Концерт-посвящение Ринату Ибрагимову : Московская государственная академическая филармония

    Концерт-посвящение Ринату Ибрагимову

    5 ноября 2021, начало в 22:30

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Алина Ибрагимова (скрипка)
    Луис Кабрера (контрабас)
    Григорий Кротенко (контрабас, виола да гамба)
    Карлос Наварро-Эрреро (контрабас)
    Никита Наумов (контрабас)
    Александра Коренева (клавесин)
    Леонид Бакулин (контрабас)
    Сергей Карачун (контрабас)
    Владимир Беликов (контрабас)
    Яна Сахно (контрабас)
    Петр Айду (фортепиано)
    Дмитрий Щёлкин (куб)
    Валери Каннт (лютня)
    В программе:
    Маре
    Гробница господина де Сент-Коломба для виолы да гамба и basso continuo
    И. С. Бах
    Аллеманда и Сарабанда из Партиты для флейты соло ля минор, BWV 1013 (переложение для контрабаса соло)
    Куранта, Сарабанда и Жига из Сюиты для виолончели соло соль мажор, BWV 1007 (переложение для контрабаса соло)
    Уствольская
    Композиция № 2
    Dies Irae для 8 контрабасов, куба и фортепиано
    И. С. Бах
    Партита для скрипки ре минор, BWV 1004

    12+

    Купить билеты

    Концерт-посвящение выдающемуся контрабасисту Ринату Ибрагимову

    5 ноября, в день рождения выдающегося контрабасиста Рината Ибрагимова, в Зале Чайковского состоится концерт, посвященный его памяти. В нем примут участие ученики мастера, а также его дочь – всемирно известная скрипачка Алина Ибрагимова. Она завершит программу Партитой для скрипки ре минор Баха (со знаменитой Чаконой). Еще одна кульминация вечера – Композиция № 2 Галины Уствольской, в исполнении которой примут участие восемь контрабасистов. 

    Богатую творческую биографию Рината Ибрагимова увенчал период работы в Лондонском симфоническом оркестре (LSO), где маэстро на протяжении 20 лет (1995–2014) занимал пост концертмейстера группы контрабасов. Как рассказывает его ученик Григорий Кротенко, «Ринат не играл в оркестре уже много лет, но в LSO до сих пор так и нет ни второго, ни первого концертмейстера контрабасов. С Ринатом никто не может сравниться, его оказалось некем заменить... Когда Ринат заболел и перестал играть, в оркестре ему присвоили титул Emeritus – почетного артиста – и продолжали платить жалованье». В течение этих 20 лет, играя в одном из лучших оркестров мира, Ринат Ибрагимов продолжал выступать как солист и преподавать: с 1999 года он был профессором Высшей школы музыки и драмы Гилдхолл, с 2007-го – Королевского музыкального колледжа в Лондоне.

    Этому двадцатилетию предшествовали годы не менее интенсивной творческой деятельности: в течение многих лет Ринат Ибрагимов оставался одним из немногих отечественных контрабасистов, выступавших с сольными программами. В 1983–1997 гг. он был концертмейстером группы контрабасов оркестра Большого театра, ансамблей «Академия старинной музыки», «Солисты Москвы» и «Солисты Московской филармонии». В 1991–1997 гг. Ринат Ибрагимов вел класс контрабаса в Московской консерватории, Музыкальном училище и ЦМШ при Московской консерватории. Уже будучи известным исполнителем, он получил дирижерское образование в Московской консерватории в классах Дмитрия Китаенко и Игоря Дронова. В 1995–1998 гг. возглавлял ансамбль «Московская инструментальная капелла» как дирижер и художественный руководитель. 

    В 2020 году выдающегося музыканта не стало – он оказался одной из жертв коронавируса. Год спустя команда солистов-единомышленников встречается в Москве, чтобы почтить его память. Программу предстоящего вечера представляет один из его инициаторов и участников, контрабасист Григорий Кротенко.

