Три века классической музыки : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Три века классической музыки

    9 февраля 2023, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    И. С. Бах
    Сюита № 3
    Шуберт
    Симфония № 5
    Веберн
    Langsamer Satz
    Мартынов
    Post scriptum для камерного оркестра (мировая премьера, 2023 год)

    12+

    Купить билеты

    Новая программа Владимира Спивакова и «Виртуозов Москвы» – это музыкальное путешествие через три столетия. Оно начинается в 30-е годы XVIII века, когда Иоганн Себастьян Бах руководил Телемановским музыкальным обществом Collegium Musicum в Лейпциге, и завершается в наши дни, когда Владимир Мартынов представляет мировую премьеру – очередное музыкальное свидетельство своей философской доктрины о конце композиторского творчества.

    Откроет программу Третья оркестровая сюита Баха в версии для струнных и континуо – произведение, в котором соединились немецкие и французские традиции инструментальной музыки барокко. Именно в этой сюите звучит знаменитая Ария – вневременной шедевр баховской возвышенной лирики. Сфере лирических настроений принадлежит и Пятая симфония Франца Шуберта, созданная 19-летним автором с заметным пиететом к творчеству Гайдна и Моцарта. Однако, несмотря на ощутимое влияние венских классиков, в этой работе уже слышится и собственный голос молодого романтика. Лирический характер присущ и пьесе Langsamer Satz Антона Веберна, еще не вступившего на стезю додекафонии, – медленной части из неосуществленного струнного квартета. Образный строй этой миниатюры связан с романтическими обстоятельствами: походом композитора с невестой в горы.

    В завершение программы впервые прозвучит новое сочинение Владимира Мартынова Post scriptum, название которого автор комментирует так: «Post scriptum – это одна из форм opus posth-музыки, возникающей в тот момент, когда принципиальная невозможность написания нового пересиливается волей к письму, побуждающей переписывать уже написанное в новых ракурсах и новых комбинациях. Применение принципа постскриптума превращает музыку в машину воспоминаний, к работе которой каждый слушатель может подключить свои личные воспоминания, благодаря чему непременно возникает что-то действительно новое».

    Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»

    В 1979 году выдающийся скрипач-виртуоз Владимир Спиваков объединил лучших музыкантов российской столицы в камерный оркестр «Виртуозы Москвы», став его бессменным художественным руководителем и главным дирижером. Звездный ансамбль солистов и концертмейстеров ведущих московских оркестров, в котором выступали участники прославленного Квартета имени Бородина Михаил Копельман, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин и Валентин Берлинский, передал эстафету новым поколениям талантливых музыкантов, победителей и лауреатов международных и всероссийских конкурсов. Принципы существования легендарного товарищества музыкантов незыблемы: на первом месте по значимости были и остаются не только профессионализм и мастерство, но и человеческие качества, высокая этика отношений.

    Сегодня у музыкантов нет неосвоенных территорий мирового культурного пространства. С триумфом проходят концерты оркестра во всех регионах России и странах бывшего Советского Союза, в Европе, США, Канаде, Мексике, государствах Южной Америки, Израиле, Китае, Корее, Японии, Турции и др. Музыканты выступают не только на самых знаменитых сценах (Консертгебау в Амстердаме, Музикферайн в Вене, Ройял Фестивал-холл и Альберт-холл в Лондоне, Плейель и Театр Елисейских Полей в Париже, Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл в Нью-Йорке, Сантори-холл в Токио и др.), но и в обычных концертных залах небольших городов. 

    В обширном репертуаре оркестра – музыка различных эпох и стилей, от барокко до произведений Шостаковича, Прокофьева, Бартока, Пьяццоллы, Пендерецкого, Щедрина, Шнитке, Губайдулиной, Пярта, Канчели. 

