В продаже абонемент Musica sacra nova
20 ноября 2021
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаУважаемые слушатели! Посещение мероприятия возможно только при предъявлении на входе в зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Дети проходят на мероприятие с сопровождающим взрослым, имеющим действующий цифровой сертификат.
Абонемент №37:
Великие инструментальные концерты
Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.
Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.
В 2009–2020 гг. в Москве проходил Большой фестиваль РНО с участием ведущих исполнителей современности. С 2024 года Фестиваль РНО проходит в обновленном формате под руководством Александра Рудина.
РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова.
Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.
В 2023–2024 гг. Александр Рудин провел свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива по России. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги.
В течение сезона Александр Рудин и РНО выступили на открытии IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «камерные ансамбли» в Уфе и на открытии юбилейного 80-го концертного сезона Оренбургской филармонии; 25 сентября, в день рождения Шостаковича, приняли участие в IV Международном фестивале искусств «Шостакович. Над временем» в Самаре; в рамках Всероссийского марафона «Мой Рахманинов», приуроченного к 150-летию со дня рождения композитора дали концерты во Владикавказе, Махачкале, Грозном и Москве. Также выступления коллектива прошли в филармонических залах Великого Новгорода, Уфы, Петрозаводска и Санкт-Петербурга, на фестивале «Стрелка» в Нижнем Новгороде (с программой музыки Шнитке к 90-летию со дня рождения композитора) и open-air фестивалях в Новом Иерусалиме и Ясной Поляне.
Олег Каэтани родился в 1956 году в Лозанне в семье выдающегося дирижера и композитора Игоря Маркевича. Обучался в римской Академии Санта-Чечилия дирижированию у Франко Феррары, композиции у Ирмы Равинале. Продолжил образование в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе Кирилла Кондрашина и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в классе Ильи Мусина. Огромное влияние на профессиональное становление Каэтани оказала Надя Буланже.
Лауреат международных конкурсов Итальянского радио и телевидения RAI в Турине и имени Герберта фон Караяна в Берлине. Дебютировал на театральной сцене в 17-летнем возрасте исполнением «Поединка Танкреда и Клоринды» Монтеверди и других мадригалов в собственной аранжировке. Первым официальным назначением дирижера стал пост ассистента Отмара Зуйтнера в Берлинской государственной опере Унтер-ден-Линден. С 2005 года сотрудничает с Английской национальной оперой. В 2002–2005 гг. был главным дирижером, в 2005–2009 гг. – также художественным руководителем Мельбурнского симфонического оркестра. Ранее руководил Веймарской государственной капеллой, был первым капельмейстером Франкфуртской оперы, музыкальным директором в Висбадене и Хемнице.
Сегодня в репертуаре дирижера – обширный спектр симфонических и оперных произведений. Он выступает на самых престижных сценах мира, в числе которых театр Ла Скала в Милане, Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне, Опера Сан-Франциско, Венская государственная опера, Сиднейская опера, фестивальный театр «Флорентийский музыкальный май», Линкольн-центр в Нью-Йорке, Академия Санта-Чечилия в Риме, Сантори-холл в Токио, Дрезденская государственная капелла. Маэстро сотрудничал с выдающимися солистами современности, такими как Марта Аргерих, Святослав Рихтер, Даниил Трифонов, Вадим Репин, Миша Майский, Готье Капюсон, Виктория Муллова, Эмманюэль Паю.
С 1999 года Каэтани поддерживает особенно тесные отношения с Оркестром имени Джузеппе Верди в Милане. Гастролировал с коллективом по Южной Америке, в Испании, Австрии (в Зальцбурге), в апреле 2008 года выступил с ним перед президентом Италии и папой Бенедиктом XVI в Ватикане (концерт транслировался Евровидением в прямом эфире).
Центральное место в репертуаре дирижера занимает музыка Шостаковича. Каэтани перевел либретто оперы «Нос» на немецкий язык для постановки во Франкфурте (1991), провел итальянскую премьеру оперетты «Москва, Черемушки» (2007). Исполнял в разных странах оперы, балеты, концерты и сюиты Шостаковича, впервые в Италии записал все симфонии композитора с Оркестром имени Верди. Записи получили оценки 10/10 от изданий Classical Today (США), ffff Télérama (Франция) и Record Geijutsu (Япония). Кроме того, за записи симфоний Тансмана и Гуно маэстро был удостоен четырех премий Diapason d'Or.
В прошедшие сезоны под управлением Олега Каэтани прошли спектакли «Хованщина» Мусоргского, «Влюбленный сэр Джон» Воан-Уильямса, «Мадам Баттерфляй», «Богема» и «Тоска» Пуччини в Английской национальной опере, «Летучий голландец» Вагнера в Римской опере, «Дитя и волшебство» Равеля в Театре Елисейских Полей в Париже, «Человеческий голос» Пуленка, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока и «Дон Карлос» Верди в Опере Кёльна, «Мадам Баттерфляй» в Берлинской государственной опере и Опере Осло, «Тоска» в Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне (дебют) и Опере Сан-Паулу, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Осло и Хельсинки, «Тоска» и «Турандот» Пуччини в Мариинском театре, «Узник» Даллаппикколы с оркестром Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей», «Искатели жемчуга» Бизе, «Так поступают все женщины» Моцарта и «Кармен» Бизе в Театре Верди в Триесте, «Отелло» Верди в веймарской Земпер-опере.
