В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
20 сентября 2017
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаОбъединенный хор городов России
Саратовский губернский театр хоровой музыки
Брянский городской академический хор
Академический камерный хор Государственной филармонии Костромской области
Тульский государственный хор
Академический хор Российской академии музыки имени Гнесиных
Народный хор Российской академии музыки имени Гнесиных
Концертный хор Московского государственного института музыки имени А.Г.Шнитке
Смешанный хор Магнитогорской государственной консерватории
Старший хор ГБОУ ДО «Центр творческого развития музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость»
Ансамбль ударных инструментов Концертного симфонического оркестра Московской консерватории
Русская музыка XVII-XIX вв.
Организатор концерта
Государственная академическая хоровая
капелла России имени А.А.Юрлова
Информация предоставлена организатором.
20 сентября 2017 года Капелла России имени А.А. Юрлова представит гала-концерт, посвященный 90-летию выдающегося российского хорового дирижера Александра Александровича Юрлова.
Праздничный вечер на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского торжественно откроет программу IV Музыкального фестиваля «Любовь святая», посвященного памятной дате. Прозвучат сочинения русской духовной и академической хоровой музыки из репертуара Александра Юрлова, в том числе хоровые шедевры Георгия Свиридова.
Партнерами Капеллы на концерте станут хоры из Москвы, Саратова, Брянска, Магнитогорска, Костромы, Тулы, которые вместе составят 350-голосый Объединенный хор городов России. Коллективы выступят под управлением руководителя Капеллы – заслуженного деятеля искусств России, профессора Геннадия Дмитряка. Совместное выступление хоров во 2-ом отделении концерта напомнит слушателям о грандиозных хоровых праздниках и фестивалях, проводившихся по всему Советскому Союзу Александром Юрловым, станет музыкальным приношением памяти мастера.
Имя Александра Юрлова золотыми буквами вписано в историю русского вокально-хорового искусства. Прославленный музыкант, под руководством которого по всей стране проходили грандиозные хоровые и вокально-симфонические концерты, Александр Юрлов сделал всенародно любимыми многие шедевры отечественной и зарубежной музыки, в том числе сочинения Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова, Владимира Рубина. Триумфальные концерты капеллы под управлением Александра Юрлова в Париже, Лондоне, Риме, других европейских городах подняли авторитет русского музыкального искусства во всем мире. На международном хоровом фестивале в Италии коллектив получил высшую награду – Премию Рима (1969).
Выдающейся заслугой Александра Юрлова перед отечественным искусством стало обращение Капеллы к русской духовной музыке XVI–XVIII веков. Долгое время пребывавшие в забвении бесценные памятники русской культуры – духовные концерты Д. Бортнянского, В. Титова, М. Березовского, А. Веделя – вновь зазвучали с концертной эстрады. Эти концерты имели колоссальный общественный резонанс и способствовали возрождению традиционных духовных ценностей в обществе.
В 1966 году за выдающиеся заслуги в музыкально-исполнительском искусстве капелле было присвоено звание Академической, а в 1969 году она была удостоена Ордена Трудового Красного Знамени.
В 1973 году, после скоропостижной смерти Александра Юрлова, Республиканской академической русской хоровой капелле было присвоено его имя.
Гала-концерт 20 сентября в Концертном зале имени П.И. Чайковского, воссоздающий исполнительский стиль Александра Юрлова, его впечатляющие интерпретации масштабных хоровых полотен, станет подарком для всех любителей русской хоровой музыки.
Подробности и аккредитация прессы по телефону: 8 495 6890555
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.
Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.
После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».
Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.
С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи.
В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.
Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.
В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка.
В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.
(Пресс-служба Капеллы)
Геннадий Дмитряк (р. 1947)– хоровой и оперно-симфонический дирижер, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и кафедры хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных.
Геннадий Дмитряк получил образование в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Его учителями и наставниками были прославленные музыканты Александр Юрлов, Кирилл Кондрашин, Лео Гинзбург, Геннадий Рождественский, Владимир Минин, Виктор Попов.