    «5 ноября 2021 года Ринату исполнился бы всего 61 год. В этот вечер на сцене Зала Чайковского мы даём концерт в память о нём. Алина сыграет Партиту ре минор. Больше всего на свете Ринат любил слушать, как Алина играет Баха. Луис Кабрера – его самый верный ученик, ассистент. Солист Нидерландского филармонического оркестра, профессор роттердамской консерватории Codarts, Луис унаследовал класс Рината в Гилдхолле. Никита Наумов – лауреат конкурса Кусевицкого, солист Шотландского камерного оркестра. Ринат всегда выделял Никиту особо среди своих студентов и завещал ему один из своих инструментов – тот самый, на котором Никита великолепно записал Пятую сюиту Баха. Карлос Наварро-Эрреро после Гилдхолла уехал учиться в Москву, в класс Евгения Колосова. Здесь он блестяще освоил русский язык и поступил в оркестр MusicAeterna. Карлос – лауреат конкурса Кусевицкого, знаток старинной музыки, играет на виолоне».

    Последний номер программы, Партита ре минор Баха – точка, где пересекаются глубина личного приношения и сила артистического высказывания. Десять лет назад авторитетный британский журнал Gramophone назвал сделанную Алиной Ибрагимовой запись сонат и партит Баха лучшей, аргументированно сравнив ее с интерпретациями скрипачей прошлого и наших современников. «Меня удивляет, когда говорят, что это лучшая запись, хотя быть объективной тут я не могу, – признавалась Алина несколько лет спустя. – Сколько бы ни было в музыке разных направлений и красот, цикл Баха настолько глобален, что превзойти его трудно. Когда играешь его, всегда чувствуешь, как ты мал по сравнению с ним. Это не о скрипке, не о тебе, не о ком-то одном, это обо всём». Сонаты и партиты Баха по-прежнему занимают в репертуаре Алины особое место, и Партита ре минор в ее исполнении станет одним из важнейших моментов вечера.

    Алина Ибрагимова

    Алина Ибрагимова родилась в 1985 году в г. Полевской Свердловской области, училась в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных. В 1995 году переехала с семьей в Великобританию, где продолжила образование в Школе Иегуди Менухина и Королевском колледже музыки. Совершенствовалась в Музыкальной академии Кронберга. Ее педагогами были Наталья Боярская, Гордан Николич и Кристиан Тецлафф. В 2005–2007 гг. участвовала в проекте радио BBC-3 для молодых артистов New Generation Artists. Удостоена премии Фонда Борлетти-Буитони (2008), Classical BRIT Awards в номинации «Лучший молодой исполнитель» (2009) и премии для молодых артистов от лондонского Королевского филармонического общества (2010).

    Репертуар скрипачки простирается от музыки эпохи барокко до новейших сочинений. В текущем сезоне Алина дебютирует с Королевским оркестром Консертгебау в Амстердаме (дирижер сэр Джон Элиот Гардинер), симфоническими оркестрами Торонто и Миннесоты, выступает с Лондонским симфоническим оркестром, Камерным оркестром Европы (Бернард Хайтинк), Симфоническим оркестром Шведского радио (Дэниел Хардинг), Симфоническим оркестром Сиэтла (Людовик Морло) и Оркестром Века Просвещения (Владимир Юровский). Среди ее последних ангажементов – концерты с Немецким симфоническим оркестром Берлина, Симфоническим оркестром Баварского радио, Королевским филармоническим оркестром Стокгольма, Токийским симфоническим оркестром, оркестрами Бостона и Монреаля. Алина также гастролировала по Австралии, где играла в сопровождении симфонических оркестров Сиднея, Мельбурна, Аделаиды, Тасмании и Австралийского камерного оркестра. 

    С 2015 года скрипачка выступает на фестивале BBC Proms в королевском Альберт-холле в Лондоне. На знаменитой сцене в ее исполнении звучали классические концерты для скрипки с оркестром, старинная музыка в сопровождении барочного ансамбля, а также все партиты и сонаты Баха для скрипки соло (их запись, сделанную Ибрагимовой, журнал Gramophone назвал лучшей в истории). На фестивале BBC Proms летом 2018 года Алина исполнила мировую премьеру Скрипичного концерта Рольфа Валлина (Норвегия) с Филармоническим оркестром Бергена под управлением Эдварда Гарднера. Принимала также участие в фестивале камерной музыки «Возвращение» в Москве, в Платоновском фестивале искусств в Воронеже, в Дягилевском фестивале в Перми. 