Олег Каэтани регулярно дирижирует известными оркестрами, среди которых Дрезденская государственная капелла, Мюнхенский филармонический оркестр, оркестры Баварского радио, лейпцигского Гевандхауса, берлинского Концертхауса, Венский симфонический оркестр (с которым он записал оперу «Полиевкт» Доницетти для EMI/CBS), Филармонический оркестр Радио Франс, зальцбургский оркестр Моцартеум, Национальный симфонический оркестр Итальянского радио RAI, оркестры Академии Санта-Чечилия и фестиваля «Флорентийский музыкальный май», Филармонический оркестр Монте-Карло, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, БСО имени П. И. Чайковского, Симфонический оркестр Ёмиури в Токио, Национальный симфонический оркестр Испании, Гонконгский филармонический оркестр, симфонические оркестры Бамберга, Берна, Ниццы, Токио, Сиднея, Монреаля, Тайбэя, филармонические оркестры Страсбурга, Катара и другие.
В сентябре 2021 года маэстро исполнил оперу «Карлик» Цемлинского с Национальным оркестром Радио Румынии на фестивале Джордже Энеску в Бухаресте. В числе предстоящих ангажементов – «Пиковая дама» Чайковского в Гессенском государственном театре Висбадена, «Сельская честь» Масканьи и «Паяцы» Леонкавалло в Опере Катании, «Волшебная флейта» Моцарта в Новой национальной опере Токио, концерты с Оркестром имени Верди, Камерным оркестром Падуи и Венето, Филармоническим оркестром Вюрта, а также участие в съемках документального фильма о 14-й симфонии Шостаковича.
Альбан Герхардт родился в 1969 году в Берлине. Обучался игре на виолончели у известных педагогов – Марион Феттер, Гётца Тойча, Бориса Пергаменщикова. Международная карьера музыканта началась в 1991 году с выступления с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Семёна Бычкова. В начале 1990-х годов он одержал победы на конкурсах Deutsche Musikwettbewerb в Бонне, ARD в Мюнхене и имени Леонарда Роуза в США. В 1999–2001 гг. был участником программы Би-би-си «Артисты нового поколения».
Выступал с ведущими коллективами разных стран, в числе которых Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Лондонский филармонический оркестр, все британские и немецкие оркестры радио, Симфонический оркестр Шведского радио, Берлинский филармонический оркестр, оркестр цюрихского Тонхалле, Национальный оркестр Франции, симфонические оркестры Нью-Йорка, Кливленда, Миннесоты, Филадельфии, Бостона и Чикаго. Сотрудничал с выдающимися дирижерами, такими как Курт Мазур, Кристоф фон Донаньи, Кристиан Тилеман, Кристоф Эшенбах, Майкл Тилсон Томас, Эса-Пекка Салонен, Владимир Юровский, Кирилл Петренко и Андрис Нельсонс.
Обширный репертуар музыканта простирается от шедевров И. С. Баха до новейших сочинений наших современников, которые не раз доверяли ему премьеры (в их числе Маттиас Пинчер, Йорг Видман, Томас Лархер и другие). В феврале 2020 года Герхардт впервые исполнил написанный специально для него Концерт для виолончели с оркестром Джулиана Андерсона с Национальным оркестром Франции. Ранее представил премьеры Виолончельного концерта Бретта Дина с Сиднейским симфоническим оркестром и Берлинским филармоническим оркестром. В сезоне 2021/22 музыкант исполняет концерт Андерсона с Гонконгской симфониеттой, концерт Дина – с Симфоническим оркестром австрийского радио ORF (Вена) в Музикферайне и затем с Лондонским филармоническим оркестром. Являясь артистом-резидентом Парижского камерного оркестра, в этом сезоне Герхардт выступает также с Симфоническим оркестром Тенерифе, Новым филармоническим оркестром Вестфалии, Филармоническим оркестром Нидерландского радио, оркестром берлинского Концертхауса и Филармоническим оркестром Хельсинки. В ноябре 2021 года музыкант впервые выступит в Москве – в Зале имени Чайковского (на фестивале Vivacello с Российским национальным оркестром под управлением Олега Каэтани) Альбан Герхардт неоднократно получал международные награды за записи, в том числе ECHO Klassik, MIDEM Classic и др. Запись Виолончельного концерта Ынсук Чин (Deutsche Grammophon), написанного для Герхардта, в 2015 году была удостоена премии BBC Music Magazine и номинировалась на премию Gramophone. Много дисков виолончелиста выпустила фирма Hyperion, в частности все сольные сюиты Баха (2019), включенные в сотню лучших альбомов года изданием Sunday Times. Самый последний релиз – виолончельные концерты Шостаковича с Симфоническим оркестром Западногерманского радио (WDR, Кёльн) под управлением Юкки-Пекки Сарасте – в 2021 году был отмечен Международной премией классической музыки (International Classical Music Award).