Работал дирижером в Московском камерном музыкальном театре под руководством Б. А. Покровского, Московском камерном хоре, Государственном академическом русском хоре СССР под управлением Владимира Минина, Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, театре «Новая опера» имени Е. В. Колобова. В 1991 году создал и до 2006 года возглавлял капеллу «Московский Кремль».
С 2004 года руководит Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова. Выступает как хоровой и симфонический дирижер, благодаря которому Капелла неоднократно сотрудничала с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, оркестрами «Новая Россия», «Русская филармония», Московским государственным академическим симфоническим оркестром и другими.
Важное направление в творческой деятельности дирижера – исполнение сочинений современных композиторов России и бывшего СССР: Георгия Свиридова, Гии Канчели, Алемдара Караманова, Вячеслава Артёмова, Владимира Кобекина, Алексея Ларина, Александра Чайковского, Родиона Щедрина, Альфреда Шнитке и других.
Является организатором ряда хоровых фестивалей, среди которых «Любовь святая», «Кремли и храмы России», «Славься ты, Русь моя» к 800-летию Александра Невского, фестиваль к 100-летию Капеллы России имени А. А. Юрлова, фестиваль Капеллы и Государственного хора имени А. В. Свешникова (этот коллектив маэстро возглавлял в 2020–2024 гг.).
Геннадий Дмитряк ведет разностороннюю общественную деятельность как член Президиума Всероссийского хорового общества. Участвовал в исполнении и записи нового Гимна Российской Федерации, принимал участие в инаугурации Президента России В. В. Путина в 2004 году в Большом Кремлевском дворце, был главным хормейстером сводных хоров в дни празднования юбилеев Победы в Великой Отечественной войне. Принимал участие в церемонии открытия и культурной программе Паралимпиады Сочи-2014.
В общей сложности Геннадий Дмитряк выпустил свыше тридцати компакт-дисков со студийными записями шедевров отечественной хоровой музыки, среди которых антология хоровой музыки Георгия Свиридова и два тома антологии музыки Родиона Щедрина.
Агунда Кулаева окончила Ростовскую консерваторию имени С. В. Рахманинова по специальностям «дирижер хора» и «сольное пение» (класс Маргариты Худовердовой). Обучалась также в Центре оперного пения Галины Вишневской. Лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов имени Бориса Христова в Софии (2009, III премия).
В 2005–2014 гг. – солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, в настоящее время – приглашенная солистка. В 2009–2013 гг. – приглашенная солистка Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ).
В 2005 году дебютировала в Большом театре России в партии Сони («Война и мир» Прокофьева). C 2014 года – солистка оперной труппы ГАБТа, где в ее репертуар вошли партии Эболи, Азучены и Федерики («Дон Карлос», «Трубадур» и «Луиза Миллер» Верди), Кармен в одноименной опере Бизе, Маргариты («Осуждение Фауста» Берлиоза), Снежной королевы («История Кая и Герды» Баневича), Любаши, Весны («Царская невеста», «Снегурочка» Римского-Корсакова), Полины, Любови («Пиковая дама», «Мазепа» Чайковского), Марины Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского), Кончаковны («Князь Игорь» Бородина), Лауры («Каменный гость» Даргомыжского), Принцессы де Буйон («Адриана Лекуврёр» Чилеа).
Принимала участие в фестивалях «Варненское лето» («Кармен» и «Дон Карлос»), на «Арена ди Верона» («Кармен»), имени М. П. Мусоргского в Твери, «Парад звезд в оперном» в Красноярске, имени Ф. И. Шаляпина в Казани («Пиковая дама» – Полина); участвовала в исполнении Реквиема Верди с Симфоническим оркестром имени Верди в Милане под управлением Чжан Сянь и с хором Orfeón Donostiarra и Национальным оркестром Капитолия Тулузы под управлением Тугана Сохиева; в исполнении Stabat Mater Дворжака с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, кантаты «По прочтении псалма» Танеева с Московским государственным академическим камерным хором под управлением Владимира Минина и Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва.
