя ведущими коллективами России - Большим театром (с 1955 – дирижер, в 1963 - 1965 – главный дирижер), на прославленной сцене которого под его руководством в разные годы прошло около 30 оперных и балетных спектаклей (в 12 из них он являлся дирижером-постановщиком) и Государственным симфоническим оркестром России, его любимым детищем.
Проработав с Госоркестром 35 лет (1965-2000), музыкант преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из лучших в мире. Около четверти века посвятил дирижер созданию уникальной по масштабам и значению «Антологии русской симфонической музыки», в которую вошло свыше 250 дисков («Мелодия»), дал сотни концертов в России и за ее пределами.
Всего Маэстро сделал свыше 2000 (!) записей, которые выпущены ведущими звукозаписывающими фирмами мира.
Великий русский дирижер удостоен высших наград России: Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР имени Глинки, кавалер орденов и медалей, среди которых три Ордена Ленина и два - «За заслуги перед Отечеством». Легендарный Маэстро получил всеобщее признание за рубежом, где он стал почетным академиком Шведской Королевской Академии и Академии искусств США…
Свой последний концерт семидесятитрехлетний дирижер дал 19 апреля 2002 г. в Лондоне с оркестром Би-би-си: это были симфония Чайковского «Зимние грезы» и «Колокола» Рахманинова – последний поклон русской музыке… Евгения Федоровича не стало в Страстную Пятницу - 3 мая 2002 года…
Юлия Фишер родилась в 1983 году в Мюнхене. C трех лет начала учиться игре на скрипке под руководством Хельги Телен, с четырех лет – на фортепиано под руководством матери, Веры Кренковой. В 1992 году ее наставником по скрипке стала профессор Анна Чумаченко, в классе которой Юлия впоследствии окончила Мюнхенскую высшую школу музыки и театра.
Важной вехой в карьере артистки стала в 1995 году победа на Международном конкурсе скрипачей Иегуди Менухина в Великобритании, год спустя она выиграла конкурс молодых исполнителей «Евровидение» в Лиссабоне. С тех пор она выступает с ведущими оркестрами мира и выдающимися дирижерами, среди которых Герберт Блумстедт, Риккардо Мути, Эса-Пекка Салонен, Юрий Темирканов, Франц Вельзер-Мёст, Владимир Юровский, Эммануэль Кривин, Дэвид Цинман, Филипп Джордан, Якуб Груша, Саймон Рэттл, Кристоф Эшенбах, Яков Крейцберг, Нэвилл Марринер, Майкл Тилсон Томас и другие. В течение многих лет особое участие в творческой жизни Юлии принимал маэстро Лорин Маазель, регулярно приглашавший ее выступать в Европе и США под его управлением с Симфоническим оркестром Баварского радио и другими известными коллективами.
В числе важнейших событий последних сезонов – два обширных турне Юлии Фишер по Азии (с Дрезденским филармоническим оркестром под управлением Михаэля Зандерлинга и Лондонским филармоническим оркестром под руководством Владимира Юровского), европейские гастроли с оркестром «Академия Святого Мартина в полях» и скрипачом Августином Хаделихом.
Юлия Фишер принимала участие во многих престижных музыкальных фестивалях, таких как Mostly Mozart и ВВС Proms в Лондоне, фестивали в Аспене, Чикаго («Равиния»), Зальцбурге (Пасхальный фестиваль), Люцерне, Шлезвиг-Гольштейне, Бад-Киссингене, Мекленбурге, Гштааде (фестиваль Иегуди Менухина), «Пражская весна», «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге.
В 2008 году дала свой первый концерт в качестве пианистки, выступив с Концертом Грига на сцене Альте Опер во Франкфурте (в первом отделении она исполнила Третий скрипичный концерт Сен-Санса с оркестром Junge Deutsche Philharmonie под управлением Маттиаса Пинчера). Запись этого уникального концерта выпущена на DVD (2010, Decca).
В 2011 году скрипачка организовала постоянный квартет с Александром Ситковецким (скрипка), Нильсом Мёнкемейером (альт) и Бенджамином Ниффенеггером (виолончель), в составе которого активно гастролирует по сей день. В числе ее партнеров по ансамблю на сцене и в студии звукозаписи – пианисты Арис Блеттенберг, Милана Чернявская, Юлианна Авдеева, Игорь Левит, Ларс Фогт, Мартин Хельмхен, альтистка Табеа Циммерман, виолончелист Даниэль Мюллер-Шотт. В обширном репертуаре скрипачки важное место занимает музыка современных авторов; она неоднократно представляла премьеры произведений Маттиаса Пинчера, исполняла новые сочинения Лорина Маазеля, Николаса Моу и др.
С 2006 года Юлия Фишер преподает в Мюнхенской высшей школе музыки и театра (профессор), став преемницей Анны Чумаченко. Кроме того, она регулярно дает мастер-классы в рамках музыкальной академии на озере Штарнберг (Musikferien am Starnberger See). В 2019 году основала в Мюнхене детский оркестр Kindersinfoniker совместно с дирижером Йоханнесом X. Шахтнером и пианистом Анри Бонами.
Юлия Фишер выпустила множество записей на CD и DVD, удостоенных высоких оценок критиков и престижных премий – среди них ECHO Klassik, Gramophone, Diapason d’Or, CHOC от Le Monde de la Musique, приз BBC Music Magazine и MIDEM Classical Awards. С 2004 года ее диски выпускала компания PentaTone, в 2009 году началось сотрудничество с лейблом Decca. Недавно артистка запустила собственную онлайн-платформу JF CLUB, которая предлагает эксклюзивные аудио- и видеоматериалы, превью ее новых записей и многое другое. В частности шесть сонат для скрипки соло Изаи, сонаты Франка в Шимановского доступны исключительно на JF CLUB.
Юлия Фишер удостоена многих наград, в том числе ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» и премии Немецкого культурного фонда. Играет на скрипке работы Джованни Баттисты Гваданини (1742), а также на инструменте современного мастера Филиппа Аугустина (2018).