    В разные годы с «Виртуозами Москвы» выступали Мстислав Ростропович, Елена Образцова, Иегуди Менухин, Владимир Крайнев, Саулюс Сондецкис, Джесси Норман, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Хибла Герзмава, Евгений Кисин, Миша Майский, Денис Мацуев, Шломо Минц, Юлиан Рахлин, Гиора Фейдман, Мишель Легран, Пинхас Цукерман, Кристиан Захариас, Вадим Репин, Хельмут Риллинг, Александр Рудин, Андрес Мустонен, Дмитрий Ситковецкий, Владимир Фельцман и другие выдающиеся музыканты. 

    Коллектив сотрудничает с молодыми солистами и дирижерами, среди которых солистка Большого театра Анна Аглатова (сопрано), пианистка Шио Окуи (Япония), главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев, неоднократный номинант на премию Grammy, обладатель «Золотой маски» Максим Емельянычев, кларнетист и дирижер Валентин Урюпин, дирижер Национального филармонического оркестра России Арсентий Ткаченко. С оркестром дебютируют и выступают юные таланты, и некоторые из них – скрипач из Швеции Даниэль Лозакович, израильская виолончелистка Даниэль Акта, российский пианист Александр Малофеев – сегодня стали настоящими звездами сцены. Особое признание зрителей завоевала концертная программа «Виртуозы Москвы. Сегодня и завтра», где солистами выступают талантливые стипендиаты Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, лауреаты международных конкурсов. 

    «Виртуозы Москвы» – единственный российский оркестр, выпустивший записи под лейблами BMG Classics и RCA Red Seal. В дискографии коллектива представлены не только произведения классического репертуара, но и сочинения современных композиторов. 

    Коллектив уделяет большое внимание просветительской деятельности. В частности создан уникальный онлайн-проект «Играй с Виртуозами», представляющий на сайте оркестра демонстрационные видеозаписи камерных сочинений и видеоминусовки этих же произведений для разных участников ансамбля. 

    Солисты оркестра регулярно проводят мастер-классы для учащихся Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке, стипендиатов фонда Владимира Спивакова и фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и других молодых музыкантов. 

    По инициативе директора коллектива Никиты Лебедева при поддержке Владимира Спивакова также организован социально-культурный проект «Виртуозы – Москве», в рамках которого запланирована ежегодная серия благотворительных концертов, направленных на поддержку слабозащищенных категорий населения. 

    С 2003 года постоянной репетиционной базой оркестра является Московский международный Дом музыки.

    Владимир Спиваков

    Выдающийся скрипач и дирижер Владимир Спиваков ярко реализовал свой многогранный талант в музыкальном искусстве и многих сферах общественной жизни. Как скрипач Владимир Спиваков прошел блестящую школу у знаменитого педагога, профессора Московской консерватории Юрия Янкелевича. Не меньшее влияние оказал на него выдающийся скрипач ХХ века Давид Ойстрах. До 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. С 1997 года Спиваков играет на инструменте работы Антонио Страдивари, который передали ему в пожизненное пользование меценаты – поклонники его таланта.

    В 1960–1970-е годы Владимир Спиваков стал лауреатом престижных международных конкурсов имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже, имени Никколо Паганини в Генуе, конкурса в Монреале и конкурса имени П. И. Чайковского в Москве. В 1975 году после триумфальных сольных выступлений в США начинается блестящая международная карьера музыканта. Он выступал в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами мира под управлением выдающихся дирижеров ХХ века – Евгения Светланова, Кирилла Кондрашина, Юрия Темирканова, Мстислава Ростроповича, Леонарда Бернстайна, Сейдзи Озавы, Лорина Маазеля, Карло Марии Джулини, Курта Мазура, Риккардо Шайи, Клаудио Аббадо и др. 

    В 1979 году с группой музыкантов-единомышленников создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и стал его бессменным художественным руководителем, дирижером и солистом. Дирижерскому мастерству обучался у профессора Израиля Гусмана в России, брал уроки у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Бернстайн в знак дружбы и веры в будущее Спивакова подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой маэстро не расстается по сей день. 