Выступала в Болгарском национальном театре оперы и балета («Аида» Верди – Амнерис), Немецкой опере в Берлине («Кармен», «Сила судьбы» Верди – Прециозилла), Берлинской филармонии («Осуждение Фауста» Берлиоза – Маргарита), Голландской национальной опере («Князь Игорь» – Кончаковна), Израильской опере в Тель-Авиве («Бал-маскарад» Верди – Ульрика), театре Tokyo Nikikai в Японии («Кармен»), Национальной академии Санта-Чечилия в Риме и Парижском Музыкограде (концерты с оркестрами под управлением Станислава Кочановского), Чувашском государственном театре оперы и балета в Чебоксарах и Ростовском государственном музыкальном театре («Кармен»), Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани («Аида», «Борис Годунов»).
Также в репертуаре певицы – Женя Комелькова («Зори здесь тихие» Молчанова), Арзаче и Анджелина («Семирамида» и «Золушка» Россини), Далила («Самсон и Далила» Сен-Санса), Колдунья («Дидона и Эней» Пёрселла), Адальджиза («Норма» Беллини), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова), Графиня («Пиковая дама» Чайковского), Ратмир («Руслан и Людмила» Глинки), Дзита («Джанни Скикки» Пуччини), Лола и Сантуцца («Сельская честь» Масканьи), Фенена («Набукко» Верди), Марфа («Хованщина» Мусоргского) и многие другие партии.
В числе недавних ангажементов – серия мастер-классов и спектакль «Кармен» на I Сочинском фестивале классической музыки, оперный гала-концерт в Парке науки и искусства «Сириус» с Российским национальным оркестром под управлением Александра Рудина, концерт с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Антона Шабурова в Большом зале МКЗ «Зарядье».
Агунда Кулаева – заслуженная артистка РФ, заслуженная артистка Республики Северная Осетия – Алания.
Николай Диденко родился в 1976 году в Москве. С семи лет обучался в Хоровом училище имени А. В. Свешникова и Детской музыкальной школе имени В. В. Стасова по классу скрипки. Окончил Академию хорового искусства имени В. С. Попова (2001) и аспирантуру академии (2003, класс Дмитрия Вдовина).
В 2002–2003 гг. – солист Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова. В 2003–2005 гг. – солист Хьюстонской Большой оперы. С 2003 года выступает в крупнейших оперных театрах и концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга, Зальцбурга, Берлина, Парижа, Лондона, Барселоны, Мадрида, Копенгагена, Кёльна, Варшавы, Нью-Йорка, Вашингтона, Хьюстона и др. С 2013 года – приглашенный солист Государственного академического Большого театра России.
В репертуаре певца – партии в операх «Юлий Цезарь и Клеопатра» Генделя, «Волшебная флейта», «Идоменей, царь Критский», «Милосердие Тита» и «Дон Жуан» Моцарта, «Риголетто», «Трубадур», «Дон Карлос», «Бал-маскарад», «Аида», «Фальстаф», «Сила судьбы» и «Симон Бокканегра» Верди, «Севильский цирюльник», «Золушка» и «Турок в Италии» Россини, «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Турандот» и «Богема» Пуччини, «Сомнамбула», «Капулети и Монтекки» и «Норма» Беллини, «Троянцы» Берлиоза, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Евгений Онегин» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова и др.
Выступал с известными певцами, среди которых Эдита Груберова, Николай Гяуров, Мирелла Френи, Джун Андерсон, Рамон Варгас, Владимир Галузин, Мария Гулегина, Массимо Джордано, Лора Клейкомб, Матти Сальминен, Брин Терфель, Рене Флеминг, Федерика Фон-Штаде и др. Среди дирижеров, с которыми сотрудничал певец, – Рудольф Баршай, Эдоардо Мюллер, Геннадий Рождественский, Нелло Санти, Антонелло Аллеманди, Марко Армильято, Энрике Маццола, Патрик Саммерс, Александр Анисимов, Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Василий Синайский, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Владимир Юровский, Кирилл Карабиц и др.
В 2017 году запись сочинения Dies Illa Пендерецкого с участием Николая Диденко награждена «Грэмми».
С 2005 года Николай Диденко – художественный руководитель благотворительного проекта «Белый пароход», направленного на творческое развитие одаренных детей с ограниченными возможностями, сирот, детей из социально неблагополучных и малообеспеченных семей. С 2017 года – президент фонда поддержки одаренных детей и молодежи «Белый пароход». Член президиума Всероссийского хорового общества.