Музыкант много выступает с камерными программами, его партнеры по ансамблю – пианисты Стивен Осборн и Сесиль Ликад, кларнетистка Сабина Мейер. В 2019 году он принял участие в проекте «Любовь во фрагментах» со скрипачкой Герганой Герговой, хореографом Соммером Ульриксоном и скульптором Александром Пользиным. Премьера проекта, объединяющего музыку, хореографию, скульптуру и художественное слово, прошла в культурном центре 92nd St Y в Нью-Йорке. В нынешнем сезоне Герхардт даст несколько концертов в составе трио с пианистом Маркусом Беккером и скрипачкой Вероникой Эберле в городах Германии, со Стивеном Осборном – в Уигмор-холле в Лондоне.
Стремясь делиться опытом и знаниями с аудиторией за пределами концертных залов, Альбан Герхардт часто инициирует и проводит образовательные и просветительские проекты в странах Европы и США, выступает с лекциями и семинарами в школах, больницах, общественных местах и специализированных учреждениях для юных правонарушителей.
Играет на виолончели работы Маттео Гофриллера 1710 года.
Борис Андрианов – российский виолончелист, выступающий на крупнейших сценах мира и самых престижных фестивалях. Регулярно гастролируя за рубежом, музыкант придает особое значение выступлениям в России, будь то крупные культурные центры, малые города или отдаленные поселки, где прежде никогда не проводились концерты; является лидером и активным участником ряда международных и национальных проектов, ставящих целью развитие отечественной музыкальной жизни, в частности в регионах страны.
Борис Андрианов родился в 1976 году в Москве. Окончил МССМШ имени Гнесиных (класс Веры Бириной), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Наталии Шаховской) и Высшую школу музыки имени Ханса Айслера в Берлине (класс профессора Давида Герингаса). С 2009 года преподает в Московской консерватории.
Победитель международных конкурсов в Загребе (имени Антонио Янигро), Йоханнесбурге, Ганновере (Classiсa Nova имени Д. Д. Шостаковича, в дуэте с Алексеем Гориболем), Париже (конкурс Мстислава Ростроповича), Южной Корее (имени Исан Юна). Лауреат XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского и молодежной премии «Триумф». Заслуженный артист России (2016).
Выступал с ведущими оркестрами и дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Юрий Симонов, Павел Коган, Кшиштоф Пендерецкий, Александр Ведерников, Джанандреа Нозеда, Дмитрий Лисс, Роман Кофман, Василий Петренко, Штефан Владар, Дмитрий Юровский, Александр Сладковский. Среди партнеров музыканта по камерному ансамблю – Юрий Башмет, Акико Суванаи, Жанин Янсен, Юлиан Рахлин, Итамар Голан, Денис Мацуев, Сергей Накаряков, Вадим Репин, Максим Венгеров, Алексей Любимов, Татьяна Гринденко и другие.
Участвовал в Шведском Королевском фестивале, фестивалях в Людвигсбурге и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Эдинбурге (Шотландия), Дубровнике (Хорватия), Кольмаре (Франция), Давосе (Швейцария), Иркутске («Звезды на Байкале»), Транссибирском Арт-Фестивале, московском фестивале камерной музыки «Возвращение».
Организатор и руководитель всероссийского проекта «Поколение звезд» (Премия Правительства РФ в области культуры, 2009). Автор идеи и арт-директор международных фестивалей VIVACELLO и VIVARTE в Москве; художественный руководитель фестиваля «Музыкальная экспедиция», проходящего в различных регионах России.
Активно сотрудничает с современными композиторами, неоднократно представлял премьеры новых сочинений, в том числе Гии Канчели, Кшиштофа Пендерецкого, Ефрема Подгайца, Майкла Беркли, Ришара Дюбюньона, Александра Розенблата, Джованни Соллимы, Вангелиса, Алексея Рыбникова, Павла Карманова, Самюэля Струка, Алексея Шора и других авторов.
В дискографии артиста – совместный альбом с гитаристом Дмитрием Илларионовым, выпущенный фирмой Delos (вошел в лонг-лист номинантов премии Grammy в разделе «камерный ансамбль», 2003); сонаты Шостаковича и Рахманинова с пианистом Рэмом Урасиным (в сентябре 2007 года отмечены как лучший камерный диск месяца британским музыкальным журналом Gramophone); сонаты для виолы да гамба и клавесина И. С. Баха в транскрипции для виолончели и баяна, записанные с Юрием Медяником («Мелодия», 2015). В 2020–2022 гг. выпущены новые записи: «Вариации на тему рококо» Чайковского с ГАСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского (Sony Classics), Виолончельный концерт Габриэля Прокофьева с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Алексея Богорада (мировая премьера записи), альбом «Джазовые отражения сюит Баха» с Леонидом и Николаем Винцкевичами. Готовится релиз всех сюит для виолончели соло И. С. Баха.
Играет на инструменте работы Карло Бергонци из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.