    На протяжении долгого времени Алина Ибрагимова сотрудничает с французским пианистом Седриком Тибергяном. В числе их совместных проектов – получившие высокую оценку критиков циклы скрипичных сонат Бетховена и Моцарта в Уигмор-холле. Среди последних ангажементов дуэта – концерты в Зале имени Пьера Булеза в Берлине и Концертхаусе в Вене, гастроли по Японии, Южной Корее и Северной Америке. С 2005 года скрипачка выступает в составе квартета Chiaroscuro, специализирующегося на историческом исполнительстве. Квартет записал шесть CD, в нынешнем сезоне выступает в США, Канаде, Японии, Китае, Германии, Австрии, Испании, Франции, Великобритании. 

    Ибрагимова записала на лейбле Hyperion Records 15 альбомов, где звучат сочинения Баха, Моцарта, Шуберта, Мендельсона, Изаи, Равеля, Шимановского, Хартмана, Прокофьева, Рославца. Запись всех скрипичных сонат Моцарта в дуэте с Седриком Тибергяном на пяти дисках журнал Gramophone назвал «записью, на которую будут равняться современники»; дуэтом записаны также все скрипичные сонаты Бетховена на лейбле Wigmore Hall Live. 1 марта 2019 года вышел CD с сочинениями Франка, Вьерна, Изаи. В планах Алины – запись скрипичных концертов Шостаковича под управлением Владимира Юровского; в партнерстве с ним и Оркестром Века Просвещения ею записаны скрипичные концерты Мендельсона. 

    В 2016 году Алина Ибрагимова стала кавалером Ордена Британской империи (MBE). Играет на скрипке Ансельмо Беллозио 1775 года, предоставленной Георгом фон Опелем.

    Григорий Кротенко

    Григорий Кротенко родился в 1983 году в Москве. Обучался в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории (класс Андрея Мещеринова), Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и аспирантуре МГК (класс профессора Евгения Колосова), после окончания которой в 2010 году начал преподавательскую деятельность в своей альма матер (доцент). Проводил мастер-классы в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Мангейме, Мадриде и Лондоне.

    Победитель III Международного конкурса контрабасистов имени Сергея Кусевицкого (2009). 

    Регулярно выступает как солист и в составе камерных ансамблей с ведущими отечественными и зарубежными исполнителями, играет на исторических разновидностях басовых струнных инструментов (виолон, виола да гамба, венский бас). Сотрудничает с российскими и европейскими коллективами, представляющими исторически информированное исполнительство: «Оркестром века Просвещения» (The Orchestra of the Age of Enlightenment), il pomo d'oro, La Voce Strumentale. В 2011 году был приглашенным концертмейстером группы контрабасов Революционно-романтического оркестра (Le Orchestre Revolutionnaire et Romantique) под управлением Джона Элиота Гардинера. 

    В 2018 году выпустил сольный альбом Travels with Goliath под британским лейблом Rubicon Classics. 

    Солист ансамбля «Студия новой музыки», первый исполнитель многих сочинений современных композиторов. Является одним из организаторов и активных участников проекта «Персимфанс» (член правления и комиссар), посвященного возрождению деятельности первого симфонического ансамбля – оркестра без дирижера, основанного в Москве в 1922 году и просуществовавшего до 1933-го.

    Александра Коренева

    Александра Коренева – российская исполнительница на клавесине и хаммерклавире, преподаватель Московской консерватории, автор популярного блога Baroque4you. Артистка выступает на крупнейших фестивалях, её записи выходят под лейблами Naive, Deutsche Harmonia Mundi и Berlin Classics.

    По словам критиков, любая пьеса под руками Александры становится настоящим музыкальным спектаклем, который поражает слушателя обилием «действующих лиц- мотивов», обретающих своё «лицо», совершенно незаметное при общепринятом исполнении. «Телеман цвёл в её руках, как цветок. Он был превращён в театральное представление», – писала нидерландская газета NRC после концерта артистки в Утрехте. 

    В числе музыкантов, с которыми артистка неоднократно выходила на сцену, – флейтисты Карстен Эккерт и Эрик Босграф а также певица Джойс Дидонато, с которой Александра гастролировала во многих городах Европы и Азии (2012–2015). «Быть на сцене с кем-то мне даже, пожалуй, интереснее, чем играть одной, – говорит Александра. – Это совершенно другие ощущения, другие эмоции, возникает взаимодействие не только с залом, но и между музыкантами, – это как ещё одна система координат». 

