Всемирно известный бас-баритон Томас Хэмпсон впервые выйдет на сцену Московской филармонии. Один из артистов, определяющих лицо современного оперного театра, выступит в Зале Чайковского вместе с Владимиром Юровским – дирижером, в чьем творчестве также важнейшую роль играет музыкальный театр. Огромный успех имела постановка «Евгения Онегина» в нью-йоркской Метрополитен-опере с Хэмпсоном в заглавной партии и с Юровским за пультом. Музыкантов объединяет и пристрастие к австро-немецкому репертуару рубежа XIX–XX веков: под управлением Юровского Хэмпсон исполнял «Лирическую симфонию» Цемлинского, избранные песни Р. Штрауса и цикл «Песни на стихи Ф. Рюккерта» Малера. Он обещает стать украшением и нынешней программы.
И для Томаса Хэмпсона, и для Владимира Юровского Малер – один из главных композиторов: его сочинения – предмет их постоянных раздумий и поисков. Они регулярно говорят о нем в интервью, записывают, переосмысляют, возвращаясь к уже исполненным сочинениям спустя годы и стремясь ко всё более глубокой их интерпретации. С Малера началась обширная дискография Хэмпсона (цикл «Волшебный рог мальчика»), он неоднократно исполнял под управлением великого Леонарда Бернстайна малеровские циклы песен, а позже участвовал в подготовке и финансировании их нового критического издания. Они остаются основой огромного репертуара Хэмпсона и сегодня.
«Мне ужасно приятно, что меня ценят как малеровского певца... я страсто, всей душой люблю его музыку, – признается Хэмпсон в одном из интервью. – И стремлюсь сделать слышимым то, что создал по-настоящему великий, важный, значимый человек – Густав Малер. Я люблю в его музыке все. Звучание, мелодии, противоречия, непонятности, сладкозвучие, какофонию – все без исключения. Я твердо уверен, что все это вышло из-под его пера по одной причине: чтобы человек мог услышать, мог познать сам себя». Не менее важен Малер и для Владимира Юровского. Его симфонии он неоднократно исполнял с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, многие из них записал с Лондонским филармоническим оркестром; присутствует Малер и в программах возглавляемого ныне Юровским Симфонического оркестра Берлинского радио.
«Мое трепетное отношение к Малеру зародилось в пятнадцатилетнем возрасте, – говорит Юровский в интервью журналу "Музыкальная жизнь". – Можно даже сказать, что решение заняться дирижерской профессией было мною принято под влиянием малеровских симфоний... когда я почувствовал, что внутренне готов к этому "путешествию", то начал с самого раннего малеровского опуса – с кантаты "Жалобная песня" – и далее обращался к симфониям исключительно хронологически, то есть в порядке их создания. Это дало мне возможность последовать за автором, постепенно осмысляя его произведения и вникая в их суть... Сейчас, добравшись до Девятой симфонии Малера, мне особенно интересно возвращаться вновь к его юношеским опусам, "перечитывать" их, одновременно работая над теми, что были написаны в последние годы жизни».
К сочинениям последнего десятилетия жизни Малера относятся и «Песни на стихи Фридриха Рюккерта»; наиболее известна среди них песня «Я потерян для мира», тематически связанная со знаменитым Adagietto из Пятой симфонии. «Песни на стихи Фридриха Рюккерта» в один вечер с «Прощальной» симфонией Гайдна маэстро уже исполнял в Берлине, сопоставляя Гайдна и Малера как альфу и омегу австрийской симфонической традиции; солистом также был Томас Хэмпсон. Московскую
программу открывает «Дон Кихот» (фантастические вариации на тему рыцарского характера) Р. Штрауса, где голосами прославленного странствующего рыцаря и его оруженосца станут инструменты солистов Госоркестра. Подзаголовок сочинения, где упоминается рыцарский характер, как будто обозначает одну из главных черт столь ярких творческих личностей, как Владимир Юровский и Томас Хэмпсон.