    Обширная дискография Владимира Спивакова как солиста и дирижера включает более 50 CD; большинство записей выпущено фирмами BMG Classics, RCA Red Seal и Capriccio. Многие записи были удостоены престижных премий, в том числе Diapason D’Or и Choc de la Musique. C 2014 года маэстро выпускает записи с Национальным филармоническим оркестром России под собственным лейблом Spivakov Sound. В их числе опера «Евгений Онегин» Чайковского (в главных партиях – Хибла Герзмава, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак); тройной CD с симфоническими произведениями Чайковского (Симфонии №№ 4–6, «Итальянское каприччио», «Ромео и Джульетта»); поэма «Колокола» и кантата «Весна» Рахманинова, а также все его фортепианные концерты (солист – Александр Романовский); альбомы «Русь Святая» (духовные произведения Рахманинова и Танеева), «Волшебство в музыке» и «Шедевры русской музыки» (Лядов, Стравинский, Прокофьев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Скрябин). Планируется выпуск всех симфоний Рахманинова к 150-летию со дня рождения композитора. 

    Также под лейблом Spivakov Sound Владимир Спиваков выпустил ряд записей с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»: альбом «Прогулки по Италии»; камерные симфонии Шостаковича и его Первый фортепианный концерт (солист – Евгений Кисин). Кроме того, маэстро записал ряд шедевров камерной музыки с участием известных пианистов: сонаты Моцарта (Владимир Спиваков, Александр Гиндин и Борис Бехтерев), произведения Шоссона (Владимир Спиваков и Элен Мерсье), Шуберта (Владимир Спиваков, Борис Бехтерев и Михаил Рудь) и бокс-сет «Путешествие во времени» (Владимир Спиваков, Борис Бехтерев и Сергей Безродный). 

    В 1989 году Владимир Спиваков возглавил Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), художественным руководителем которого он является до настоящего времени. С 2001 года в Москве раз в два года проводится фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» с участием корифеев мирового исполнительского искусства и восходящих звезд; с 2010 года фестиваль проходит также в регионах России. Неоднократно музыкант принимал участие в жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале, Монте-Карло, Памплоне, Москве), с 2009 года является Почетным президентом конкурса имени Ю. И. Янкелевича в Омске, в 2016 году организовал Международный конкурс скрипачей в Уфе. 

    Много лет Владимир Спиваков занимается общественной и благотворительной деятельностью. В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на профессиональную поддержку юных талантов в области искусства и создание благоприятных условий для их творческого роста. В 2010 году за создание фонда Владимиру Спивакову присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры. 

    Современные композиторы неоднократно посвящали Владимиру Спивакову свои произведения, в их числе Альфред Шнитке, Родион Щедрин, Арво Пярт, Исаак Шварц, Вячеслав Артёмов и многие другие. 

    В 2003 году Владимир Спиваков стал художественным руководителем и главным дирижером созданного им Национального филармонического оркестра России и президентом Московского международного Дома музыки. В 2011 году Владимир Спиваков вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. 

    Владимир Спиваков – народный артист СССР, Армении, Украины, Северной Осетии – Алании, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии, Республики Башкортостан. Маэстро удостоен Государственной премии СССР, ордена Дружбы, украинских орденов «За заслуги» III степени и Ярослава Мудрого, киргизского ордена «Данакер» и армянского ордена святого Месропа Маштоца, двух высших наград Франции – ордена Искусств и литературы (офицер) и ордена Почетного легиона (офицер), ордена Звезды Италии (командор), международной премии «Персона года 2012», ордена «За заслуги перед Республикой Башкортостан» и Международной премии «Звезда Чернобыля», почетного знака Болгарии «Самарский крест», ордена Святого благоверного князя Даниила Московского I и III степени (за вклад в строительство храма Всех Святых в Страсбурге), ордена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, а также многих других почетных наград и званий. 

    В 2006 году Владимир Спиваков за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, его деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО. В 2012 году Владимиру Спивакову была присуждена Государственная премия России «за выдающиеся заслуги в области гуманитарной деятельности» (премии были удостоены в разные годы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Александр Солженицын, Валентина Терешкова, король Испании Хуан Карлос I и президент Франции Жак Ширак). 

    Владимир Спиваков – полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).