    Александра Коренева является постоянной участницей ансамблей La Voce Strumentale и Arsenale Sonoro. С La Voce Strumentale, возглавляемым скрипачом и контратенором Дмитрием Синьковским, Александра выступает в главных залах России, гастролирует во многих странах мира, сотрудничает с известными солистами, в том числе с сопрано Юлией Лежневой. С Arsenale Sonoro, его основателем, скрипачом Борисом Бегельманом и итальянским виолончелистом Людовико Минази Александра Коренева записала диск со скрипичными сонатами Телемана, который получил высочайшую оценку многих европейских критиков и американского журнала «Фанфара». 

    Александра плодотворно сотрудничает не только с представителями направления исторического исполнительства, но и с академическими музыкантами. Среди наиболее интересных проектов последнего времени – Бранденбургский концерт № 5 Баха с ансамблем «Солисты Москвы» и Юрием Башметом. 

    С 2016 года Александра Коренева ведёт в Facebook посвящённый барочной музыке блог Baroque4you, который за год собрал более 20 тысяч подписчиков. «Мне хочется, чтобы этот блог был мультинаправленным, – говорит Александра. – Хочется создать такое «место», куда люди будут «приходить» послушать концерты, но при этом, чтобы этот ресурс оставался образовательным и развлекательным. В рунете никто не делает ничего подобного, и мне нравится быть первопроходцем».

    Петр Айду

    Пётр Айду родился в 1976 году в Москве в семье музыкантов. В 1994 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс Фариды Нуризаде). Занимался композицией и импровизацией под руководством Григория Шатковского. В 2000 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс фортепиано профессора Льва Власенко, затем Дмитрия Сахарова; класс органа профессора Наталии Гуреевой) и продолжил обучение в аспирантуре МГК на факультете исторического и современного исполнительского искусства (руководитель – профессор Алексей Любимов).

    С 1995 года занимался также композицией под руководством Юрия Воронцова, джазовым исполнительством под руководством Даниила Крамера, с 1997 года – ренессансной лютней под руководством Александра Суетина. Окончил курсы звукорежиссуры Государственного училища эстрадно-джазового искусства. 

    Участвовал в мастер-классах по барочной музыке в Гмундене (Австрия). Получив стипендию немецкой службы академических обменов (DAAD), стажировался в Высшей школе музыки в Ганновере у профессора Цви Меникера (клавесин и хаммерклавир) и профессора Ханса Михаэля Коха (лютня). Участвовал в мастер-классах Андреаса Штайера и Малколма Билсона. 

    Победитель Юношеского международного конкурса пианистов в Цинциннати (I премия и Гран-при, 1991), лауреат VIII Международного конкурса пианистов в Риме (II премия, 1997), дипломант конкурса Musica Antiqua Brugge (Бельгия, 2004). 

    Музыкант в совершенстве владеет многими разновидностями клавишных инструментов (фортепиано, орган, орган-позитив, клавесин, хаммерклавир и другие), играет на старинных щипковых инструментах (ренессансная лютня, барочная гитара) и ударных (многократно выступал в составе Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского). 

    Активно гастролирует по России и за рубежом, принимал участие во многих отечественных и зарубежных фестивалях. Создатель «Приюта роялей», организации по сохранению исчезающих видов фортепиано и других клавишных инструментов XIX–XX веков. Осуществил ряд художественных акций, посвященных старинным инструментам. Основатель и руководитель проекта «Персимфанс», посвященного возрождению деятельности первого симфонического ансамбля – оркестра без дирижера, основанного в 1922 году в Москве и просуществовавшего до 1933-го. 

    Автор музыкального оформления к ряду спектаклей театров «Школа драматического искусства» (спектакль «Реконструкция утопии» удостоен Гран-при премии Сергея Курехина в области современного искусства) и «Сатирикон», музыки для Alternative Hair Show в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден (совместно с Иваном Лубенниковым), ряда акустических перформансов и оригинальных проектов. В частности в 2001 году совместно с художником Теодором Тэжиком организовал перформанс на III Всемирной театральной олимпиаде в Москве с использованием специально построенных музыкальных инструментов. За перформанс «Звуковые ландшафты» в театре «Школа драматического искусства» (2015) был удостоен российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». 

    С 2002 года преподает на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (камерный ансамбль, старинные клавишные инструменты), проводит мастер-классы. 

    Автор статьи «Старые рояли в России. Новая история», опубликованной в ежегоднике Государственного института реставрации.